Где введен режим кто 3 июняг. Что такое режим КТО? Особенности введения режима контртеррористической операции. О конфликтах в Кабардино-Балкарии

Режимы функционирования РСЧС

Существуют три режима функционирования РСЧС:
1. режим повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях.
2. режим повышенной готовности - при угрозе возникновения ЧС;
3. режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации ЧС.


Руководители органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения. При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители вышеуказанных органов отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.


Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются:
в режиме повседневной деятельности:
1. изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС;
2. сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
3. разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности;
4. планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности;
5. подготовка населения к действиям в ЧС;
6. пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
7. руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
8. проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности;
9. осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;
10. проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в ЧС;
11. ведение статистической отчетности о ЧС, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;


в режиме повышенной готовности:
1. усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их последствий;
2. введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления;
3. непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых ЧС, информирование населения о приемах и способах защиты от них;
4. принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в ЧС;
5. уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов;
6. приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на ЧС, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
7. восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС;
8. проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;


в режиме чрезвычайной ситуации:
1. непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
2. оповещение руководителей органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
3. проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
4. организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств единой системы, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
5. непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
6. организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС и их последствий;
7. проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "а" статьи 3 ФКЗ "О чрезвычайном положении" (попытки насильственного изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления), для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности.


При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте "б" указанной статьи (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие (могущие повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ),- режим чрезвычайной ситуации.


Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется:
1. локальной - силами и средствами организации;
2. муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;
3. межмуниципальной и региональной - силами и средствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне ЧС;
4. межрегиональной и федеральной - силами и средствами органов исполнительной власти субъектов РФ, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.


При недостаточности указанных сил и средств привлекаются в установленном порядке силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Финансирование РСЧС

Финансовое обеспечение функционирования РСЧС и мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов и собственников (пользователей) имущества в соответствии с законодательством РФ. Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств. Финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.


Выделение средств на финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.

Контрольные вопросы

1. Дайте общую характеристику Положению о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, каким нормативным правовым актом оно было принято?
2. Что такое Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), для чего она создана?
3. Из каких подсистем состоит РСЧС?
4. Дайте характеристику функциональным подсистемам РСЧС, приведите примеры.
5. Дайте характеристику территориальной подсистеме РСЧС, приведите примеры.
6. Назовите основные задачи РСЧС.
7. На каких уровнях действует РСЧС?
8. Как организован каждый уровень РСЧС?
9. Назовите координационные органы РСЧС.
10. Перечислите постоянно действующие органы управления РСЧС.
11. Назовите органы повседневного управления РСЧС.
12. Что относится к силам и средствам единой системы?
13. Как осуществляется информационное обеспечение в РСЧС?
14. Какие Вам известны режимы функционирования РСЧС?
15. Как функционирует РСЧС в каждом из режимов деятельности?
16. В каких режимах функционирует РСЧС в условиях чрезвычайного положения?
17. Как осуществляется финансирование РСЧС?

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

    "

    В Российской Федерации формируется законодательная база, предназначенная регламентировать порядок федерального вмешательства в рамках борьбы с терроризмом. Террористические преступления являются резонансными и в соответствии с законодательством РФ являются одним из оснований введения в действие Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении». Наряду с Конституцией РФ и Уголовным кодексом РФ Федеральный закон «О противодействии терроризму» определяет правовые и организационные основы этой борьбы в Российской Федерации.

    Противодействие терроризму подразумевает деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по следующим взаимосвязанным направлениям: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

    Следует отметить разницу между двумя понятиями - антитеррори- стическая и контртеррористическая борьба. Понятие «антитерроризм» предполагает реакцию на уже свершившиеся теракты. Понятие «контртерроризм» предполагает активную наступательную деятельность по их предотвращению или решение проблемы до ее возникновения.

    Вначале на законодательном уровне" контртеррористическая операция понималась как «специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции».

    Принятый позже федеральный закон понятие контртеррористической операции сформулировал следующим образом: «комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта».

    Зона проведения контртеррористической операции включает в себя «отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция».

    В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в рамках имеющихся полномочий решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.

    Решение о введении правового режима контртеррористической операции (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.

    На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения контртеррористической операции допускается применение следующих административно-предупредительных и административно-пресекательных мер, носящих временный характер (ст. 11):

    • 1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
    • 2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
    • 3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
    • 4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
    • 5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством РФ;
    • 6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
    • 7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
    • 8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
    • 9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
    • 10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
    • 11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
    • 12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
    • 13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, может устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений.

    Контртеррористическая операция проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно.

    С учетом накопленного опыта законодатель посчитал необходимым отметить, что решения о проведении контртеррористической операции и о ее прекращении принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо по его указанию иное должностное лицо федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, либо руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, если руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности не принято иное решение.

    Впервые на законодательном уровне определено, что в борьбе с терроризмом могут применяться Вооруженные Силы РФ. Они применяются для (ст. 6):

    • ? пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
    • ? пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
    • ? участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
    • ? пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.

    Федеральным законом предусмотрено (ст. 7), что Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или в целях пресечения такого террористического акта.

    Если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем принуждения его к посадке. Если воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

    При наличии достоверной информации о возможном использовании воздушного судна для совершения террористического акта или о захвате воздушного судна и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, Вооруженные Силы РФ применяют оружие и боевую технику для пресечения полета указанного воздушного судна путем его уничтожения.

    Понятие «воздушный терроризм» включает в себя захват воздушных судов и их угон; захват заложников, находящихся на борту самолетов, воздушных судов для удержания и транспортировки заложников, захваченных в других местах. Актами воздушного терроризма считается вывод из строя аэронавигационного оборудования и средств обеспечения воздушных сообщений.

    Вооруженные Силы РФ по решению Президента РФ и в рамках международных обязательств осуществляют пресечение международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации (ст. 10):

    • ? посредством применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз;
    • ? использования формирований Вооруженных Сил РФ для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
    • См.: ст. 3 Федерального закона от 25.07.1998 № 130-ФЗ (ред. от 06.03.2006)«О борьбе с терроризмом» Документ утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с принятиемФедерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 08.11.2011) «О противодействиитерроризму».
    • См.: подп. 5 п. 5 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от02.11.2013) «О противодействии терроризму».

    За весь период существования Российской Империи террор в жизни общества занимал различное место. Сначала он был красным и белым революционного характера. Вскоре на смену пришли сталинские репрессии, достигшие своего апогея в 1938 году. Сегодня, как утверждают эксперты, террор в Российской Федерации за последние два десятилетия приобрел четко выраженный исламистский характер. Проявляется он в различных террористических актах, осуществляемых националистами. С целью противостоять противоправным действиям исламистов на территории России в феврале 2006 года Госдумой был принят федеральный закон «О противодействии терроризму». Согласно постановлению, в случае возникновения чрезвычайной ситуации, на конкретной местности вступает в силу правовой режим контртеррористической операции.

    С целью пресечь террористический акт, минимизировать его последствия, а также обеспечить людям защиту предусмотрены специальные ограничительные меры. Таким образом, на заданной территории начинает действовать режим контртеррористической операции (КТО). Информация об особенностях проведения данного мероприятия содержится в статье.

    Как все начиналось?

    Многих интересует, что означает режим КТО? Откуда появилась эта аббревиатура? Понятие «теракт» в уголовный кодекс России было введено в 1996 году. С этого времени терактом называется любое действие, грозящее опасностью для жизни и здоровья людей, выполняемое экстремистами для устрашения с целью оказать влияние на власть. До 1996-го данный термин применялся исключительно в тех случаях, когда дело касалось только различных политиков и государственных чиновников. В 1998 году депутаты Госдумы приняли закон «О борьбе с терроризмом», после чего было утверждено понятие режима КТО. Спустя восемь лет на законодательном уровне слово «борьба» заменятся «противодействием».

    Что такое режим КТО?

    В разных странах имеется своя формулировка этого понятия. Согласно российскому законодательству, режим КТО - это проводимые в комплексе специальные войсковые, оперативно-боевые и прочие действия с целью предотвратить террористический акт, обезвредить преступников и защитить население. Для выполнения поставленной задачи силовики имеют право применять оружие, боевую технику и различные спецсредства. В Белоруссии и Украине режим КТО определен как закон «О борьбе с терроризмом». В Казахстане и Таджикистане - «О противодействии терроризму». Такое же определение действует в Приднестровье и Донецкой Народной Республике.

    Однако для спецмероприятий, проводимых на Украине, используется аббревиатура АТО, что расшифровывается как антитеррористическая операция. Несмотря на различные формулировки, суть режима КТО во многих государствах идентична.

    О расшифровке

    Аббревиатура КТО расшифровывается как контртеррористическая операция. В переводе с латинского «operatio» значит работать, а «contr» - противодействие. Таким образом само понятие контртеррористическая операция указывает на действие, призванное пресечь угрозу, исходящую от радикально настроенных элементов.

    События 1999 года

    В сентябре Борисом Ельциным был впервые введен правовой режим контртеррористической операции. Поводом для этого послужило вторжение чеченских боевиков на территорию Дагестана. Данный режим был отменен лишь спустя 10 лет. Однако местом для боевых столкновений, терактов и полицейских операций стали не только Чечня, но и Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария.

    Об особом режиме в Дагестане

    Как сообщалось РИА «Новости», особый режим на юге Дагестана вводился трижды. Основанием для этого послужило несколько вооруженных инцидентов. Сначала с применением огнестрельного оружия было совершено нападение на местных жителей возле крепости Нарын-Кала. Спустя некоторое время, боевики обстреляли полицейский наряд. Один сотрудник был ранен. Правонарушители тогда скрылись. Следующей «горячей точкой» стал Табасаранский район. Тогда в феврале злоумышленники похитили сельского учителя. Проведя поисковые работы, правоохранители вышли на похитителей. Затем между полицией и преступниками завязалась перестрелка. Учитель остался жив, но с огнестрельным ранением. Местом очередного инцидента стал поселок Джемикент. Там подорвался смертник. В результате теракта двое правоохранителей погибло, а 20 гражданских получили ранения.

    В ходе КТО правоохранителями были ликвидированы два боевика. Режим сопровождался паспортными проверками местных и обстрелом находящегося за поселком ущелья, в котором, по имеющейся у силовиков информации, могли находится преступники. Как утверждают эксперты, причиной вооруженного противостояния стало подавление полицией салафитов - одного из исламистских радикальных течений. На юге республики также развернуло свою деятельность ИГ. Данная организация, в соответствии с российским законодательством, считается террористической.

    О конфликтах в Кабардино-Балкарии

    Как сообщают РИА «Новости», местные радикально настроенные боевики тесно сотрудничают с ИГ. Вследствие нескольких вооруженных столкновений с правоохранителями в Нальчике местные власти несколько раз вводили режим КТО.

    В столице республики силовики усиленно охраняли общественный порядок, проверяли документы. В ходе контртеррористической операции был ликвидирован, присягнувший ИГ, главарь бандитского формирования и два его пособника. Остальных боевиков удалось заблокировать в частном доме. Заложницей преступников стала мать одного из них. Силовики эвакуировали жителей района и перекрыли дорогу. Затем сотрудники полиции предложили террористам сдаться. В ответ те открыли огонь. Тем не менее, в ходе переговоров заложницу удалось освободить. С целью ликвидировать бандитов сотрудники полиции были вынуждены подорвать здание. Один боец спецназа получил ранение и был доставлен в местный госпиталь. Ликвидировав угрозу для здоровья и жизни других людей, правоохранителями особый режим был снят.

    Несколько примеров спецопераций

    В современной истории отмечено несколько случаев, когда на определенных территориях был введен режим контртеррористической операции КТО:

    • Чеченская кампания. Вооруженное противостояние с незначительными перерывами длилось с 1999 по 2009 гг. В этот временной отрезок на территории Чечни действовал правовой режим КТО.
    • Афганистан. Вооруженный конфликт длился с 2001 по 2014 гг.
    • Азербайджан. В 2008 году в рамках спецоперации «Гартал» на территории республики также был введен режим КТО.

    Наши дни

    В 2009 году «горячей точкой», где был введен режим КТО, стал Северный Кавказ. В 2011 - Темирский район. С 2015 года российскими военными проводится спецоперация в Сирии. Бурные события на Украине во время, так называемого Евромайдана, закончились государственным переворотом и образованием новой «горячей точки» на востоке страны. Поскольку мятежниками с использованием оружия и различных спецсредств захватывались государственные учреждения, украинскими силовиками в рамках закона «О борьбе с терроризмом» планировалась зачистка. Но позже антитеррористическая операция, так и не начавшись в Киеве против проевропейски настроенных бунтарей, была перенесена на Донбасс. Основанием для этого стали несколько антиправительственных митингов и сепаратистских лозунгов местных жителей на востоке Украины. Однако по причине того, что в данной ситуации не ясно, кто же является террористом, решение новых украинских властей до сих пор подвергается критике многих экспертов.

    Кем вводится?

    В соответствии с законодательством Российской Федерации местом для введения особого режима может стать любая территория. Не каждый знает, что за режим КТО отвечает директор ФСБ. Также ответственность возлагается на руководителя территориального силового органа.

    В каких случаях проводят спецоперации?

    Данный режим возможен в том случае, если совершен террористический акт. Также КТО может быть введен, когда у силовиков имеются достоверные данные о готовящемся теракте. Если местом проведения стала обширная территория и запланированы масштабные контртеррористические мероприятия, то руководитель регионального органа исполнительной власти должен известить свое руководство и согласовать с ним работу сотрудников специальных силовых подразделений. После того как режим будет введен, он должен быть обнародован. Затем обозначаются территории и объекты, которых коснутся ограничения. После назначения руководителя КТО и формирования штаба, определяются, какие будут задействованы силовые подразделения, техника и спецсредства.

    О методах

    В ходе проведения КТО силовики проводят задержания или физическое устранение преступников. Кроме того, сотрудники спецподразделений обезвреживают потенциально опасные предметы.

    Поскольку каждый человек независимо от своей воли может оказаться в эпицентре событий, то уберечь себя ему будет легче, если знать обо всех ограничениях и выполнять требования полиции. Как утверждают специалисты, во время КТО понятие человеческой жизни становится условным. Это следует помнить гражданским и соблюдать правила комендантского режима, четко следовать инструкциям силовиков в момент эвакуации или временного отселения в более безопасные районы. Игнорирование инструкций может привести к беде: силовики с целью предотвратить экологическую катастрофу или массовую гибель людей имеют право стрелять на поражение.

    Согласно федеральному закону, сотрудники силовых ведомств на местности, где проводится контртеррористическая операция, имеют право выполнять следующие действия:

    • Проверять документы. Если они у гражданина отсутствуют, то правоохранители вправе установить его личность в органах внутренних дел. Проверке подлежит каждый, кто вызвал подозрение.
    • В принудительном порядке ограничить или эвакуировать граждан с мест, на которых разворачивается вооруженное противостояние. Временно отселять в более безопасные районы.
    • Выполнять отбуксировку транспортных средств, мешающих сотрудникам силовых структур.
    • Усилить охрану общественного порядка, введя комендантский режим.
    • Контролировать путем прослушивания телефонные переговоры. Проверке подлежат электронная связь и почта. Задача правоохранителей в данном случае - собрать необходимую информацию, касающуюся возможного или уже совершенного теракта.
    • Использовать транспортные средства граждан. Силовики с целью доставить пострадавшего в лечебное учреждение могут на время конфисковать личный автомобиль. Также к этому прибегают в тех ситуациях, когда нужно преследовать подозреваемого. В рамках режима КТО граждане должны предоставлять свои транспортные средства по требованию сотрудника полиции.
    • Беспрепятственно проникать в жилища граждан. Это касается также и их земельных участков.
    • Производить досмотр личных вещей и транспортного средства.

    Об ограничениях

    На период КТО приостанавливают свою деятельность опасные производства. Это касается тех предприятий, сотрудники которых работают с взрывчатыми, радиоактивными, химически и биологически опасными веществами. Кроме того, ведутся карантинные и санитарно-противоэпидемические мероприятия. На время КТО запрещена продажа наркотических, психотропных или сильнодействующих лекарственных препаратов. К данной категории также относятся: этиловый спирт, алкогольная и другая спиртосодержащая продукция.

    Об административной ответственности гражданских

    Во время проведения контртеррористических мер нередки случаи нарушений правил КТО среди местного населения. Гражданское лицо может быть оштрафовано на 500 рублей. Должностное лицо отделается штрафом до 3 тыс. руб., юридическое - 10 тыс. В случае несанкционированного проникновения на территорию проведения КТО гражданин будет вынужден заплатить 1 тыс. рублей. Также предусмотрены наказания за препятствия работе сотрудников полиции. Размер штрафов варьируется в пределах от 2 до 30 тыс. рублей. Нарушители могут отделаться и административным арестом на 30 суток.

    Предполагает в особых случаях введение режима контртеррористической операции (КТО) . Пункт 5 статьи 3 данного закона гласит: "контртеррористическая операция - комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта."

    На территории или объектах, в пределах которых введен правовой режим КТО, на период проведения операции допускается применение следующих мер и временных ограничений:

    • проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
    • удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
    • усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
    • ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
    • использование транспортных средств, принадлежащих организациям, независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
    • приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
    • приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
    • временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
    • введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
    • ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
    • беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
    • проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
    • ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

    На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться (вводиться) как весь комплекс мер и временных ограничений, так и отдельные меры и временные ограничения.

    Практика применения

    23 сентября 1999 года президент РФ Борис Ельцин издал указ "О мерах по повышению эффективности контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" , предусматривающий включение в ее состав формирований всех силовых министерств и ведомств, а также подготовку контртеррористической операции на территории Чечни.

    Появлению указа предшествовало вторжение базировавшихся в Чечне отрядов "Исламской международной миротворческой бригады" под командованием Шамиля Басаева и амира Хаттаба на территорию Дагестана в период с 7 по 23 августа 1999 года. В ходе напряжённых боевых действий российские федеральные силы вытеснили вооружённые формирования сепаратистов обратно в Чечню. 28 августа российские войска напали на самоуправляемый мусульманский анклав Кадарской зоны Буйнакского района республики (сёла Карамахи, Чабанмахи и хутор Кадар), что вызвало повторное вторжение моджахедов, рвавшихся на помощь единоверцам. 5 сентября 1999 года отряды Басаева и Хаттаба вновь вошли на территорию Дагестана и тяжелые бои продолжались вплоть до 14 сентября.

    4, 8, 13 и 16 сентября 1999 года в нескольких городах России - Буйнакске, Москве, Волгодонске - была осуществлена серия жестоких террористических актов: взрывов жилых домов с мирными жителями. По официальным данным, эти теракты были задуманы и осуществлены представителями северокавказских вооружённых формирований - в качестве мести за действия российской армии в Дагестане. По другой версии к организации взрывов домов причастна Федеральная служба безопасности РФ, чьи сотрудники были 22 сентября 1999 года задержаны в Рязани в момент минирования жилого дома.

    18 сентября 1999 года федеральные силы РФ блокировали чеченскую границу со стороны Дагестана, Ингушетии и Северной Осетии. 23 сентября начались авиационные бомбардировки столицы Чечни г.Грозного и его окрестностей.

    27 сентября премьер-министр РФ Владимир Путин категорически отверг возможность встречи президентов России и ЧРИ, о которой с 20 сентября просил Аслан Масхадов .

    Благодаря полномасштабной военной операции к декабрю 1999 года федеральные силы взяли под контроль всю равнинную часть территории Чеченской Республики. Вооружённые формирования сепаратистов сосредоточились в горах и закрепились в Грозном. Для борьбы с ними 26 декабря 1999 года была создана специальная группировка войско. После кровопролитных боёв, 6 февраля 2000 года федеральные силы заняли Грозный.

    В результате длительных военных действий республика перешла под контроль российских силовых структур, а президентом Чечни был избран Ахмад Кадыров - отец нынешнего главы республики Рамзана Кадырова .

    Режим контртеррористической операции на территории Чеченской Республики был отменён Национальным антитеррористическим комитетом, "по поручению президента РФ", 16 апреля 2009 года. Однако, на практике, режим КТО продолжает активно применяться локально, в отдельных районах Чечни, Ингушетии, Дагестана, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

    Контртеррористическая операция 1999-2009 гг. была не первой военной кампанией российских вооруженных сил в Чечне. Ранее, в декабре 1994 года, федеральные силы начали Операцию по наведению конституционного порядка в Чечне, которая закончилась в августе 1996 подписанием Хасавюртовских соглашений между РФ и ЧРИ. После подписания этих соглашений в ставшей де-факто независимой Чечне состоялись выборы, на которых президентом был избран Аслан Масхадов, ранее в ходе военных действий командовавший объединенными силами сепаратистов.

    
    Top