Законодательная база российской федерации


В основе всего совокупного организационно-правового механизма отбора кандидатов в судьи и наделения их судейскими полномочиями лежит (по крайней мере, должна лежать) необходимость решения двуединой задачи: 1) должность судьи не может доверяться любому желающему; 2) среди претендентов, отвечающих жестко определенным законом требованиям, можно и нужно для занятия должности судьи отобрать лучших из лучших.
Этому посвящено законодательное регулирование процедур отбора кандидатов в судьи и наделения их судейскими полномочиями, т. е. формирование сегодняшнего и завтрашнего состава судейского корпуса России. В его основе лежат соответствующие взаимосвязанные нормы Конституции РФ: п. "г" и "о" ст. 71 (в ведении Российской Федерации находятся установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности и судоустройство); подп. " л" ч. 1 ст. 72 (в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся кадры судебных органов); п. "е" ст. 83 (Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и ВАС РФ и назначает судей других федеральных судов); п. "ж" ч. 1 ст. 102 (к ведению Совета Федерации относится назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и ВАС РФ); ч. 1 (судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ) и ч. 2 (судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом) ст. 128.
Соответственно, в основе действующего организационно-правового механизма отбора кандидатов в судьи и наделения их судейскими полномочиями лежат развивающие конституционные положения нормы законодательства о судебной системе РФ, о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о военных судах, о статусе судей, о мировых судьях и т. д.
Всю процедуру, которую проходят претенденты на должность судьи, можно разделить на несколько этапов.
Первый этап. Желающий стать судьей гражданин РФ, отвечающий установленным в Законе о статусе судей требованиям, определяется, судьей суда какой ветви судебной власти, какого уровня звенности в этой ветви и, наконец, в каком конкретно суде он желает стать. От этого зависит выбор варианта дальнейших его действий. Внутренне он должен быть уверен в том, что по всем качествам - анкетно-квалификационным, психофизиологическим, морально-этическим и иным, он отвечает требованиям, предъявляемым к судье. В частности, хотя бы для себя, уже на этом этапе он должен получить документ об отсутствии у него заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, наименования которых содержатся в судейском Перечне заболеваний, о котором подробно было рассказано выше. Министерством здравоохранения РФ Приказом от 21 февраля 2002 г. N 61 утверждена форма такого документа - форма N 086-1/у.
Второй этап. В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона о статусе судей "любой гражданин, достигший установленного настоящим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической профессии и не имеющий заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи, обратившись для этого в соответствующую экзаменационную комиссию с заявлением о сдаче квалификационного экзамена". Другими словами, именно на этом этапе начинается продвижение документов желающего стать судьей к заветной цели. В Законе дан исчерпывающий перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению: подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи. Экзаменационная комиссия не вправе отказать в приеме квалификационного экзамена на должность судьи гражданину, представившему указанные документы (или их копии). Но на практике нередко экзаменационные комиссии именно на этом этапе предлагают претенденту в заявлении добавить, что он не возражает против проведения в отношении его необходимых проверочных мероприятий о его допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
Речь идет об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи федерального суда общей юрисдикции и арбитражного суда, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов РФ, также на должность судьи суда субъекта РФ. Цель экзамена - установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.
Что собой представляет экзаменационная комиссия? Она действует на основе Положения об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утвержденного ВККС РФ 15 мая 2002 г.
Экзаменационные комиссии образуются на срок полномочий соответствующих ККС, состоят при них и образуются из числа наиболее опытных судей, в их состав обычно входят также ученые-правоведы и преподаватели юридических дисциплин. Количественный состав экзаменационной комиссии устанавливается соответствующей ККС, но численность судей в составе экзаменационной комиссии не должна быть менее трех четвертей состава комиссии. Персональный состав экзаменационной комиссии утверждается соответствующей ККС: а) экзаменационной комиссии при ВККС РФ - самой ВККС РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и представлению Председателя ВАС РФ; б) экзаменационных комиссий при ККС субъектов РФ - по представлению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и автономного округа, а также по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ, а в случае действия на территории субъекта РФ гарнизонного военного суда - также по представлению председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда. В случае отклонения внесенной кандидатуры либо в случае прекращения соответствующей
ККС полномочий члена экзаменационной комиссии на утверждение в том же порядке представляется другая кандидатура. Председатель экзаменационной комиссии, его заместитель (заместители) и секретарь утверждаются соответствующей ККС из числа членов экзаменационной комиссии.
Третий этап. На этом этапе претендент на должность судьи сдает квалификационный экзамен. В п. 5 ст. 5 Закона о статусе судей подчеркнуто, что квалификационный экзамен на должность судьи сдает гражданин, не являющийся судьей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, а после назначения гражданина на должность судьи - в течение всего времени пребывания его в качестве судьи. Сама процедура приема (и сдачи) квалификационного экзамена детально урегулирована названным Положением. Важным на этом этапе представляется следующее: работу экзаменационной комиссии организует ее председатель (в случае его отсутствия - заместитель председателя комиссии), который рассматривает поступившие в экзаменационную комиссию материалы; организует проверку представленных претендентом документов; назначает дату и время сдачи экзамена; обеспечивает в соответствии со специализированными учебными программами обучения судей составление и ежегодное обновление экзаменационных билетов и письменных заданий, которые утверждаются экзаменационной комиссией; подписывает удостоверение о сдаче претендентом экзамена, протокол заседания экзаменационной комиссии и другие документы, связанные с работой комиссии; организует обобщение результатов работы экзаменационной комиссии и принимает меры по улучшению организации ее деятельности, о чем информирует соответствующую ККС. Содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат. При этом в экзаменационные билеты для претендентов на должность судьи суда субъекта РФ включаются вопросы по законодательству этого субъекта РФ. Экзамен назначается председателем экзаменационной комиссии при обращении претендента на должность судьи с заявлением о сдаче экзамена и представлении соответствующих документов; о времени и месте проведения экзамена претендент на должность судьи извещается экзаменационной комиссией не позднее чем за 10 дней до экзамена. Экзаменационная комиссия правомочна принимать экзамен при наличии не менее половины ее состава, при этом из числа присутствующих на экзамене членов комиссии не менее половины ее состава должны составлять судьи. Сам же экзамен проводится не позднее месячного срока со дня обращения претендента с заявлением о сдаче экзамена.
Как отметил председатель экзаменационной комиссии при ВККС РФ, ректор Российской академии правосудия В.В. Ершов, "статистика экзаменационных комиссий при квалификационных коллегиях судей такова, что почти половина претендентов не показывает даже удовлетворительный уровень знаний, необходимых судьям" . Это означает, что почти половина экзаменующихся получили "двойки", а в некоторых субъектах РФ, как известно, этот показатель достигает 70%. И это при том, что вопросы экзаменационных билетов экзаменующимся известны заранее. По мнению автора настоящей работы, в общей методологии экзаменационной проверки профессиональных знаний кандидата в судьи есть принципиальные дефекты, но о них ниже.
Российская газета. 2006. 29 нояб.
Четвертый этап. Желающий стать судьей должен дождаться открытия соответствующей для него судейской вакансии. Причины открытия судейской вакансии в конкретном суде (на судебном участке мирового судьи) бывают самые различные: выделение дополнительной ставки судьи, уход судьи в отставку по возрасту, истечение срока, на который первоначально был назначен судья, и т. д. Пунктом 2 ст. 5 Закона о статусе судей установлено, что председатель суда, в котором открылась вакантная должность судьи, сообщает об этом в соответствующую ККС не позднее чем через 10 дней после открытия вакансии. ККС не позднее чем через 10 дней после получения сообщения председателя суда объявляет об открытии вакансии в СМИ с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений. Желающий стать судьей должен четко осознавать, что отбор кандидатов на должность судьи осуществляется на конкурсной основе, т. е. на единственную открывшуюся судейскую вакансию, о которой сообщено в СМИ, могут претендовать (так обычно и бывает) несколько претендентов. Причем в числе этих претендентов может быть и судья того суда, где открылась вакансия (например, судья районного суда, впервые назначенный на должность на трехлетний срок, по его истечении (соответственно открытии в связи с этим вакансии) претендует на занятие должности судьи в этом суде уже без ограничения срока).
В указанный в объявлении срок желающий стать судьей обращается в ККС по указанному в объявлении адресу с заявлением о рекомендации его на вакантную должность судьи, в котором помимо фамилии, имени, отчества указывает место своего жительства и регистрации, должность, на замещение которой он претендует, согласие на проведение соответствующих проверочных мероприятий компетентными государственными органами, а также на истребование сведений, составляющих врачебную тайну, и на проведение проверки, касающейся отсутствия заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.
К заявлению прилагаются (в Законе четко перечислено): подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина РФ, или его копия; анкета, содержащая биографические сведения о претенденте; подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его заверенная копия; подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии; документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи; сведения о результатах сдачи квалификационного экзамена. При необходимости также представляются: документы о нострификации, о государственной аккредитации высшего учебного заведения; должностные инструкции или иные документы, подтверждающие время работы в должностях, для замещения которых обязательным квалификационным требованием является наличие юридического образования; характеристика за последние три года, отражающая оценку профессиональной деятельности претендента по юридической профессии, его деловых и нравственных качеств; иные документы, подтверждающие соответствие требованиям, предъявляемым к претенденту на судейскую должность.
Если претендентом на вакантную судейскую должность является действующий судья, то характеристика представляется председателем соответствующего суда, а характеристика председателя суда - председателем вышестоящего суда или его заместителем. Характеристика судьи Верховного Суда РФ или ВАС РФ представляется председателем соответствующего суда или его заместителем. Характеристика мирового судьи, претендующего на назначение на судейскую должность, представляется председателем соответствующего районного суда. Претендент из числа судей также представляет сведения о последнем назначении его на должность судьи и за подписью председателя соответствующего суда сведения за последние три года о количестве рассмотренных судебных дел, качестве принятых решений, а при отмене или изменении судебных решений, при рассмотрении судебных дел с нарушением процессуального срока с указанием причин нарушения процессуальных сроков и причин отмены или изменения судебных решений. При рекомендации имеющего указанные недостатки претендента на назначение на судейскую должность в заключении указывается обоснование причин, в силу которых они не свидетельствуют о низкой квалификации претендента и не являются препятствием для его назначения на вакантную должность.
Пятый этап. На этом этапе работает соответствующая ККС, получившая заявление с документами от претендента на вакантную судейскую должность. Работа состоит в том, что, руководствуясь п. 7 ст. 5 Закона о статусе судей, ККС организует проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом ККС вправе обратиться с требованием о проверке достоверности представленных ей документов и сведений в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки в установленный коллегией срок, но не позднее чем через два месяца со дня поступления указанного требования.
Достоверность представленных претендентом документов и сведений ККС проверяет самостоятельно, обращается с требованием об их проверке в соответствующие органы и вправе поручить ее проведение председателю соответствующего или вышестоящего суда, а в отношении претендента на судейскую должность суда общей юрисдикции - также Судебному департаменту при Верховном Суде РФ или входящим в его систему органам, что не исключает право ККС провести дополнительную проверку. Сообщение о результатах проверки с указанием о наличии или отсутствии препятствий для рекомендации претендента на назначение на судейскую должность направляется в ККС в установленный коллегией срок. При выявлении в результате проверки недостоверности представленных претендентом документов информация об этом может быть направлена компетентным органам. После окончания проверки о месте и времени рассмотрения заявления ККС извещает претендента на судейскую должность, который вправе ознакомиться со всей находящейся в его личном деле информацией. Кроме того, ККС информирует председателя соответствующего суда о претендентах, обратившихся с заявлениями о рекомендации их к назначению на судейские должности (что вытекает из содержания ст. 22 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей).
О недостатках в регулировании порядка проверок, проводимых компетентными органами, и об отсутствии определенной единой формы документа, фиксирующего результаты таких проверок, ниже.
Шестой этап. Пунктом 8 ст. 5 Закона о статусе судей установлено, что по результатам рассмотрения заявлений всех граждан, претендующих на должность судьи, итогов проверки достоверности документов и сведений, представленных претендентом, и с учетом результатов квалификационного экзамена ККС принимает решение о рекомендации одного или нескольких (насколько это вписывается в понятие "конкурс", предстоит рассмотреть ниже) претендентов на должность судьи. Но если в процессе проверки указанных документов и сведений установлена их недостоверность, то гражданин, представивший их, не может быть рекомендован на должность судьи. В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к претендентам на должность судьи, предъявляемым законом, ККС принимает в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляет в СМИ о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи.
Таким образом, этот этап - ключевой во всей процедуре отбора кандидатов в судьи, именно на нем решается вопрос: может ли стать претендент судьей, ибо ни при каком великом блате или при подключении какого угодно мощного административного ресурса миновать этап, где ККС рекомендует претендента на должность судьи либо отказывает ему в этом, невозможно по определению.
Процедурно заседание ККС, рассматривающей вопрос о рекомендации конкретного претендента на занятие конкретной вакантной должности судьи, проистекает следующим образом (с учетом того обстоятельства, что наличие заявления лишь одного претендента на одну вакантную должность судьи, представившего необходимые документы, не является препятствием для рассмотрения этого заявления). Рассмотрение заявления претендента начинается докладом председательствующего на заседании либо члена ККС о характеризующих претендента материалах и иных сведениях, после чего претендент вправе дать пояснения. При рассмотрении заявлений нескольких лиц, претендующих на одну вакантную должность судьи, доклады заслушиваются поочередно. Участвующие в заседании лица высказывают свое мнение по существу рассматриваемого заявления в присутствии претендента до начала совещания ККС. Данные о том, что родственники претендента имели или имеют судимость, а также иные данные оцениваются с учетом того, не повлечет ли назначение претендента на судейскую должность умаление авторитета судебной власти. Заключение ККС об отказе в рекомендации должно быть мотивировано. При рассмотрении заявлений нескольких лиц, претендующих на одну вакантную должность судьи, в заключении указывается о принятом решении в отношении каждого из них. Претендент может быть рекомендован к назначению только на одну судейскую должность, и рекомендация на должность претендента, ранее получившего положительное заключение ККС на другую должность, возможна лишь в случае его отказа от реализации ранее данного заключения. В случае рекомендации на одну вакантную должность двух и более претендентов в резолютивной части заключения их фамилии указываются в очередности по большинству голосов членов коллегии, поданных за каждого из претендентов. В заключении о рекомендации претендента на судейскую должность указываются дата и место его принятия, состав коллегии и данные о секретаре, сведения о времени объявления конкурса в СМИ, анкетные данные, сведения о трудовой деятельности, деловых и личных качествах, а также иные сведения, которые имеют значение для решения вопроса о назначении кандидата на судейскую должность.
В судейской среде ККС часто называют судейским отделом кадров, но при этом важно, что решение ККС о рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный Законом порядок отбора претендентов на должность судьи, при этом решение об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения.
Седьмой этап. На этом этапе решение ККС о рекомендации претендента на должность судьи направляется председателю соответствующего суда, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
В случае несогласия с указанным решением председатель суда возвращает его для повторного рассмотрения в ту же ККС. Если при повторном рассмотрении ККС двумя третями голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
Восьмой этап. На этом этапе документы кандидата в судьи рассматривает Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов, действующая на основании Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 4 октября 2001 г. N 1185. Эта Комиссия (в судейской среде ее называют кадровой комиссией по судьям при Президенте РФ) - консультативный орган при Президенте РФ по обеспечению реализации его конституционных полномочий по назначению судей федеральных судов. Ее основными функциями являются рассмотрение внесенных в установленном порядке и с учетом мнения полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах материалов по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда РФ, судей, в том числе председателей и заместителей председателей, Верховного Суда РФ, ВАС РФ, военных судов, арбитражных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, автономных округов, районных судов, а также иных материалов, связанных с подбором кандидатов на должности судей федеральных судов, и подготовка по указанным материалам предложений Президенту РФ.
В соответствии с названным Положением эта Комиссия в целях решения своих основных задач имеет право запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также от организаций и должностных лиц, в том числе от полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Материалы по кандидатурам на должности судей, за исключением председателей Верховного Суда РФ и ВАС РФ, рассматриваются указанной Комиссией в течение двух месяцев со дня их внесения в установленном порядке. В случае если эта Комиссия не получила необходимые материалы, запрошенные в установленном порядке, она вправе отложить рассмотрение материалов по кандидатуре на должность судьи федерального суда, но не более чем на месяц. Предложения о представлении Президентом РФ Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, судей, в том числе заместителей председателей, Верховного Суда РФ и ВАС РФ, а также предложения по назначению на должности судей, в том числе председателей и заместителей председателей, других федеральных судов направляются Президенту РФ в течение одного месяца со дня заседания этой Комиссии, на котором были рассмотрены материалы по кандидатурам на должности судей.
Девятый этап. На этом этапе материалы конкретного кандидата в судьи поступают, как говорят в судейской среде, на стол Президенту.
Кандидатуру судьи Конституционного Суда РФ Президент РФ вносит в Совет Федерации. Совет Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ в срок не позднее 14 дней с момента получения представления Президента РФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации. В случае выбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначении другого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ в Совет Федерации не позднее месяца со дня открытия вакансии.
В отношении судей Верховного Суда РФ и ВАС РФ Президент РФ в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов: а) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения; либо б) отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщает председателю соответствующего суда. Законом установлено, что судьи Верховного Суда РФ и ВАС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя ВАС РФ.
В отношении председателей и заместителей председателей Верховного Суда РФ и ВАС РФ закон процедуру наделения их полномочиями регулирует следующим образом. Председатели Верховного Суда РФ и ВАС РФ назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения ВККС РФ, которая представляет Президенту РФ указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий указанных лиц, а в случае досрочного прекращения их полномочий - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
Заместители Председателя Верховного Суда РФ и Председателя ВАС РФ назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя ВАС РФ, при наличии положительного заключения ВККС РФ. Указанные представления Председатель Верховного Суда РФ и Председатель ВАС РФ вносят Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий названных заместителей, а в случае досрочного прекращения их полномочий - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Президент РФ вносит в Совет Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда РФ, Председателя ВАС РФ или их заместителей не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии. Совет Федерации, в свою очередь, рассматривает вопрос о назначении на должность Председателей Верховного Суда или ВАС РФ либо их заместителей в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента РФ.
Именно в вопросе назначения судей высших судов страны максимально реализуется важнейший принцип взаимодействия ветвей государственной власти: судебная власть в лице ВККС РФ, а также Верховного Суда РФ и ВАС РФ; законодательная власть в лице Совета Федерации и Президент РФ как глава государства, гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Судьи всех других федеральных судов, т.е. всех других судов общей юрисдикции, включая военные суды, и судьи арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя ВАС РФ. При этом судья федерального суда может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном Законом о статусе судей, за исключением представления положительного заключения соответствующей ККС. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.
В отношении председателей и заместителей председателей федеральных судов, за исключением высших судов страны, закон процедуру наделения их полномочиями регулирует следующим образом. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения ВККС РФ. Председатель Верховного Суда РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВАС РФ при наличии положительного заключения ВККС РФ. Председатель ВАС РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующих ККС субъектов РФ. Председатель Верховного Суда РФ вносит указанное представление Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Важно, что: а) отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном законом; б) одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд; в) в случае если на должность председателя, заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.
Специфика военных судов, входящих в систему судов общей юрисдикции страны, предопределила особенности их комплектования судейскими кадрами. В настоящее время решен вопрос об отмене института прикомандирования военнослужащих к военным судам, т.е. с военных судей "снимаются" погоны.
Особенности порядка наделения полномочиями судей судов субъектов РФ закрепляются в соответствующем законодательстве субъектов РФ.
В п. 1 ст. 1 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" прямо сказано: порядок создания должностей мировых судей устанавливается Конституцией РФ и федеральным законодательством, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов РФ.
Так, в соответствии со ст. 6 Закона Тюменской области от 6 мая 2000 г. N 179 "О мировых судьях в Тюменской области" с последующими изменениями мировой судья соответствующего судебного участка назначается на должность Тюменской областной Думой. Представление о назначении рекомендуемого лица на должность мирового судьи вносит в Тюменскую областную Думу губернатор Тюменской области. Мировой судья, впервые назначенный на эту должность, считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при повторном и следующих назначениях - со дня принятия Тюменской областной Думой постановления о его назначении. Деление территории области на судебные участки производится на основе ст. 10 этого Закона, которой установлено, что: а) мировой судья осуществляет свою деятельность в пределах своего судебного участка; б) должны быть созданы в границах районов и городов области судебные участки, число которых определяется в зависимости от численности населения района (города); в) территориальное деление судебных участков в границах одного района (города) осуществляет Управление Судебного департамента в Тюменской области по представлению председателя районного (городского) суда.
Дискреция субъектов РФ в законодательном урегулировании порядка назначения судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ значительно шире, чем при назначении мировых судей. В частности, в силу п. 10 ст. 6.1 Закона о статусе судей судьи, председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов РФ.
Так, ст. 10 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об Уставном суде Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" установлено, что предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда округа могут вноситься губернатору Ханты-Мансийского автономного округа - Югры группой депутатов окружной Думы в составе не менее семи человек, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества автономного округа и объединениями профессиональных юристов, действующих на территории автономного округа. Кандидатуры на должность судей Уставного суда в срок не позднее 30 дней со дня получения представления губернатора округа обсуждаются в специальном комитете окружной Думы и с учетом его заключений рассматриваются на заседании Думы. Каждый судья Уставного суда избирается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Избранным на должность судьи Уставного суда считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от избранного численного состава депутатов окружной Думы. Одно и то же лицо при неполучении указанного большинства голосов может представляться для избрания не более двух раз подряд. В случае выбытия судьи из состава Уставного суда представление об избрании другого лица на вакантное место судьи вносится губернатором округа в окружную Думу не позднее одного месяца со дня открытия вакансии. Избирают судью здесь на восемь лет без права повторного избрания. Однако: а) в этом суде избранный судья может не работать на постоянной профессиональной основе; б) как и в ряде иных субъектов РФ, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, несмотря на то, что окружной закон об Уставном суде принят более 10 лет назад и несколько раз изменялся, Уставный суд до сих пор не создан.
В Свердловской области, где, как известно, Уставный суд создан и достаточно эффективно действует, порядок избрания судьи этого суда регулируется ст. 18 и 19 Закона Свердловской области от 6 мая 1997 г. N 29-ОЗ "Об Уставном суде Свердловской области" с последующими изменениями. Отбор кандидатов на должность судьи Уставного суда осуществляется на конкурсной основе. Предложения о кандидатах на должность судьи Уставного суда могут вноситься губернатору Свердловской области палатами и депутатами палат Законодательного Собрания области, представительными органами местного самоуправления муниципальных образований области, юридическими научными и учебными заведениями, находящимися на территории области, объединениями профессиональных юристов, действующими на территории области. Судьи Уставного суда избираются Областной Думой по представлению губернатора области. Областная Дума рассматривает вопрос об избрании на должность судьи Уставного суда в срок не позднее 30 дней со дня внесения представления губернатора. Судьи Уставного суда избираются на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Избранным на должность судьи Уставного суда считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от установленного численного состава депутатов Областной Думы. Одно и то же лицо при неполучении указанного большинства голосов может представляться для избрания не более двух раз подряд.
Председатель Областной Думы приводит к присяге лицо, избранное на должность судьи Уставного суда, на очередном после избрания судьи заседании Областной Думы. Судья Уставного суда приносит присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации и Уставу Свердловской области, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть".
В случае выбытия судьи из состава Уставного суда представление об избрании другого лица на вакантное место судьи вносится губернатором в Областную Думу не позднее одного месяца со дня открытия вакансии. Судья Уставного суда области, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьи до назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения по делу, начатому с его участием. В последнем случае вновь избранный судья приступает к исполнению своих обязанностей только после принятия итогового решения по делу, рассматриваемому с участием судьи, срок полномочий которого истек.
Вообще же судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (по факту и по закону) и (или) могут назначаться по закону, где фактически эти суды не созданы, на должность в самом разном порядке; в ряде случаев в процедуре выдвижения кандидатов на такую должность активную роль призваны играть советы судей субъектов РФ.
См.: Павликов С.Г. К вопросу о статусе конституционных (уставных) судов субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2005. N 5. С. 31.
Изучение зарубежного порядка назначения судей на должность дает возможность сделать вывод о большом разнообразии в решении этого вопроса, базирующегося на национальном менталитете и учитывающего исторические, культурные и иные традиции и другие факторы. Например, в Швеции судьи назначаются Правительством, при этом некоторые категории судей Верховного административного суда могут не иметь высшего юридического образования; в Нидерландах процедура назначения судей кассационного суда следующая: Верховный Суд направляет в нижнюю палату парламента (палату представителей Генеральных Штатов) список из шести кандидатов, парламент представляет монарху для окончательного выбора список из трех фамилий и по действующему уже более столетия конституционному соглашению монарх всегда выбирает кандидата, стоящего в списке первым; на Кипре судьи в судах низшего звена назначаются на посты, повышаются в должности и подвергаются взысканиям по решению Высшего судейского совета, состоящего из всех судей Верховного Суда; в Исландии министр юстиции назначает судей окружных судов после получения заключения комитета, который оценивает пригодность кандидатов к выполнению этой функции, Президент Исландии назначает судей Верховного Суда, кандидатуры которых предлагаются министром юстиции после получения заключения Верховного Суда по каждой кандидатуре.
См.: Судебные системы европейских стран: Справочник. С. 327.
В некоторых странах Южной Америки эти вопросы решаются на конституционном уровне. Например, ст. 64, 67 и 68 Конституции Доминиканской Республики 2002 г. установлено, что судьи Верховного Суда избираются Национальным советом магистров, возглавляемым Президентом Республики, а в его отсутствие - Вице-президентом Республики; в отсутствие Президента и Вице-президента Республики эти функции осуществляет Генеральный прокурор Республики. В этот Совет также входят: председатель Сената и избранный Сенатом сенатор при условии, что он не принадлежит к партии, членом которой является председатель Сената; председатель палаты депутатов и избранный палатой депутат при условии, что он не принадлежит к партии, членом которой является председатель палаты депутатов; председатель Верховного Суда; избранный Верховным Судом один из его членов, который выполняет функции секретаря Совета. После избрания судей Верховного Суда Национальный совет магистров назначает из числа его членов председателя и первого и второго заместителей председателя, которые осуществляют функции председателя Верховного Суда в случае его отсутствия или неспособности выполнять свои обязанности. Избрание судей апелляционных и земельного судов, судов первой инстанции, следственных и мировых судей и их заместителей, членов суда по налоговым спорам и любого другого суда, учрежденного законом в соответствии с положениями Закона о судейской службе, осуществляет Верховный Суд, который (в отношении апелляционных судов) назначает из числа выбранных судей председателя, а также его первого и второго заместителей, осуществляющих функции председателя апелляционного суда в случае его отсутствия либо неспособности выполнять свои обязанности. Кстати, у Верховного Суда в этой стране есть и иные кадровые полномочия: а) осуществление высшей дисциплинарной власти в отношении всех служащих судебных органов вплоть до приостановления их деятельности или отстранения от должности в установленной законом форме; б) перевод (временно или постоянно), когда он сочтет это целесообразным, из одного судебного округа в другой судей апелляционных судов, судей судов первой инстанции, членов земельного суда первой инстанции, следственных и мировых судей, а также членов других судов, учрежденных законом; в) создание административных должностей, необходимых для точного осуществления судебной властью полномочий, предписываемых Конституцией и законами; г) назначение должностных лиц и служащих органов судебной власти; д) установление жалованья и других форм вознаграждения судьям и административному персоналу органов судебной власти.
Согласно ст. 94 Конституции Содружества Багамских Островов 1973 г. главный судья назначается генерал-губернатором указом, скрепленным государственной печатью, по совету премьер-министра, данному после консультаций с лидером оппозиции, а другие судьи Верховного Суда назначаются генерал-губернатором указом, скрепленным государственной печатью, по совету Комиссии по делам судей и юридических служб.
Назвать действующий в настоящее время в России общий организационно-правовой механизм отбора кандидатов в судьи и формирования судейского корпуса эффективным, гарантированно обеспечивающим назначение на должность безукоризненных во всех смыслах судьей, не представляется возможным. Этот механизм явно не сбалансирован (иначе не росло бы число вакансий судейских должностей, в отдельные периоды превышающее 20% всего судейского корпуса страны, что влечет за собой дополнительную нагрузку на и без того перегруженных судей и явно не способствует качеству осуществляемого правосудия). Он чрезмерно длителен, если так можно выразиться, "дыряв" (иначе не росло бы количество кандидатур на должности федеральных судей, отвергаемых Президентом РФ, т.е. на самом последнем этапе), весьма далек от совершенства (иначе не велась бы законопроектная работа по его совершенствованию одновременно рабочей группой по вопросам совершенствования законодательства РФ о судебной реформе под руководством Д.Н. Козака, в Совете судей РФ, в нескольких субъектах РФ и т.д.).
См.: Известия. 2005. 24 окт.
Иногда в самых различных формах и на разных уровнях ставится вопрос: не лучше ли комплектовать судейский корпус нашей страны принципиально иным образом - всех судей выбирать? Адресовывался такой вопрос неоднократно и автору настоящей работы.
Авторский ответ таков. В России судей выбирали издавна, например на основании Сенатского указа от 11 декабря 1775 г. "О правилах выбора судей в магистраты и ратуши" ; особенно хорошо известны выборы мировых судей в дореволюционной России. При советской власти судей, как известно, выбирали (согласно Основам законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик) на пять лет, причем судей районных судов выбирали граждане - жители данного района. Позитива здесь было мало, негатива - сверх всякой меры.
См.: Полное собрание законов Российской империи. Вып. 1. Т. XX. N 14079. С.
869.
В США, как отмечается в литературе, большинство судей в штатах (т.е. нефедеральных судей) выбираются населением в ходе избирательных кампаний, причем "судьи ведут выборную кампанию наравне с другими кандидатами в списке, и во многих штатах они должны вывесить свои политические флаги, т.е. бороться за место в качестве республиканца или демократа. Такая форма избрания судей поражает европейцев..." . В настоящее время нефедеральные судьи в США избираются в 38 американских штатах, при этом, как отмечается в литературе, если судья избирается на должность, рано или поздно он сталкивается с рядом типичных проблем: высока вероятность вовлечения его в политику, избирательная кампания создает для судьи риск стать зависимым от кого-либо, судья не в состоянии не думать о перевыборах и т.д. .
Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США. М., 1997. С.
168.
См.: Краснов М.А. Открытые глаза российской Фемиды. С. 123 - 124.
Что касается нашей страны, то возникает вопрос: как организовать справедливые и честные выборы без проведения выборной кампании, без ее немалого финансирования? Если финансирование избирательной кампании конкретного кандидата в судьи завершилось его победой, чем будет он "расплачиваться" с инвестором, профинансировавшим его избирательную кампанию, став судьей?
Вместе с тем избирать мировых судей в сельском населенном пункте (по нормативу 15 - 22 тыс. жителей на одного мирового судью и избирателей из них половина) можно и без сколько-нибудь значительного финансового обеспечения избирательной кампании. Необходима реальная апробация этого в принципе предусмотренного Федеральным законом варианта формирования корпуса мировых судей.

Судя по комментариям, очень многие хотели бы сдать экзамен на должность судьи , но о том, как именно на практике это происходит, известно мало. В двух постах я уже писала, как именно происходит процесс сдачи, а о том, какие документы нужны и какие требования предъявляются к кандидатам в судьи, я расскажу в этом посте.

Требования:

Судебная академия будет проводить периодическую и подробную оценку принимающих учреждений, а также преподавателей, которые будут отвечать за подготовку кандидатов в судьи. Субъекты и преподаватели, которые превышают оценку, будут зарегистрированы в реестре, что для этих целей будет разработана Судебная академия.

Чтобы получить интегральное образование, стажировки должны проводиться в разных учреждениях, не отдавая предпочтение определенной области права. В каждом субъекте кандидаты будут оцениваться в течение всего срока. Только те, кто прошел все предметы, получат доступ в следующем квартале. Средневзвешенное значение оценок, полученных в каждом квартале, будет использовано для подготовки окончательной таблицы достоинств.

Итак, основные требования к кандидатам установлены в ст. 4 Закона «О статусе судей», и, я думаю, все претенденты уже ознакомились с ними. Чуть подробнее о требованиях:

  1. 1. На судимость проверяют не только кандидатов, но и близких: членов семьи, двоюродных братьев/сестёр, а также родственников по линии мужа/жены, как правило, родителей и детей, родных братьев и сестёр. Если у данных лиц имеется судимость, то это напрямую не ограничит вас в праве сдать экзамен на судью , однако будет жирным минусом при выборе и утверждении кандидатуры на вакантную должность. Аналогичное правило действует в отношении уголовного преследования – если кто-либо из родственников находится «под следствием» на момент утверждения вас на вакантную должность, то этот факт может свести на нет все ваши усилия.
  2. Обратите внимание на стаж работы. В зачёт идёт стаж, который вы получили, уже имея диплом о высшем юридическом образовании. Если вы одновременно работали по юридической специальности и заочно учились на юрфаке ВУЗа, то данный стаж, к сожалению, в необходимый для сдачи экзамена стаж не засчитывается.
  3. Кандидаты проверяются только на соответствие условий, указанных в ст. 4 вышеназванного закона. Однако к тем, кто претендует на замещение вакантной должности судьи, предъявляются дополнительные требования: поведение и репутация такого человека должны быть безупречны. Фото в соцсетях, где вы в студенчестве для прикола сняты с бутылкой в обнимку, провокационные статусы и высказывания, слухи о том, что человек нечист на руку и т.д. могут стать ключевыми причинами отказа в утверждении.
  4. Возраст. В законе указаны ограничения: старше 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Учитывая, что в среднем высшее юридическое образование в ВУЗах можно получить за 5-6 лет, то возраст кандидата не будет менее 27-28 лет. Кроме того, не всем удаётся сразу найти работу по специальности, а многие и не задумываются о судейском кресле сразу после института, поэтому средний возраст кандидатов – 30-45 лет.

Документы для допуска к экзамену на должность судьи:

По завершении начального обучения кандидат даст окончательный тест, состоящий из ответов на вопросы путем составления судебных решений или соответствующего решения. Итоговый сорт, заявка на знание и диаграмма достоинств. Каждая ежеквартальная нота будет составлять 20% от итогового уровня начальной подготовки.

Остальные 20% будут соответствовать оценке, полученной в окончательной оценке. В конечном итоге Судебная академия подготовит таблицу достоинств кандидатов. Кандидат, который утверждает начальную подготовку, будет признан пригодным для выполнения судебной функции без необходимости проведения последующей оценки.

Список документов для допуска к экзамену установлен в п. 3 ст. 5 Закона «О статусе судей в Российской Федерации» и продублирован на всех сайтах судов субъектов РФ. Кстати, на сайтах можно без проблем скачать формы этих документов. Это:

  • подлинник документа, удостоверяющего личность претендента как гражданина Российской Федерации, или его копия;
  • анкета, содержащая биографические сведения о претенденте;
  • подлинник документа, подтверждающего юридическое образование претендента, или его копия;
  • подлинники трудовой книжки, иных документов, подтверждающих трудовую деятельность претендента, или их копии;
  • документ об отсутствии у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи.

Последний документ – это справка форма №086-1/у, утв. Приказом Минздрава РФ от 21.02.02 № 61. Форму справки советую найти в Гаранте или Интернете, скачать, распечатать и принести с собой в лечебное учреждение, потому что таких форм в поликлиниках и медцентрах нет.

Согласно его местонахождению в таблице по существу и на любом из уровней, кандидат может выбрать любое из следующих трех условий: титульный судья; судья заместителя или кандидата в резерв, в соответствии с установленным в этой норме. Для назначения на каждую должность требуется большинство, предусмотренное статьей 154 Конституции. В случае, если лицо, назначенное в соответствии с порядком по существу, не получает большинство, установленное конституционным положением, Совет может выбирать между следующими двумя в порядке заслуги, с обязательством четко установить причины, по которым Он не был выбран в первый раз.

Все копии (трудовой книжки, диплома) должны быть заверены в вашем отделе кадров: каждая страница на отдельном листе, каждая страница заверена подписью сотрудника отдела кадров и печатью.

Анкета заполняется достаточно подробно, в хронологической последовательности. При этом вы пишете сведения не только о своей жизни, но и о своих родственниках, в том числе умерших (помните про проверку на судимости?)

Если ни один из трех кандидатов, наиболее подходящих в порядке заслуги, не может назвать большинство, конкурс этого места будет признан недействительным. Для назначения директора также будут принимать во внимание жалобы, выдвинутые против кандидатов. Как только вакантное место создано, чтобы быть титулярным судьей, это будет охватывать судья-замещатель или кандидат в резерве, который имеет наилучшее место в соответствующей таблице достоинств.

По поощрению одна треть всех вакансий заполняется на постоянной основе и те, которые создаются до следующего конкурса отбора на втором уровне судебной власти. Занятия, произведенные в течение данного года, будут покрыты двумя третями выпускниками Академии магистратуры, которые имеют статус заместителей судей или кандидатов в резерве того же уровня. Оставшаяся треть будет покрыта механизмом продвижения.

Как видите, требований и документов не так много, и собрать их можно достаточно быстро.

После того, как документы примут на рассмотрение, в течение месяца будет проведён экзамен. У меня между сдачей документов и сдачей экзамена прошло 9 дней. Так что готовиться лучше заранее.


Top