Признаку государства не относится суверенитет. Основные признаки государства. Понятие и признаки государства

1) увеличение численности населения

2) общественное разделение труда

3) возникновение городов

4) развитие орудий труда

Чем характеризуется организация политической власти?

1. Эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов.

2. Внешне и официально она представляет все общество.

3. Указанные выше два положения плюс цель - обеспечить поддержание цивилизованного порядка.

Что отличает государство от любых других политических организаций общества?

1. Обладает собственностью на орудия и средства производства.

2. Взаимодействует с международными организациями.

3. Имеет прерогативу на издание общеобязательных норматив­ных правовых актов, суверенитет, территорию, аппарат принуж­дения, собирает налоги.

Как называется свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и ее независимости вовне?

1. Правосубъектность.

2. Суверенитет.

3. Компетенция.

Какой из признаков не относится к характеристике суверенитета государства?

1. Распространение государственной власти на все население страны.

2. Общеобязательность решений органов государства.

3.Избрание высших органов государства демократическим путем.

Назовите признак, не относящийся к признакам государства.

1. Организация политической власти.

2. Наличие аппарата принуждения.

3. Суверенитет.

4. Территория.

5. Руководство политическими партиями.

6. Налоги.

7. Легализованное принуждение.

8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?

1. Правореализация.

2. Нормотворчество.

3. Осуществление властных полномочий по каналам законода­тельства, государственного управления, правосудия, государст­венного надзора и контроля.

9.В чем состоит основное противоречие в сущности государ­ства?

1. В том, что государство выражает классовые и общесоциаль­ные интересы .

2. В соотношении легитимности государственной власти и про­тивоправной деятельности отдельных органов государства и долж­ностных лиц.

3. В несовпадении государственной власти с гражданским об­ществом.

10.Назовите характерные черты либеральной модели соотноше­ния государства и экономики.

1. Свобода личности, основанная на неприкосновенности част­ной собственности. Приоритет экономической саморегуляции перед государственным вмешательством в экономику.



2. Охрана государством свободно складывающихся конкурент­ных отношений товаропроизводителей.

3. Все вышеперечисленные плюс антимонопольное законода­тельство.

11.Как называется свойство государственной власти, выражаю­щееся в признании (поддержке) социальными массами этой влас­ти и в способности властвующих убедить подвластных в спра­ведливости своих притязаний?

1. Легитимность.

2. Правомерность.

3. Легальность.

12.К какому понятию относится следующее определение: «Сово­купность взаимосвязанных признаков государства, соответст­вующих определенной социально-политической структуре обще­ства, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим бази­сом общества»?

1. Форма государства.

2. Тип государства .

3. Механизм государства.

13.С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуаз­ные) и социалистические государства?

1. Цивилизационного.

2. Формационного.

3. Теологического.

Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода?

1. Локальная цивилизация.

2. Производственные отношения.

Тема 4.Формы, функции и механизм государства.

Форма государства.

1.Объясните термины:

Форма государства – особенность внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику их территориальной обособленности, характер взаимоотношения друг с другом и населением, а также те методы, которые используются ими для осуществления организующей и управленческой деятельности.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха.



Абсолютная монархия - представляет собой разновидность монархической формы правления, характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной), а также духовной (религиозной) власти в руках монарха.

Дуалистическая монархия – это форма правления, в которой верховная государственная власть разделена между парламентом, который является органом законодательной власти и избирается народом, и монархом, которому принадлежит исполнительная власть.

Парламентарная монархия - форма правления, при которой власть монарха ограничена представительными органами - парламентом.

Республика – эта форма правления, при которой государственная власть передается народом определенному коллегиальному, а не единоличному органу. Выборность всех основных органов власти.

Президентская республика – форма правления, при которой президент наделен широчайшими полномочиями, является главой государства и главой исполнительной власти, формирует правительство.

Парламентарная республика - форма правления, при которой президент является только главой государства, а главой исполнительной власти является премьер-министр, правительство формируется на принципах парламентского большинства. У парламента больше полномочий, чем у президента.

Смешанная республика – форма правления, при которой глава государства президент, а глава исполнительной власти премьер – министр. Правительство формирует президент, но на принципах парламентского большинства. Двойная ответственность правительства пред парламентом и президентом. У парламента и у президента равное соотношение полномочий.

Единая валюта, + герб, флаг и гимн, + права человека, + государственная граница,

территория, государственная казна

Основные признаки государства\3.6.1.1.1.Государственная власть\

Термины «государственная» и «политическая» власть можно рассматривать как ###.

Синонимы, омонимы, антонимы, гиперболы

Государственная власть\3.6.1.1.1.1.Легализация государственной власти\

Легализация государственной власти – это её ### с помощью юридических средств узаконение

Государственная власть\3.6.1.1.1.2.Легитимация государственной власти\

Установите тождество между видами легитимации и их чертами

L1 Традиционная R1 Религия

L2 Харизматическая R2 Личность правителя.

L3 Рациональная R3 Успешные мероприятия власти.

R4 Веления вождя.

R5 Полномочия органа государства.

Легитимация государственной власти\3.6.1.1.1.2.1.Традиционная легитимация\

Основой традиционной легитимации является

Обычаи, + традиции, + религия, рациональная оценка, личность правителя, избрание

Легитимация государственной власти\3.6.1.1.1.2.2.Харизматическая легитимация\

Вид легитимации, основанный на вере в особые личные качества главы государства:

идеологическая, традиционная, + харизматическая, рациональная

### - вид легитимации государственной власти, основанный на оценке населением её мероприятий.

рациональная

Основные признаки государства\3.6.1.1.2.Государственный суверенитет\

Свойство независимости гос-ной власти от всех иных властей вне и внутри государственных границ:

Государственный суверенитет, народный суверенитет, национальный суверенитет, суверенитет монарха

Государственный суверенитет\3.6.1.1.2.1.Черты (признаки) суверенитета государства\

Не относятся к признакам (чертам) суверенитета государства:

Юридическая сила, + приоритет, + неподчинённость, независимость, верховенство

Черты (признаки) суверенитета государства\3.6.1.1.2.1.1.Внешняя независимость\

Внешняя ### предполагает самостоятельное формирование и проведение в жизнь внутренней и внешней политики государства. независимость



Черты (признаки) суверенитета государства\3.6.1.1.2.1.2.Внутреннее верховенство\

Внутреннее ### государственной власти предполагает её способность устанавливать и поддерживать правопорядок. верховенство

Государственный суверенитет\3.6.1.1.2.2.Виды государственного суверенитета\

Не относятся к видам суверенитета государства:

Легальный, + локальный, + дискретный, формальный

Виды государственного суверенитета\3.6.1.1.2.2.1. Абсолютный\

Абсолютный суверенитет государства включает в себя в качестве признаков черты:

Внутреннее верховенство, + внешнюю независимость, самоограничение, прерогативу, приоритет

Виды государственного суверенитета\3.6.1.1.2.2.2.Формальный\

Вид суверенитета государства, при котором он юридически закреплён, но реально не осуществляется - ### суверенитет. формальный

Виды государственного суверенитета\3.6.1.1.2.2.3.Ограниченный\

К видам ограниченного государственного суверенитета не относятся:

добровольно ограниченный, принудительно ограниченный,

Гарантированно ограниченный, + субсидиарно ограниченный

Основные признаки государства\3.6.1.1.3.Территория и население\

Часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства, - ### территория

Территория и население\3.6.1.1.3.1.Состав государственной территории\

Соответствие составных частей и элементов территории государства

L1 Сухопутная R1 Недра.

L2 Водная R2 Озёра

L3 Воздушная R3 Атмосфера

L4 Объекты, приравненные к территории государства R4 Полярные станции

R5 Континентальный шельф

Состав государственной территории\3.6.1.1.3.1.1.Сухопутная территория\

Сухопутная территория государства есть ### Земли и земная поверхность. недра

Состав государственной территории\3.6.1.1.3.1.2.Водная территория\

К водной территории относятся:

Внутренние воды, + архипелажные воды, + реки, + внутренние моря, нейтральные воды

Состав государственной территории\3.6.1.1.3.1.3.Воздушное пространство\

К территории гос-ва относится ### пространство над сухопутной и водной территорией воздушное

Состав государственной территории\3.6.1.1.3.1.4.Объекты, приравненные к территории государства\

Государственная ### - условие признания судна частью территории государства. символика

Территория и население\3.6.1.1.3.2.Состав населения\

К населению государства не относятся

апатриды, бипатриды, подданные, должностные лица, + антиподы

Состав населения.\3.6.1.1.3.2.1.Граждане\

Политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся во взаимных правах и обязанностях - ###. гражданство

Состав населения.\3.6.1.1.3.2.2.Иностранцы\

Беженцы относятся к следующей категории населения:

граждане, + иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, подданные

Состав населения\3.6.1.1.3.2.3. Лица без гражданства\

Синоним термина «лицо с двойным гражданством» - ###. апатрид

Состав населения\3.6.1.1.3.2.4.Лица с двойным гражданством\

Бипатрид:

не относится к населению, иностранец, лицо без гражданства, + лицо с двойным гражданством

подданный

3.6.1.1.Основные признаки государства\3.6.1.1.4.Профессиональный аппарат управления\

Государственный ### - комплекс органов, профессионально осуществляющих управление и наделённых государственно-властными полномочиями. аппарат

3.6.1.1.Основные признаки государства\3.6.1.1.5.Государственная казна\

Важное средство пополнения государственной казны - ###. налоги

3.6.1.1.Основные признаки государства\3.6.1.1.6.Связь государства с правом\

Фамилия ученого, который высказал идею самоограничения государственной власти с помощью права, - ###. Ориу

3.6.1.Понятие государства\3.6.1.2.Дополнительные признаки государства\

К дополнительным признакам государства относятся

территория, казна, + язык, + валюта, + религия

Основные концепции сущности государства

Соответствие концепций сущности государства и их авторов

L1 Арифметическая R1 Шантебу

L2 Юридическая. R2 Еллинек

L3 Общесоциальная R3 Дюги

L4 Классовая R4 Грамши

L5 Кибернетическая. R5 Ланг

R6 Леви-Строс

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.1.Арифметическая\

Арифметическая концепция сущности государства отождествляет его с соотношением элементов

Совокупность, + сумма, разница, соответствие, соразмерность

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.2.Юридическая\

Отождествляет государство с юридическим лицом ### концепция сущности государства

юридическая

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.3.Общесоциальная\

Общесоциальные концепции сущности государства считают основным назначением государства

Социальный арбитраж, + выполнение общественных дел

осуществлять организованное насилие, защищать интересы правящего класса

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.4.Классовая\

Считает сущностью государства диктатуру экономически господствующего класса ### концепция

Классовая

3.6.2.Основные концепции сущности государства\3.6.2.5.Кибернетическая\

### концепция считает государство структурой, связанной с информацией. кибернетическая

Тема 7

Форма государства

Форма государства состоит из элементов

Форма правления, + форма государственного устройства, форма права, политическая система

Политический режим, политическая статика

Форма правления

Форма ### показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве. правления

3.8.2.Форма правления\3.8.2.1.Понятие формы правления\

Характеристика формы правления включает в себя:

Строение высших органов государственной власти,

Порядок образования верховных органов,

порядок взаимоотношений между частями государства,

Взаимоотношения верховных органов друг с другом и с населением,

отношения между центральными и местными органами государственной власти,

Степень участия населения в формировании государственных органов,

3.8.2.Форма правления\3.8.2.2.Виды формы правления\

К формам правления не относятся

Протополитархия, + геронтократия, монархия, + теократия, + тирания, республика

3.8.2.2.Виды формы правления\3.8.2.2.1.Монархия\

### - такая форма правления, при которой вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу. монархия

3.8.2.2.1.Монархия\3.8.2.2.1.1.Признаки монархии\

Признаками монархии являются:

3.8.2.2.1.Монархия\3.8.2.2.1.2.Виды монархии\

Последовательность эволюции монархии:

D1 Абсолютная D2 Дуалистическая D3 Парламентарная

3.8.2.2.1.2.Виды монархии\3.8.2.2.1.2.1.Абсолютная монархия\

### - это вид монархии, при которой отсутствует парламент и конституция, ограничивающая власть монарха. абсолютная

3.8.2.2.1.2.Виды монархии\3.8.2.2.1.2.2.Ограниченная\

Соотношение видов и признаков монархии

L2 Ограниченная R2 Законы принимает парламент

R3 Источником власти является народ

R4 Юридическая ответственность главы государства

3.8.2.2.1.2.2.Ограниченная\3.8.2.2.1.2.2.1.Дуалистическая монархия\

### монархия характеризуется появлением при монархе органа народного представительства с законосовещательными функциями. дуалистическая

3.8.2.2.1.2.2.Ограниченная\3.8.2.2.1.2.2.2.Парламентарная монархия\

Характерным примером парламентарной монархии является:

Исландия, Малазия, Тунис, Марокко, Финляндия, + Великобритания

3.8.2.2.1.Монархия.\3.8.2.2.1.3.Монарх\

### - государственный орган, власть которого считается непроизводной от иной власти, органа или избирателей и который сам является источником всей власти в государстве. монарх

3.8.2.2.1.3.Монарх\3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\

Соотношение видов систем престолонаследия и их содержания:

Салическая. Наследовать власть могут только мужчины

Кастильская. Власть могут наследовать женщины, но мужчины имеют преимущество

Австрийская. Женщины наследуют только если во всех поколениях нет мужчин

Шведская. Мужчины и женщины наследуют трон на равных условиях по праву первородства

3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\3.8.2.2.1.3.1.1.Салическая\

Салическая система престолонаследия принята в:

Бельгии, + Норвегии, Франции, Италии

3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\3.8.2.2.1.3.1.2.Кастильская\

Кастильская система престолонаследия:

Не исключает женщин из очереди престолонаследия, но мужчины имеют преимущество

3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\3.8.2.2.1.3.1.3. Австрийская\

Австрийская система престолонаследия:

Женщины наследуют престол лишь при пресечении всего мужского потомства и всех мужских линий

не исключает женщин из очереди престолонаследия, но мужчины имеют преимущество

полностью исключает женщин из очереди престолонаследия

кандидатура монарха подлежит одобрению парламентом

3.8.2.2.1.3.1.Системы престолонаследия\3.8.2.2.1.3.1.4.Шведская\

### система престолонаследия предоставляет мужчинам и женщинам равные права на занятие трона

шведская

3.8.2.2.Виды формы правления\3.8.2.2.2.Республика\

### - это такая форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными населением органами. республика

3.8.2.2.2.Республика\3.8.2.2.2.1.Признаки республики\

Признаками республики не являются:

Передача власти по наследству, срочность полномочий высших представительных органов власти

Наличие единоличного правителя, + пожизненность правления, производность государственной власти от суверенитета народа, юридическая ответственность глав государства

3.8.2.2.2.Республика\3.8.2.2.2.2.Виды республики\

Соотношение видов и черт республик

L1 Президентская R1 Правительство ответственно перед президентом

L2 Парламентская R2 Должность премьер-министра

L3 Смешанная R3 Двойная ответственность правительства

R4 Демократический централизм

R5 Императивный мандат члена парламента

3.8.2.2.2.2.Виды республики\3.8.2.2.2.2.1.Президентская республика\

### республика предусматривает соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. президентская

3.8.2.2.2.2.Виды республики\3.8.2.2.2.2.2.Парламентская республика\

К характеристикам парламентской республики относятся:

Верховная власть принадлежит парламенту

соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства.

Правительство формируется только парламентским путём

президент избирается всем населением или выборщиками

верховная власть опирается на армию

правительство ходит в отставку после вотума недоверия

3.8.2.2.2.2.Виды республики\3.8.2.2.2.2.3.Смешанная республика\

Смешанная республика имеет черты

Право президента распустить парламент

Участие парламента в формировании правительства

Президент избирается всем населением

отрицание концепции разделения властей

вся власть принадлежит советам

пожизненность правления

3.8.2.2.2.Республика\3.8.2.2.2.3.Президент\

### - выборный единоличный орган государственной власти в республике, её высшее должностное лицо

президент

3.8.2.2.2.3.Президент\3.8.2.2.2.3.1.Виды президентуры\

К видам президентуры относятся

Смешанная

Единоличная

парламентская

назначаемая

кооптируемая

3.8.2.2.2.3.1.Виды президентуры\3.8.2.2.2.3.1.1.Единоличная президентура\

Единоличная президентура характерна для таких стран как

Великобритании

3.8.2.2.2.3.1.Виды президентуры\3.8.2.2.2.3.1.2.Коллегиальная президентура\

### президентура предполагает осуществление полномочий президента коллегией

коллегиальная

3.8.2.2.2.3.1.Виды президентуры\3.8.2.2.2.3.1.3.Смешанная президентура\

### или гибридная президентура предполагает сочетание единоличного президента и постоянно действующего коллегиального органа

смешанная

3.8.2.2.2.3.Президент\3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\

В зависимости от объёма предоставленных полномочий выделяют виды единоличной президентуры

Сильный президент

инвеститура

контрассигнатура

прерогатива

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.1.Полномочия президента в законодательной области\

Полномочием, которым не обладает президент в законодательной области

Право отлагательного вето

Созыв и роспуск парламента

Возбуждение дела в конституционном суде

абсолютное вето

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.2.Полномочия президента в сфере исполнительной власти\

Президент в сфере исполнительной власти

Формирует правительство

Может председательствовать на заседании правительства

Вводит чрезвычайное, военное или осадное положение

возглавляет министерство обороны

Назначает и смещает со своих постов министров

организует исполнение решений судебных органов

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.3.Полномочия президента в судебной сфере\

Полномочия президента в судебной сфере

возбуждает уголовные дела против высших должностных лиц

Назначает членов высших судов государства

Назначает генерального прокурора

осуществляет материально-техническое обеспечение судебных органов

назначает генерального контролёра

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.4.Полномочия президента в сфере международных отношений\

В сфере международных отношений президент

Заключает международные договоры

Принимает верительные и отзывные грамоты

Объявляет о денонсации международных договоров

осуществляет федеральную интервенцию

является главнокомандующим вооружёнными силами

Объявляет войну и заключает мир

принимает в гражданство иностранцев

3.8.2.2.2.3.2.Полномочия президента\3.8.2.2.2.3.2.5.Полномочия президента в области регулирования правового статуса граждан\

Полномочия президента в области регулирования правового статуса граждан

Даёт разрешение на выход из гражданства

Осуществляет помилование

принимает решение об амнистии

Награждает орденами и медалями

назначает наказание

Смягчает наказание

осуществляет исполнение судебных решений

3.8.3. Форма государственного устройства

Элемент формы государства, отражающий его политико-территориальную организацию, называется

Государственное устройство

федеративное устройство

автономные образования

республика советов

3.8.3.Форма государственного устройства\3.8.3.1.Понятие формы государственного устройства\

Форма государственного устройства характеризует аспекты

Территориальную организацию власти

демографические характеристики государства

взаимоотношения народа и государственной власти

порядок формирования высших органов государственной власти

классовое расслоение общества

3.8.3. Форма государственного устройства\3.8.3.2.Виды форм государственного устройства\

К видам формы государственного устройства относятся

Унитарное государство

Федеративное государство

автономия

конкордат

легитимность

3.8.3.2.Виды форм государственного устройства\3.8.3.2.1.Унитарное государство\

### государство подразделяется только на административно-территориальные единицы

унитарное

3.8.3.2.1.Унитарное государство\ 3.8.3.2.1.1.Признаки унитарного государства\

К признакам унитарного государства относятся

Единое гражданство

Единый центр государственной власти

двухканальная система налогов

наличие парламента

3.8.3.2.1.Унитарное государство\3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\

Видами унитарного государства являются

конфедерация

Централизованное

автономное

3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\3.8.3.2.1.2.1.Простое унитарное государство\

В простом унитарном государстве отсутствуют

органы местного управления

аппарат управления

административно-территориальное деление

законодательные органы

Автономные образования

3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\3.8.3.2.1.2.2.Сложное унитарное государство\

### унитарное государство имеет в своём составе хотя бы одну автономию

сложное

3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\3.8.3.2.1.2.3.Централизованное унитарное государство\

### – это такое унитарное государство, в котором отсутствуют органы местного самоуправления

централизованное

3.8.3.2.1.2.Виды унитарного государства\3.8.3.2.1.2.4.Децентрализованное унитарное государство\

Для децентрализованного унитарного государства характерны черты

Местные органы власти избираются населением

во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники

отсутствует местное самоуправление

Местные органы власти пользуются значительной самостоятельностью

3.8.3.2.Виды форм государственного устройства\3.8.3.2.2.Федеративное государство\

### - такая форма государственного устройства, при которой в состав государства входят государственно-подобные образования

федерация

3.8.3.2.2.Федеративное государство\3.8.3.2.2.1.Признаки федерации\

К признакам федерации не относятся

двухканальная система налогов

двухуровневая система государственной власти

наличие нескольких правовых систем

Единое гражданство

Единая судебная система

3.8.3.2.2.Федеративное государство\3.8.3.2.2.2.Виды федерации\

Соответствие видов федерации и их характерных черт

L1 Национальная

R1 Основана на национальном признаке

L2 Территориальная

R2 Учитывает только территориальный фактор

L3 Смешанная

R3 Сочетает национальный и территориальный факторы

L4 Симметричная

R4 Субъекты имеют одинаковое правовое положение

L5 Асимметричная

R5 Субъекты имеют разный правовой статус

L6 Конституционная

R6 Правовым основанием является Основной закон

L7 Договорная

R7 В основе лежит соглашение между субъектами

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.1.Национальная федерация\

Примером национальной федерации является

Югославия

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.2.Территориальная федерация\

### федерация образуется только с учётом территориального подхода

территориальная

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.3.Смешанная федерация\

Россия - ### федерация

смешанная

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.4.Симметричная федерация\

В симметричной федерации

Субъекты имеют равный правовой статус

части такого государства обладают одинаковой территорией

её субъекты имеют равное количество населения

она включает чётное количество субъектов

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.5.Асимметричная федерация\

### федерация включает в себя субъекты с разным правовым статусом

асимметричная

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.6.Конституционная федерация\

### федерация – такая разновидность формы территориального устройства, при которой факт образования федерации отражается в основной законе страны

конституционная

3.8.3.2.2.2.Виды федерации\3.8.3.2.2.2.7.Договорная федерация\

### федерация - такая разновидность формы территориального устройства, при которой факт образования федерации отражается в соглашении субъектов

договорная

3.8.3.2.Виды форм государственного устройства\3.8.3.2.3.Автономия\

Учёт национальных, географических, культурных, исторических и иных особенностей при создании государства путём выделения особых территорий или создания специальных органов - ###

автономия

3.8.3.2.3.Автономия\3.8.3.2.3.1.Виды автономий\

Соотношение видов автономий и их признаков

L2 Территориальная автономия

L1 Национально-территориальная автономия

R1 Предоставляется компактно проживающей национальной группе населения

L2 Территориальная автономия

R2 Предоставляется только с учётом исторических или географических особенностей

L3 Национально-культурная автономия

R3 Не связана с обособлением территории

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.1.Национально-территориальная автономия\

### автономия может предоставляться компактно проживающей на территории государства этнически однородной группе населения

национально-территориальная

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.2.Территориальная автономия\

### автономия не предполагает учёт национального состава населения

территориальная

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.3.Политическая автономия\

В политической автономии её высшие органы имеют право

Издавать законы

иметь свою валюту

издавать не законы, а постановления, не имеющие названия законов

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.4.Административная автономия\

В административной автономии её высшие органы имеют право

издавать законы

выходить из состава государства

Их полномочия ограничены сферой языка, культуры, образования

Издавать не законы, а постановления, не имеющие названия законов

3.8.3.2.3.1.Виды автономий\3.8.3.2.3.1.5.Национально-культурная автономия\

Суть национально-культурной автономии

Учёт интересов национальных меньшинств

Создание органов с консультативными полномочиями

выделение особых территорий

предоставление права принимать законы

3.8.4. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений

Союз государств, созданный на основе международного договора и имеющий целевое назначение - ###

конфедерация

3.8.4.Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений\3.8.4.1.Понятие конфедерации\

Характерными чертами конфедерации являются

Создаётся для достижения определённых целей

Её члены обладают правом нуллификации

Каждый субъект полностью сохраняет свой суверенитет

имеет единую судебную систему

обладает двухпалатным парламентом

Финансовые средства объединяются по соглашению субъектов

единый центр государственной власти

3.8.4.Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений\3.8.4.2.Виды конфедерации\

К конфедерациям относятся

Европейское сообщество

Содружество независимых государств

Британское содружество наций

Швейцарская конфедерация

Парламентская Ассамблея Совета Европы

3.8.5. Политический режим

Совокупность способов, приёмов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть

правовой статус

Политический режим

правовой режим

полномочия

3.8.5. Политический режим/ 3.8.5.1.Виды политического режим\

L1 Демократический

L3 Тоталитарный

Соотношение между видами политических режимов и их признаками

L1 Демократический

R1 Наличие легальной оппозиции

L3 Тоталитарный

R3 Идеологизация всей общественно жизни

3.8.5.1.Виды политического режима\3.8.5.1.1.Демократический\

### режим предполагает приоритет личности над государственными интересами

демократический

3.8.5.1.Виды политического режима\3.8.5.1.2.Авторитарный\

Наличие свободных от политического контроля сфер жизни

Существует многопартийность при запрете оппозиции

монополия на информацию

слияние государственного и партийного аппарата

упразднение местного самоуправления

3.8.5.1.Виды политического режима\3.8.5.1.3.Тоталитарный\

Признаки тоталитарного политического режима

Полный контроль над средствами массовой информации

Систематический массовый террор

Слияние партийного и государственного аппарата

децентрализация государственной власти

Нетерпимость к инакомыслию

политическому контролю подлежит только политическая сфера общества

признание и осуществление принципа разделения властей

Тема 9

3.9.1.Понятие функций государства

### государства – это основные направления его деятельности, в которых раскрывается его сущность и социальное назначение

функции

3.9.1.Понятие функций государства\3.9.1.1.Содержание функций государства\

### функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают

3.9.2. Классификация функций государства

В зависимости от сферы приложения деятельности государства его функции подразделяются на

Внешние и внутренние

классовые и общесоциальные

постоянные и временные

главные и производные

законотворческие, управленческие и судебные.

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.1.Внешние функции\

К внешним функциям государства не относятся

Политическая

Экономическая

Социальная

интеграция в мировую экономику

поддержания мирового порядка

3.9.2.1.Внешние функции\3.9.2.1.1.Интеграция в мировую экономику\

Интеграция в мировую экономику - ### функция государства

внешняя

3.9.2.1.Внешние функции\3.9.2.1.2.Обороны\

Защита независимости

Защита территориальной целостности

Создание системы коллективной безопасности

ликвидация ядерного оружия

деятельность по разоружению

3.9.2.1.Внешние функции\3.9.2.1.3.Поддержания мирового порядка\

защита независимости

защита территориальной целостности

создание системы коллективной безопасности

Ликвидация ядерного оружия

Деятельность по разоружению

Участие в урегулировании межнациональных конфликтов

3.9.2.1.Внешние функции\3.9.2.1.4.Сотрудничества с другими государствами\

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в совместном решении глобальных ### современности

проблем

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.2.Внутренние функции\

L1 Политическая

R1 Защита существующего строя

L2 Экономическая

L3 Социальная

L4 Экологическая

Соотношение внутренних функций государства и их содержания

L1 Политическая

R1 Защита существующего строя

L2 Экономическая

R2 Управление государственными предприятиями и организациями

L3 Социальная

R3 Обеспечение общественного благополучия

L4 Экологическая

R4 Установление правового режима природопользования

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.1.Политическая\

Поддержание и защита существующего строя

Официальное представительство общества

Формирование органов государства

формирование ценовой политики

обеспечение экологической безопасности

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.2.Экономическая\

### функция своим содержанием имеет выработку экономической политики в масштабах общества

экономическая

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.3.Социальная\

Обеспечение гражданам надлежащих условий жизни

официальное представительство общества

формирование органов государства

выработка экономической политики

Поддержание органов здравоохранения, образования, культуры

обеспечение национальной безопасности

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.4.Экологическая\

### функция выполняет задачу обеспечения каждому человеку права на здоровую и безопасную среду обитания

экологическая

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.5.Налогообложения и финансового контроля\

В России функцию финансового контроля осуществляют

Счётная палата

Центральный банк

Министерство финансов

Министерство экономического развития

Федеральная служба безопасности

Министерство путей сообщения

3.9.2.2.Внутренние функции\3.9.2.2.6.Охраны прав и свобод личности, обеспечения правопорядка\

Функция охраны прав и свобод личности и обеспечения правопорядка осуществляется следующими государственными органами

Адвокатурой

Центральным банком

Министерством финансов

Федеральной службой безопасности

Прокуратурой

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.3.Общесоциальные функции\

К общесоциальным функциям государства относятся

Обеспечение государственного суверенитета

Социальная защита граждан

Контроль за соблюдением природоохранного законодательства

обеспечение политического господства политической элиты

подавление сопротивления эксплуатируемых классов

ведение завоевательных войн

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.4.Классовые функции\

### функции государства обусловлены существующими в нём классовыми противоречиями

классовые

3.9.2.Классификация функций государства\3.9.2.5.Постоянные функции\

Постоянные функции государства

Обеспечение экономического суверенитета

Социальная защита граждан

Охрана прав и свобод личности, обеспечение правопорядка.

борьба со стихийными бедствиями

1. Организация политической власти.

2. Наличие аппарата принуждения.

3. Суверенитет.

4. Территория.

5. Руководство политическими партиями.

6. Налоги.

7. Легализованное принуждение.

8. Способность принимать акты, содержащие нормы права.

8.Какие из перечисленных свойств относятся к верховенству государственной власти внутри страны?

1. Правореализация.

2. Нормотворчество.

3. Осуществление властных полномочий по каналам законода­тельства, государственного управления, правосудия, государст­венного надзора и контроля.

9.В чем состоит основное противоречие в сущности государ­ства?

1. В том, что государство выражает классовые и общесоциаль­ные интересы.

2. В соотношении легитимности государственной власти и про­тивоправной деятельности отдельных органов государства и долж­ностных лиц.

3. В несовпадении государственной власти с гражданским об­ществом.

10.Назовите характерные черты либеральной модели соотноше­ния государства и экономики.

1. Свобода личности, основанная на неприкосновенности част­ной собственности. Приоритет экономической саморегуляции перед государственным вмешательством в экономику.

2. Охрана государством свободно складывающихся конкурент­ных отношений товаропроизводителей.

3. Все вышеперечисленные плюс антимонопольное законода­тельство.

11.Как называется свойство государственной власти, выражаю­щееся в признании (поддержке) социальными массами этой влас­ти и в способности властвующих убедить подвластных в спра­ведливости своих притязаний?

1. Легитимность.

2. Правомерность.

3. Легальность.

12.К какому понятию относится следующее определение: «Сово­купность взаимосвязанных признаков государства, соответст­вующих определенной социально-политической структуре обще­ства, которая, в свою очередь, обусловлена экономическим бази­сом общества»?

1. Форма государства.

2. Тип государства.

3. Механизм государства.

13.С позиций какого подхода к типологии государств выделяют рабовладельческие, феодальные, капиталистические (буржуаз­ные) и социалистические государства?

1. Цивилизационного.

2. Формационного.

3. Теологического.

14.Что выступает критерием типологии государства с позиции формационного подхода?

1. Локальная цивилизация.

2. Производственные отношения.

Тема 4.Формы, функции и механизм государства.

Форма государства.

1.Объясните термины:

Форма государства - ___________________________________________________________

__________________________

Форма правления - ____________________________________________________________

Монархия - __________________________________________________________________

__________________________

Абсолютная монархия - ________________________________________________________

Дуалистическая монархия - ____________________________________________________

Парламентарная монархия - ____________________________________________________

Республика - _________________________________________________________________

__________________________

Президентская республика - ____________________________________________________

__________________________

Парламентарная республика - __________________________________________________

__________________________

Смешанная республика - _______________________________________________________

__________________________

2.Какие факторы определяют осуществление конкретной формы правления в том или ином государстве?

________________________________________

Существуют всего три варианта получения кем-либо верховной власти в государстве. Назовите их.

______________________________________________________________________________

4.В какие исторические периоды возникает дуалистическая монархия?

____________________________________________________

5.Заполните таблицу:

Виды монархий и их признаки.

4. Важнейшим признаком правового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве.

Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. В конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И. Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическое государство того времени, душившее свободу.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

5) наличие вооружённых сил. Этот признак также не является характерным исключительно для государства, и так же, как и предыдущий всё более утрачивает своё значение в результате мировой тенденции ко взаимному проникновению государственных экономик и политических систем. Армия с древнейших времён служила для захвата и удержания материальных ресурсов, богатств, в том числе территорий. Однако в современном мире богатства становятся нематериальными, большую часть мирового ВВП составляют информационные продукты, а их невозможно ни захватить, ни удержать военными средствами.

5) наличие возможности самостоятельно разрабатывать общеобязательные правила поведения , то есть правовые нормы. Возможность правотворчества является неотъемлемым признаком государства, вытекающим из его основной функции и составляющая основной способ деятельности государства. То есть, государство выполняет свои функции преимущественно путём установления общеобязательных правил поведения.

Тест по обществознанию (9 класс) по теме: Тест по теме — Власть

Данный тест составлен для контроля знаний учащихся 9 класса, занимающихся по программе А.И. Кравченко. Тест содержит задания разного уровня: задания с выбором ответа, на соотнесение понятий и определений, на выявление черт сходства и отличий общественных явлений, на определение верных суждений. Эти задания можно использовать при подготовке к ГИА.

  1. Независимость государства во внешней политике и верховенство во внутренней политике называется:
  1. гражданственность
  2. государство
  3. суверенитет
  4. разделение властей.
  1. Характерным признаком государства является:
  1. единая территория
  2. отсутствие аппарата принуждения
  3. отсутствие налогов
  4. наличие многопартийности.
  1. Термин «централизация» определяет:
  1. этнический состав населения
  2. уровень политических свобод граждан
  3. способ взаимодействия центра с территориями государства
  4. уровень экономического развития.
  1. Верны ли следующие суждения о сущности власти?

Дополнительные признаки государства

Синий цвет имеет глубокое символическое значение и в тюркской культуре. Достаточно сказать, что понятия «синий» и «небо» на языках почти всех тюркоязычных обозначаются одним словом. Это, вероятно, объясняется тем, что древние тюрки были небопоклонниками, считавшими небо своим отцом, а их синее знамя — символизировало преданность отцу-прародителю. На территории Казахстана с древнейших времен была распространена вера в Тенгри — Небо, несущая в себе идею единобожия задолго до появления великих мировых религий — буддизма, христианства и ислама. Эта вера прошла через века, и еще в начале XX века казахи над могилами святых возводили купол и окрашивали его в голубой цвет, тем самым имитируя модель мира: на четыре столба, олицетворяющих четыре стороны света, опирается купол-сферический символ неба.

Президент был ограничен в своих правах, что не позволяло ему проводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституция сдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому сама общественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. Под руководством Президента Н.А. Назарбаева был подготовлен проект новой Конституции, который был опубликован для всенародного обсуждения. В обсуждении было высказано много замечаний по проекту. Наиболее существенные из них были учтены, и проект Конституции был предложен народу для решения ее судьбы. В результате всенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новая Конституция Республики Казахстан.

Тест Государство

2. Верны ли следующие суждения о происхождении и роли государства? А. Государство является основным институтом политической системы. Б. Государство – продукт исторического развития человеческого общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Какой из примеров характеризует проявление внешних функций государства? 1) Подписание Президентом указа о повышении пенсий 2) подписание соглашения о развитии торговых отношений с Великобританией 3) принятие всеобщим голосованием новой Конституции 4) проведение выборов в Государственную Думу

К признакам государства не относится наличие гражданства

В государстве X. после парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента, который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство X.?

Парламент страны Z избирается всенародно по пропорциональной системе. Политическая партия или блок партий, победивший на выборах, формируют правительство. Парламент избирает президента, выполняющего только представительские функции. Какова форма правления в стране Z?

Конституционное право

  • обязанность участвовать в отправлении правосудия в качестве присяжного;
  • воинскую обязанность (в настоящее время призыв на военную службу в США не осуществляется, но в определенные периоды истории такая обязанность устанавливалась, например, во время войны во Вьетнаме);
  • обязанность платить налоги. Американские граждане обязаны уплачивать федеральные налоги независимо от места своего жительства, а иностранные граждане и лица без гражданства являются налогоплательщиками по законам США в случае нахождения более 180 дней на территории США.

Прежде всего, под гражданством понимают публично-правовое состояние индивида. Именно этот аспект отражен в определении, которое содержится в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»: гражданство — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Легальное определение позволяет выделить особые свойства данного института:

Понятие и признаки государства

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Страна - понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство - понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны - форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

К отличительным признакам правового государства относится

«Признаки растений» — Основные признаки растений. Среды обитания растений. Водные растения водоросли, лилии, кувшинки и др. Напишите примеры растений. Царство растений около 350 тыс. видов. Наземные растения дуб, ландыш, брусника, кактус и др. Ботаника – наука, изучающая растения. Многообразие растений. Научиться распознавать растения различных сред обитания.

«Признаки моря» — Главные признаки морей. Самое тёплое море – Чёрное море. Окраинные и внутренние моря. Краткие сведения. Экологические проблемы морей. Каспийское море; Азовское море; Чёрное море. Моря, омывающие берега России. Океанический бассейн. Атлантический океан: Чёрное море, Азовское море, Балтийское море. Самое солёное – Японское море.

Правовое государство и гражданское общество: понятие, признаки, сущность, структура

Понятия «общество» и «гражданское общество» не тождественны . Человеческое общество, как известно, появилось давно, но оно не всегда было гражданским. Современное понимание гражданского общества сложилось в период возникновения и развития буржуазных общественных отношений. Сам же термин «гражданское общество» стал употребляться примерно в XVIII в., хотя понимание гражданского общества, его отделение от гос-тва относят ко временам Древней Греции (Аристотель). Затем данное понятие получило развитие в трудах Г. Греция, Д. Локка, И. Канта, Г. Гегеля.При этом под гражданским обществом понималась независимая от государства особая сфера жизни общества, которая включает в себя экономические, семейные, этнические, культурные и иные отношения, кроме политических. Это те общественные отношения, которые способны развиваться независимо от гос-тва, и последнее не вправе вмешиваться в данный процесс.

Правовое государство — особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

05 Июл 2018 476

ВОПРОС: Какие признаки государства являются наиболее общими?

ОТВЕТ: Наиболее общими признаками государства являются следующие.

Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны.

Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого.

Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно «через население» в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма - общества.

Публичная власть. Государство - это и особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой, звеном этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из специальных отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, жандармерии, разведки, а также в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изме- няются структурно и решают различные по своему конкретному содержанию задачи.

Суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти;

в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация.

При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств.

Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю.

Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.

Издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.).

Обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а также на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.).

Государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т.п.

Таковы общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. С совершенствованием общественной жизни, самого человека, ростом его социальной, политической и нравственной зрелости изменяется и государство, а его основные признаки наполняются новым содержанием, обогащая сущность государства в соответствии с объективными потребностями общественного развития.


Top