Ответственность за охрану труда на предприятии несет

Практически каждому работающему человеку хотя бы раз в жизни приходилось ставить свою подпись на инструкции по охране труда или другом подобном внутреннем акте. Но согласитесь: работники редко внимательно читают такие документы. А ведь предусмотренные ими нормы необходимо соблюдать. И работодателю стоит позаботиться о том, чтобы работники не только внимательно изучали нормы в области охраны труда, но и следовали им. Помните, что за нарушение правил и норм охраны труда и техники безопасности ваш персонал «отвечает» своим здоровьем, а работодатель, как говорится, «отвечает головой». Давайте разберемся, как правильно «охранять» труд сотрудников, не допуская нарушений.

Из этой статьи вы узнаете:

  • кто является ответственным за обеспечение безопасных условий и охраны труда
  • наиболее распространенные нарушения нормативных актов в области охраны труда
  • как организовать систему охраны труда
  • как распределить обязанности по охране труда

Закон возлагает обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда на работодателей. Согласно ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель должен, в частности, соблюдать трудовое законодательство, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда закреплены и в ст. 212 ТК РФ.

Новая ответственность за нарушения в персданных.

Нередко на практике работодатели экономят на мероприятиях по охране труда, создании квалифицированной службы или считают, что стоит обзавестись специалистом (службой) по охране труда, назначить ответственного из числа руководителей (заместителей) - и «дело в шляпе»: в случае чего есть кому ответить. В действительности это не так.

На специалиста или службу охраны труда в соответствии с действующим законодательством возлагаются функции надзора и контроля, оказания методической помощи в соблюдении государственных требований охраны труда в организации. Соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, является в соответствии с ТК РФ обязанностью именно работодателя. А значит, за любые нарушения будет нести ответственность работодатель (организация), а также его полномочный представитель - руководитель организации. Причем последствия для руководителя могут быть достаточно серьезными - за повторное нарушение законодательства об охране труда суд может вынести решение о его дисквалификации.

В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб.; на юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Часть 1 ст. 143 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил. Если эти нарушения повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказание может заключаться в наложении штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо в назначении обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо исправительных работ на срок до двух лет. За это преступление может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок до одного года.

Если же нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда повлечет по неосторожности смерть человека, то ч. 2 ст. 143 УК РФ предусматривает более строгое наказание: лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Ошибки работодателей в организации работ по охране труда или привлечение неквалифицированных специалистов по охране труда нередко приводят к последствиям, связанным со штрафными санкциями за нарушения законодательства об охране труда, а также к судебным разбирательствам.

На практике возникают ситуации, приводящие к травматизму на производстве с самыми тяжкими последствиями, предотвратить которые вполне реально. Для этого работникам необходимо соблюдать инструкции по охране труда, а работодателю организовать контроль за выполнением этих обязанностей.

Давайте посмотрим, какие нарушения чаще всего допускаются в области охраны труда. Обратите внимание: зачастую несчастные случаи на производстве происходят из-за того, что работники допускают нарушения техники безопасности и правил производства работ при отсутствии контроля и при ошибках в организации охраны труда со стороны работодателя.

Практика показала, что наиболее распространены следующие нарушения требований нормативных актов в области охраны труда.

Нарушение 1. В организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда (штатный/внештатный) (ст. 217 ТК РФ).

Нарушение 2. Не проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников (ст. 213 ТК РФ).

Нарушение 3. Не выполняется аттестация рабочих мест по условиям труда (приказ Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).

Нарушение 4. Нарушается порядок расследования и учета несчастных случаев (ст. 227-231 ТК РФ).

Нарушение 5. Не организованы обучение, проверка знаний требований охраны труда, инструктаж и стажировки работников по охране труда, включая занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, при которых предъявляются повышенные требования к охране труда; нет инструкций по охране труда по профессиям и видам работ; не организованы обучение и проверка знаний по охране труда руководителей и специалистов (постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»).

Цитируем документ об охране труда

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда , стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий;
- принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;
- расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
- беспрепятственный допуск должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- выполнение предписаний должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного надзора и контроля, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки;
- обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- ознакомление работников с требованиями охраны труда;
- разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов;
- наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.

Статья 212 ТК РФ

Чтобы обеспечить безопасность работников в соответствии с требованиями ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан организовать обучение безопасным методам и приемам производства работ, а также надлежащий контроль выполнения работниками требований инструкций по охране труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты.

Приведем пример нарушения требований охраны труда. Тяжелый несчастный случай произошел в ООО «И» с водителем автомобиля Л. на площадке хранения лома металла. В начале смены водитель Л. получил задание от начальника производственной базы на перевозку рабочих и груза по местам работ на автомобиле с краном-манипулятором.

В 09:15 водитель Л. привез газорезчика К. на базу. В течение рабочего дня водитель занимался перевозкой людей и профилактическими работами по обслуживанию автомобиля.

В 15:50 водитель приехал на базу, чтобы забрать газорезчика и газорезательное оборудование с производственной площадки. Газорезчик К., закончив работу в 16:05, собрал инструмент и отнес его в инструментальную, а Л. остался его ждать.

Рядом с автомобилем, с левой стороны, остался неразрезанным кусок металла в виде сегмента. Этот фрагмент газорезчик К. планировал после погрузки газорезательного оборудования в машину уложить в горизонтальное положение с помощью лома вручную или тросом за буксирный крюк автомобиля.

За время отсутствия газорезчика К. водитель Л. решил самостоятельно уложить фрагмент в горизонтальное положение при помощи выдвижной опоры крановой установки автомобиля. Он вышел из кабины, подошел к органам управления с левой стороны автомобиля и, находясь между деталью и кабиной, включил привод передней левой выдвижной опоры и надавил ею на стоящий вертикально фрагмент. Фрагмент потерял устойчивость и упал в сторону автомобиля и стоящего рядом с ним водителя Л., прижав его к левому переднему крылу автомобиля.

Указанный несчастный случай произошел по той причине, что в ООО «И» неудовлетворительно реализована система управления охраной труда при эксплуатации транспортных средств, отсутствует надлежащий контроль допуска лиц к управлению транспортным средством, оборудованным грузоподъемным краном-манипулятором.

Начальник базы ООО «И» допустил к работе на автомобиле, оборудованном грузоподъемным краном-манипулятором, водителя, не прошедшего обучение и аттестацию в качестве машиниста грузоподъемного крана, обучение и аттестация которого должны проводиться в профессионально-техническом учебном заведении, учебном центре, располагающих базой для теоретического и практического обучения и имеющих соответствующую лицензию. В противном случае, налицо нарушение требований охраны труда.

Водитель автомобиля Л. выполнял управление грузоподъемным краном-манипулятором, т. е. работу, не предусмотренную заданием, с использованием оборудования автомобиля не по назначению.

Нарушение 6. Работники не обеспечены спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты (ст. 221 ТК РФ).

Еще один яркий пример нарушения инструкций по охране труда. Несчастный случай со смертельным исходом произошел с подсобным рабочим Т. в ООО «Е» на территории строящегося склада для хранения зерна, в результате падения его со строительных лесов.

Бригада из пяти человек производила подъем стальной арматуры для крепления каркаса зернотока на площадку строительных лесов. Рабочие Т. и С. поднялись на передвижные леса, чтобы принять снизу арматуру.

Передвижные строительные леса были изготовлены силами строительной бригады. Верхняя платформа лесов расположена на высоте 6 м, защитное ограждение отсутствует. По бокам стальных лесов приварены стальные петли для закрепления страховочного пояса.

При приеме арматуры подсобный рабочий Т. подошел к краю площадки строительных лесов. На предупреждение рабочего С., что нужно пристегнуть страховочный фал, Т. никак не отреагировал и начал поднимать арматуру, что является вопиющим нарушением инструкций по охране труда. При подъеме арматура спружинила, подсобный рабочий Т., потеряв равновесие, упал с высоты 6 м на асфальтовое покрытие, получив при падении смертельную травму.

Для расследования несчастного случая прибыла комиссия по охране труда , которая установила, что с пострадавшим не проводилось обучение и проверка знаний требований охраны труда.

Директор ООО «Е» не обеспечил безопасность работников при производстве строительных работ в части организации контроля состояния условий труда на рабочих местах, а также правильности применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты. Допустил приемку в эксплуатацию передвижных лесов без ограждающих устройств. Не обеспечил работникам организацию обучения и проверки знаний требований охраны труда.

Мастер участка, являясь ответственным исполнителем работ с повышенной опасностью, допустил выполнение работ на лесах без перильного и бортового ограждения. Не обеспечил контроль соблюдения мер безопасности при работах на высоте, а также правильности использования работниками средств индивидуальной защиты, что также не лучшим образом характеризует систему управления охраной труда в организации.

Нарушение 7. Не организован надлежащий контроль соблюдения работниками дисциплины труда.

Тяжелый несчастный случай произошел в ООО «М» с машинистом экскаватора.

По заданию прораба машинист экскаватора А. должен был производить разработку скального грунта траншеи под хозбытовую канализацию.

В обеденный перерыв машинист экскаватора находился в бытовом вагончике. После обеденного перерыва А. завел двигатель экскаватора, включил передачу и поехал к траншее.

По словам прораба, левое переднее колесо экскаватора находилось на краю траншеи, а затем экскаватор в нее упал. В результате падения экскаватора его кабина деформировалась, причинив машинисту А. тяжелые травмы груди.

Расследование несчастного случая показало, что пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения: в крови у него обнаружен этиловый спирт в концентрации 2,6 промилле.

Были допущены нарушения следующих норм законодательных и нормативных актов, содержащих требования охраны труда:
ст. 22 ТК РФ, устанавливающая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и соблюдения правил внутреннего трудового распорядка;
п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, запрещающий водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
должностная инструкция производителя работ (прораба) ООО «М», в соответствии с которой прораб обязан контролировать состояние техники безопасности, принимать меры к устранению выявленных недостатков, нарушений правил соблюдения рабочими инструкций по охране труда, обеспечивать соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины. Прораб несет ответственность за необеспечение соблюдения трудовой дисциплины и исполнительской дисциплины работниками подчиненных служб и персонала, находящегося в его подчинении;
Правила внутреннего трудового распорядка ООО «М», запрещающие работникам появляться на работе в состоянии алкогольного опьянения;
Инструкция по охране труда для машинистов экскаваторов одноковшовых ООО «М», запрещающая производить работы в нетрезвом состоянии.

Таким образом, можно сделать вывод, что в ООО «М» не был организован надлежащий надзор и контроль за соблюдением охраны труда и правил внутреннего трудового распорядка. Машинист экскаватора находился на производственной площадке и управлял транспортным средством (объектом повышенной опасности) в состоянии алкогольного опьянения, а присутствовавший при этом прораб не принял мер по отстранению его от работы.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Итак, в соответствии со ст. 212 ТК РФ безопасные условия и охрану труда обеспечивает работодатель.

Достигнуть этого можно только про условии, что руководители всех звеньев управления и ответственные производители работ будут неукоснительно выполнять государственные нормативные требования охраны труда, исполнять свои должностные обязанности и контролировать выполнение требований охраны труда работниками, находящимися у них в подчинении.

Обратите внимание! Основная обязанность работодателя - организовать производственный процесс и систему управления охраной труда на производстве таким образом, чтобы при ведении технологических процессов, производстве работ была обеспечена безопасность работников

Грамотное распределение обязанностей по охране труда среди руководителей организации в соответствии с их должностными обязанностями и контроль их исполнения позволит работодателю снизить риски ответственности.

Можно предложить следующую схему организации работ.

Этап 1. Организация службы охраны труда.

Служба охраны труда разрабатывает проекты нормативных и распорядительных документов по охране труда, реализует методическое руководство работой по охране труда и контроль ее выполнения в структурных подразделениях организации.

Этап 2. Установление должностных обязанностей лиц, ответственных за охрану труда в организации.

Локальными нормативными актами (Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением об охране труда, должностными инструкциями и др.), трудовыми договорами или дополнительными соглашениями к ним, приказами работодателя устанавливаются основные обязанности должностных лиц по обеспечению здоровых и безопасных условий труда, соблюдению требований охраны труда.

Этап 3. Распределение обязанностей и ответственности в ключе охраны труда.

Этап 4. Руководство деятельностью по охране труда. Общее руководство работой по охране труда осуществляет руководитель организации.

Непосредственное руководство работой по охране труда в организации и ее структурных подразделениях выполняют должностные лица, на которых возложены обязанности по обеспечению охраны труда.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Обратите внимание! Если распределение обязанностей по охране труда не произведено, то ответственность нераздельно лежит на уполномоченном представителе работодателя - руководителе организации.

Распределение обязанностей по созданию здоровых и безопасных условий труда между должностными лицами организации, а также ответственность за их обеспечение должны найти отражение в трудовых договорах, должностных инструкциях работников и распорядительных документах работодателя.

Основной груз обязанностей работодателя по обеспечению охраны труда ложится на руководителя организации и руководителей ее структурных и функциональных подразделений.

Руководители структурных подразделений организуют в своем подразделении работу по охране труда так же, как и по всем другим направлениям: путем распределения должностных и функциональных обязанностей работников, стимулирования их работы, обеспечения контроля и т. д.

Распределение обязанностей в области охраны труда может закрепляться в локальных нормативных актах работодателя, например в Положении о распределении обязанностей в области охраны труда, с которым работники должны быть ознакомлены под роспись.

Примерная форма положения о распределении обязанностей в области охраны труда

В соответствии с трудовым законодательством работодатель осуществляет непосредственное руководство охраной труда. Данная функция предполагает следующие обязанности:

Обязанность 1. Определение собственной политики в области охраны труда; ее документальное оформление.

Обязанность 2. Выбор необходимой системы охраны труда, отвечающей собственной политике, действующему законодательству РФ, межгосударственному стандарту «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования. ГОСТ 12.0.230-2007».

Обязанность 3. Управление системой охраны труда, ее непрерывное совершенствование.

Должностное лицо в случае возложения на него работодателем соответствующих обязанностей по обеспечению охраны труда несет ответственность в установленном законодательством порядке за невыполнение своих функций по охране труда, за препятствие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, общественного контроля.

За несчастные случаи, происшедшие во время производства работ, несут ответственность те лица, которые своими распоряжениями, действиями или бездействием не выполнили свои должностные обязанности по охране труда или не приняли должных мер для предотвращения несчастного случая .

В соответствии со специфическими особенностями производства и осуществляемых работ, структурой и штатной численностью организации, а также при отсутствии в штатном расписании соответствующих должностей руководителей обязанности по обеспечению охраны труда перераспределяются в необходимом объеме между другими руководителями или возлагаются на специалистов по охране труда , если для осуществления этих обязанностей им предоставлены соответствующие полномочия.

Например, при отсутствии в штатном расписании должностей заместителя руководителя по кадрам (начальника отдела кадров), главного технолога, главного конструктора, главного механика обязанности по обеспечению охраны труда могут возлагаться соответственно на инспектора по кадрам, технолога, конструктора, механика.

Методическое руководство работой по охране труда и контроль ее осуществления в структурных подразделениях организации осуществляет служба охраны труда или специалист (инженер) по охране труда .

В соответствии со ст. 217 ТК РФ работодателю предоставляется право выбора способа организации данной структуры. Это может быть штатная служба (специалист) либо привлекаемая по договору (договору подряда) специализированная организация или специалист. В любом случае в условиях рыночных отношений служба охраны труда обязана, прежде всего, представлять интересы работодателя (заказчика) - путем организации работ по соблюдению законодательства в области охраны труда, проведению комплекса мероприятий, направленных на создание «живой», действенной системы управления охраной труда.

Работодатель обязан создать систему управления охраной труда (абз. 3 ч. второй ст. 212 ТК РФ). В частности, необходимо распределить обязанности в этой сфере между сотрудниками или передать функции по охране труда сторонней организации. Рассмотрим, распространяются ли эти требования на небольшие компании, не связанные с вредными производствами. Также выясним, в каких случаях обязательно вводить должность специалиста по охране труда в штат, а когда достаточно возложить соответствующие обязанности на одного из сотрудников организации в дополнение к его основной работе.


Обязательно ли в организации иметь ответственного за охрану труда

Многие организации, особенно небольшие, считают, что положения статьи 217 Трудового кодекса на них не распространяются, так как они оказывают различные услуги и у них нет вредного производства. Однако такая трактовка неверна и грозит работодателю привлечением к административной ответственности. Трудовой кодекс относит к производственной деятельности не только изготовление и переработку продукции, сырья, но и строительство, оказание услуг (ч. девятая ст. 209 ТК РФ). Например, банковская деятельность, связанная с кредитованием, расчетами и кассовыми операциями, хранением и перевозками ценностей, относится к сфере услуг. Поэтому положения статьи 217 Трудового кодекса распространяются на кредитные организации (письмо Центрального банка РФ от 13 марта 2007 г. № 31-3-8/562).

Если в штате компании состоит не более 50 сотрудников и характер деятельности позволяет не вводить службу или должность специалиста по охране труда, то их функции выполняют (ч. третья ст. 217 ТК РФ):

  • – руководитель организации или другой уполномоченный им сотрудник;
  • – работодатель – индивидуальный предприниматель;
  • – организация или специалист, привлекаемые по гражданско-правовому договору.


Вводим в штат должность специалиста по охране труда

  • – на бюро охраны труда со штатом три–пять единиц или отдел со штатом от шести единиц – в организациях с численностью более 700 человек;
  • – на отдельного специалиста по охране труда – в организациях с численностью сотрудников до 700 человек, при отсутствии рабочих, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда.


Назначаем ответственного за охрану труда, не вводя отдельную должность

Определившись с конкретной кандидатурой, необходимо издать приказ о назначении ответственного . Поскольку происходит увеличение объема работы сотрудника, также следует урегулировать вопрос о дополнительной оплате. В зависимости от количества новых обязанностей сотрудника их можно отразить в приказе, внести изменения в должностную инструкцию или заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Определяя обязанности ответственного за охрану труда, можно руководствоваться теми же нормативными актами, что и при разработке должностной инструкции специалиста по охране труда, с учетом специфики деятельности организации.

Выбранного работника нужно направить на обучение по охране труда (Порядок, утвержденный постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29). После учебы и проверки знаний этот сотрудник будет выполнять обязанности ответственного по охране труда наряду с основной работой.

Нормативная база

Документ Поможет вам
Статья 217 ТК РФ Узнать, кто может быть ответственным за охрану труда в организации
Статья 60.2 ТК РФ, п. 16 Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 г. № 14 Понять, что возложить на сотрудника дополнительные обязанности по охране труда можно только с его согласия
Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденные постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 Определить численность работников службы охраны труда в организации


Важные выводы

1. Ввести в штат службу или должность специалиста по охране труда необходимо, если организация занимается производственной деятельностью, включая оказание услуг и т. д., и численность ее сотрудников превышает 50 человек.
2. Если в компании трудится не более 50 сотрудников, можно возложить функции по охране труда на одного из них, не вводя отдельную должность, или привлечь по гражданско-правовому договору стороннюю организацию (специалиста). Если этот вопрос не решить, ответственным будет руководитель организации.
3. Требования к квалификации и перечень обязанностей ответственного за охрану труда работодатель определяет с учетом положений законодательства.

В уточнение к вопросу 21 июня 13:43, №792825.На предприятии (свыше 60 человек) есть специалист по охране труда (с трудовым договором,должностной инструкцией), так же есть главный инженер, в трудовом договоре которого и должностной инструкции, составленной в соответствии с квалификационными требованиями, прописаны обязанности, в т.ч. обеспечивать безопасные условия труда на рабочих местах, соблюдение положений,инструкций,норм технической эксплуатации, охраны туда, технической безопасности, пожарной безопасности.Вопрос:1) Кто несет ответственность (ответственное лицо) на предприятии за ОТ и ТБ в случае ЧП?2) Необходимо ли, с учетом вышеизложенного, а так же требований действующего законодательства РФ, в т.ч. ТК РФ, КоАП РФ, ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Система управления охраной труда в организации", издавать приказ о назначении ответственного лица за ОТ на предприятии?3) Является ли в нашем случае директор ответственным лицом за ОТ на предприятии?

Ответ

1. Ответственность на предприятии за ОТ и ТБ в случае ЧП несет специалист по охране труда. Так как на специалиста по охране труда возлагается контроль за выполнением требований охраны труда на предприятии ( ст. 217 ТК РФ).

То есть, в случае ЧП из-за нарушения требований охраны труда, произошедшего из-за отсутствия должного контроля, отвечать будет специалист (ответственное лицо).

2. Если функции инженера дублируют функции специалиста по охране труда, в этом случае можете издать приказ о назначении его ответственным за охрану труда, при этом ответственность со специалиста по охране труда не снимается ( ст. 217 ТК РФ).

То есть, в случае нарушения к ответственности могут привлечь обоих.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Охрана труда» .

1. Статья: Виды ответственности и размеры штрафов за нарушение требований охраны труда

«Один из способов побудить работодателя выполнить требования правил охраны труда – создать угрозу наказания. Законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за нарушения в области охраны труда. В зависимости от тяжести последствий, которые могут возникнуть от тех или иных действий, предусмотрены разные размеры наказания. При этом для административного нарушения не важно, наступили вредные последствия или нет. Главное – имеется сам факт неправомерных действий. А вот для уголовного правонарушения обязательно должны наступить вредные последствия: тяжкий вред здоровью, смерть человека или крупный ущерб.

Мы объединили виды правонарушений и наказаний за них в таблицу, которой удобно пользоваться.

Норма закона Вид нарушения Кого накажут Вид и размер наказания
ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушения правил охраны труда,за исключением перечисленных в частях 2–4 данной статьи Руководителя организации Штраф от 2000 до 5000 руб.
Предпринимателя Штраф от 2000 до 5000 руб.
Штраф от 2000 до 5000 руб.
Организацию Штраф от 50 000 до 80 000 руб.
ст. 5.27.1 КоАП РФ Нарушение работодателем порядка проведения спецоценки 1 Руководителя организации Штраф от 5000 до 10 000 руб.
Предпринимателя Штраф от 5000 до 10 000 руб.
Организацию Штраф от 60 000 до 80 000 руб.
ст. 5.27.1 КоАП РФ Допуск сотрудника к работе без обучения и проверки знаний по охране труда 2 , без проведения предварительного или периодического медосмотра, психиатрического освидетельствования или при наличии медицинского противопоказания Руководителя организации
Предпринимателя Штраф от 15 000 до 25 000 руб.
Организацию Штраф от 110 000 до 130 000 руб.
ст. 5.27.1 КоАП РФ Необеспечение работников СИЗ Руководителя организации
Предпринимателя Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Специалиста по охране труда / руководителя службы охраны труда Штраф от 20 000 до 30 000 руб.
Организацию Штраф от 130 000 до 150 000 руб.
ст. 5.27.1 КоАП РФ Совершение правонарушений, перечисленных в частях 1–4 данной статьи, лицом, которое ранее совершало аналогичные правонарушения Руководителя организации
Предпринимателя Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Специалиста по охране труда / руководителя службы охраны труда Штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет
Организацию Штраф от 100 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, если это причинило по неосторожности тяжкий вред 3 здоровью человека Штраф до 400 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до одного года, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без лишения этого права
ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, указанное в части 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека Работника, обязанного соблюдать указанные правила охраны труда Принудительные работы на срок до четырех лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
ст. 143 УК РФ Нарушение правил охраны труда, указанное в части 1 данной статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек Работника, обязанного соблюдать указанные правила охраны труда Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
ст. 216 УК РФ Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба 4 Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет, либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
ст. 216 УК РФ Те же нарушения, повлекшие по неосторожности смерть человека Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ
Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
ст. 216 УК РФ То же нарушение, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ
Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
ст. 217 УК РФ Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или во взрывоопасных цехах, если при этом мог погибнуть человек либо в результате причинен крупный ущерб Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или другого дохода осужденного за период до шести месяцев, либо ограничение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
ст. 217 УК РФ То же нарушение, если по неосторожности погиб человек Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
Работника, обязанного соблюдать правила ведения перечисленных видов работ
ст. 217 УК РФ То же нарушение, если по неосторожности погибло два человека и более Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права, либо лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без лишения этого права
Руководителя организации или другое должностное лицо, обязанное организовать безопасное проведение данных видов работ*

«Нарушения требований охраны труда, содержащие признаки преступления, за которые наступает уголовная ответственность, закреплены в (далее – УК РФ).

Субъектами данных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

Таким образом, субъектом преступления является тот, на кого возложены обязанности по соблюдению правил охраны труда.

Если же лица, специально назначенного ответственным за соблюдение правил охраны труда, нет, то им считается непосредственно руководитель предприятия.

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на тот факт, что Верховный суд в постановлении от 23 апреля 1991 г. указал, что ответственность по могут нести лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил и норм охраны труда на определенном участке работ, а также руководители предприятий и организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.*

Таким образом, руководитель предприятия может быть привлечен к уголовной ответственности и при наличии в организации специалиста по охране труда».

«Государственные инспекторы труда имеют право запрашивать и безвозмездно получать от работодателей и их представителей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций ( ТК РФ).

Как правило, в распоряжении о проведении проверки можно увидеть следующие запрашиваемые документы:

материалы по предрейсовым медицинским осмотрам;

материалы по периодическим медосмотрам;

материалы по проведению мероприятий по безопасности движения;

  1. Учредительные документы (Устав Организации, учредительный договор), свидетельство о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, информационное письмо об учете в ЕГРПО (Росстате), с приложением документации по филиалам и подразделениям, расположенным по иным адресам;
  2. Коллективный договор (действующий на момент проведения проверки);
  3. Штатное расписание, действующее на момент проведения проверки. Списочный состав работников по подразделениям, отделам (ФИО, должность);
  4. Табели учета рабочего времени работников (с приложением приказов о назначении лиц, ответственных за ведение табеля учета рабочего времени)
  5. Справку, обо всех действующих в организации локальных нормативных актах, имеющих отношение к трудовой функции работников с их приложением; документы, подтверждающие ознакомление работников с указанными локальными нормативными актами;
  6. Правила внутреннего трудового распорядка;
  7. Документы о прохождении медосмотров работниками;
  8. Договор на проведение медосмотров с медицинским учреждением (имеющем лицензию);
  9. Перечень производств (и профессии), при работе на которых, обязательно прохождение медицинских осмотров;
  10. График проведения периодических медицинских освидетельствований;
  11. Перечень бесплатно выдаваемой специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
  12. Личные карточки учета выдачи СИЗ работников;
  13. Сертификаты или декларации соответствия СИЗ;
  14. Перечень видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск;
  15. Должностные инструкции руководителей и специалистов;
  16. Должностные инструкции руководителей и специалистов по охране труда;
  17. Приказ о назначении на должность специалиста (службы) по охране труда работника, имеющего диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда (или прошедшего курсовое обучение и аттестацию);*
  18. Журналы вводного инструктажа по охране труда;
  19. Программа вводного инструктажа;
  20. Журналы инструктажа по охране труда на рабочем месте;
  21. Программы первичных инструктажей на рабочем месте по профессиям;
  22. Перечень действующих инструкций по охране труда;
  23. Инструкции по охране труда по профессиям и видам работ (журнал учета ИОТ и журнал учета выдачи ИОТ);
  24. Протоколы аттестации Руководителей и специалистов по охране труда;
  25. Удостоверения Руководителей и специалистов по охране труда (с учетом выхода новых Правил по охране труда при работе на высоте, Правил по охране труда при газоэлектросварочных работах, Правил по охране труда при погрузо-разгрузочных работах при наличие этих работ);
  26. Приказы о назначении ответственных лиц за охрану труда;
  27. Приказ о назначении постоянно действующей экзаменационный комиссии;
  28. График проверки знаний по безопасным методам труда;
  29. Программы обучения работников безопасным методам труда;
  30. Приказы о назначении лиц ответственных за электрохозяйство;
  31. Удостоверения лиц ответственных за электрохозяйство;
  32. Журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
  33. Журнал учета и периодических осмотров механизмов и агрегатов;
  34. Перечень должностей электротехнического и электротехнологического персонала, которые должны иметь квалификационную группу по электробезопасности;
  35. Перечень профессий и рабочих мест, требующих присвоения первой квалификационной группы по электробезопасности;
  36. Журнал регистрации инструктажа на 1-ю группу по электробезопасности;
  37. Журнал регистрации противопожарного инструктажа;
  38. Общая противопожарная инструкция;
  39. Документы подтверждающие соблюдение требований законодательства о труде и охране труда женщин, работников в возрасте до восемнадцати лет, работников предпенсионного возраста, беременных, в том числе в части ограничения и запрещения применения их труда на работах с вредными и опасными условиями труда;
  40. План мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков;
  41. Справка о затратах на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (общая сумма затрат, в том числе в процентном отношении от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг));
  42. При наличии водителей:
  43. Порядок осмотра зданий и сооружений (ответственный за осмотр, ведение паспортов на здания, проведение осмотров 2 раза в год);
  44. Разработка и функционирование Системы управления охраной труда в предприятии;
  45. Справку о наличие профсоюзов и первичных профсоюзных организаций;
  46. Письменная информация работодателя о проведении последней аттестации рабочих мест по условиям труда с приложением соответствующих документов, составленных по результатам ее проведения (приказы, заключения, аттестационные карты, сводная ведомость и т.д.). Если имела место специальная оценка условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, предоставить соответствующие (подтверждающие) документы;
  47. При наличии необходимости в организации проведения работ на высоте, документы и материалы по проводимым работам, в том числе регламентирующие проведение данных работ с учетом требований действующих «Правил по охране труда при работе на высоте».

Данный перечень запрашиваемых документов не является исчерпывающим. При рассмотрении представленных документов гострудинспектором могут быть запрошены и иные сведения, имеющие отношение к проводимой проверке.

За непредставление (в том числе, представление в неполном объеме или искаженном виде) и несвоевременное представление перечисленной информации предусмотрена административная ответственность по Кодекса об административных правонарушениях РФ».

4. Статья: Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность

«В соответствии с п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила № 390), руководитель организации обязан назначить лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое будет обеспечивать соблюдение в ней требований пожарной безопасности.

Несмотря на то что приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность является одним из основных локальных документов по пожарной безопасности и составить его несложно, государственные инспекторы по пожарному надзору достаточно часто выявляют его отсутствие в проверяемых организациях, что чревато административным штрафом, причем для юридических лиц весьма существенным (до 200 тыс. руб.)*

Такое лицо назначается приказом, наличием которого в пакете локальных документов по пожарной безопасности во время проверки будет интересоваться любой государственный инспектор по пожарному надзору. Тот факт, что п. 462 Правил № 390 предусматривает обязательное указание лиц, ответственных за пожарную безопасность, в инструкции о мерах пожарной безопасности (которая также должна иметься в каждой организации), не отменяет необходимости издания отдельного приказа об их назначении.

Форма приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность нормативно-правовыми актами РФ не определена. Данный факт, с одной стороны, несколько усложняет организациям жизнь ввиду необходимости составлять приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность самостоятельно за неимением установленного образца, а с другой - облегчает, т. к. отсутствие строго определенной формы, которой надо придерживаться, и требований к содержанию сводит к минимуму риск ошибок при его подготовке.

Таким образом, поводом к выдаче государственным инспектором по пожарному надзору соответствующего предписания и наложению административного взыскания на практике служат не недочеты, допущенные при оформлении приказа о назначении ответственного за пожарную безопасность, а неспособность организации предъявить его при проверке.

Лицом, ответственным за пожарную безопасность, может быть назначен любой сотрудник организации - никаких специальных требований к соответствующей кандидатуре законодательством РФ в области пожарной безопасности не предъявляется.* При этом одним организациям достаточно одного ответственного за пожарную безопасность, а в других требуется назначение нескольких: этот вопрос руководитель организации также решает самостоятельно исходя из специфики того или иного объекта защиты.

Вместе с тем назначение лица, ответственного за пожарную безопасность, не может быть формальным, т. к. соответствующий работник будет выполнять в организации целый ряд очень важных функций, в т. ч.:

  • следить за порядком содержания территории, зданий, сооружений и помещений, в т. ч. эвакуационных путей;
  • организовывать принятие необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов при эксплуатации оборудования и производстве пожароопасных работ;
  • контролировать порядок осмотра и закрытия помещений по окончании рабочего дня;
  • следить за исправным состоянием систем обеспечения пожарной безопасности, наличием и исправностью первичных средств пожаротушения и т. д.

Во время проверки соблюдения в организации требований пожарной безопасности государственный инспектор по пожарному надзору непременно выразит желание убедиться в факте прохождения лицом, ответственным за пожарную безопасность, необходимого обучения мерам пожарной безопасности

Обязательным требованием в отношении лица, ответственного за пожарную безопасность, является прохождение им обучения мерам пожарной безопасности по программе пожарно-технического минимума. Такое обучение проводится регулярно.

Пример

Согласно Нормам пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утв. приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645, если речь не идет о взрывопожароопасном производстве, то обучение пожарно-техническому минимуму проводится раз в три года (в случае с взрывопожароопасным производством - раз в год).

Работники организации должны быть информированы относительно того, кто из их коллег является ответственным за пожарную безопасность.

Пример

Как уже указывалось выше, сведения о лице, ответственном за пожарную безопасность, обязательно вносятся в инструкцию о мерах пожарной безопасности, положения которой доводятся до работников в ходе противопожарных инструктажей».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.

Согласно нормативным и законодательным документам на предприятиях организуется служба , но лишь один из работников назначается ответственным за это направление.

Кто может быть ответственным за охрану труда на предприятии

На предприятии главное - это обеспечение работников, обязательно при этом недопущение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, что негативно может сказываться на функционировании объекта. Главная цель организационной структуры - это выпуск востребованной продукции, соответствующей показателям качества.

Но, так или иначе, работник связан с опасностями и вредными факторами на производстве, в связи с этим необходимо контролировать содержание рабочего места, а также использование сотрудником всех положенных СИЗ.

Чтобы на предприятии был порядок в области охраны труда и техники безопасности, в организации требуется назначить одно лицо, на которое возлагается ответственность за это направление. Это требования законодательных актов. В организационной структуре, как правило, множество направлений производственной деятельности, соответственно и безопасность необходимо обеспечивать на всех участках одновременно.

Несмотря на то что издается организационный приказ, где распределяется ответственность по ОТ на руководителей участков, имеется необходимость отвечать за объект одному лицу. Таковым лицом назначается один из заместителей руководителя или сам руководитель, но это встречается редко.

Стоит отметить, что ответственным по ОТ на предприятии не может назначаться инженер по ОТ.

Функции ответственного за охрану труда

Согласно распорядительному документу, изданному на предприятии, осуществляется назначение ответственного за ОТ. У него тоже имеются свои функции и они определяются локальными актами, а именно:

  1. Обеспечение контроля по всем направлениям, указанным в приказе о назначении. По сути своей, этим должен заниматься инженер по ОТ, а при выявлении замечаний, несоответствий или при необходимости выдачи предписаний этот работник обязан поставить в известность ответственного по ОТ.
  2. Ведение журнала 2 ступени контроля (необходимо еженедельно, как минимум два раза в неделю в этом документе оставляют отметки о проверках). Но контролировать исполнение тоже нужно.
  3. Участие в комиссиях по проверке знаний рабочего персонала в разных областях по технике безопасности, в зависимости от того, чем занимается работник.
  4. Принимать участие во всех проверках, которые будут работать на предприятиях. Без присутствия уполномоченного представителя от руководителя такие проверки не положены.
  5. Участвовать в проведении расследований и профессиональных заболеваний.
  6. Планировать мероприятия на грядущий период по ОТ и ТБ.
  7. Выполнение иных функций, которые направлены на обеспечение безопасности.

Требования к ответственному лицу

Требования к ответственному за охрану труда

Чтобы назначить ответственное лицо за ОТ на предприятии, предъявляются следующие требования:

  • необходимо пройти обучение в области ОТ (возможно на предприятии, если имеется учебный центр, а также в сторонней организации, обладающей правом проводить такие обучения);
  • необходимо по результатам пройденного обучения иметь удостоверения, причем срок действия, указанный в документе, не должен пройти;
  • если подходит к окончанию срок действия удостоверения, то необходимо организовать периодическую по ОТ;
  • если лицо, ответственное за охрану труда на предприятии участвует в проверке знаний по электробезопасности, то и группа по электробезопасности должна быть присвоена как минимум такая же, как и у работников, сдающих экзамены.

На практике часто встречаются и с такими случаями, когда ответственный за ОТ и ТБ находится на больничном или в профсоюзном отпуске, а также в командировке. Что делать в этом случае? Здесь важно предусмотреть, кого назначить исполняющим обязанности на этот период.

Поэтому рекомендуется в организационном документе о назначении определить либо лицо, которое выполняет обязанности за временно отсутствующего работника, либо прописать фразу: «В период отсутствия назначить лицо, выполняющее функции по приказу руководителя объекта». Главное, чтобы все требования, предъявляемые к заместителю, были теми же, что и к основному работнику.

Какими документами необходимо руководствоваться

Законодательство и нормативы, регулирующие деятельность по охране труда на предприятии

По охране труда существует множество нормативных, правовых и документов, ими необходимо руководствоваться в процессе трудовой деятельности, чтобы обеспечить безопасность на вверенном участке.

К таковым относятся:

  1. Главный документ - это трудовое законодательство, оно трактует основные направления ОТ.
  2. Правила межотраслевые и отраслевые, то есть одни могут использоваться лишь в одной промышленной сфере, а иные во всех производствах.
  3. Государственные стандарты. Это регламентирующие безопасное производство работ документы, в них подробно изложено, каким образом осуществляется безопасность.
  4. Нормативные акты, изданные внутри предприятий. Они созданы на основании вышеперечисленных. Причем, при их разработке следует учитывать, что правила могут ужесточаться, а снижение требований, напротив, недопустимо.

В процессе трудовой деятельности могут также применяться и иные документы, то есть постановления Правительства и региональных властей.

К локальным актам предприятия по ОТ и ТБ относятся:

  • стандарты или положения, трактующие правила прохождения медицинских осмотров, проведение спецоценки условий труда, правила работы на высоте, расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • инструкции по охране труда, пожарной безопасности, в том числе по оказанию первой помощи пострадавшим;
  • приказы и распоряжения руководителя и главного инженера;
  • чтобы владеть всей информацией по ОТ, рекомендуется пользоваться системой Консультант плюс.

Об обязательных требованиях по охране труда смотрите в этом видео:

Форма для приема вопроса, напишите свой

18 Мая 2017, 10:35, вопрос №1639820 Волжанин , г. Москва

Волжанин оставил отзыв о сайте - показать

Спасибо, быстрый и удобный сервис.

18 Мая 2017 11:39

1000 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8 )

    получен
    гонорар 50%

    Юрист, г. Новосибирск

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг
    • эксперт

    Здравствуйте.

    Достаточно одного должностного лица на организацию.

    Создавать ли отдел охраны труда Вам решать, если численность организации более 50 человек, то обязательно наличие отдела или специалиста по охране труда.

    Если менее 50 человек штатная численность, то на Ваше усмотрение назначение специалиста или создание службы.

    Ответственных за охрану труда в подразделениях назначать не обязательно, но можете это сделать в целях повышения ответственности руководителей подразделений и охраны труда в подразделениях.

    Трудовой кодекс

    Статья 217. Служба охраны труда в организации



    (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)


    (часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
    При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
    (в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 18.07.2011 N 238-ФЗ, от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

    Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

    С уважением! Г.А. Кураев

    Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

    Свернуть

    • Юрист, г. Екатеринбург

      Общаться в чате
      • 9,6 рейтинг
      • эксперт

      Этого достаточно или необходимо ещё назначать ответственных за охрану труда в каждом структурном подразделении организации?
      Волжанин

      Здравствуйте. А что значит структурное подразделение? Отделы организации или ее обособленные подразделения, расположенные в других городах? Какова общая численность в организации?

      Приложение
      к Постановлению Министерства
      труда и социального развития
      Российской Федерации
      от 8 февраля 2000 г. N 14
      РЕКОМЕНДАЦИИ
      ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
      В ОРГАНИЗАЦИИ
      VI. Формирование службы охраны труда
      14. Структуру Службы и численность работников Службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.
      15. В организации с численностью более 100 работников создается Служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
      16. В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании Службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики деятельности данной организации. Руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.
      При отсутствии в организации Службы (специалиста по охране труда) руководитель организации вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 50%

      Юрист, г. Пермь

      Общаться в чате
      • 7,2 рейтинг

      Волжанин, здравствуйте.

      Согласно Трудового Кодекса РФ, достаточно назначить специалиста по охране труда, либо создать соответствующую службу. Если сотрудников меньше 50 - то введение специалиста, в зависимости от специфики, и вовсе не обязательно.

      ТК РФ Статья 217. Служба охраны труда в организации
      В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

      Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

      Согласно Рекомендациям по организации работы службы охраны труда в организации, такую службу следует организовывать отдельным структурным подразделением. Специалист является аналогом такой службы, так что создание должности специалиста по охране труда в каждом структурном подразделении не требуется законом и даже не рекомендуется МинТрудом.

      С уважением,

      Роман Новиков

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Сыктывкар

      Общаться в чате
      • 8,4 рейтинг
      • эксперт

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Юрист, г. Кемерово

      Общаться в чате
      • 7,1 рейтинг

      Доброго дня!

      Здравствуйте, в организации назначен отдельный специалист, ответственный за охрану труда (прошёл все курсы). Этого достаточно или необходимо ещё назначать ответственных за охрану труда в каждом структурном подразделении организации? Организация обычная, посредническая, офисная, никаких производств нет. Все работают за компьютером.
      Волжанин

      Считаю, что одного человека будет достаточно, что следует из

      ст. 217 ТК РФ: В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
      Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

      Но ответственность и обязанность обеспечить своим работникам безопасность на работе, создание безопасных рабочих мест лежит на работодателе:

      ст. 212 ТК РФ: Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
      Работодатель обязан обеспечить:

      Безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
      создание и функционирование системы управления охраной труда;
      применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

      Соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;

      Режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
      приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

      Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

      Недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;

      Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
      проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

    • Юрист, г. Раменское

      Общаться в чате

Top