Право на обжалование действий должностных лиц. Административный иск на действия должностного лица. Кем рассматриваются заявления

Объектом судебного обжалования в соответствии с гл. 25 ГПК РФ являются действия (в широком смысле), связанные с волевым осуществлением властных полномочий, в том числе решения, представляющие собой результаты властных правоприменительных действий (например, властные предписания по конкретным вопросам). Решения могут оформляться в виде специальных юридических документов либо фиксироваться иным способом, в ряде случаев решения вообще не получают словесно-документального оформления.

Действия и решения, обжалуемые в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, могут быть как единоличными, так и коллегиальными.

Предусмотрена также возможность судебного обжалования бездействия органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, т.е. объектом обжалования может являться уклонение указанных органов и лиц от осуществления действий, относящихся к их компетенции и соответствующих правовым предписаниям.

К государственным органам, действия и решения которых могут быть обжалованы в порядке гражданского судопроизводства, относятся органы государственной власти и управления, образуемые в соответствии с Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации и другими законодательными актами; к органам местного самоуправления относятся любые органы, создаваемые в соответствии с Конституцией РФ и другими законодательными актами в городах, сельских поселениях и на других территориях для обеспечения самостоятельного решения населением вопросов местного значения.

В судебном порядке могут быть обжалованы действия всех лиц, которые постоянно или временно занимают в государственных органах, органах местного самоуправления должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей либо исполняющие такие обязанности по специальному полномочию Папкова О.А. Судейское усмотрение в гражданском процессуальном праве //Законодательство, 2002, № 2, с.47-48.

Круг субъектов, чьи действия (бездействие) могут быть обжалованы в порядке гл. 25 ГПК, дополнен - по сравнению с аналогичными нормами ГПК РСФСР - указанием на возможность обжалования действий и решений государственных и муниципальных служащих. В отличие от должностных лиц, функции которых включают в себя совершение юридически значимых действий, государственные и муниципальные служащие не наделены властными полномочиями, их функции носят вспомогательный характер, однако ненадлежащее осуществление деятельности по организационно-техническому, аналитическому или иному обеспечению работы государственных органов и органов местного самоуправления может создать препятствия для реализации прав и свобод граждан.

Статья 254 ГПК РФ не обусловливает возможность реализации права на обращение в суд обязанностью заявителя подтвердить наличие объективной связи между оспариваемыми действиями (бездействием) и нарушениями его прав и интересов, на которые он ссылается. По смыслу данной нормы суд обязан рассмотреть обращение по существу, если заявитель полагает, что такая связь существует.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК, действия и решения, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования. Специальные процедуры судебного обжалования предусмотрены, в частности, уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным законодательством, законодательством об административных правонарушениях для рассмотрения жалоб на действия суда, судьи, прокурора, следователя, дознавателя, органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Установив, что заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку законодательством предусмотрен иной (специальный) порядок судебного обжалования указанных в заявлении действий или решений, судья отказывает в его принятии на основании п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК.

Конкретизируя вопросы подсудности дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, ст. 254 в дополнение к правилам, предусмотренным гл. 3 ГПК, специально устанавливает для граждан возможность обратиться в районный суд по месту жительства (либо на общих основаниях - по месту нахождения органа или должностного лица, действия или решения которого оспариваются). Исключения составляют дела с иной родовой подсудностью.

Обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, заявитель вправе ходатайствовать о приостановлении действия оспариваемого акта. Однако по смыслу ч. 4 ст. 254 его действие может быть приостановлено и по инициативе суда, независимо от ходатайства заинтересованного лица.

Ст.255 ГПК РФ установлены критерии допустимости осуществления судебной проверки действий и решений, оспариваемых в порядке гл. 25 ГПК, которые, однако, не должны толковаться как основания для отказа в реализации права на судебную защиту, т.е. отказа в принятии заявления и возбуждения гражданского судопроизводства.

Недопустимым является, например, отказ в принятии заявления в связи с тем, что оспариваемый акт или действие не повлекли за собой нарушения прав заявителя и т.п. Наличие реальной причинной связи между принятием оспариваемого акта, совершением оспариваемого действия и наступлением юридических последствий, указанных в ст. 255, так же как и сам факт наступления последствий, которые могут быть квалифицированы как нарушение права, воспрепятствование в осуществлении прав и свобод, незаконное возложение обязанности и привлечение к ответственности, подлежат установлению на стадии разбирательства дела, т.е. в судебном заседании. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. Г.П. Ивлиев, Юрайт-Издат, 2006 - С.470

И даже в том случае, когда при сопоставлении содержания оспариваемого акта или действия с содержанием норм законодательства и вытекающих из них правомочий заявителя, на нарушение которых ссылается последний, между ними обнаруживается явное несоответствие, исключающее предположение о возможности нарушения прав и интересов заявителя конкретным актом или действием, суд обязан принять заявление к производству. В этом случае по результатам рассмотрения заявления суд выносит решение об отказе в удовлетворении содержащихся в нем требований.

Срок обращения в суд с заявлением ограничен тремя месяцами со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и свобод. Организация в ст. 256 ГПК (о сроке обращения с заявлением в суд) не упоминается. В связи с чем возникает вопрос о возможности распространения данной нормы права на организацию.

Установление срока обращения в суд, сравнительно небольшого по продолжительности, должно способствовать наиболее быстрому урегулированию конфликтов в публично-правовой сфере, побуждая к этому лиц, по чьей инициативе возбуждается гражданское судопроизводство. Он имеет материально-правовую природу, его нарушение не может служить основанием к отказу в возбуждении гражданского судопроизводства.

Установив на стадии принятия заявления, что срок на обращение в суд истек, судья обязан возбудить дело и в процессе рассмотрения выяснить причины его пропуска. Если пропуск срока был вызван уважительными причинами, он может быть восстановлен по решению суда. Если суд, всесторонне исследовав материалы дела, придет к выводу, что срок на обращение в суд пропущен по неуважительной причине, он отказывает в удовлетворении жалобы Гражданское процессуальное право /под ред. М.С. Шакарян М.:Проспект, 2004 - С.290.

Указывая на участие в судебном заседании по данной категории дел руководителей или представителей органов, акты и действия которых оспариваются, а также должностных лиц или муниципальных служащих, ст. 257 ГПК РФ не исключает возможности проведения судебного заседания в их отсутствие (при соблюдении условий, установленных ч. 2 ст. 257 ГПК РФ). Данная оговорка, связанная с необходимостью своевременного рассмотрения дела и оперативного разрешения конфликта, не влияет, однако, на общий подход к оценке роли суда в доказательственной деятельности при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.

В отличие от искового производства, где в полной мере действуют принципы диспозитивности и состязательности, пассивное поведение одной из сторон конфликта, возникающего из публичных правоотношений (например, неявка в судебное заседание представителей властного органа или должностного лица, действия которого оспариваются), не должно обусловливать, как это происходит при рассмотрении гражданско-правовых споров, вынесение решения в пользу противоположной стороны.

Возложение на суд контрольных полномочий в отношении осуществляемой в публично-правовой сфере деятельности властных органов обязывает суд активно использовать предусмотренные гражданско-процессуальным законодательством юридические возможности для установления истины по делу. Например, если суд придет к выводу, что проверка оспоренного акта или действия не может быть осуществлена на основе имеющихся в деле материалов в отсутствие должностных лиц и представителей органов, чьи акты и действия оспорены заявителем, он вправе и обязан не только истребовать по своей инициативе дополнительные доказательства (ч. 2 ст. 249 ГПК), но и использовать средства процессуального воздействия, предусмотренные ст. 246 (ч. 4) ГПК.

Этими особенностями судопроизводства по делам, возникающим из публичных правоотношений, а также необходимостью обеспечить реальное восстановление нарушенных прав заявителя обусловлена существующая практика привлечения судами к участию в деле правопреемников ликвидированных или реорганизованных государственных органов, органов местного самоуправления, действия и решения которых были оспорены заявителем, и возложения на них обязанностей по восстановлению нарушенных прав и свобод заявителя с учетом компетенции этих органов. В тех случаях, когда к моменту рассмотрения дела должностное лицо, действия которого обжалуются, не работает в прежней должности, также возможно привлечение к участию в деле соответствующего органа (организации), к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя.

Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК при рассмотрении заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Поэтому судебная проверка законности оспариваемых решений и действий не сводится к их оценке с точки зрения соответствия тем нормам законодательства, на которые ссылается заявитель.

Наряду с проверкой содержания оспариваемого решения или действия суд выясняет также обстоятельства принятия данного решения или совершения действия, имеющие значение для правильного разрешения дела. Суд, в частности, обязан проверить наличие у должностного лица, органа, чьи действия или решения оспорены, полномочий на осуществление соответствующих действий или принятие решений. Об этом косвенно упоминается в ч. 4 ст. 258 ГПК в связи с характеристикой оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.

Осуществляя проверку оспоренных действий и решений, совершение или принятие которых было основано на подзаконном акте, суд выясняет вопрос о том, соответствует ли он федеральным законам, законам субъекта Федерации и т.п. В случае несоответствия подзаконного акта нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение на основании этих актов. Рожкова М. А. Преобразовательные иски //Законодательство, 2001, № 3, с. 25

В ситуации, когда оспариваемые решения или действия соответствуют закону, но последний, по мнению суда, противоречит Конституции РФ, суд может приостановить производство по делу на основании ст. 215 Кодекса и обратиться в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии закона, подлежащего применению, Конституции РФ.

По смыслу ст. 36 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «О Конституционном Суде Российской Федерации» основанием для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о соответствии закона Конституции РФ. При отсутствии такого рода неопределенности, т.е. в случаях явного нарушения оспариваемым актом или действием конституционных прав заявителя, суд может непосредственно применить нормы Конституции РФ, поскольку она является актом прямого действия согласно положению, закрепленному в ее ст. 15 (ч. 1).

Если в ходе рассмотрения заявления будет установлена его обоснованность, суд, признав оспариваемое решение, действие (бездействие) незаконным, обязывает соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственного или муниципального служащего устранить нарушение, допущенное в отношении заявителя, или препятствие к реализации его прав и свобод. По смыслу общих норм, регулирующих порядок вынесения и оформления решений (в частности, ст. 204 и 206 ГПК), принимая решения по делам, возникающим из публичных правоотношений, суд в его резолютивной части указывает, какие действия должны быть осуществлены соответствующим органом, должностным лицом, допустившим установленное судом нарушение прав заявителя, чтобы восстановить их в полном объеме. Например, в случаях необоснованного отказа в совершении действий, относящихся к компетенции государственных или иных органов, должностных лиц, суд обязывает их к совершению этих действий; в случае незаконного привлечения заявителя к ответственности, наложения взыскания не уполномоченным на это органом или должностным лицом суд признает такие действия незаконными и указывает в своем решении на обязанность устранить допущенное в отношении заявителя нарушение.

Однако при включении в резолютивную часть решения положений, обязывающих орган или должностное лицо, чьи решения или действия были признаны незаконными, совершить определенные действия для восстановления прав заявителя, устранения препятствий к реализации его прав и свобод, суд не вправе предрешать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции обязанного лица, связанные, например, с осуществлением им руководства хозяйственной деятельностью, функций оперативного управления и т.п. Конкретные предписания суда должны иметь под собой столь же конкретные юридические основания, предусмотренные нормативными актами, а также локальными актами, регулирующими деятельность публичных органов и лиц, несоблюдение которых было установлено при рассмотрении дела.

В зависимости от обстоятельств рассмотренного конфликта суд при составлении решения может ограничиться признанием оспоренного акта незаконным, не указывая в резолютивной части, какие действия должны быть совершены для восстановления нарушенных прав. Например, если при рассмотрении вопроса, относящегося к исключительной компетенции органа исполнительной власти, были нарушены нормы, регулирующие порядок его рассмотрения, и суд установил, что это привело к вынесению неправильного решения, нарушающего права заявителя, он признает данный акт незаконным, не указывая при этом на обязанность соответствующего органа вновь рассмотреть данный вопрос и не предрешая содержания последующего решения. В этом случае вынесение судебного решения о признании акта незаконным означает его недействительность с момента принятия.

Последствия вынесения такого решения заключаются в том, что недействительный акт должен рассматриваться уполномоченными органами, должностными лицами, а также любыми иными субъектами как не имеющий юридической силы. Следовательно, он не подлежит исполнению, а у принявшего его органа (должностного лица) в соответствии с их функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к их компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если общие основания для этого сохраняются.

Подробная характеристика оснований к отказу в удовлетворении заявления, содержащаяся в ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, представляет собой дополнительную гарантию судебной защиты прав заявителя.

Суд может отказать в удовлетворении заявления в том случае, когда в результате рассмотрения дела будет выявлена совокупность условий, описанных в данной норме: 1) оспариваемое решение или действие принято или совершено в соответствии с законом, т.е. не противоречит законодательству Российской Федерации, включая Конституцию РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации; 2) при совершении оспариваемых действий или принятии оспариваемых решений властные субъекты, действия или решения которых обжалуются заявителем, не вышли за пределы своих полномочий, т.е. действовали в рамках своей компетенции, установленной законодательством; 3) оспариваемые решения или действия не повлекли неправомерного нарушения прав и свобод заявителя.

Суд может констатировать отсутствие факта нарушения прав заявителя, во-первых, в связи с тем, что между совершением оспариваемых действий (принятием оспариваемого решения) и наступлением неблагоприятных для заявителя последствий, затрагивающих его юридические интересы и послуживших поводом для обращения в суд, нет причинно-следственной связи. Во-вторых, в связи с тем что последствия принятия оспариваемого решения или совершения оспариваемого действия были ложно истолкованы заявителем, например в связи с недостаточной юридической осведомленностью, и восприняты как нарушение его прав, создание препятствий в реализации прав и свобод и т.п.

Для обеспечения своевременного и эффективного восстановления нарушенных прав заявителя решение об удовлетворении его требований в соответствии со ст. 212 ГПК РФ может быть обращено к немедленному исполнению. Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. Г.П. Ивлиев, Юрайт-Издат, 2006 - С.474

​Должностное лицо - представитель власти, который в пределах своей компетенции вправе осуществлять определенные действия и принимать решения, обязательные для граждан и организаций.

Законодательство предусматривает возможность любого лица, чьи прав и интересы нарушены незаконными действиями должностного лица, обжаловать (оспорить) такие действия и компенсировать причиненный вред.

На практике подача жалобы обычно происходит по причине осуществления должностными лицами действий, которые:

  • незаконны, в том числе выходят за пределы компетенции (полномочий) представителя власти;
  • влекут за собой издание незаконного решения;
  • связаны с неправомерным причинением вреда (материального, морального, здоровью и жизни) либо влекут иные негативные последствия, нарушающие законные права и интересы.

В большинстве случаев противоправные действия должностных лиц осуществляются ими в рамках определенных процедур или процессуальных правил, и они незаконны либо сами по себе, либо по причине выхода за пределы компетенции представителя власти (превышение полномочий).

Подача жалобы - один из наиболее простых вариантов защиты. Кроме того, принятое по жалобе положительное решение (ее удовлетворение) - основание для применения других мер защиты и возмещения вреда.

Каков порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц?

Существуют три основных формы обжалования действий (бездействия) должностных лиц:

  1. В порядке подчиненности. Жалоба подается на имя руководителя должностного лица или в вышестоящую по отношению к нему инстанцию, если обжалуемое действие было санкционировано руководством или согласовано с ним.
  2. В порядке административного искового судопроизводства. В этом случае готовится не жалоба, а административный иск, который рассматривается судом общей юрисдикции или арбитражем - согласно правилам подсудности.
  3. В порядке прокурорского надзора. Жалоба может быть направлена в прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования. Это универсальный вариант, и при определенных условиях прокуратура вправе самостоятельно обратиться в суд с иском в защиту гражданина.

Основные правила подготовки жалоб

Жалобы подаются либо в порядке подчиненности, либо в прокуратуру. При этом можно придерживаться одинаковых правил подготовки заявления.

Жалоба должна содержать:

  1. Наименование инстанции, куда она подается - данные руководителя должностного лица, его должность, наименование органа.
  2. Данные заявителя (ФИО, адрес, контактная информация).
  3. Название документа - «заявление об оспаривании действий (решения, бездействия) должностного лица».
  4. Подробное описание нарушения - что именно обжалуется, как это нарушает права и интересы заявителя, какие именно нормы нарушены (ссылки на статьи, положения нормативно-правовых актов), какие негативные последствия для заявителя влечет нарушение и другие имеющие отношение к делу сведения. Если нарушений несколько целесообразно каждое рассматривать отдельно.
  5. Резюмирующие выводы.
  6. Требования заявителя, например:
  • признать такие-то (указать какие именно) действия, такого-то (ФИО, должность, место работы) должностного лица незаконными;
  • принять меры к устранению нарушения (можно конкретизировать, какие именно решения (действия), по мнению заявителя, должны быть приняты).

Жалобы готовятся строго в письменном виде, но могут быть направлены как в обычном виде (лично, почтой, представителем), так и электронном. Сервисы электронной подачи жалобы есть на официальных сайтах соответствующих органов власти. Здесь же можно посмотреть и изучить подробно информацию об особенностях обращения в конкретную инстанцию - такие сведения обязательны для публикации.

К жалобе можно, а иногда и нужно, прикладывать документы и другие материалы, подтверждающие ее обоснованность и информацию, на которую заявитель ссылается в заявлении.

Административные иски

Для судебного рассмотрения жалоб предусмотрен специальный административно-судебный порядок. И, по сути, речь идет об обычном судебном процессе с участием истца (заявителя) и ответчика (должностного лица), действия которого обжалуются.

При подготовке иска особое внимание следует уделить его содержанию (ст. 125 КАС РФ):

  1. Наименование суда.
  2. Данные об истце и ответчике.
  3. Описание нарушения.
  4. Сведения о решении вопроса в порядке подчиненности, если такая жалоба подавалась.
  5. Сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования, если он обязателен. Например, для урегулирования спорных ситуаций с налоговыми органами и их должностными лицами такой порядок предусмотрен, и, в принципе, он повторяет процедуру обжалования в вышестоящую инстанцию.
  6. Конкретные требования к ответчику и ходатайства перед судом. Требования должны соответствовать характеру заявления и, в частности, могут иметь следующие формулировки (конкретизируются индивидуально):
  • признать изданный акт полностью или в части не действующим;
  • признать полностью или в части действие (решение, бездействие) незаконным;
  • обязать ответчика принять определенное решение (осуществить определенные действия) для устранения нарушений, являющихся предметом обжалования;
  • обязать ответчика воздержаться от определенных действий;
  • установить наличие (отсутствие) у конкретного лица и (или) органа власти полномочий, исходя из которых было осуществлено обжалуемое действие или принято решение.

К заявлению прикладываются документы и другие материалы в подтверждение иска и требований, а также подтверждающие те сведения (факты), на которые истец ссылается.

Некоторые нюансы обжалования действий должностных лиц

Обжаловать можно только такие действия должностных лиц, которые одновременно:

  • незаконны - нарушают закон или выходят за пределы компетенции должностного лица;
  • нарушают права, интересы, свободы заявителя.

Писать жалобу на действия, которые кажутся заявителю несправедливыми, нет смысла. Но если они при этом незаконны - то можно.

Жалоба должна быть подготовлена заявителем лично (от своего имени) и касаться таких нарушений, которые затрагивают его права и интересы. Это правило не распространяется на иски прокуратуры и ее представления по поводу устранения нарушений.

Обжалование требует определенной юридической подкованности, поскольку заявление должно быть составлено грамотно, со ссылками на законы, ведомственные и другие нормативные акты, логично подводить к выводу о незаконности действий должностного лица. Если с этим есть сложности, целесообразно воспользоваться юридической помощью - проконсультироваться, выработать правовую позицию и заказать подготовку жалобы.

Одной жалобы, как правило, недостаточно, чтобы сделать категоричный вывод о законности или незаконности действий должностного лица. Исключение - очевидные нарушения. Поэтому стоит заранее подготовить доказательственную базу и приложить к заявлению соответствующие материалы. Если каких-то материалов недостает, необходимо в любом случае сослаться на них в жалобе и указать источники их получения (истребования). Поскольку рассмотрение жалобы предполагает проведение проверки, а в суде - личного присутствия и участия сторон, то изучаются все имеющие отношение к делу обстоятельства.

Если вам требуется помощь в составлении жалобы на действия должностного лица, то наш дежурный юрист онлайн готов ответить на все ваши вопросы.

К категории должностных лиц относятся граждане, которые имеют особые полномочия. Согласно статье 2.4 КоАП РФ , это люди, в обязанности которых входит принятие решений, выполнение которых обязательно для учреждений и граждан.

К разряду должностных относятся лица, занимающие должности в:

  • службе судебных приставов;
  • прокуратуре;
  • органах инспекции труда;
  • органах охраны окружающей среды;
  • полиции.

Должностное лицо является представителем власти, в связи с чем имеет право распоряжаться в пределах сферы своей компетенции.

Понятие неправомерных действий

Гражданин имеет право на оспаривание официальных решений, если они нарушили его права или нанесли ущерб, согласно статье 46 Конституции РФ . По статье 16 Гражданского кодекса РФ , гражданин, чьи права были нарушены в результате неправомочных решений должностных лиц, может потребовать возмещение причиненного ему убытка .

Оспорить можно действия следующего характера :

  • не входящие в область полномочий определенного представителя власти;
  • в результате которых осуществляются незаконные действия;
  • причиняющие гражданину вред материального либо морального характера;
  • имеющие отрицательное влияние на здоровье или жизнь заявителя;
  • ущемляющие его права.

В законодательстве предусмотрено возмещение вреда гражданам, который был нанесен неправомерными действиями представителей власти. Это прописано в статьях и Гражданского кодекса РФ. Согласно этим статьям, средства на эти цели выделяет государственный бюджет .

Действия представителей власти оспариваются по следующим причинам :

  • несоответствие действующему законодательству;
  • отказ принимать законные меры или решения;
  • создание постановления, противоречащего действующему законодательству;
  • осуждение или ограничение свободы, противоречащее действующим правилам и постановлениям;
  • незаконное причинение вреда, например, при проведении следственных процедур.

Представители власти чаще всего допускают незаконные действия, принимая решения, которые не входят в число их полномочий. В ряде случаев правонарушения допускаются при проведении определенных процедур, входящих в их компетенцию.

Установленная процедура обжалования осуществляется тремя способами в:

  • вышестоящем органе;
  • суде;
  • прокуратуре.

В первом случае жалоба оформляется на имя руководителя вышестоящей инстанции либо на имя непосредственного начальства представителя власти, допустившего нарушение. Обжалование осуществляется в порядке подчиненности.

Во втором случае жалоба рассматривается судом. Пострадавший готовит иск и подает его либо в арбитраж, либо в суд общей юрисдикции.

В третьем случае обжалование действий происходит в порядке прокурорского надзора. Пострадавший обращается в прокуратуру, которая, при необходимости, передает дело в суд после осуществления всех необходимых проверок.

Рассмотрение спора в вышестоящем органе

Жалобы, которые рассматривают в порядке подчиненности, подаются в двух формах :

  1. Письменная . Жалоба, составленная письменно, приносится в вышестоящий орган заявителем лично либо отправляется по почте. При личной подаче данной бумаги она регистрируется, и срок ее рассмотрения официально начинается с момента регистрации. При отправлении по почте рекомендуется послать документ с уведомлением о вручении.
  2. Электронная . Жалоба направляется либо через портал Госуслуги , либо на официальный сайт выбранного учреждения. Заявитель обязан заполнить все установленные формы и указать свои данные.

Допускается подача заявления через посредника.

В ряде случаев обращение может быть оставлено без ответа. Согласно действующим правилам, сотрудники учреждения, в которое обращается заявитель, имеют право проигнорировать обращение, если оно:

  • составлено без указания данных заявителя, то есть, его фамилии, имени и отчества, адреса;
  • содержит оскорбительные слова в чей-либо адрес, например, должностного лица, на которого подается жалоба;
  • составлено с применением нецензурных слов;
  • выражает угрозы;
  • написано неразборчиво.

Согласно правилам, заявителю направляется ответ на его жалобу на следующий день после того, как будет принято соответствующее решение.

Судебный порядок

Если гражданин решает защищать свои права в судебном порядке, то он составляет исковое заявление, которое может быть направлено в суд по месту:

  • жительства истца;
  • расположения органа, сотрудник которого допустил правонарушение.

Иски военнослужащих рассматриваются военным судом, в случае жалобы на неправомочные действия командования. Иск подается согласно установленным правилам.

  1. Жалоба должна соответствовать требованиям о подсудности и подведомственности дел.
  2. Иск должен быть составлен по установленной форме.

При нарушении этих правил судебная инстанция вправе отказать заявителю в рассмотрении его дела либо отказаться принимать иск.

Если иск принят к рассмотрению, суд проверит, насколько действия ответчика соответствуют закону. Если действия представителя власти признаются неправомочными, то суд устанавливает порядок устранения нарушений.

Установлен также порядок обжалования решения суда истцом или ответчиком, если оно, по мнению одного из них, неправильно. С этой целью составляется апелляционная жалоба.

Доказывание нарушений

При рассмотрении дела в суде представители власти, на которых подан иск, обязаны:

  1. Доказать законность своих решений или действий, на которые жалуется заявитель.
  2. При предъявлении суду доказательств ссылаться на правила и постановления, в соответствии с которыми ими было принято решение, которое истец счел незаконным.

В свою очередь, истец обязан привести следующие доказательства неправомерности оспариваемого решения или действия представителя власти:

  1. Указать постановления, законы или прочие нормативные акты, которые были нарушены в результате принятия представителем власти определенного решения либо осуществления действия, на которое жалуется заявитель.
  2. Указать, какие права были нарушены в результате предпринятых действий ответчика.

Все указанные обстоятельства по разбираемому делу должны пройти определенные процедуры, в число которых входят различные экспертизы и проверки . Это необходимо для установления факта правонарушения.

Судом устанавливается:

  • факт правонарушения и его характер;
  • степень виновности ответчика;
  • степень ущерба, который понес истец.

Решение выносится, исходя из вышеперечисленных факторов. В ходе судебного разбирательства возможны два варианта решения :

  • удовлетворение иска, в результате чего представителя власти обязывают устранить правонарушение;
  • отказ в удовлетворении иска, если действия должностного лица признаются правомерными, соответствующими его компетенции и не нарушающими законных прав истца.

Если исковые требования удовлетворяются, суд оповещает об этом тот орган, на представителя которого подана жалоба. На основании решения правонарушение устраняется.

Сроки

Законом устанавливаются определённые сроки подачи заявлений в вышестоящие или судебные органы.

  1. При направлении жалобы в вышестоящую инстанцию она рассматривается в течение 15 дней с момента регистрации. После того как решение принимается, заявителю отправляется письменный ответ. Согласно правилам, он должен быть отправлен на следующий день после принятия решения. В отдельных случаях, если жалоба подается в электронном виде, ответ, с согласия заявителя, направляется на его электронный адрес.
  2. При судебном решении спора иск может быть составлен не позднее трех месяцев после правонарушения. Суд обязан рассмотреть спор в течение 10 дней. После вынесения решения в пользу истца, представитель власти, попустивший неправомерные действия, обязан устранить их в течение 30 дней.

Если заявитель пропустил трехмесячный срок, отведенный на подачу искового заявления, он может подать заявление, на основании которого суд выяснит, насколько уважительны причины задержки.

На основании этого решения суд может принять иск к рассмотрению.

Заявленные требования

В исковом заявлении или жалобе должны быть указаны конкретные требования к должностному лицу, на которое жалуется заявитель. В число требований могут входить следующие:

  • признать решение полностью или частично незаконным;
  • обязать представителя власти отменить или принять определённое решение;
  • обязать представителя власти предпринять определенные действия либо отказаться от них;
  • обязать указанное лицо возместить ущерб, при наличии такового.

Эти требования формулируются в соответствии с предметом спора. Все требования должны четко соответствовать действующему законодательству.

Оформление жалобы

Согласно действующему законодательству, при оформлении жалобы необходимо указать следующие сведения :

  • название учреждение, куда направляется заявление;
  • фамилия, имя и отчество представителя власти, чье решение предполагается неправомочным;
  • личные данные заявителя.

В жалобе необходимо изложить все обстоятельства, при которых представитель власти допустил, по мнению заявителя, нарушение его прав. В заявлении должно быть четко изложены те решения, которые предполагается оспорить. Далее заявитель обязан представить собственные доводы, на основании которых он считает поступки представителя власти неправомерными. Последним пунктом в заявлении указываются требования заявителя.

Если представитель власти нарушает права гражданина, тот может подать жалобу в установленном порядке.

Дополнительно об обжаловании незаконных действий должностных лиц — ниже на видео:

Отдельные должностные лица допускают административные правонарушения, которые затрагивают права и законные интересы гражданина российского государства.Такого рода действия влекут за собой применение меры административного воздействия к должностным лицам.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Мера применяется при подаче претензионной жалобы в соответствующий орган, исполняющего функции государства по обеспечению защиты конституционных прав и интересов.

Что нужно знать

Каждая претензионная жалоба заявителя подлежит обязательному регистрированию под индивидуальным номером и рассмотрению, после чего выносится соответствующее постановление.

В нормативах Федерального закона № 59-ФЗ отмечено, что она подлежит рассмотрению в том же порядке, что и жалоба, составленная на бумажном носителе.

Необходимые термины

Под термином «жалоба» подразумевается письменное обращение гражданина относительно нарушенных прав и законных интересов. Оно подается в уполномоченные государством органы, которое рассматривается на бесплатной основе.

Такого рода обращение является одной из форм, которые позволяют реализовать конституционное право гражданина Российской Федерации. Норма учреждена соответственно предписаниям статьи 46 Конституции РФ.

Под выражением «административное правонарушение» понимается противоправное, виновное деяние должностного лица, проявляемое в его действии или бездействии.

Сообразно нормам действующих правовых актов к допустившему такого рода проступок лицу применяется мера административной ответственности.

Каково ее назначение

Основное назначение жалобы заключается в восстановлении нарушенных прав, свобод либо законных интересов человека. Процедура их восстановления обеспечивается системой защиты его гражданских прав, что подчеркнуто в нормативах статьи 12 ГК РФ.

Она предусматривает:

  • признание гражданских прав;
  • исправление сложившегося положения, существовавших ранее;
  • пресечение действий, повлекших за собой правонарушение.

Законодательная база

Регламентация вопроса о подаче жалобы на действия либо на бездействие должностного лица осуществляется нижеперечисленными актами:

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» Акт издан 2 мая 2006 года под номером 59-ФЗ
Федеральный закон «О прокуратуре РФ» Акт издан 17 января 1992 года под номером 2202-1
Кодекс об административных правонарушениях, часть первая Акт испущен 30 декабря 2001 года под номером 195-ФЗ
Гражданский кодекс РФ, глава № 12 Акт издан 26 января 1996 года, последняя редактура от 28 марта текущего года
Гражданско-процессуальный кодекс Акт издан 14 ноября 2002 года под номером 138-ФЗ

Куда обращаться с жалобой на неправомерные действия должностного лица

Жалоба на неправомерные действия должностного лица должна быть рассмотрена судебным органом в продолжение 10 дней. То же относится к документу, направленному в орган прокуратуры.

Если возникнет необходимость проверки факта нарушения чиновником прав и законных интересов заявителя, то срок рассмотрения продлевается до 1 месяца, но не более.

Что касается жалобы, направленной в инспекцию труда, то она в соответствии с нормативами трудового права подлежит рассмотрению на протяжении 30 дней.

Сроки подачи документа

Нормативами главы 12 ГК РФ учрежден срок исковой давности по делу об административном правонарушении, который напрямую зависит от его вида.

Претензионная жалоба подается в продолжение:

Как оформить заявление правильно (образец)

В соответствии с указаниями нормативно-правовых актов претензионная жалоба должна содержать:

  • полные реквизиты адресата, которому направляется претензионная жалоба;
  • персональные данные заявителя, его почтовый адрес, контактные данные;
  • основание жалобы, соответствующие ссылки на нормативно-правовые акты, аргументированные доводы правоты заявителя. Кроме того можно привести персональные данные свидетелей, которые готовы подтвердить его слова;
  • описание произошедшего события, расцененного как административное правонарушение, даты и места возникновения;
  • указание лиц, участвовавших в происшествии и свидетелей;
  • выражение просьбы о восстановлении нарушенных конституционных прав и законных интересов должностным лицом;
  • перечень документов, которые прилагаются к претензионной жалобе;
  • личную подпись заявителя, дату написания.

В какой орган власти стоит написать (пример)

Водитель автотранспортного средства может обжаловать протокол о нарушении правил дорожного движения либо постановление ГИБДД , если он уверен в своей правоте. За ним остается право подачи искового заявления сообразно указаниям главы 23 КоАП, а именно статьи 30.5.

В ней даны разъяснения относительно обжалования постановления ГИБДД путем подачи искового заявления в судебный орган. Водителю отводится срок, равный 10 календарным дням для его подачи.

В него включены праздничные и выходные дни, потому что его исчисление ведется по календарю. Работник при возникновении споров с работодателем должен обратиться в инспекцию по труду.

Она осуществляет проверку:

  1. Несоблюдения работодателем требований по охране труда, режиму труда и отдыха.
  2. Начисления заработной платы, иных видов вознаграждений работникам и своевременность ее выдачи.
  3. Предоставления трудового отпуска.
  4. Увольнения либо перевода на другую работу, необоснованного нормативами трудового права.

Прокурору

Гражданин имеет право подать жалобу на бездействие полиции вследствие нарушения его прав и законных интересов. Но она должна быть в первую очередь направлена руководству должностного лица.

Например, жалоба на судебного пристава-исполнителя за его бездействие подается в управление Федеральной службы СС .

Если вышестоящая инстанция не предпримет какие-либо меры либо его ответ не удовлетворит заявителя, то он может подать жалобу на должностное лицо в прокуратуру. Образец жалобы в прокуратуру можно .

Орган рассмотрит ее, осуществит проверку изложенного в ней события и вынесет свое постановление. Как правило, на основании результатов проверки возбуждается гражданское либо уголовное дело в зависимости от степени тяжести совершенного деяния.

В суд

Гражданин наделен правом подачи иска в районный судебный орган по его местожительству либо по местонахождению должностного лица. Образец жалобы в суд можно .

Законодатель допускает ее подачу через поверенного, на которого должно быть оформлена доверенность в нотариальном порядке. Судебный орган возбуждает дело, которое рассматривается сообразно нормативам гражданского права.

Если он выявить в ходе разбирательства незаконность действий должностного лица, то на основании судебного решения отменяется примененная к гражданину мера административной ответственности.

В противном случае она сохраняется, вследствие чего гражданин несет ее в полном объеме. Действующие процессуальные законодательные акты установили определенные требования, которым должно отвечать административное исковое заявление на действия должностного лица.

Фото: образец жалобы на действие должностного лица

В соответствии с нормативами правовых актов в нем должна содержаться нижеперечисленная информация:

  • наименование и адрес судебного органа, куда истец намерен подать исковое заявление;
  • личные данные истца, включая постоянное местожительство, домашний адрес, номер контактного телефона;
  • личные данные ответчика, его адрес по прописке;
  • характер и принадлежность иска, в него в обязательном порядке заносится цена иска, если он носит материальный характер;
  • точку зрения истца относительно проявления нарушений его прав;
  • ограничения по условиям брачного договора;
  • конкретные факты по делу, подтвержденные доказательствами.

Исковое заявление подписывается и подается истцом либо его представителем.

Сроки получения ответа

Законодатель установил конкретные сроки, в продолжение которых поступившая от граждан жалоба должна быть рассмотрена и вынесено соответствующее решение. Срок обусловлен ее видом и уполномоченным органом, в который она подается.

Если претензионная жалоба подана:

В вышестоящую инстанцию Его руководителю, то он должен предоставить заявителю ответ на протяжении 10 дней. Срок отсчитывается со дня осуществления регистрации претензионной жалобы уполномоченным органом
В судебный орган Получение ответа на жалобу затягивается на неопределенный период. Как правило, орган возбуждает гражданское дело о допущении должностным лицом правонарушения, разбирательство которого в отдельных случаях длится до 2 месяцев
В управление федеральной службы судебных приставов Старший либо главный пристав должен рассмотреть и вынести свое постановление в продолжение 10 дней. В нем должно быть указана мера дисциплинарной ответственности, которая применена к приставу, нарушившему права и законные интересы заявителя и срок ее исполнения

Для обеспечения законности в деятельности органов исполнитель ной власти существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. Выступая в личном качестве, как частное лицо, по собственной инициативе, каждый гражданин вправе оценивать деятельность органа исполнительной власти, любого должностного лица или государственного служащего с точки зрения ее законности и результативности. Конституция РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45), граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33) .

Граждане имеют возможность обжаловать любые незаконные действия и акты, нарушающие их субъективные права и интересы. Обжалованы могут быть любые действия, а также бездействия работников любых органов, предприятий, учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предметом жалобы являются не только не законные, но и нецелесообразные или аморальные деяния.

Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы, как самого гражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено на защиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов. Очень широко граждане используют право обжаловать индивидуальные административные акты. Реже встречаются жалобы о незаконности нормативных актов, хотя такие обращения граждан к автору акта или в иной компетентный орган вполне правомерны.

Таким образом, действующее законодательство и сложившаяся практика почти не знают ограничений права граждан на общую жалобу по содержанию. Обжалованы могут быть незаконные, нецелесообразные и аморальные деяния, индивидуальные и нормативные акты, действия и бездействия в сфере управления, производства, обслуживания. Субъекты обжалуемых деяний - не только органы, но и должностные лица. Обращение может быть подано с целью защиты личных прав и интересов, прав и интересов других лиц, публичных прав и интересов.

Благодаря правовой основе жалобы приобретают качества правового средства, с помощью которого осуществляется своеобразный контроль за работой персонала и руководителей органов исполнительной власти.

Существует два порядка рассмотрения и разрешения жалоб граждан - административные, рассматриваемые во внесудебном, в административном порядке и судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского или конституционного судопроизводства.

Недостатком административного порядка рассмотрения жалоб является то, что они разрешаются заинтересованными органами исполнительной власти. Осуществляется это негласно, в отсутствие жалобщика, и работниками, часто не имеющими правовой подготовки. Поэтому жалобы нередко остаются без удовлетворения. Такой порядок не может признаваться эффективным, особенно в тех случаях, когда речь может идти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.

Вот почему возникает необходимость разрешения жалоб в судебном порядке, при котором стороны в процессе равны, возможности для объективного рассмотрения жалобы - иска повышаются. Однако закон предусматривает альтернативную возможность разрешения вопроса - рассмотрение его в порядке подчиненности органом или должностным лицом. Это создает возможность быстрого исправления ошибки, не доводя дело до суда, и способствует ответственному отношению к принимаемым административным решениям.

В суде гражданин выступает не в роли просителя, а в качестве истца, равной стороны. Обязанность давать объяснения суду возлагается на должностное лицо, принимавшее в административном порядке решение по делу. В ходе процесса ему приходится не только объяснять действия органа и мотивировать их, но и подвергаться оценивающим воздействиям со стороны истца, суда и других участников процесса. Поэтому нередко еще в стадии предварительной подготовки дела к судебному слушанию должностные лица пересматривают свое решение, устраняют допущенные нарушения прав гражданина и тем самым не доводят дело до суда.

К действиям и решениям, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия и решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности .

Суды общей юрисдикции рассматривают жалобы на любые действия или решения, нарушающие права и свободы граждан, кроме действий, проверка которых отнесена законодательством к исключи тельной компетенции Конституционного Суда РФ, и действий, в отношении которых законодательством предусмотрен иной по рядок судебного обжалования.

Гражданин вправе обратиться с жалобой по поводу нарушения его прав и свобод либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему.


Top