Положение о закупках 223. Положение о закупках. Порядок подготовки и проведения процедур закупки

Изменения также размещают в ЕИС в течение 15 дней с момента утверждения. При этом при их публикации устанавливается срок, в течение которого все присоединившиеся организации также должны внести правки в свои положения. Он не может составлять менее 15 дней. Другие изменения, касающиеся положений по 223-ФЗ По новым правилам в своих положениях заказчики должны предусмотреть два вида закупок — конкурентные и неконкурентные. В число первых входят открытые, закрытые и электронные конкурсы, аукционы, запросы котировок, закрытые и электронные запросы предложений. Можно использовать и другие виды, прописанные в положении. Если заказчик не установил иное правило, он обязан проводить все конкурентные процедуры на электронных площадках. Также следует дополнить положения списком ситуаций, когда закупку можно проводить у единственного поставщика.

Положение о закупках по 223-фз

Российской Федерации на международном рынке капитала, признаны лучшими (распоряжение Правительства Российской Федерации от 13.3.2014 №364-р)

Перечень типовых положений о закупках Типовое положение Аппарата Правительства Мурманской области (914.91 Кб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства образования Саратовской области (3.53 Мб) 223-ФЗ Типовое положение Администрации муниципального образования Каргопольский муниципальный район Архангельской области (5.88 Мб) 223-ФЗ Типовое положение УМУ Суксунского района (725.65 Кб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства финансов Саратовской области (5.44 Мб) 223-ФЗ Типовое положение Министерства труда и социальной защиты Калужской области (2.17 Мб) 223-ФЗ Типовое положения Департамента образования мэрии г.

4. кем утверждается положение о закупке?

Внимание

N ОГ-Д28-2628 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о предоставлении разъяснений отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.


Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г.

Положение о закупках по 223-фз с июля 2018 год: образец

Инфо

Целесообразно принять положение об отделе закупок, отражающее закрепление за отдельными сотрудниками конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующее сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение. Содержание положения Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.


Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Документы

Внесение корректировок в положение о закупке Организация, работающая в рамках 223-ФЗ, имеет право самостоятельно вносить корректировки в положение о закупках. Для того чтобы изменения вступили в силу, они должны быть опубликованы в ЕИС.
Выкладывается два документа: обновленное положение, а также полный реестр всех внесенных корректировок. Обновленная документация подписывается усиленной квалифицированной подписью заказчика.


Важно

Вносить коррективы организация может столько раз, сколько это необходимо. Никаких рамок по этому вопросу закон не определяет. При составлении и реализации положения о закупках заказчик должен четко соблюдать все требования законодательства.


В противном случае на должностное лицо организации накладывается штраф в объеме от 20 до 30 тысяч рублей. Заказчик должен будет выплатить от 50 до 100 тысяч рублей.

Типовое положение о закупках по 223-фз с учетом последних изменений

В конце 2017 года в 223-ФЗ внесли ряд изменений, некоторые из которых уже начали работать. Они коснулись и типового положения о закупках по 223-ФЗ.

Это не новый для заказчиков документ, однако в 2018 году он претерпел ряд правок. Подробнее об этом — в материале. Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год Учредители бюджетных и автономных учреждений, собственники имущества МУПов и ГУПов по новым правилам смогут утвердить на федеральном, региональном и муниципальном уровнях образец положения о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений, автономных предприятий, которые должны будут его применять.
Такие нововведения введены ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ. К примеру, материнские компании могут присоединить к разработанному ими типовому положению о закупках по 223-ФЗ дочерние организации.
У последних есть 15 дней на то, чтобы решить вопрос с присоединением.

Составляем положение о закупках по правилам 2018 года

На титульном листе утвержденного положения должна стоять надпись «Утверждено», указан завизировавший орган, а также приведены реквизиты документа, на основание которого была поставлена подпись, например, протокол общего собрания. Требования к содержанию документа Согласно пункту 2 статьи 2 223-ФЗ в положении о закупках должна быть освещена следующая информация:

  1. Правила проведения подготовительных операций к закупке.
  2. Регламент проведения закупочной процедуры.
  3. Особенности выбора типа закупочной процедуры.
  4. Правила заключения и реализации договора.

При разработке документа организация должна учитывать особенности своей деятельности. Учтены должны быть и нормативно-правовые акты, относящиеся к закупкам.

Закона N 223-ФЗ. Таким образом, законодательством Российской Федерации о закупках не предусмотрено обязательство заказчиков повторно (ежегодно) утверждать положение о закупке. При этом заказчики вправе вносить изменения в положение о закупке в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

Это значит, что к нему будут в полной мере относиться правила контрактной системы, а именно необходимость: Типовое положение о закупках Скачать образец (файл) -обосновывать начальную цену договора с единственным поставщиком; — выбирать способ закупки; — проводить закупки у СМП и СОНО; устанавливать требования к участникам, оценивать их заявки; — создавать комиссию по закупкам; — направлять в ФАС сведения о недобросовестных исполнителях для включения в РНП. Однако заказчикам по-прежнему не нужно будет согласовывать с антимонопольной службой закрытые процедуры выбора поставщика, а также направлять уведомления о закупках у единственного поставщика, которые не состоялись.

Как будет выглядеть типовая форма положения по 223-ФЗ с новыми изменениями Структура похожа на ту, что существовала раньше, однако есть ряд изменений.
КЕМ УТВЕРЖДАЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЕ О ЗАКУПКЕ? Согласно ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке утверждается: — высшим органом управления государственной корпорации или государственной компании, если заказчиком выступает государственная корпорация или государственная компания; — руководителем унитарного предприятия, если заказчиком выступает государственное унитарное предприятие или муниципальное унитарное предприятие; — наблюдательным советом автономного учреждения, если заказчиком выступает автономное учреждение; — советом директоров (наблюдательным советом) хозяйственного общества, если заказчиком выступает акционерное общество.

Примерный план положения Для того чтобы документ содержал все необходимые по закону сведения заказчикам рекомендовано придерживаться следующей структуры документа:

  1. Определения и используемые термины.
  2. Область применения документа.
  3. Последовательность процедуры подготовки к закупочной процедуре.
  4. Способы приобретения товаров и услуг.
  5. Требования, предъявляемые к участникам закупки.
  6. Условия применения и правила проведения закупочных процедур.
  7. Порядок оформления и реализации договора.

Согласно части 10 статьи 4 223-ФЗ в положении должны быть предусмотрены все требования к закупочной документации. Должно быть включено требование о приоритете товаров российского производства.

Скачать образец — типовую форму положения.
ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);

  • автономное учреждение - наблюдательным советом (№ 174 от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО - советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208 от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО - общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14 от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • государственное или муниципальное бюджетное учреждение - учредителем (№ 7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания - наблюдательным советом (№ 236 от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности, вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта.

Как обновить положение о закупках по изменениям в 223-ФЗ

Чтобы работать по новым правилам, измените положение о закупке. Правки затрагивают способы закупки, разделы о договорах и отчетности. Разобраться, что и как изменить в положении, поможет практика заказчиков и примеры из действующих положений.

Что поменять в положении о закупке

Переписывать все положение о закупке необязательно. Достаточно изменить часть сведений и добавить новые. Какие блоки положения поправить - смотрите в таблице.

Сведения в положении С 1 июля 2018 года До 1 июля 2018 года
Конкурентные закупки Четыре способа конкурентной закупки - конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок. Другие способы - на усмотрение заказчика Два обязательных способа закупки - аукцион и конкурс. Понятия «конкурентная закупка» нет
Порядок конкурентной закупки Рамочный порядок конкурентных закупок, в том числе закрытых и электронных Нет
Порядок закупки у МСП Обязанность закупать продукцию у МСП, публиковать ежегодный отчет. Правила закупки у МСП согласно постановлению № 1352
Подробный порядок закупок у МСП. Закупки проводят только на электронных площадках Порядок закупки у МСП определяет заказчик
Извещения и документация При изменениях извещения и документации срок приема заявок продлевают минимум на половину первоначального срока.
Перечень сведений в извещении и документации шире
При изменениях извещения и документации срок приема заявок продлевают минимум на 15 дней
Требования к участникам Требования к участникам в положении и документации Требования к участникам в документации
Обеспечение заявки Минимальное значение НМЦД, при которой заказчик требует обеспечить заявку. Ограничен размер обеспечения. Заказчик применяет постановление № 1352 Заказчик определяет порядок обеспечения заявки с учетом постановления № 1352
Комиссия по закупкам Заказчик обязан создать комиссию при конкурентной закупке. Закупку проводит комиссия Заказчик вправе создать закупочную комиссию
Протоколы Два вида протоколов конкурентной процедуры - протокол закупки и итоговый протокол.
Исчерпывающий перечень сведений в протоколах
Заказчик самостоятельно решает, какие сведения включить в протокол
Заключение договора Минимальный и максимальный сроки - не ранее 10 и не позднее 20 календарных дней с даты, когда опубликовали итоговый протокол Минимальный срок - не ранее 10 календарных дней с даты, когда подвели итоги закупки (ч. 4 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ)
Ежемесячная отчетность Отчитываться о закупках у МСП не нужно. В ЕИС публикуют отчеты обо всех договорах, сделках с едпоставщиком и договорах с едпоставщиком по результатам закупок, которые не состоялись В ЕИС публикуют отчеты обо всех договорах, договорах с едпоставщиком, договорах с гостайной и договорах с МСП

Читайте подробнее о каждом блоке изменений далее.

Конкурентные и неконкурентные закупки

В положении о закупке предусмотрите конкурентные и неконкурентные способы закупки, а также порядок процедур.
Конкурентные закупки проводят торгами - конкурсом, аукционом, запросом котировок и запросом предложений. Конкурс и аукцион делят на открытый, закрытый, электронный, а запрос предложений и запрос котировок - на закрытый и электронный. Торги включите в положение обязательно.
Кроме торгов, заказчик вправе предусмотреть в положении другие конкурентные процедуры. Например, акционерное общество «Роскартография» проводит конкурентные переговоры - закупка, при которой победителя определяют в ходе переговоров (п. 2.2.16 положения АО «Роскартография» от 28.04.2018 № 03/2018).

Внимание: напишите в положении о закупке, какие процедуры проводите не в электронной форме. Если не укажете информацию, все закупки обязаны проводить на электронных площадках (ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Неконкурентные закупки - это договоры с едпоставщиком и другие процедуры, которые не отвечают требованиям к конкурентным закупкам. Напишите полный перечень случаев, когда закупаете продукцию у едпоставщика. При необходимости предусмотрите случаи, когда публикуете в ЕИС извещение о закупке у едпоставщика. Подробнее о неконкурентных закупках читайте в рекомендации.

Пример: как включить в положение закупки у едпоставщика

В типовом положении для московских заказчиков перечислены случаи закупки у едпоставщика. Заказчик вправе заключить сделку с едпоставщиком, когда закупает:

  • товары, работы или услуги у субъекта естественной монополии;
  • услуги водоснабжения, водоотведения, канализации, теплоснабжения, газоснабжения, кроме услуг по реализации сжиженного газа, а также подключение к сетям инженерно-технического обеспечения по тарифам;
  • культурные ценности, редкие и ценные издания, рукописи, архивные документы;
  • работы или услуги, которые выполняют или оказывают только органы власти или подведомственные организации;
  • товары, работы, услуги, когда возникли обстоятельства непреодолимой силы, необходимо срочное медицинское вмешательство;
  • товары, работы, услуги у предприятий ФСИН;
  • товары, работы, услуги стоимостью до 300 000 руб. или 500 000 руб. при выручке более 5 млрд руб.;
  • произведения литературы и искусства определенных авторов, исполнения конкретных исполнителей, фонограммы конкретных изготовителей, если исключительные права у единственного человека или организации;
  • услуги по участию в мероприятии, которое исполнитель проводит для нескольких заказчиков;
  • преподавательские услуги физлиц;
  • авторский контроль за разработкой проекта объекта капстроительства;
  • авторский надзор за строительством, реконструкцией, капремонтом объектов капстроительства;
  • технический и авторский надзор за работами по сохранению объекта культурного наследия;
  • услуги по командировке сотрудника;
  • услуги по техническому содержанию, охране и обслуживанию нежилых помещений во владении или пользовании заказчика, если исполнитель уже оказывает услуги в этом здании;
  • работы по мобилизационной подготовке;
  • услуги связи.

Кроме того, заказчик вправе заключить договор на банковскую гарантию.

Случаи перечислены в пункте 45.1 типового положения из приказа департамента городского имущества, главконтроля, тендерного комитета Москвы от 14.04.2015 № 72/38/70-01-43/15.
Предусмотрите в положении другие неконкурентные процедуры, если необходимо.

Пример: какие неконкурентные способы закупки включить в положение Корпорация МСП установила два неконкурентных способа - закупка у едпоставщика и мелкая закупка. Стоимость мелкой закупки не превышает 100 тыс. руб. с НДС. При годовой выручке более 5 млрд руб. максимальный размер мелкой закупки - до 500 000 руб. В течение квартала корпорация вправе провести мелкие закупки на сумму в 2,5 млн руб. или в 5 млн руб. при выручке выше 5 млрд руб. (п. 16.1 положения АО «Корпорация МСП» от 06.11.2015 № 2).

Требования к способам закупки перечислены в частях 2-3.1 статьи 3, части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.

Порядок конкурентных закупок

Опишите в положении порядок, в котором проводите конкурентные закупки. Напишите, в какие сроки опубликуете извещение и документацию, примите, рассмотрите и оцените заявки, составите протоколы, заключите договор. Укажите порядок, в котором разъясните и при необходимости измените извещение и документацию, а также отмените закупку (ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).
Пример: порядок конкурентной закупки в положении
В типовом положении для московских заказчиков описан порядок конкурса, аукциона, запроса котировок и запроса предложений. Например, разделы аукциона в положении такие:

Раздел Содержание раздела
Извещение об аукционе Сроки публикации в ЕИС
Сведения в извещении
Порядок изменения извещения
Порядок отмены закупки
Документация Сведения в документации
Порядок публикации в ЕИС - вместе с извещением
Информация о том, что проект договора - обязательная часть документации
Правило, что сведения в документации должны отвечать извещению
Порядок предоставления документации Срок, в который заказчик предоставит документацию участникам
Плата за документацию
Запрет на переговоры заказчика с закупочной комиссией
Разъяснение, изменение документации Право участников направить запросы для разъяснений документации
Сроки для запроса и для разъяснений
Право заказчика изменить документацию согласно запросу или по собственной инициативе
Подача заявок Требования к заявке
Срок подачи заявок
Право участника отменить или изменить заявку
Случай, когда никто не подал заявку или заявился один участник (закупка не состоялась)
Рассмотрение заявок Срок рассмотрения заявок
Право заказчика направить участникам запросы для уточнения сведений в заявках
Содержание протокола рассмотрения заявок

Случай, когда комиссия отклонила все заявки или допустила к аукциону одного участника (закупка не состоялась)
Порядок аукциона Обязанность заказчика обеспечить доступ к торгам всем участникам, которые отвечают требованиям документации
Размер «шага аукциона» - суммы, на которую участники снижают НМЦД
Порядок аукциона - действия участников и аукциониста (ведущего торгов)
Победитель аукциона
Содержание итогового протокола
Порядок публикации протокола в ЕИС
Случи, когда участники не снизили цену, на торги пришел только один участник или никто не пришел (аукцион не состоялся)
Порядок возврата обеспечения заявок
Заключение договора Минимальный и максимальный сроки, в которые стороны заключают договор
Действия сторон по заключению договора
Условие, что договор стороны заключат на условиях извещения, документации и предложения победителя закупки
Порядок действий, когда победитель уклонился от заключения договора
Аукцион не состоялся Право заказчика подписать договор с едпоставщиком, объявить повторную закупку или отказаться от закупки

Требования к аукциону перечислены в разделах 27.1-35 типового положения из приказа № 72/38/70-01-43/15.
Для конкурса и запроса предложений напишите критерии оценки и сопоставления заявок. Возьмите критерии из Закона № 44-ФЗ или разработайте свои. Перечислите в положении все критерии, которые применяете в закупках. Критерии для конкретной закупки будете уточнять в документации (п. 13 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Пример: критерии оценки заявок при конкурсе
Нижегородские бюджетные учреждения при закупках по Закону № 223-ФЗ применяют стоимостные и нестоимостные критерии оценки конкурсных заявок.

Стоимостные критерии:

  • цена;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техобслуживание товара.

Нестоимостные критерии:

  • качественные и функциональные характеристики товара, качество работ, услуг;
  • сроки или периоды поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
  • срок гарантии качества товара, работ, услуг;
  • объем гарантий качества товара, работ, услуг;
  • деловая репутация участника;
  • опыт поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • производственные мощности, технологическое оборудование, трудовые, финансовые ресурсы и другие показатели, которые необходимы для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • квалификация участника;
  • другие критерии по конкурсной документации.

Для конкурса заказчики выбирают не менее двух критериев. Значимость всех критериев - 100 процентов. Порядок оценки по критериям описывают в документации. Такие правила описаны в статье 22 типового положения, которое Министерство социальной политики Нижегородской области утвердило приказом от 17.12.2015 № 744/1.
Подробнее о том, как провести конкурентную закупку, читайте в рекомендации.

Опишите в положении порядок закупок в электронной форме. Выделите отдельный раздел об электронных закупках либо опишите порядок каждого способа электронной закупки. Например, в типовом положении для московских заказчиков отдельный раздел об электронной закупке.

Порядок закупок в электронной форме описан в статье 3.3 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Напишите случаи, когда применяете закрытые закупки. Опишите правила таких процедур. К примеру, в типовом положении для московских заказчиков раздел о закрытых закупках выглядит так:


Требования к закрытым закупкам перечислены в статье 3.5 Закона № 223-ФЗ.

Порядок закупок у МСП

Раздел о закупках только среди МСП в положение включите, если обязаны закупать продукцию у малого и среднего бизнеса. Перечень заказчиков, которые должны покупать продукцию у МСП, Правительство утвердило постановлением от 11.12.2014 № 1352.

Закон № 223-ФЗ регламентирует порядок закупок среди представителей малого и среднего бизнеса. Продукцию у МСП закупайте на электронных площадках и только на торгах, то есть электронными конкурсами, аукционами, запросами предложений и запросами котировок. Об этом сказано в частях 1 и 2 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.

При закупке только среди МСП учитывайте сроки для публикации извещения. Для закупок у любых участников и для торгов среди МСП сроки разные.

Способ закупки Минимальный срок при общих закупках Минимальный срок при закупках у МСП
Конкурс 15 календарных дней Семь календарных дней при НМЦД до 30 млн руб., 15 календарных дней при НМЦД выше 30 млн руб.
Аукцион
Запрос предложений Семь рабочих дней Пять рабочих дней, НМЦД не должна превышать 15 млн руб.
Запрос котировок Пять рабочих дней Четыре рабочих дня, НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

Установите требования к заявкам заказчиков. Учтите правила обеспечения заявок. Перечислите этапы конкурентных закупок среди МСП. Заказчик вправе разбить конкурс на пять этапов, а в аукцион и запрос предложений включить квалификационный отбор. Закрепите такое право в положении, а в документацию конкретной закупки этапы включайте на свое усмотрение. Однако если включили, то соблюдайте последовательность. При этом этапы не должны повторяться.

Пример: о закупках у малого и среднего бизнеса «Роскартография» выделила в положении раздел о закупке среди МСП. Правила закупки заказчик взял из статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ.
Заказчик описал, какими способами проводить закупки среди МСП, указал сроки для публикации извещения.



В аукцион и запрос предложений заказчик вправе включить этап квалификационного отбора. В конкурсе среди МСП выделили пять этапов.



Заказчик описал правила, по которым оператор электронной площадки обязан проводить аукцион среди МСП.



Отдельно заказчик прописал требования к обеспечению заявок, которое предоставляют участники закупок среди МСП.


В положении заказчик описал состав заявок в зависимости от способа конкурентной закупки.


Договор стороны заключают на электронной площадке. Порядок заказчик описал отдельным пунктом положения.



Требования к закупкам среди МСП заказчик прописал в разделе 18 положения о закупке.

Требования к извещению и документации

Изменились требования к извещению и документации. В положении с 1 июля 2018 года дополнительно пишите, что в извещение включают:

  • краткое описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ;
  • порядок и сроки подачи заявок, порядок, в котором подведете итоги конкурентной закупки (или этапов закупки);
  • адрес электронной площадки при конкурентной закупке в электронной форме.

Требования к извещению перечислены в части 9 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Составить извещение поможет рекомендация.
Когда описываете в положении о закупке требования к документации, дополнительно включите:

  • формулу цены или цену единицы продукции, а также максимальную цену договора (если нельзя рассчитать НМЦД);
  • порядок, в котором подведете итоги закупки;
  • требования к участникам закупки, к субподрядчикам и перечень документов, которыми подтвердят, что отвечают требованиям. Напишите требования и документы при закупке работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, закупке товаров, работ, услуг, которые связаны с использованием атомной энергии.
  • описание предмета закупки согласно части 6.1 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Сведения, которые необходимо включить в документацию, перечислены в части 10 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее о документации читайте в рекомендации.

Порядок, в котором меняете извещение и документацию

В положении о закупке напишите, что вправе изменить извещение или документацию конкурентной закупки. Когда внесете правки, продлите срок подачи заявок. Между датами, когда опубликовали изменения и когда завершите принимать заявки, оставьте не менее половины срока подачи заявок согласно положению. Об этом сказано в части 11 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



Например, заказчик разместил извещение об электронном аукционе 1 августа. Заявки принимает 20 календарных дней, то есть до 22 августа. 17 августа опубликовали в ЕИС правки извещения. Продлить прием заявок необходимо минимум на 11 дней, так как принимать заявки согласно положению необходимо 20 календарных дней. Заказчик продлил срок приема заявок на 11 дней - до 29 августа.

Требования к участникам

Заказчик обязан написать требования к участникам закупки в положении. В документацию о конкурентной закупке включайте только требования к претендентам из положения. Об этом сказано в части 6 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Пример: требования к участникам в положении о закупке
В типовом положении для московских заказчиков прописаны обязательные и дополнительные требования к участникам закупки.
Обязательные требования:

  1. Участник отвечает требованиям законодательства к лицам, которые поставляют товар, выполняют работы или оказывают услуги по договору. Например, у претендента должна быть лицензия или он должен состоять в СРО.
  2. Участник - юрлицо не ликвидируется, арбитражный суд не признал участника банкротом.
  3. Деятельность участника на день подачи заявок не приостановили.
  4. Сведений об участнике нет в реестре недобросовестных поставщиков.
  5. Участник обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если по договору заказчик приобретает права на такие результаты. Исключение - договоры, по которым исполнитель создает произведения литературы или искусства, а также договоры на финансирование проката и показа национального фильма.

Дополнительные требования:

  1. Квалификация участника, в том числе опыт работы по аналогичным договорам.
  2. Наличие у претендента материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Дополнительные требования заказчик устанавливает на свое усмотрение в зависимости от предмета закупки. Допустим, при закупке овощей квалификация участника не важна. Когда необходимо закупить строительные работы, имеет значение и квалификация, и ресурсы претендента. Требования к участникам перечислены в пунктах 14.1 и 14.2 типового положения.

Обеспечение заявки при конкурентной закупке

Требовать обеспечить заявку при конкурентной закупке - право заказчика. Если предусмотрите такое требование, то опишите в положении максимальный размер обеспечения, а также порядок, срок и случаи возврата обеспечения. Опишите способы, которыми участник обеспечит заявку:

  • денежный залог;
  • банковская гарантия;
  • другой способ по Гражданскому кодексу.

Кроме банковской гарантии и залога, обеспечить обязательства возможно неустойкой, удержанием вещи, поручительством, задатком, обеспечительным платежом или другим способом (п. 1 ст. 329 ГК).
При закупке среди МСП участники обеспечивают заявку только денежным залогом или банковской гарантией. Напишите это в положении о закупке.

Внимание: требуйте обеспечить заявки только при НМЦД выше 5 млн руб. включительно. Установите обеспечение не более 5 процентов НМЦД. Размер обеспечения при закупках у МСП не должен превышать 2 процентов НМЦД. Об этом сказано в части 27 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ и в пункте 23 положения из постановления Правительства от 11.12.2014 № 1352.
В положении напишите, в какие сроки вернете обеспечение. Перечислите случаи, когда обеспечение не вернете или потребуете выплату по гарантии.

Пример: требования к обеспечению заявки «Роскартография» в положении предусмотрела условия обеспечения заявки при закупке у МСП:


Для закупок на общих основаниях требования такие:


Заказчик не вернет обеспечение в двух случаях:



Правила обеспечения заявок описаны в части 25 статьи 3.2 и части 12 статьи 3.4 Закона № 223-ФЗ. Подробнее читайте в рекомендации.

Порядок работы комиссии по закупкам

Напишите в положении, что победителей конкурентной закупки выбирает закупочная комиссия. Опишите порядок, в котором создадите комиссию. Возьмите за основу порядок из Закона № 44-ФЗ или разработайте собственные правила. Требование создать комиссию установлено в части 8 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Напишите, правила, по которым работает комиссия:

  • сколько участников необходимо для кворума;
  • какие решения принимает комиссия;
  • как комиссия оформляет решения.
Пример: раздел о закупочной комиссии в положении о закупке
В типовом положении правительство Самарской области перечислило, как заказчики создают комиссии.
Заказчик создает комиссию до начала закупки. В решении о создании комиссии определяет порядок работы комиссии и персональный состав, права и обязанности членов комиссии, назначает председателя. Возглавляет комиссию руководитель организации заказчика или заместитель. Вместо них руководить вправе представитель ГРБС.

Заказчик вправе создать единую комиссию или отдельные комиссии для каждого способа конкурентной закупки. Количество членов комиссии - не менее пяти человек. В состав комиссии не обязательно включать только штатных сотрудников. Комиссию заказчик формирует преимущественно из лиц, которые прошли профессиональную подготовку или повысили квалификацию в сфере закупок, а также со специальными знаниями по предмету закупки. Кроме того, в состав комиссии включают представителя ГРБС.

В состав комиссии нельзя включать лиц, которые лично заинтересованы в результатах закупки. Например, в комиссии не могут работать супруги или родственники участников закупки.

Комиссия принимает решение большинством голосов. Заседание правомочно, только если есть кворум - не менее 50 процентов от общего состава. Комиссия принимает решения:

  • допускает участника к закупке или отказывает;
  • выбирает победителя закупки;
  • признает закупку несостоявшейся.
Протокол по итогам заседания подписывают все члены комиссии.

Такие правила перечислены в пунктах 2.1.1-2.1.8 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Требования к протоколам

Учтите в положении два вида протоколов конкурентной закупки. Первый - протокол, который комиссия составляет в ходе закупки или по этапу закупки. Второй - итоговый протокол. Напишите, какие сведения включите в протокол для каждой закупки отдельно, либо выделите блок с полной информацией о протоколах.

Например, напишите так:



Требования к протоколам перечислены в частях 13 и 14 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ. Какие сведения включить в протоколы, читайте в рекомендации.

Заключение договоров

Напишите в положении сроки, в которые заключите договор по результатам конкурентной закупки. Стороны вправе подписать договор не ранее чем через 10 и не позднее чем через 20 календарных дней с даты, когда заказчик разместит в ЕИС итоговый протокол закупки.

Перечислите исключения из сроков:

  1. Необходимо получить одобрение органа управления заказчика.
  2. Участник, региональная власть или корпорация МСП обжалуют закупку.

В этих случаях сделку заключите в течение пяти календарных дней с даты, когда получите одобрение или ФАС вынесет решение. Об этом сказано в части 15 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.
Опишите порядок, в котором заключите договор: когда передадите проект победителю, в какой срок он обязан подписать документ и вернуть заказчику. Например, в положении для нижегородских заказчиков указано:



Перечислите случаи, когда вправе заключать договоры с несколькими участниками конкурентной закупки. Опишите порядок заключения таких договоров. Если не внесете эти сведения в положение, то заключать сделку с несколькими участниками по результатам одной конкурентной закупки не вправе. Вывод следует из части 28 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ.

Например, самарские заказчики вправе заключить с несколькими заказчиками договоры на закупку двух и более поисковых научно-исследовательских работ. Условие необходимо предусмотреть в документации. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4.1.3.5 типового положения из постановления правительства Самарской области от 16.02.2017 № 99.

Ежемесячная отчетность

Измените в положении сведения об отчетах, которые размещаете в ЕИС. Напишите, что до 10 числа каждого месяца публикуете в ЕИС сведения о количестве и стоимости договоров по результатам всех закупок, закупок у едпоставщика, а также договоров с едпоставщиком по результатам несостоявшейся закупки. Такое правило установлено в части 19 статьи 4 Закона № 223-ФЗ.



Размещать ежемесячный отчет о закупках у МСП после 1 июля 2018 года не нужно. Если включали обязанность отчитываться в положение, то удалите этот пункт. Если оставите, то согласно положению о закупке обязаны отчитываться. В этом случае, если не разместите отчет, сотрудник заплатит штраф от 30 000 до 50 000 руб., организация - от 100 000 до 300 000 руб. Об этом сказано в части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и в части 5 статьи 7.32.3 КоАП.

Внимание: пункт о ежемесячной отчетности по закупкам у МСП удаляйте только после 1 июля. До 1 июля отчет обязателен.
Новые правила действуют с 1 июля 2018 года. Однако предусмотрен переходный период. Измените, утвердите и опубликуйте в ЕИС положение о закупке до 1 января 2019 года. Применяйте правила, как только опубликуете измененное положение. Если не разместите положение до 1 января 2019 года, будете работать по Закону № 44-ФЗ до тех пор, пока не опубликуете исправленное положение в ЕИС. Об этом сказано в части 5.1 статьи 8 Закона № 223-ФЗ и в части 3 статьи 4 Федерального закона от 31.12.2017 № 505-ФЗ.


Юридические услуги опытных юристов и адвокатов

:

:

Заказчики, которые в настоящее время работают по 223-ФЗ, обязаны разработать особый документ, регламентирующий всю закупочную деятельность. В статье рассмотрим основные требования к содержанию указанного стандарта, порядку его принятия и утверждения, а также предоставим само положение о закупках по 223-ФЗ с июля 2018 года, образец которого подготовлен с учетом вступления существенных изменений в сфере государственных закупок, именно поэтому стоит обратить особое внимание на новый формат и структуру документа.

Положение по 223-ФЗ для бюджетных учреждений на 2019 год с изменениями должно содержать следующую информацию:

  • порядок подготовки и проведения процедур, в том числе электронных, условия их применения;
  • способы осуществления заказов по 223-ФЗ;
  • порядок заключения и исполнения договоров по результатам конкурентных процедур и договоров с единственным поставщиком;
  • иные вопросы, связанные с обеспечением закупок по нормам 223-ФЗ.

Стоит заметить, что положение о закупках не предусмотрено, и заказчик осуществляет деятельность в рамках закона о контрактной системе без принятия каких-либо дополнительных актов.

Целесообразно принять стандарт об отделе закупок, который будет отражать закрепление конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующий сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение за определенным списком сотрудников, которые входят в отдел и выполняют службу в области заказа по 223-ФЗ.

Как утвердить и разместить

Согласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт в зависимости от организационно-правовой формы следующими органами управления:

  • государственная корпорация или компания — высшим органом управления (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • ГУП, МУП — руководителем (№ 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • автономное учреждение — наблюдательным советом (№ 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО — советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО — общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • государственное или муниципальное бюджетное учреждение — учредителем (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания — наблюдательным советом (№ 236-ФЗ от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий имеет полное право изучить данные документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе.

Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также , а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.

Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год с июля 2018 может содержать следующие разделы:

  1. Термины и определения.
  2. Цели и принципы закупочной деятельности.
  3. Утверждение стандарта и внесение изменений.
  4. Формирование и корректировка плана заказов.
  5. Выбор способа и формы заказа.
  6. Правила подготовки и проведения.
  7. Принципы формирования требований и критериев оценки.
  8. Требования к описанию объекта.
  9. Требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора.
  10. Подготовка, согласование и утверждение закупочной документации.
  11. Порядок проведения процедуры.
  12. Контроль и обжалование.
  13. Отчетность по закупочной деятельности.
  14. Требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.

Как использовать типовые положения

С 01.01.2018 изменились нормативы о типовом положении о закупках. Теперь, согласно части 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений нужно включить такие сведения:

  1. Регламент подготовки и реализации госзакупок.
  2. Способы определения поставщика, а также случаи, когда они применяются.
  3. Срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.

Эти сведения нельзя изменять при разработке и утверждении бюджетными и автономными учреждениями, унитарными предприятиями собственных положений о закупке.

В стандартном положении о закупке должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены .

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней — федеральные, региональные, муниципальные. Вышестоящие органы также закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ей надлежит сформировать свой регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в типовом положении о закупках (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить свой локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).

Новые или скорректированные типовые нормативы размещаются в 15-дневный срок с момента их утверждения контролирующими органами власти.

Где взять типовое положение

В конце статьи вы можете выбрать из ряда предоставленных стандартов и найти необходимое положение о закупках по 223-ФЗ на 2019 год; скачать образец можно также на сайте Единой информационной системы — в ЕИС доступны для ознакомления стандарты госзакупок организаций-заказчиков местного уровня, которые могут использоваться в целях оптимизации и унификации разрабатываемого документа. Эти документы найдете во вкладке «Документы» на боковой панели. В нижней части страницы есть раздел «Перечень типовых положений о закупках».

Скачать шаблон типового положения о закупках на 2019 год

Пример типового положения о закупках для МУП

В качестве примера приводим положение о закупках по 223-ФЗ на 2019 год — образец для МУП.

В каких случаях ООО требуется положение о закупках

Если говорить кратко, положение о закупках — это локальный акт организации, в котором определены все нюансы осуществления закупочной деятельности данным заказчиком.

При этом разработка такого документа законом «О контрактной системе в сфере закупок…» от 05.04.2014 № 44-ФЗ не предусматривается. С помощью такого внутреннего документа регулируется соответствующая деятельность заказчика в рамках закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — закон № 223-ФЗ).

В подп. 2, 3 п. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ перечислены признаки хозяйственных обществ, на которые распространяется действие этого закона:

  • доля участия в таком хозобществе составляет более 50% (далее условно — дочернее хозобщество);
  • доля участия дочернего хозобщества в таком хозобществе составляет более 50%.

Таким образом, если общество с ограниченной ответственностью (далее — ООО), соответствующее указанным выше признакам, планирует выступить в качестве заказчика при осуществлении госзакупок, то составление и утверждение положения о закупках, а также его дальнейшее размещение на надлежащем ресурсе в интернете (в Единой информационной системе на сайте http://www.zakupki.gov.ru) — необходимое условие участия в госзакупках.

Регламент размещения такого локального документа в указанной ЕИС содержится в разделе II положения «О размещении в ЕИС информации о закупке», утв. постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908 (далее — постановление № 908).

Требования к положению о закупках (образец)

Законом установлены конкретные требования к содержанию такого документа (п. 2 ст. 2 закона № 223-ФЗ). В нем должны быть отражены:

  • регламент подготовки к проведению госзакупки;
  • правила проведения самой закупочной процедуры (также должны быть обозначены допустимые способы ее проведения);
  • условия выбора конкретного способа проведения закупки;
  • регламент заключения и исполнения договоров;
  • иные положения, связанные с реализацией процедуры госзакупки.

С учетом приведенных требований и сложившейся практики можно предложить следующую примерную структуру положения для ООО:

  • Вводные положения.
  • Основные термины и понятия.
  • Регламент планирования закупок и ведения сопутствующей отчетности.
  • Информационное обеспечение.
  • Возможные способы организации закупки. В этом блоке перечисляются все допустимые способы, в т. ч. открытый аукцион или конкурс, запрос предложений или котировок, закупка у единственного поставщика. Здесь же рационально сразу разместить и условия выбора каждого из этих способов для конкретной закупочной процедуры.
  • Права и обязанности участников госзакупки.
  • Заключение договора.
  • Контроль за выполнением условий договора.
  • Оспаривание решений закупочной комиссии.
  • Регламент разрешения разногласий.
  • Контроль закупочной деятельности.
  • Порядок внесения изменений в данное положение.
  • Ответственность за неисполнение положения о закупках.
  • Заключительные положения и т. д.

При разработке документа организации надлежит учитывать особенности своей деятельности и соответствующие нормы законодательства, регламентирующие закупочную деятельность.

Образец положения о закупках можно скачать, перейдя по данной ссылке: Положение о закупках для ООО (образец) .

Регламент утверждения

Законодатель также определил регламент утверждения рассматриваемого документа. Так, в ООО положение о закупках утверждается (подп. 5 п. 3 ст. 2 закона № 223-ФЗ):

  • общим собранием участников, если учредительной документацией данная функция не отнесена к компетенции другого органа (см. также подп. 8 п. 2 ст. 33 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ);
  • советом директоров (наблюдательным советом) или коллегиальным исполнительным органом, если данная обязанность возложена на них уставом компании.

Таким образом, на титульном листе положения о закупках должна быть отметка, содержащая:

  • слово «Утверждено»;
  • указание на то, какой орган произвел утверждение;
  • реквизиты документа, на основании которого было утверждено данное положение (например, протокол общего собрания участников ООО от … № … и т. д.).

Положение о закупке должно быть размещено в ЕИС не позднее чем через 15 дней со дня его утверждения (п. 1 ст. 4 закона № 223-ФЗ).

Внесение изменений

В положение о закупках в зависимости от потребностей ООО или нововведений законодательства могут быть внесены изменения.

Для того чтобы внесение изменений считалось надлежащим, ООО должно разместить в ЕИС как само измененное положение, так и документ, содержащий реестр таких изменений (пп. 12, 13 постановления № 908). Также, если это необходимо, должна быть откорректирована информация, включенная в документ, содержащий основные сведения о положении о закупке (п. 10 постановления № 908).

Перечисленная документация подлежит размещению в ЕИС только после подписания специальной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица (п. 4 постановления № 908). Узнать о том, как получить такую подпись, можно из другой нашей статьи: Порядок получения ЭЦП для госзакупок (нюансы) .

Обозначенные изменения должны быть внесены в ЕИС не позднее чем через 15 дней с момента их утверждения (п. 1 ст. 4 закона № 223-ФЗ).

Регламент утверждения изменений, вносимых в рассматриваемый документ, аналогичен порядку утверждения самого документа.

Итак, ООО, в уставном капитале которого содержится определенная законом доля участия государства, для проведения госзакупки должно составить и утвердить положение о закупках. В его тексте должны быть зафиксированы все требования к закупке, включая регламенты подготовки и реализации всех процедур, правила их применения, порядок заключения и исполнения договоров и т. д.


Top