При каком императоре появился суд присяжных. Суд присяжных в России: история и современность. Вердикт суда присяжных

Существуют исторические свидетельства того, что впервые какое-то подобие судов присяжных в их классическом виде появилось во Франции во времена правления Людовика Благочестивого в 829 г. Эти суды перенесены в Англию норманнами после вторжения в 1066 г. К этому времени относится начало разъездов королевских судей в различные округа королевства. Разъездные судьи -- ревизоры, прибывая на место, председательствовали в судах графства, превращая их в королевскую курию. В курию приглашалось по 12 полноправных жителей каждого города, которые принимали вердикт (от лат. vere dictum - верно сказанное) о виновности либо невиновности подсудимого.

Первое упоминание об этом институте относится к 1166 году, когда состоялся “большой суд присяжных в Кларендоне, для участия в котором привлекли 12 самых законопослушных граждан графства, чтобы получить показания об обвиняемых”. Официально суд присяжных был введен в Англии в 1167 г. указом короля Генриха II (1154-1189) для разрешения земельных споров. Рассматривая первоначально дела гражданские, они в случаях спора о поземельных границах при отсутствии точных документов разрешали этот вопрос по памяти. К началу XII века суд присяжных утвердился как неотъемлемый элемент английской правовой системы, вероятно, в результате упадка средневековых форм суда, таких, как поединок, пари и «суд божий».

6 июня 1215 г. английские бароны вынудили короля Иоанна Безземельного подписать Великую Хартию вольностей, которая и сегодня является одной из основ конституционного строя Великобритании. Хартия ограничивала прерогативы королевской власти в пользу парламента. Именно после ёё принятия стал развиваться «суд равных с участием присяжных». Ст. 39 Хартии гласит, что ни один свободный человек не будет арестован, или заключён в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо иным способом обездолен, и король не пойдет на него войной и не пошлет на него войска иначе, как по законному приговору суда равных ему по законам страны. Суд присяжных явился средством привлечения рядовых граждан страны к отправлению правосудия, как по уголовным, так и по гражданским делам.

Первоначально равенство по Великой Хартии вольностей было относительным, так как распространялось только на свободных людей - баронов. Однако сама идея суда присяжных была оформлена и в дальнейшем, по мере распространения прав и свобод на купцов, крестьян и зарождающуюся буржуазию, и стала юридически всеобщей.

Позднее было учреждено обвинительное жюри, которое постепенно выделило из своей среды жюри приговора (малое жюри). Малое жюри вначале традиционно состояло из людей, хорошо знакомых с данной местностью и ее обычаями. Эти люди были скорее свидетелями, чем судьями, и королевские судьи часто игнорировали их мнение. Члены жюри не проверяли непосредственно доказательств. Они решали дело своим вердиктом на основании лично им, как местным людям, известных фактов, выполняя обязанность сообщения председательствующему своих, основанных на личном знании, впечатлений. Из такого построения разбирательства дел присяжными ведет свое происхождение положение, согласно которому присяжные решают только вопросы факта, решение же вопросов права принадлежит судье.

Постепенно роль малого жюри наполнилась новым содержанием, и с XV века оно стало функционировать как истинно судебная коллегия, решающая дело по существу. К этому времени суд присяжных окончательно сформировался как независимый и непредвзятый орган, выявляющий фактическую сторону дела.

Большое значение для деятельности суда присяжных имело решение, принятое в ходе слушания «дела Бушеля», в соответствии с которым присяжный заседатель не должен штрафоваться или сажаться в тюрьму за оправдание подсудимого, даже если тот действительно совершил преступление. Благодаря этому решению к 1670 г. суд присяжных превратился в орган, независимый от воли короля и королевских судей. К началу XVIII века для суда присяжных стала характерной практика вынесения решения по судебному делу исключительно на основании предъявленных на процессе доказательств, причем, относящихся только к рассматриваемому делу.

Английский суд присяжных послужил примером для многих государств. Так называемый англосаксонский процесс распространился на британские колонии, такие как Индия, Австралия, Новая Зеландия, Северная Америка, Южная Африка.

Сложившись и устоявшись как правовая традиция в Англии, найдя поддержку среди широких слоев населения, суд присяжных был позаимствован и Континентальной системой права. Во Франции он появился после Революции 1789 г., когда был принят Декрет о судебной организации (1790 г.), упразднивший королевскую юстицию. Этим декретом были заложены основы демократического правосудия, в котором важная роль стала принадлежать суду присяжных (ассизов).

В остальные страны континентальной Европы суд присяжных «перекочевал» в период буржуазных преобразований конца XVIII - начала XIX века. Его активным сторонником был Наполеон I Бонапарт, который немало усилий приложил не только для упрочения позиций суда присяжных во Франции, но и для его внедрения в других европейских государствах, таких как Бельгия, Голландия, Италия. Благодаря Наполеону, суд присяжных стал символом народной власти. В странах, где традиция суда присяжных идет от походов Наполеона, суд присяжных с самого начала занимался только тяжкими преступлениями против личности и политическими делами (о государственной измене и проч.).

В Германии такой суд был учрежден в 1848 г., а в 1924 г. заменен коллегией из трех профессиональных судей и шести присяжных. В Германии времен фашистского режима институт присяжных заседателей был ликвидирован, как, впрочем, и многие другие демократические нормы, но сразу же после 1945 г. его восстановили. В 1975 г. количество присяжных уменьшено до двух человек, и такой суд именуется судом присяжных скорее по традиции, нежели по своей сути6.

Буржуазные революции в Европе принесли вместе с собой во многие страны романо-германской системы права и суд присяжных, который будучи основанным на принципах гласности, устности и состязательности, сыграл незаменимую роль в формировании чувства справедливости и общественного правосознания в условиях ломки феодальной системы правосудия.

Но в Европе суды присяжных заседателей явились уже несколько видоизмененными и приспособленными для решения проблем того времени. Это был так называемый шеффенский суд, и основным отличием от английской модели было то, что шеффены (непрофессиональные судьи) наряду с судьей располагались в одной ложе и вместе решали не только вопрос факта, но также и вопрос права. Проще говоря, шеффены не только давали ответ на вопрос о виновности или невиновности подсудимого, но и участвовали наряду с судьей в избрании соответствующего наказания. К достоинствам шеффенского суда следует отнести обновление состава заседателей для рассмотрения каждого нового дела, количественное преобладание народных заседателей над профессиональными судьями в единой коллегии, что позволяет им в свою очередь, если они уверены в своей правоте, решить исход дела, равенство прав заседателей и судьи, включая право зафиксировать свое особое мнение. Ко всему вышеперечисленному следует добавить, что меньшее количество заседателей дает им возможность шире использовать институты народных заседателей при рассмотрении уголовных и гражданских дел, лучше знакомиться с материалами дела и возможность для заседателей ознакомиться по ходу рассмотрения дела с большим количеством юридических вопросов.

Системы права Великобритании и континентальной Европы во многом отличаются друг от друга. Основная идея англосаксонской правовой системы заключается в том, что лучшие представители народа, будучи избранными в состав жюри присяжных для рассмотрения конкретного уголовного дела, провозглашают вердикт, который в силу судебного прецедента становится законом, а поэтому должен учитываться при рассмотрении других дел. Судья, вынося приговор на основании оглашённого вердикта, является лицом выборным, т. е. тоже «назначается народом». Собранные судебные решения формируют законодательную базу. Таким образом, предполагается, что народ творит право. Исторические корни такого подхода - средневековый английский процесс. Суд присяжных - суд равных и перед равными, а потому ему изначально должны быть присущи состязательность и непосредственность представления и судом доказательств. Это его основные принципы.

В уголовном процессе «островного» типа суд вершат избранные в составе жюри представители народа, а не государства, которое представлено стороной обвинения, уравновешенной стороной защиты. Низведение государства до роли одной из сторон в уголовном процессе перекладывает обязанность по защите общественных интересов и на присяжных. Поэтому, участвуя в отправлении правосудия, присяжные решают и вопрос безопасности общества, жителей конкретной местности (города, графства, округа), своей личности и своего имущества от действий подсудимого. Никто не хочет, оправдав виновного, стать впоследствии его жертвой. Система формирования жюри присяжных обеспечивает преобладание в нём здоровых консервативных настроений, что, в конечном счете, обеспечивает защиту общественных интересов. Но это только в странах с англосаксонской моделью уголовного процесса.

Континентальное право, напротив, является данным народу в окончательном виде: монархом, правителем, законодателем. Судья, прокурор, следователь - назначаемые на должность профессионалы - должны лишь точно применить норму закона к конкретному случаю. В основу континентального права изначально заложено неравенство субъектов - государства и его гражданина (подданного). Основная тяжесть получения доказательств перенесена из суда на стадию предварительного следствия.

Значение судебных приговоров по конкретным делам для сравниваемых правовых систем также существенно различается. Если в континентальной системе права - это лишь решение по конкретному делу, то в англосаксонской - это ещё и прецедент, образец для разрешения аналогичных дел в будущем и, что немаловажно идеологически, акт непосредственной демократии, результат осуществленного народом правосудия. Собранная воедино практика и образует так называемое прецедентное право, играющее главную роль в англосаксонской правовой системе.

В аспекте господствующей ныне идеологии принципы континентального права очень проигрывают англосаксонской идее. Однако это лишь поверхностное впечатление: сколь они уступают внешне, столь много они выигрывают внутренне - с точки зрения функциональности.

Традиции отправления правосудия, осуществляемого в рамках каждой правовой системы, формируют и соответствующий тип общественного правосознания, который проявляется в подходах к отправлению правосудия конкретных представителей народа, вовлечённых в сферу уголовного судопроизводства.

В настоящее время уголовное судопроизводство с участием присяжных заседателей в Великобритании, зачастую, представляет собой целый спектакль, поэтому уголовные дела рассматриваются при большом стечении публики. Обвиняемый в совершении тяжкого преступления может сам потребовать суда присяжных. Что же касается гражданского права, то суд присяжных собирается только для рассмотрения дел об устной клевете, о злонамеренном преследовании, об обольщении или об отказе жениться. При рассмотрении гражданских дел разрешено присутствовать строго ограниченному кругу заинтересованных лиц.

Английская коллегия присяжных состоит из 12 граждан. Их выбирают по жребию из списка всех заседателей округа. Присяжным может быть каждый английский избиратель, не младше 18 и не старше 65 лет. При этом кандидат в присяжные должен быть «коренным» британцем, то есть прожить в Соединенном Королевстве не менее 5 лет в детстве (до 13 лет). Суд присяжных может приступить к рассмотрению дела только после обвинительного заключения. Процесс проходит в устной форме, и присяжным запрещено брать с собой в совещательную комнату письменные документы.

Институт присяжных в Англии наиболее разработан в Английском Суде Короны, рассматривающем уголовные дела. В сегодняшнем виде он был введен в 1971 г. Законом о судах. В Суде Короны дела рассматриваются заседателями только в том случае, если об этом просит обвиняемый.

Франция уже давно отказалась от суда присяжных в его классической форме. Он состоит из трёх профессиональных судей и девяти присяжных заседателей (ассизов). Профессиональные судьи и ассизы образуют единую коллегию, решающую вопросы и «права», и «факта». Членом суда ассизов может стать француз, проживающий в данном департаменте, достигший 23 лет, пользующийся политическими и гражданскими правами, а также не страдающий психическим расстройством. Суд ассизов осуждает ежегодно около 2 тысяч преступников. Такие дела широко освещаются в прессе, и по ним у французов создается представление о правосудии.

Австрийский суд состоит из трех профессиональных судей и восьми присяжных. К компетенции такого суда отнесены дела о государственных преступлениях, а также о преступлениях, по которым может быть назначено пожизненное заключение. Присяжным в Австрии может стать любой человек, достигший 30 лет, имеющий австрийское гражданство и признающий демократический строй Австрии. Присяжные имеют право задавать допрашиваемым любые вопросы, могут требовать дополнения судебного следствия, проведения очных ставок, повторного допроса свидетелей.

В ФРГ, как и во Франции, в настоящее время суда присяжных в его традиционной форме не существует. Единственная судебная инстанция, сохранившая такое название, - это Уголовная палата земельных судов. Заседатель такого суда - почетная выборная должность. В ходе судебного разбирательства присяжные приравнены к судьям. Они участвуют в вынесении приговора или принятии судебного решения. Голос заседателя равен голосу судьи. В ФРГ в местных судах дела о малозначительных преступлениях рассматриваются судьей единолично либо одним-двумя судьями совместно с двумя заседателями. Окружные суды рассматривают дела о тяжких преступлениях в составе трех судей и двух заседателей.

В Италии суды с народным представительством существуют в составе двух профессионалов и шести непрофессионалов, в Греции - в составе трёх профессионалов и пяти непрофессионалов.

Во всех странах, где действует суд присяжных, председательствующий судья играет большую роль в подготовке и проведении судебного заседания, в частности, он направляет ход заседания, разъясняет значение доказательств (в том числе показаний свидетелей) и законодательные нормы, применимые к данному случаю. Судья даже может проигнорировать вердикт присяжных и потребовать пересмотра дела, если вердикт противоречит закону и игнорирует важные факты. Единственный случай, когда судья не может опротестовать вердикт - это когда присяжные в уголовном процессе вынесли вердикт «невиновен». Правда, это правило действует только в США и Великобритании, но не в континентальной Европе.

В большинстве стран суд присяжных рассматривает достаточно малое количество уголовных дел. В Англии и США он участвует в рассмотрении в среднем 3-9% дел. Во Франции - менее 1% от общего числа направленных в суды дел. Постепенно уменьшилось количество вопросов факта и расширились вопросы права. Вышестоящие судебные инстанции получили право на отмену приговора, постановленного судом присяжных. Наделение председательствующего обширными дискреционными полномочиями, в частности, правом подводить итоги, то есть делать резюме по результатам судебного разбирательства (судейская инструкция); право давать указания присяжным заседателям вынести вне зависимости от их внутреннего убеждения определенный вердикт, которое обязательно к исполнению, свидетельствуют о сужении полномочий присяжных.

Но это отнюдь не уменьшает его роли. В странах с развитым состязательным процессом суд присяжных является не единственной или преобладающей формой, а институтом, который определяет систему правосудия в целом, задавая её качество и гарантируя гражданам право на рассмотрение дела присяжными при соответствующей подсудности. Например, так называемая сделка о признании в США, которой разрешается более 90% всех уголовных дел, стала возможной именно благодаря наличию суда присяжных, жёсткие стандарты которого заставили формировать альтернативные способы разрешения дел. Критика же, которой в этих странах порой подвергается суд присяжных, в частности в прессе, скорее свидетельствует о развитости гражданского общества и о силе судебной власти, нежели подвергают сомнению укоренённость этого института.

В современном мире суд присяжных действует в Великобритании, Франции, Италии, Австралии, Канаде, США, Австрии, Бельгии, Дании и некоторых других государствах.

Таким образом, развитие института суда присяжных в большинстве цивилизованных государств опиралось как на английский опыт, так и на собственные правовые традиции и национальные особенности. Именно поэтому сейчас существует так много различных правовых систем.

Суд присяжных часто ассоциируется с зарубежным подходом к судопроизводству. Тем не менее, и в отечественной практике это не такое экзотичное явление. Что такое суд присяжных, зачем он нужен, помогает ли это справедливости судебного решения, и как добиться или отказаться от подобной процедуры? Об этом речь пойдет в статье ниже.

Суд присяжных — процесс, в котором заседатели берут часть полномочий суда на себя.

Суд присяжных – это судебная процедура, которая применяется при рассмотрении дел. Суть её состоит в следующем – коллегия присяжных берет на себя часть полномочий суда (каких именно – будет речь позже).

Они вместе с судьями выслушивают материалы дела и выносят вердикт, который может повлиять на решение суда.

Полномочия коллегии ограничены, поскольку ее участники не работают в сфере юриспроуденции, и судят о виновности или невинности обвиняемого с житейской точки зрения. Некоторые преступники могут рассчитывать получить оправдательный приговор, обращаясь к эмоциям присяжных.

Кто такие присяжные заседатели и как их подбирают

Присяжные заседатели – это люди, которые берут на себя часть полномочий судей. Это простые обыватели, которые судят с позиции собственных жизненных принципов и опыта, не вникая в юридические тонкости. Поэтому их полномочия ограничены – они должны ответить на строго определенный ряд вопросов, касающихся того, мог ли обвиняемый совершить преступление, и считают ли присяжные его вину неоспоримой.

Присяжные заседатели избираются из числа граждан, заполнивших специальную анкету. Как правил, это люди, не имеющие образования. К ним предъявляется несколько требований:

  • Возраст – 25 лет и старше;
  • Дееспособность;
  • Отсутствие проблем с законом или погашенная судимость;
  • Психическое здоровье, отсутствие зависимостей;
  • Знание государственного языка (или другого, на котором ведется дело).

Люди, которые удовлетворяют данным требованиям, могут заполнить специальную анкету, и попасть в основной или дополнительный список присяжных. Эти списки обновляются каждые 4 года. Кроме того, есть отдельные причины, которые могут не позволить участвовать в конкретном деле.

Это может быть состояние здоровья на данный момент, личная заинтересованность в исходе дела (близкое родство, дружба или совместная работа с кем-то из участников процесса), а также прохождение свидетелем или подозреваемым по любому уголовному делу.

Юрисдикция суда присяжных

Присяжные не выносят окончательный приговор!

Суд присяжных не выносит приговор и не определяет наказание для преступника – это юрисдикция профессионального судьи.

Задача коллеги присяжных определить основные моменты, которыми должен руководствоваться в принятии окончательного решения.

Разумеется, каждый присяжный отвечает на эти вопросы, исходя из собственных убеждений. Если мнения присяжных разделились поровну, то это трактуется в пользу подсудимого.

Если коллегия решила, что подсудимый невиновен, это влечет оправдательный приговор суда.

Какими делами занимается суд присяжных

Если статья, по которой обвиняется подсудимый, предусматривает высшую меру наказания – пожизненное заключение или смертную казнь (на которую по-прежнему введен мораторий, т.е. смертные приговоры выносятся, но не приводятся в исполнение), то обвиняемый вправе потребовать суда присяжных.

К преступлениям, за которые положено подобное наказание, относятся убийства, в том числе при отягчающих обстоятельствах, посягательства на жизнь сотрудников правоохранительных органов, изнасилования и организация преступного сообщества. Если подсудимый затребовал суд присяжных, отказать ему не имеют права.

Законодательное регулирование

Работа коллегии присяжных регулируется Уголовно-процессуальным кодексом, статья 42. В ней полностью определяется порядок выбора присяжных, правила их участия в суде, возможность или невозможность подсудимого потребовать суда с участием коллегии.

Как он проводится в России

В России судом присяжных рассматриваются только уголовные дела.

В России суд присяжных рассматривает только уголовные дела, касающиеся тяжких преступлений, в отличие от Запада, где полномочия коллегии шире. Большинство уголовных, а также все , гражданские и другие дела находятся в компетенции профессиональных судей.

  1. Начало рассмотрения дела. Прежде чем уголовное дело поступит в суд, проводится этап предварительного следствия. Это работа полицейских и прокурорских следователей, задача которых – выяснить, как было совершено преступление, кто его совершил, и какие обстоятельства этому способствовали. После того, как обвиняемый найден и задержан, дело передается в суд. При этом обвиняемый, уже ставший подсудимым, может подать ходатайство о том, что его дело должна рассматривать коллегия присяжных. Если статья, по которой его обвиняют, предусматривает такой способ ведения судебного заседания, то отказать в удовлетворении ходатайства не могут.
  2. Формирование предварительного списка. Как уже говорилось, существует общая база данных – список людей, которые могут быть присяжными. Потенциальные присяжные выбираются из этих списком методом случайной выборки с учётом того, могут ли они участвовать в конкретном деле. Итогом становится список из 20 или более человек, которых приглашают на первое заседание суда, где формируется коллегия присяжных.
  3. Участники процесса.Участниками судебного процесса считаются:
    • Сторона обвинения, в состав которой входит и потерпевший или его представитель (если потерпевший погиб или находится в больнице и не может дать показания лично);
    • Сторона защиты, в которую входит и подсудимый или его представитель, если подсудимый признан недееспособным или находится в больнице;
    • Иные участники процесса – свидетели, эксперты, присяжные заседатели. Эти участники процесса не должны явно поддерживать одну из сторон. Кроме свидетелей, у них не должно быть личной заинтересованности в исходе дела.
  4. Формирование и состав коллегии. На первом или предварительном заседании суда формируется коллегия присяжных. Для этого просят явиться людей из предварительного списка. Из них выбираются 12 (в некоторых случаях – до 18 человек), которые формируют коллегию. При необходимости можно отказаться от участия в судебном процессе. Участвовать в судебном заседании можно раз в год, срок – не более 10 рабочих дней или столько, сколько потребуется для окончания процесса. В коллегии присяжных обязательно выбирается лидер, который от имени коллегии может затребовать документы для ознакомления, просить слова и т.д.

Права присяжных

Чтобы приступить к участию в процессе, присяжный должен принести присягу (откуда и взялось название этой должности). Во время заседания они могут задавать вопросы допрашиваемым (обвиняемому и свидетелям). Это должен делать председатель коллегии присяжных (в том числе по просьбе своих коллег). Эта мера нужна для соблюдения порядка в зале суда.

Также присяжные могут ознакомиться с документами и уликами, которые проходят по делу. При необходимости им можно вести записи во время процесса. Поскольку присяжные не имеют юридического образования, они могут запросить у суда разъяснения тех или иных правовых норм.

Рассмотрение дела (прения, реплики, вопросы к присяжным)

Присяжные имеют право на изучение материалов дела и вопросы подсудимым и свидетелям.

Присяжные активно участвуют в рассмотрении дела. Первый этап суда – судебное следствие, на котором оглашаются материалы дела. В это время присяжные могут задавать вопросы подсудимому и , изучать материалы следствия.

Прения – это этап спора между сторонами. В них присяжные не участвуют, но могут вести записи. В присутствии присяжных не обсуждаются процессуальные тонкости (если есть такая необходимость, коллегию просят выйти). Во время дополнительного этапа – реплик, которые завершают прения, присяжные также могут только выслушать стороны.

Вопросы к присяжным задает председатель коллегии. Их формулировка указана в законе. Основные вопросы, на которые должны ответить присяжные:

  • Был ли доказан сам факт совершения преступления? (Например, имело ли место убийство или самоубийство);
  • Если да, то неопровержимы ли доказательства того, что совершил преступление именно обвиняемый? (Возможно, его обвиняют ложно);
  • Если да, то есть ли вина подсудимого? (Или имело место состояние аффекта или другие факторы);
  • Если да, то следует ли проявить снисхождение к подсудимому?

Вопрос о наказании, которое следует назначить подсудимому, судом присяжных не рассматривается.

Совещание

Чтобы вынести приговор, суд удаляется на совещание. В это же время происходит совещание коллегии присяжных. Председатель задает вопросы, которые были указаны выше, остальные члены коллегии отвечают на каждый из них отдельно. Пропустить ответ на какой-либо вопрос нельзя.

Вердикт и приговор

Каким будет итоговое решение суда, зависит от решения коллегии присяжных. Первый вопрос – имело ли место преступление. Если коллегия решит, что не имело, суд обязан отпустить подсудимого за недоказанностью обвинения и назначить повторное следствие. Если коллегия решила, что деяние совершил не подсудимый, а кто-либо другой – решение будет тем же. Если подсудимый признан невиновным судом присяжных, суд обязан его оправдать.

Последний момент – если подсудимый виновен, но заслуживает снисхождения, то суд не может назначить ему высшую меру наказания. Тем не менее, если присяжные посчитали, что подсудимый не заслуживает снисхождения, это не обязывает суд назначить самый строгий из возможных приговоров.

Отказ присяжного от участия в суде

Если гражданин не может или не хочет участвовать в суде присяжных, но оказался в предварительном списке, он может взять самоотвод от участия в заседании. Основания для самоотвода:

  • Возраст потенциального присяжного (старше 65 лет);
  • Болезни, не позволяющие участвовать в процессе (нужны медицинские справки);
  • Напряженный рабочий процесс (нужна справка с места работы);
  • Выборная общественная должность (нужны подтверждающие документы);
  • Ребенок младше 3 лет (только для женщин, нужно свидетельство о рождении);
  • Личные убеждения.

Если присяжный взял самоотвод, это не исключает его из списков возможных заседателей, и он может принять участие в другом деле. Навсегда отказаться от участия в судебных заседаниях могут , священнослужители и сторонники определенных религиозных убеждений.

Судебная практика

В настоящее время вероятность оправдательного приговора достаточно низкая. По данным на 2017г указывалось всего 0,36% оправдательных приговоров. Считается, что привлечение присяжных заседателей может повысить эту вероятность, сделать суд более объективным и человечным, что очень важно в тех случаях, когда подсудимому грозит высшая мера наказания.

Обоснован ли подобный механизм?

На этот счет существует несколько точек зрения. Сторонники суда присяжных утверждают, что привлечение неспециалистов к работе суда позволяет сделать судебную систему прозрачнее, а также снижает возможности для различных махинаций и подтасовок. Они ратуют за более широкое привлечение присяжных к судебному процессу. Существует законопроект, допускающий рассмотрение присяжными дел, срок лишения свободы по которым более года, но пока он остается законопроектом.

Противники такой системы, в свою очередь утверждают, что у людей, не имеющих отношения к судебной системе, может не хватить интеллекта, опыта и знаний, чтобы решать, виновен ли подсудимый. Суд присяжных – не рациональный, а эмоциональный, чем могут воспользоваться некоторые преступники, чтобы избежать заслуженного наказания.

Тем не менее, практика существует достаточно давно – в России с 1864г – что является доказательством жизнеспособности такой практики.

Смотрите видео о том, нужен ли в России суд присяжных:

ИСТОРИЯ СУДА ПРИСЯЖНЫХ

Маковский А .А.,маги странт 1 курса

по специальности юриспруденции,

Научный руководитель

Мырзаханова.М.Н ., кандидат медицинскиинаук.

Казахстан г. Кокшетау,

КГУ им. Уалиханова, кафедра юриспруденции.

Spellforce _3577@ mail . ru

Аннотация.

В данной статье рассмотрены периодыистории возникновения суда присяжных, какие были суды изначально. Реформы судебной системы. Каким был суд присяжных на Западе. История становления суда присяжных заседателей очень многогранна, многое пришлось изменять на различных этапах и многое сейчас используется с современном виде суда присяжных заседателей. Суд коллегии присяжных заседателей проходил долги этапы в своём глубоком становлении и развитии. Но человечествунеобходим был такой орган. Ведь в нём могли принимать участие обычные люди, такие же как и обвиняемый.

Ключевые слова: история, суд, присяжные, реформы, обвиняемый.

Становление суда присяжных обусловлена следующими причинами: во-первых, рассмотрение дел с участие суда присяжных заседателей - одно из направлений судебной реформы, призванной обеспечить гарантированное Конституцией Республик право граждан на рассмотрение дел по этой прогрессивной форме судопроизводства; во-вторых, суд присяжных по сравнению с обычной формой судопроизводства обладает большей коллегиальностью и независимостью от узковедомственных соображений, стимулирует состязательность уголовного процесса и имеет другие преимущества, уменьшающие риск судебных ошибок и злоупотреблений при осуществлении правосудия. Вышеназванные аспекты и определяют интерес к исследованию судопроизводства с участием присяжных заседателей не только со стороны юристов-правоведов, но и деятелей искусства и культур ы. Так, например, большую известность и общественный резонанс получил вышедший на экраны страны в 2007 году и удостоившийся ряда престижных премий и наград фильм Никиты Михалкова «Двенадцать».

Традиционно основную роль суда присяжных в уголовном судопроизводстве видят в обеспечении прав человека быть признанным виновным в преступлении не иначе как по решению равных обвиняемому людей - представителей народа. Важным моментом закрепления прав является статьяКонституции, гарантирующая право каждого обвиняемого на рассмотрение дела судом присяжных в случаях, предусмотренных законом.

Конституционный статус института суда присяжных заседателей является важнейшей гарантией, защищающей от возможности конъюнктурного отказа от него в интересах очередного руководства страны в целом или отдельной ветви власти, т.к. не может быть изменен обычным законом, а только конституционным, принимаемым в порядке определенной процедуры.

Институт суда присяжных основывается на принципах и постул атах, которые до последнего времени либо считались чуждыми нашему уголовному процессу (определение функции суда как арбитра, а не активного участника процесса доказывания, обязанного осуществлять собирание доказательств по своей инициативе) либо трактовались в несколько ином свете (принцип состязательности).

В формировании убеждения присяжных непосредственное, первостепенное значение имеет художественное интуитивное восприятие доказательств и их интерпретация сторонами судебного состязания. Поэтому мастерство судебного деятеля-прокурора, адвоката - это не только владение логикой, юриспруденцией, но и артистизм, способность воздействовать не на один лишь разум, но и на чувства присяжных, от которых здесь зависит все.

После введения суда присяжных в дореволюционной России регулярный характер приняли оправдательные приговоры по делам о нарушениях правил паспортной системы, в которых фактические обстоятельства были неоспоримы, и сами подсудимые признавали себя виновными. Объяснение этому А.Ф. Кони увидел в том, что присяжным, в основном крестьянам, "чуждо понятие о преступлениях против системы, в которых, с одной стороны, совершенно отсутствует, прямо или косвенно потерпевший, а с другой - бытовые условия, вызывавшие очень часто нарушения установленных правил, возбуждают живое сострадание к обвиняемому".

В преддверии нынешней судебной реформы руководители Генеральной прокуратуры выражали сомнения: смогут ли сегодня прокуроры успешно поддерживать обвинение в судах с участием присяжных. Сегодня суды большинство уголовных дел рассматривают без прокуроров. Государственное обвинение фактически поддерживает судья. Он допрашивает обвиняемых, добивается от них показаний по поводу уличающих предметов и документов, проводит очные ставки и т.д. Суд, штампующий обвинительные приговоры, не затрудняясь даже отсутствием обвинителя, это уже пародия на орган правосудия.3 В новых условиях ряды обвинителей, хотелось бы думать, пополнятся людьми, способными и стремящимися выполнить свое процессуальное назначение.

Местом появления суда присяжных заседателей принято называть Англию. Но, по мнению многих людей, родиной суда присяжных заседателей называют Францию, поскольку есть вероятность того что во Франции во времена правления Людовика Благочестивого было что то похожее на современный суд присяжных заседателей. Но всё же в Англии первые суды присяжных заседателей появились в результате действий норманов.

Р. Уолкерписал, что коллегии присяжных заседателей принимали участие в судах англосаксон ских королей, до принятия христианства, в то время споры разрешались посредствам обращения к сверхъестественному, с помощью ордалий. Очистительная присяга - способ, благодаря которому осуществлялся ордалий. Лицо, которое обвинялось в преступлении, имело право назвать двенадцать человек, которые могли подтвердить виновность или невиновность человека, совершившего преступление. Однако в то средневековое время клятва означало очень многое для простых людей, поэтому найти двенадцать человек, которые согласны были клятвенно произнести виновность или невиновность человека было очень сложно. Когда вся Англия приняла христианство в церемонии присяги стали принимать участие священнослужители.

Люди, которым было известно что то о совершенном деянии были обязаны давать присягу о знании этого и о том что им известен подсудимый и после этого они могли выносить обвинительный или оправдательный вердикт. Если вынесенный вердикт коллегии присяжных заседателей не устраивал короля, то им назначалось наказание. Но в свою очередь они являлись лишь очевидцами совершенного деяния, поэтому их можно считать лишь свидетелями, но этого не было.

Ещё одним знаменательным событием принято считать подписание Великой Хартии Вольностей. Статья 39 подписанной королем Хартии гласила: "Ни один человек не будет задержан и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или объявлен вне закона,или как-нибудь иначе обездолен, и мы (король) не пошлем на него иначе как по законному приговору равных ему и по законам стран. Это положения тогда состояло в ограждении баронов от королевского произвола. Так феодал мог быть лишен свободы и правсудом равных ему по сословному положению. Но главное, что принцип суда уже получил в Великой Хартии юридическое закрепление. В будущем, по мере включения в политическую жизнь новых слоев населения этот принцип -преодолевая кровопролитное сопротивление - распространялся на мелких дворян, зажиточных крестьян - иоменов, на городской и торговый люд. И через 750 лет стал действительно всеобщим.

Шло время и история суда присяжных заседателей менялась, в частности было отменено назначение наказания, если присяжные выносили не угодные вердикты.

Рассмотрение дела судом коллегии присяжных заседателей в Англии испокон веков рассматривалось как право обвиняемого, отрицать свою вину.

Если человек совершал преступление, признанное средней тяжестью, то ему задавали вопрос, признаёт ли он себя виновным в совершении преступления, если он не отвечал на это вопрос, то в дело вступали суд с участием коллегии присяжных заседателей, которые, занимались рассмотрением и разрешением этого дела и выносили свой вердикт. Если человек не признавал своей вины при тяжком преступлении, то судом с участием коллегии присяжных заседателей, такой человек подвергался пыткам: на грудь ему ставили брусья и надавливали на них с большой силой, добиваясь признания.

Однако вскоре в 1772 году такая пытка была упразднена, потому что любое молчание обвиняемого человека рассматривалось как признание своей вины. Но в 1827 году принят закон, согласно которому молчание обвиняемого человека расценивалось как отрицание своей вины .

И в XVIII - XIX веках благодаря общественному мнению все пытки были отменены в судах Англии.

Обвиняемый в совершении преступления человек был лишен одной из главных средств своей защиты, а именно не имел права рассказывать известные ему сведения касающиеся оправдания.

Но время шло, законодательство совершенствовалось на то время, появлялись различные нововведения, процесс становился всё более похожем на современный и лицу обвиняемого в совершении преступления было дано право на разные юридические средства защиты.

История становления суда коллегии присяжных заседателей в нашей стране очень схожи с этапами зарождения суда в России, а в свою очередь зачатки становления суда коллегии присяжных заседателей в России сравнивают с Древней Русью и Западной Европой.

История становления суда присяжных заседателей очень многогранна, многое пришлось изменять на различных этапах и многое сейчас используется с современном виде суда присяжных заседателей.

Источник дошедший до нас о суде присяжных заседателей является Русская Правда (IX век), за двести лет до Великой Хартии Вольностей определяла, что лицо, уличенное в краже, но отрицающее свою вину, должно предстать перед 12 мужами, которые и решат вопрос о его ответственности.

Конечно, в XIX века Россия являлось слабо развитой страной, было много проблем и в экономике и политической жизни. Вся внутренняя политика стремилась как можно, любыми средствами сохранить крепостное право. Но нужно было изменить внутренние законодательство и этим занялся великий правовед Сперанский М. М.Разные законопроекты предложенные им предопределили участие в осуществлении правосудия, с самых первых его этапов адвоката и множество разных нововведений связанных с западноевропейским правом. Однако Александр I разными методами всячески сдерживал реализацию этих проектов.

Существовали так называемые общие суды, куда входили уголовные палаты и уездные суды. Однако Кони А. Ф.-писал, что такие суды рассматривали и разрешали дела не всех слоёв общества. Если человек (горожанин или крестьянин) совершал тяжкое преступление, то его дело рассматривал и разрешал общий суд.

Для такой категории населения как горожане, их судебным источником являлся квартальный надзиратель, а у того суда было своё начальство, их называли становой пристав. Эти люди имели в своих руках всю судебную власть. Становые приставы рассматривали и разрешали незначительные дела, но одни из самых распространённых категорий дел. Многое не устраивало простых жителей того времени.

XIX в. в России обусловил широкое распространение суда коллегии присяжных заседателей: конечно, в то время Россия испытывала большие трудности. Людей не устраивало то, что происходило в стране и все прекрасно понимали, что надо, что то менять, что то делать, нужно было найти выход из сложившейся обстановки. И начались реформы, охватившие разные стороны жизни общества, реформы проводились в крестьянстве, в вооруженных силах, морских и в просвещении. В 1864 году судебным уставом суд коллегии присяжных заседателей стал рассматриваться как юридический и на тот момент одним из важных политических институтов. Но, институт суда коллегии присяжных заседателей нуждался в большой доработке. Ведь он был введен в стране, где 9/10 населения страны были крестьяне, получившие личную свободу, в экономике существовали пережитки крепостничества, был сословный строй и его привилегии и ограничения, форма правления была абсолютная монархия, население было лишено политических прав и свобод и т.п.

Судебная система 1864 года включала (институты судебных установлений, устав уголовного, гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, назначаемых мировыми судьями) становилась оригинальная и эффективная система правосудия. Она включала две ветви, которые объединял высший судебный орган - Сенат: общие суды и мировые суды.

Крестьяне просто так не могли принять участие в заседании коллегии присяжных, они должны были иметь волостные должности, такие как старшина, староста. Но когда по всей России открылись окружные суды - инстанции, где в рассмотрении уголовных дел принимали участие присяжные заседатели, привилегированное сословие стали уклоняться от осуществления этой обязанности. Большинство присяжных заседателей в России являлись крестьяне. Крестьяне оставляли хозяйство, уезжали в уездный или губернский город, без предоставления жилья, денежного пособия. Процессы, в которых принимали участие присяжные заседатели, длились, не один день.

Так, участие в суде в качестве присяжного заседателя в России было не правом, а повинностью, легшей на плечи крестьян. И надо сказать, что, несмотря на все тяготы, крестьяне выполняли всёдобросовестно.

Присяжными заседателями были только мужчины в возрасте от 25 до 70 лет, русские подданные. За ними закреплялся ценз оседлости - два года и имущественный ценз.

Не могли стать присяжными заседателями люди, находившиеся под судом и следствием, - слепые, глухие, умалишенные, являвшиеся должниками, находившиеся на краю бедность, прислуга. При этом, присяжными не могли быть священнослужители и монашествующие, люди, имеющие генеральские должности, работники суда и прокуратуры, чиновники полиции.

Суд коллегии присяжных заседателей проходил долги этапы в своём глубоком становлении и развитии. Но человечеству на тот момент необходим был такой орган. Ведь в нём могли принимать участие обычные люди, такие же как и обвиняемый.

Люди, имеющие необходимый ценз, включались в общие списки присяжных заседателей. Система общих списков была основным достоинством суда присяжных, потому что присяжные - не выборные судьи, а все люди, имеющие необходимый ценз. У людей кто негативно относился к суду присяжных, он получил наименование: - "уличный суд".

Присяжные принимали участие для рассмотрения наиболее сложных уголовных дел, по которым Уголовное уложение ставило меры наказания, связанные с лишением или ограничением прав состояния. Санкция уголовного закона отнюдь не всегда служила показателем сложности рассматриваемого дела. Критерий, избранный уставами 1864 года для ведения дела судом присяжных, видимо, нельзя считать удачным.

Суд присяжных отличался от разных форм участия общественности в осуществлении судопроизводства большей самостоятельностью. Уголовно-процессуальная наука в России, смотря на опыт западноевропейских стран,проводила мысль о том, что если объединить в одну коллегию общественность и профессиональных судей одни невольно подчинятся знаниям, опыту других. Присяжные заседатели выносили свой вердикт независимо от судей. Присяжные вынося свой вердикт решали вопрос о виновности или невиновности лица, представшего перед судом, и когда лицо признавалась виновным, заслуживает он снисхождения или нет. Чтобы решить этот вопрос не нужно было иметь специальные знания, следовало опираться на житейский опыт и здравый смысл . Присяжные, решали вопрос о действительности преступления, о том, совершено ли оно подсудимым и должно ли быть вменено ему в вину, рассматривали сферу юридической оценки деяния.

Статья 818 Устава уголовного судопроизводства, обозначала демократизм судебной реформы. Эта статья закрепляла право судей единогласно отменить обвинительное решение присяжных, если они считали это решение неправосудным, и, наоборот, не давала им такого права в отношении оправдательных решений присяжных…

Это означало, что действовало правило, при котором профессиональные судьи, приступившие к своим обязанностям после вынесения присяжными вердикта, могли поменять положение подсудимого только в лучшую сторону. Такой высокий показатель оправдательных решений присяжных обусловлен в первую очередь неразвитым уголовным и уголовно - процессуальным законодательством. Если рассматривать оправдательные решения присяжных по категориям дел, тооправдательные вердикты были значительно выше по делам, имеющих "политический оттенок": о недоверию к власти, разных к ним действий и т.д. Дела о государственных преступлениях, о преступлениях должностных лицс самого начала были изъяты из ведения суда присяжных. Поскольку отношения судей и представителей общества в суде к одному и тому же преступлению были разные.

Представители общества, в своей жизни ощущали экономические трудности, соци a льную несправ e дливость, политическую н e стабильность, имели полное право выражать свое отношение к происходящему в форме оправдательного вердикта - оправдывая преступление они тем самым выражали недовольство правительству. Чем труднее была ситуация, складывающаяся в обществе, тем более непредсказуемый характер приобретали оправдательные вердикты присяжных заседателей.

Спис o к используемой литературы

1. Конституция Республики Казахстан (принята 30 августа 1995 года), // СПС «Юрист»

2. А.В.Смирнов, К.Б.Калиновский, Уголовный процесс, учебник для ВУЗОВ,2- е издание,»Питер»,СПб,2005г.,С. 560

3. А.М.Ларин, .Из истории суда присяжных в России,. Российская правовая академия МЮ, Москва.1995г., C . 14

4. Алексис де Токвиль. Демократия в Америке. М.: Прогресс, Москва 1992. С. 209.

5. Боботов С. В. Откуда пришел к нам суд присяжных (англосаксон ская модель). М.: Российская правовая академия МЮ РФ, Москва 1995. С. 10 Щегловитов И.Г. Судебные Уставы императора Александра Второго с законодательными мотивами и разъяснениями: Устав уголовного судопроизводства. СПб., Москва 1887.Стр. 134

6. Коротких М.Г. Обсуждение и принятие «Основных положений преобразования судебной части в России 1864 года» // Буржуазные реформы в России второй половины XIX века. Воронеж, 1988. , C. 48

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР „О судоустройстве“», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях возродили в России суд присяжных - важнейшую гарантию защиты прав граждан и самую демократическую форму судопроизводства. В процессе доработки закона был достигнут компромисс: рассмотрение дел присяжными вводилось лишь для областных (краевых) судов, к подсудности которых по первой инстанции относятся дела о наиболее тяжких преступлениях (убийство, изнасилование, хищения в особо крупных размерах, преступления против безопасности государства). Возрождение суда присяжных стало главным событием в реформе судебной системы за 1992-1993 гг. Для начала суд присяжных ввели только в 9 регионах (Московской, Рязанской, Саратовской, Ивановской, Ульяновской и Ростовской областях, Ставропольском, Алтайском и Краснодарском краях), где предварительно была проведена большая подготовительная работа. Суды присяжных состоят из председательствующего судьи и 12 присяжных заседателей. Любому обвиняемому в совершении преступления, наказание за которое превышает год лишения свободы, предполагалось предоставить право быть судимым судом присяжных. Аналогично сторонам по гражданскому делу давалось право направить на рассмотрение суда присяжных иск на сумму, превышавшую установленный законом предел. Предполагалось, что передача права вынесения приговора двенадцати независимым представителям народа приведет к появлению состязательности процесса, ослабит обвинительный уклон, столь характерный для советской неоинквизиционной судебной системы, и продемонстрирует общественности, что правосудие освободилось от политического влияния. В соответствии с законом присяжным заседателем может стать любой достигший 25 лет, несудимый, дееспособный гражданин из перечисленных регионов России. Из списков кандидатов в присяжные заседатели исключаются по их заявлению сотрудники правоохранительных органов, судьи, военнослужащие, священнослужители, руководители органов государственной власти и их заместители, а также лица, не владеющие языком судопроизводства, люди старше 70 лет, инвалиды либо лица, имеющие физические или психические недостатки, мешающие им понять, что происходит в зале суда. Для всех остальных участие в процессах в качестве присяжного заседателя в течение 10 календарных дней в году - гражданская обязанность. Списки потенциальных присяжных заседателей составляет областная (краевая) администрация. После довольно сложной процедуры отбора (на заключительном этапе обвинение и защита вправе без указания причин отвести четырех кандидатов, что требует от прокурора и адвоката знания основ психологии) формируется коллегия присяжных заседателей из двенадцати основных и двух запасных. Запасные присяжные на протяжении всего процесса участвуют в рассмотрении дела и готовы заменить основного присяжного, если тот по какой-то причине выбывает. Собственно процессу предшествует важная стадия предварительного слушания дела без участия присяжных заседателей, в ходе которой судья должен определить допустимость представленных прокурором доказательств и исключить из дела полученные с нарушением закона. Разница в этом смысле между судом присяжных и общим судом (с участием народных заседателей или судьей единолично) в том, что в последнем доказательства, подлежащие исключению из дела (судьи часто закрывают глаза на «малозначительные» нарушения закона), все равно доводятся до сведения судей и народных заседателей и психологически не могут не влиять на их сознание. А присяжные ничего не знают об исключенных доказательствах. Присяжные (и никто кроме них) решают вопрос о виновности. Даже Кассационная палата Верховного Суда не вправе отменить вердикт присяжных, если он вынесен без нарушения уголовно-процессуального закона. Народных заседателей (в отличие от присяжных) закон наделил всеми правами судьи и обязал вместе с ним не только устанавливать факты, но и решать вопросы права, в которых они не ориентируются. Когда же народные заседатели, интуитивно чувствуя несправедливость, выражают несогласие с мнением судьи (что бывает крайне редко), у него наготове беспроигрышный способ: он предлагает им самим написать приговор, чего они сделать не в состоянии. Поэтому роль народных заседателей свелась к киванию головой в такт решению судьи. Судью, который фактически единолично решает дело, можно подкупить, запугать. В суде присяжных это бессмысленно, так как исход дела зависит не от судьи, а от двенадцати народных представителей, каких именно, заранее неизвестно, поэтому воздействовать на них значительно сложнее. Если все же такая угроза существует, то закон «О судоустройстве» обязывает органы внутренних дел немедленно по заявлению присяжного заседателя или по собственной инициативе обеспечить безопасность присяжного и членов его семьи, сохранность принадлежащего ему имущества. Немаловажно и то, что труд присяжных неплохо оплачивается: за время, проведенное в суде, они получают половину зарплаты судьи или свой средний заработок, если он выше, за счет средств федерального бюджета. Результаты работы судов присяжных в 9 регионах России оказались обнадеживающими. Хотя процессы в среднем продолжались около 5 дней, что почти вдвое больше среднего срока разбирательства аналогичных дел в судах с участием народных заседателей, новые правила судопроизводства в значительной степени способствовали устранению обвинительного уклона и созданию действительно состязательного процесса. В начале 90-х годов областные (краевые) суды оправдывали 0,5% подсудимых, а присяжные за 1994-1995 гг. вынесли около 15% оправдательных вердиктов. По каждому четвертому делу присяжные признавали подсудимых виновными в менее тяжких преступлениях по сравнению с теми, которые фигурировали в обвинительных заключениях, подписываемых следователем и утверждаемых прокурором, а по каждому второму признавали осужденного заслуживающим снисхождения или особого снисхождения. Это обязывало судью снизить наказание. Любопытно, что критики суда присяжных, которые во время прохождения закона через парламент утверждали, будто суды будут в основном оправдывать преступников и направлять дела на дополнительное расследование, теперь могли бы, ссылаясь на приведенные статистические данные, упрекать присяжных в излишней снисходительности, но почему-то этого не делают. Видимо, пришло понимание того, что расправный суд и надлежащая правовая процедура - далеко не одно и то же. Суд присяжных заставляет судей, прокуроров и адвокатов во многом пересмотреть свои взгляды на профессию. Прокурор больше не может рассчитывать на то, что судья - его сподвижник по борьбе с преступностью - «не заметит» погрешностей предварительного следствия (сколько изломанных человеческих судеб стоит за ними) и «вытащит дело» за прокурора. Адвокату не имеет смысла «договариваться» с прокурором или судьей, а необходимо проявлять профессиональное мастерство. И сам судья начинает понимать: слово «суд» происходит не от «осудить», а от «рассудить». Чтобы записанное в Конституции право лиц на рассмотрение их дел в суде присяжных было реализовано, требуются согласованные действия законодательной и исполнительной властей, немалое финансирование, дополнительные организационные меры. К примеру, необходимо ввести специальные процедуры, которые приводят к тому, что из всех дел, подсудных суду присяжных, реально с их участием рассматривается не более 1%, как в США. Подавляющее большинство дел заканчивается так называемой сделкой о признании: защита и обвинение соглашаются на компромиссный вариант, суд его утверждает, присяжные к делу не привлекаются. В России ничего подобного не предусмотрено. Кроме того, нужно создать условия для работы присяжных, обеспечить их помещениями, защитить от попыток подкупа, давления криминала, запугивания и угроз, оградить от влияния прессы (на Западе присяжные на время суда вообще изолируются). Осенью 1995 г. в Госдуму был внесен законопроект, который распространял суд присяжных еще на 12 субъектов Федерации. Но правительство дало отрицательное заключение, ссылаясь на нехватку денег в бюджете. За прошедшие с тех пор годы денег так и не нашлось. Вопреки желанию многих субъектов Федерации ввести на своей территории суд присяжных, география его применения не расширяется. Сложилась парадоксальная ситуация: параллельно существуют две системы правосудия - неоинквизиционная, принятая в подавляющем большинстве судов общей юрисдикции, и состязательная, организованная для нескольких судов с участием присяжных заседателей. Состязательное судопроизводство, оказывая положительное влияние на обычный уголовный процесс (в частности, созданием прецедентов правового решения вопроса о допустимости доказательств), погоды не делает. Оно постепенно деградирует в чуждой среде, не становясь правилом, оставаясь исключением. Еще одна важная проблема судебной реформы - защита судей и свидетелей от угроз со стороны преступных сообществ. В современных российских судах «заказное правосудие» не ушло в небытие, а лишь приняло новые формы. Когда судья действует вопреки представленным доказательствам, логике и здравому смыслу, понятно, что им движет страх за свою жизнь и жизнь своих близких. Ведь судья в России не защищен не только от давления, но даже от прямых угроз. Не защищены и свидетели. В развитых странах на защиту свидетелей выделяются огромные средства. Власти выплачивают им компенсации за физический и моральный ущерб, в отдельных случаях им предоставляется новая работа, меняются место жительства, имя и даже внешность. Затраты государства велики, но и отдача огромная: благодаря такой программе раскрыты сотни тяжелейших преступлений.

Присяжные заседатели берут на себя часть полномочий от судей, но только в рамках уголовного разбирательства. Как именно проходит тяжба с привлечением присяжных заседателей и кто из граждан может избираться в коллегию, рассмотрим в рамках данной статьи.

Требования, выставляемые к присяжным в ФЗ «О присяжных заседателях»

Деятельность присяжных заседателей регулируется процессуальным законодательством, применяемым к уголовным делам. А вот для решения организационных вопросов, связанных с привлечением граждан РФ к участию в разбирательстве, есть отдельный законодательный актфедеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ.

Законом участие в суде присяжных заседателей обозначено как обязательное. Поэтому нужно иметь вескую причину, чтобы быть освобожденным от этого обязательства.

Есть ряд ограничений, закрепленных законодательно, которые не позволяют попасть в число присяжных заседателей . Ими не могут быть:

  • лица младше 25 лет;
  • лица, получившие судимость, которая не была погашена или снята;
  • недееспособные лица или ограниченные в своей дееспособности;
  • лица, попавшие на учет в наркологический или психоневрологический диспансер из-за проблем с алкоголем, наркотиками или психических расстройств.

Это общие причины , по которым граждане в принципе не могут стать присяжными заседателями . Но есть еще и частные причины, по которым граждан не могут сделать присяжными заседателями в рамках конкретного разбирательства. Сюда относятся случаи, когда лицо:

  • проходит подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу;
  • не знает языка, на котором идет судопроизводство;
  • имеет недостатки физического или психического характера, которые могут помешать ему полноценно принимать участие в процессе.

Если будет выяснено, что претендент на роль присяжного заседателя подпадает под действие хотя бы одного из перечисленных ограничений, то он не допускается к участию в разбирательстве.

Порядок отбора кандидатов для конкретного дела

Скачать форму анкеты

В России каждые 4 года обновляются 2 списка присяжных заседателей : основной и запасной. Лица, попавшие в них, могут в любой момент при возникновении необходимости быть призваны для участия в процессе. Но не все вызванные лица становятся присяжными заседателями . Существует прописанный на законодательном уровне процесс, в рамках которого собирается коллегия из присяжных заседателей в количестве 12 человек для каждого дела.

Сначала отбираются не менее 20 лиц, могущих стать присяжными заседателями по делу. Отбор происходит по методу случайной выборки. И далее, уже на предварительном заседании, переходят к формированию будущей коллегии присяжных заседателей из отобранных кандидатов.

Вначале сами кандидаты могут высказаться за самоотвод , для этого есть такие обоснования:

  • достижение 60-летнего возврата;
  • наличие у женщины ребенка младше 3 лет;
  • религиозные убеждения, не позволяющие решать чужую судьбу;
  • временное неисполнение своих служебных обязанностей может быть недопустимым.

Если суд поддержит полученное от кандидата в присяжные заседатели ходатайство по вопросу о самоотводе, то заявитель выбывает из участия в процессе.

Не знаете свои права?

Скачать форму ходатайства

Далее обвиняемый и его защитник, а также государственный обвинитель могут заявить мотивированный отвод любому из кандидатов и 2 немотивированных отвода. По сути, каждая из сторон может убрать по 2 кандидатуры, которые, по их мнению, могут решить дело не в их пользу. Чтобы реализовать это право, стороны могут задавать кандидатам вопросы, раскрывающие их отношение к делу.

После вычеркивания отведенных кандидатов в списке должно остаться 14 человек; если их меньше, то призываются дополнительные присяжные заседатели , их фамилии берутся из запасного списка. Если больше, то берется 14 первых фамилий в списке. Из этих 14 человек первые 12 становятся присяжными заседателями , а двое оставшихся считаются запасными присяжными заседателями .

Права присяжных по закону

Чтобы вступить в свои права, присяжные заседатели принимают присягу, и только после этого начинается рассмотрение дела. В ходе разбирательства присяжные заседатели могут:

  • общаться с допрашиваемыми лицами, но не напрямую, а через председательствующего;
  • исследовать обстоятельства, имеющие прямое отношение к делу, и доказательства, проходящие по нему, однако исследуются только те доказательства, которые были обозначены как допустимые; сам же вопрос о допустимости доказательств решается судьей без присяжных заседателей ;
  • просить дать разъяснение законодательных норм и юридических терминов, которые используются другими участниками процесса;
  • вести свои записи и в дальнейшем использовать их.

Для присяжных заседателей установлены и некоторые запреты: они не могут покидать зал заседаний во время слушания, общаться с лицами, не относящимся к суду, собирать сведения о деле самостоятельно и разглашать тайну голосования.

Учитывая полномочия присяжных заседателей , можно сказать, что судебный процесс организован так, чтобы они вынесли решение на основании представленных к рассмотрению сведений. А вот какие сведения им представляют, решает уже судья.

Вердикт суда присяжных

Когда активная фаза заседания заканчивается и все участники высказались, судья ставит перед присяжными заседателями ряд вопросов, на которые они должны дать ответ. Вот они:

  • сумело ли обвинение доказать, что деяние произошло;
  • сумело ли обвинение доказать, что именно подсудимый его совершил;
  • очевидна ли вина подсудимого.

Также могут быть озвучены и частные вопросы, чтобы уточнить детали квалификации деяния. Кроме того, может быть поставлен вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения.

На вопросы присяжные заседатели дают ответы во время совещания. Для этого проводится голосование, при котором никто не имеет права воздерживаться.

  • обвинительный вердикт, если по всем 3 вопросам большинство присяжных заседателей проголосовали утвердительно;
  • оправдательный вердикт, если хотя бы по одному вопросу больше 6 присяжных заседателей ответили отрицательно.

Наказание для лица, осужденного судом присяжных заседателей

При вынесении оправдательного вердикта подсудимый освобождается из-под стражи в зале суда, и присяжные заседатели могут расходиться, но само разбирательство продолжается; в ходе него выясняются различные организационные вопросы.

После вынесения обвинительного вердикта заседание также продолжается, присяжные заседатели имеют право остаться в зале. Далее уже суд решает вопрос о конкретном виде наказания в сложившийся ситуации. Во внимание принимается факт признания подсудимого заслуживающим снисхождения — это отражается при выборе вида наказания. Итогом рассмотрения становится назначение наказания.

Чем отличается статус арбитражных заседателей от присяжных?

В арбитражном процессе к рассмотрению дела тоже могут привлекаться заседатели, но только арбитражные. Делается это в тех случаях, когда для понимания сути спора нужны специальные знания. Таким образом, арбитражные заседатели — это специалисты, которые помогают судьям разобраться в конфликте.

Их отличие от присяжных заседателей состоит в полномочиях. Арбитражные заседатели пользуются теми же процессуальными правами, что и судьи. В то же время компетенции присяжных заседателей и судьи в уголовном процессе строго разделены.

Подсудимый в отдельных случаях может реализовать свое право на назначение разбирательства с привлечением присяжных заседателей . Перечень преступлений, по которым возможно такое рассмотрение, закреплен в УПК РФ. В ходе разбирательства присяжные заседатели выслушивают представителей защиты и обвинения, знакомятся с доказательствами по делу. Именно присяжные заседатели должны вынести вердикт подсудимому, и если он окажется обвинительным, тогда уже судья назначает конкретный вид наказания.


Top