Система обжалования судов. Система судов апелляционной инстанции. Начало работы судов

30 июля 2018 года вступил в силу (далее – Закон № 1-ФКЗ), внесший изменения в судебную систему федеральных судов общей юрисдикции. Все юридическое сообщество пристально следит за процессом реализации этой значимой реформы судебной системы. Интерес обусловлен вопросом степени влияния внесенных изменений на практические аспекты работы системы правосудия в нашей стране. "Создать суд скорый, правый, милостивый", – такую цель ставил перед собой еще автор первой российской судебной реформы 1864 года император Александр II.

Любой юрист, практикующий представительство по судебным делам, сталкивался с "минусами" пересмотра решения суда на территории того же субъекта Российской Федерации, а зачастую – и на территории того же города, где оно было принято. В случае с подачей кассационной жалобы приходится сталкиваться с тем, что пересмотр судебных постановлений производится президиумом того же суда, где ранее было вынесено апелляционное определение. По сути, постановление по пересмотру дела принимается людьми, ежедневно работающими бок о бок – встречающимися в одной "столовой", сидящими в кабинетах на одном этаже. Высокие принципы независимости, беспристрастности судей при пересмотре судебных решений в судах общей юрисдикции практически не работают, что, в том числе отражает сравнение статистических данных по пересмотру дел арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По данным статистики, опубликованной на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 жалоб из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 жалоб из 212 137 поданных).

Кроме того, серьезное влияние на работу судов на местах оказывают местные органы власти. К сожалению, зависимые от региональной власти судьи зачастую не рискуют принимать решения, направленные против органов государственной власти, органов местного самоуправления, зачастую и, к сожалению, – независимо от того, каким образом вопрос урегулирован в законах.

Основной идеей, которой руководствовались разработчики законопроекта, ставшего на сегодня , было распределение между разными судами функций по проверке и пересмотру судебных постановлений в апелляционном и кассационном порядке.

Всего будет создано пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Организация работы данных судов планируется по тому же принципу, что и в арбитражных судах, поскольку, по мнению авторов реформы, такой принцип хорошо себя зарекомендовал.

Однако в России создан 21 апелляционный арбитражный суд, а также 10 арбитражных судов округов, на которые возложена роль кассационной инстанции, и это при том, что арбитражными судами рассматривается в целом гораздо меньше дел, чем судами общей юрисдикции. Так, согласно данным статистики, за 2017 год судами общей юрисдикции было рассмотрено 875 898 апелляционных жалоб и представлений, 212 137 кассационных жалоб, в то время как арбитражными апелляционными судами – 299 783 апелляционных и 95 270 кассационных жалоб и представлений. Поэтому планируемое к созданию количество апелляционных и кассационных судов не может не вызывать опасений, в силу того, что на суды общей юрисдикции нагрузка по количеству дел – гораздо выше, чем в арбитражных судах. Не исключено, что со временем потребуется вносить коррективы и создавать новые суды, учитывая нагрузку по количеству дел.

В результате проведения реформы судейский корпус России вырастет согласно планам на 723 судьи в кассационных судах и на 181 судью в апелляционных судах общей юрисдикции.

Кроме судей в апелляционных судах будет 362 вакансии работников аппарата, а в кассационных судах – 2049. Кроме того, открыты вакансии для 143 сотрудников охраны кассационных судов и 30 сотрудников охраны апелляционных судов.

Всего, по подсчетам ВС РФ, создание кассационных и апелляционных судов обойдется в 4,4 млрд руб., при этом около 3 млрд руб. придется на дополнительные бюджетные ассигнования. Эти цифры включают в себя оснащение техникой и мебелью, а также выплаты судьям и работникам аппаратов областных (и равных им) судов в связи с увольнением или переводом.

Однако даже если предположить, что меньшее количество самих судов будет компенсировано количеством судей в них, то вопрос территориальной доступности судебной власти при проводимой реформе все же остается открытым. Ведь зачастую – обратиться в суд мешает простое отсутствие времени на его посещение. А после создания новых судов для того чтобы обжаловать несправедливое по мнению человека решение тому зачастую придется преодолеть немалое расстояние. К примеру, первый апелляционный суд, который планируется разместить в Москве, будет рассматривать дела по жалобам, представлениям на судебные акты Псковского областного суда.

В арбитражном процессе такая ситуация сопряжена с меньшим количеством проблем, поскольку участниками процесса являются субъекты предпринимательской деятельности, для которых не составляет проблем оплатить услуги представителя.

Одним из решений данного вопроса является создание судебных присутствий апелляционных и кассационных судов. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие апелляционного (кассационного) суда общей юрисдикции является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Законодатель определил понятие "постоянного судебного присутствия" через термин "обособленное подразделение", осуществляющее полномочия апелляционного (кассационного) суда. Термин "обособленное подразделение" встречается и в применительно к филиалам и представительствам юридических лиц. Некоторое сходство с задуманной законодателем моделью апелляционного (кассационного) суда с обособленными подразделениями – постоянными судебными присутствиями, если проводить параллель, условно можно отметить с крупным юридическим лицом, имеющим обособленные подразделения. Институт судебных присутствий не является новым, он был создан ранее, в том числе применительно к районным, областным (иным) судам.

Институту судебных присутствий необходимо уделить отдельное пристальное внимание, так как от этого напрямую зависит достижение главной цели судебной реформы: повышение качества и доступности правосудия.

В результате проводимой реформы претерпит изменения и сама процедура обжалования.

В настоящее время процедура кассационного обжалования при подаче кассационных жалоб в президиум суда субъекта Федерации существенно не отличается от процедуры их рассмотрения судебной коллегией ВС РФ.

Сейчас же предлагается введение так называемой "сплошной кассации", то есть вопрос о передаче дела для рассмотрения в судах кассационной инстанции больше не будет зависеть от дискреционных полномочий судьи соответствующего суда кассационной инстанции.

Согласно планируемым поправкам предполагается, что отвечающие требованиям закона кассационные жалобы, представления подаются непосредственно в суд кассационной инстанции через вынесший обжалуемое решение суд первой инстанции, который, выполнив все необходимые подготовительные действия, направляет жалобу, представление вместе с делом в суд кассационной инстанции, где судья назначает дело к рассмотрению, то есть алгоритм производства в суде кассационной инстанции по существу будет аналогичен производству всуде апелляционной инстанции.

Представляется, что это позволит существенно увеличить объем дел, доходящих до рассмотрения коллегиальным составом судей. Ведь на настоящий момент податели кассационных жалоб в подавляющем большинстве случаев сталкиваются с тем, что жалоба их не передается на рассмотрение по существу коллегиальным составом судей, а решение, по сути, принимается судьей единолично. Это в свою очередь увеличивает нагрузку ВС РФ, поскольку податели жалобы вынуждены снова обращаться с ней уже в судебную коллегию ВС РФ.

Аргументом в пользу судебной реформы, как указано выше, является простой факт, а именно по данным статистики, опубликованной на официальном сайте ВС РФ, арбитражными судами в 2017 году было удовлетворено 12% поданных кассационных жалоб (11 933 из 95 270 поданных), в то время как судами общей юрисдикции всего 1% (2227 из 212 137 поданных). Каждый практикующий юрист понимает, что подобная разница вызвана отнюдь не низким качеством работы арбитражных судов первой инстанции. Как уже отмечалось ранее, кассационные жалобы в судах общей юрисдикции просто не рассматриваются по существу.

За проведение такой реформы высказался Председатель ВС РФ Вячеслав Лебедев. По его словам, только введение "сплошной кассации", а не выборочной, как сейчас, позволит в полной мере обеспечить права граждан на судебную защиту. Вячеслав Лебедев уверен, что эти меры повысят эффективность работы кассационной и надзорной инстанций, и называет их принципиальной позицией ВС РФ. С ним сложно не согласиться.

Однако, как уже говорилось ранее, опасение вызывает тот факт, достаточно ли будет создаваемых кассационных судов для рассмотрения потока кассационных жалоб, количество которых, как представляется, должно будет возрасти после введения процедуры "сплошной кассации".

Значимым также представляется то обстоятельство, что президиумы судов апелляционной и кассационной инстанции будут наделяться исключительно административными полномочиями, что также направлено на повышение реальной независимости и устранение коррупционной составляющей. Это позволит снизить фактор влияния межличностных трудовых отношений между судьями, принимающими процессуальные решения по одному делу.

В ходе проводимой реформы должна существенно снизиться нагрузка региональных судов. Количество дел, рассматриваемых такими судами в апелляционном и кассационном порядке, значительно превышает количество дел, по которым решение принимается ими по первой инстанции. Поскольку процессуальное законодательство построено таким образом, что региональные суды в качестве судов первой инстанции рассматривают наиболее сложные и значимые дела, то уменьшение их нагрузки само по себе положительно скажется на судопроизводстве.

Проводимая реформа призвана также снизить и нагрузку ВС РФ. К апелляционным судам отойдет часть и его функций. Из ведения Суда будет исключено рассмотрение дел по жалобам на не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов, что будет соответствовать экстраординарному характеру этой высшей судебной инстанции. Это позволит Суду сосредоточится на формулировании правовых позиций, обобщении судебной практики и руководстве всей судебной системой.

Также обращает на себя внимание то обстоятельство, что унифицируются положения об ограничении срока полномочий председателей и заместителей председателей судов. По аналогии с арбитражными судами устанавливается, что в судах общей юрисдикции, председатели и их заместители смогут назначаться на должность не более двух сроков подряд. Данное правило призвано обеспечить сменяемость лиц, занимающих данную должность, что, безусловно, имеет большое значение для формирования независимых судов.

Увеличен предельный возраст для председателей новых кассационных судов общей юрисдикции до 76 лет. Это обусловлено требованиями к лицам, занимающим данную должность. В целях единства подхода, такой же предельный возраст устанавливается для председателей арбитражных судов округов и заместителей Председателя ВС РФ, заместителей Председателя КС РФ.

Согласно кассационные суды общей юрисдикции и апелляционные суды общей юрисдикции считаются образованными со дня назначения на должность не менее одной второй от установленной численности судей соответствующего суда. Решение о дне начала деятельности указанных судов примет Пленум ВС РФ и официально известит об этом не позднее 1 октября 2019 года.

Полномочия президиума суда субъекта по рассмотрению кассационных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года. Также и полномочия судебных коллегий ВС РФ и суда субъекта по рассмотрению апелляционных жалоб и представлений сохраняются, если эти жалобы, представления поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда общей юрисдикции или апелляционного военного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Таким образом, законодатель изначально предполагает, что возможно неравномерное формирование судов апелляционной и кассационной инстанции в различных регионах, когда в одних регионах уже будут созданы все условия, и начнется рассмотрение судебных споров "по-новому", в то время как в других – все еще будет действовать "старый" порядок обжалования. Также возможно, что при рассмотрении кассационной жалобы на судебный акт апелляционного суда, рассмотревшего апелляционную жалобу на решение суда субъекта РФ, будет предметом рассмотрения суда субъекта, так как суд кассационной инстанции просто не успел еще сформироваться.

Учитывая размеры нашей страны, и то, как по-разному складывается обстановка в разных ее субъектах, несложно представить, что временной разрыв в создании новых судов в Москве, Санкт-Петербурге и городах с меньшим числом населения будет очень существенно отличаться. Представляется, что законодатель был прав, прозорливо предусмотрев это, поскольку, установив единый "жесткий" срок для создания судов на всей территории России он бы вынудил либо его нарушить, либо провести подготовку к созданию судов не на должном уровне.

Наша жизнь, к сожалению, не всегда протекает так, как нам того хочется, и иногда приходится отстаивать свои права , либо же защищаться от необоснованных жалоб других людей.

Конечно, никто не запрещает нанимать специалистов, подкованных в юридических вопросах, для того чтобы в полной мере отстоять свои права. Но не у всех есть деньги на оплату работы адвоката, да и свои права и обязанности в юридической области хотя бы в общих понятиях полезно знать каждому.

Обжалование апелляционного определения областного суда — законное право гражданина

С начала 2012 г. в судебной системе трехступенчатый порядок обжалования вынесенного решения дополнился четвертой ступенью. Если просмотреть по порядку учреждения всех уровней, в которых может быть обжаловано , первичное возражение подается в вышестоящий суд по отношению к суду первой инстанции.

Судебным учреждением первой инстанции является организация, в которой изначально разбирались все обстоятельства дела, возбужденного по заявленному иску, выслушивались показания всех свидетелей, истца и ответчика и выносилось решение по данному делу.

Если судом первой инстанции был , вышестоящим над ним будет районный орган судебной власти. Если исковое заявление было подано в районный суд, обжалование по его исходу подается в областной или краевой суд, верховный суд республики и т.д.

Заявление с обоснованным несогласием, оформленное по определенным правилам, называется апелляционной жалобой. Решение, вынесенное по рассмотрению данной жалобы, имеет название апелляционного определения. Если заявитель не согласен с вынесенным апелляционным определением, он может обжаловать и этот документ в установленном порядке. Такая жалоба называется кассационной и подается в Коллегию по гражданским делам Верховного Суда (ВС) РФ либо в Президиум областных судов.

Кассационная инстанция может отказать в рассмотрении заявления, вынести отрицательное определение или постановление с каким-либо решением. Если истец или ответчик, заявлявший жалобу, будет несогласен и с этим решением, он может и его, подав соответствующее заявление в Судебную коллегию по гражданским делам ВС РФ, которая также может отказать в рассмотрении, вынести положительное или отрицательное решение.

Последней инстанцией на пути ищущих правды и справедливости является Президиум ВС РФ, куда подается надзорная жалоба, и Председатель Верховного Суда РФ, которому в соответствии со ст. 381 (ч.1) Гражданско-процессуального Кодекса РФ недовольный предыдущими определениями истец или ответчик может написать письмо.

Порядок оформления и подачи кассационной жалобы

Жалобу нужно правильно составить

Количество экземпляров документа жалобы соответствует числу участвующих в рассматриваемом (рассмотренном) деле лиц. В этот перечень входят:

  • ответчик;
  • истец;
  • судья;
  • третьи заинтересованные лица.

При несогласии с решением суда, в том числе и с апелляционным определением, гражданин может заявить кассационную жалобу в вышестоящие органы судебной власти в определенные сроки и в установленном порядке. Решение кассационного учреждения будет зависеть в большей степени от справедливости его служащих и существенных обстоятельств дела, чем от желания заявителя.

Какой срок для обжалования, подскажет видео:

12.2. Обжалование решений судов общей юрисдикции

Решение арбитражного суда первой инстанции может быть обжаловано в апелляционную и (или) кассационную инстанции, пересмотрены в порядке надзора.

Не вступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в апелляционном порядке.

Апелляционные жалобы, представления рассматриваются:

– районным судом – на решения мировых судей;

– верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом – на решения районных судов, решения гарнизонных военных судов;

– Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации – на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции; Судебной коллегией по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации – на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции;

– Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации – на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

– апелляционной инстанцией Московского городского суда – на решения данного суда по гражданским делам, которые связаны с защитой авторских и (или) смежных прав, кроме прав на фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", и по которым им приняты предварительные обеспечительные меры.

Апелляционная жалоба подается через суд, принявший решение. Апелляционные жалоба, представление, поступившие непосредственно в апелляционную инстанцию, подлежат направлению в суд, вынесший решение, для дальнейших действий.

Апелляционная жалоба должна содержать:

– наименование суда, в который подаются апелляционные жалоба, представление;

– наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения;

– указание на решение суда, которое обжалуется;

– требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

– перечень прилагаемых к жалобе, представлению документов.

Апелляционная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя, если в деле не имеется такое полномочие.

Апелляционная жалоба и приложенные к ним документы представляются с копиями, число которых соответствует числу лиц, участвующих в деле.

К апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату госпошлины, если жалоба подлежит оплате.

При подаче апелляционной жалобы несоответствующей установленным требованиям, с неоплаченной государственной пошлиной, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, представления выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения, и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для исправления недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.

Апелляционная жалоба возвращается лицу, подавшему жалобу, апелляционное представление – прокурору в случае:

– невыполнения в установленный срок указаний судьи, содержащихся в определении об оставлении жалобы без движения;

– истечения срока обжалования, если в жалобе не содержится просьба о восстановлении срока или в его восстановлении отказано.

Суд первой инстанции после получения апелляционной жалобы обязан направить лицам, участвующим в деле, копию жалобы приложенных к ним документов.

По истечении срока обжалования суд первой инстанции направляет дело с апелляционной жалобой и поступившими возражениями относительно них в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, повторно рассматривает дело в судебном заседании с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства. Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение.

В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.

Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права.

Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе:

– оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

– отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

– отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

– оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

ГПК РФ предусматривает отдельный порядок обжалования определений суда первой инстанции.

Определения суда первой инстанции могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба) в случае, если:

– это предусмотрено ГПК;

– определение суда исключает возможность дальнейшего движения дела.

Частная жалоба рассматривается:

– на определения мирового судьи – районным судом;

– на определения районного суда, гарнизонного военного суда – верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом;

– на определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда – апелляционной инстанцией верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;

– на определения Верховного Суда Российской Федерации – Апелляционной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.

На остальные определения суда первой инстанции частные жалобы, представления прокурора не подаются, но возражения относительно них могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.

Вступившие в законную силу судебные постановления за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции лицами, участвующими в деле, и другими лицами.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные способы обжалования судебного постановления до дня вступления его в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в суд кассационной инстанции.

Кассационные жалоба, представление подаются:

– на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей – соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

– на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов – в президиум окружного (флотского) военного суда;

– на постановления президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, – в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации;

– на постановления президиумов окружных (флотских) военных судов; на апелляционные определения окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда, – в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Кассационная жалоба должна содержать:

– наименование суда, в который они подаются;

– наименование лица, подающего жалобу, представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

– наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

– указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

– указание на судебные постановления, которые обжалуются;

– указание на то, в чем заключаются допущенные судами существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

– просьбу лица, подающего жалобу, представление.

Кассационная жалоба подается с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле и подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.

К кассационной жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины.

Кассационная жалоба возвращается без рассмотрения по существу, если:

– кассационные жалоба, представление не отвечают установленным требованиям;

– кассационные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд кассационной инстанции;

– пропущен срок обжалования судебного постановления в кассационном порядке и к кассационным жалобе, представлению не приложено вступившее в законную силу определение суда о восстановлении этого срока;

– поступила просьба о возвращении или об отзыве кассационных жалобы, представления;

– кассационные жалоба, представление поданы с нарушением правил подсудности.

По результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:

– об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;

– о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Суд кассационной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии определения о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции и копии кассационных жалобы, представления. Время рассмотрения кассационных жалобы, представления с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции назначается с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться на заседание.

Кассационная жалоба с делом рассматриваются судом кассационной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде Российской Федерации не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.

О принятых судом кассационной инстанции постановлении или определении сообщается лицам, участвующим в деле.

Постановление или определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

С 1 января 2012 года вступил в действие Федеральный закон "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", устанавливающий единый для всех судов общей юрисдикции апелляционный порядок обжалования не вступивших в законную силу судебных актов по гражданским делам.

Стало реальностью то, о чем говорили ведущие юристы страны на протяжении последних лет. Появление новой системы пересмотра уже принятых решений - революция в нашей правовой жизни. Произошла перестройка инстанционности судов общей юрисдикции. Формируется единая четырехзвенная система движения гражданских дел в суде общей юрисдикции вне зависимости от их категорий: первая инстанция - апелляция - кассация - надзор. Процедура апелляции, да и сама апелляционная инстанция создаются вновь. Исключение - уже существующая апелляция решений мировых судей.

Кассационное производство фактически занимает место нынешнего надзорного. Основанием для отмены или изменения решений судов в кассации будет только нарушение или неправильное применение норм права. Надзорная инстанция ограничивается, как и в арбитражном процессе, Президиумом высшего суда системы - Верховного cуда РФ. Ее функции - возможность пересмотра состоявшихся решений для обеспечения единства судебной практики и составления групп судебных прецедентов.

Коренным образом изменился институт пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 42 ГПК РФ). Законодатель вводит деление на новые и вновь открывшиеся обстоятельства, дает точные дефиниции этих обстоятельств, серьезно уточняет процедуры такого пересмотра.

Новый закон радикально меняет способы обжалования решений по гражданским делам. Главное новшество, которое обещает произвести наибольший эффект, - фактическая отмена кассационного порядка обжалования решения суда в прежнем его понимании. Апелляция становится основным способом обжалования судебных решений до их вступления в законную силу, что автоматически повышает объем процессуальных гарантий для сторон гражданского спора.

Хотя понятие "кассация" в законе осталось, теперь оно подразумевает проверку судебных постановлений, уже вступивших в законную силу. По новому закону кассационные инстанции будут проверять только соблюдение процедуры судопроизводства в "нижестоящих" федеральных судах и правильность применения ими норм права. На кассационное обжалование вместо полагавшихся десяти дней будет отведено полгода со дня вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем само право на кассацию будет возникать только в случае, если стороны уже прошли апелляционную инстанцию или исчерпали все прочие способы обжалования судебного постановления до его вступления в силу.

Теперь граждане, обратившиеся с апелляционной жалобой, вправе рассчитывать на полноценное судебное разбирательство уже в самом апелляционном суде, который будет самостоятельно принимать решения по всем рассматриваемым делам, причем решения будут вступать в силу незамедлительно.

Процедура апелляционного рассмотрения гражданских дел в судах общей юрисдикции упраздняет существовавший порядок проверки правильности решения в кассационной инстанции исключительно "по бумагам". То есть ранее в вышестоящий суд не вызывались свидетели, специалисты, эксперты. Дело не пересматривали заново, а просто проверяли правильность рассмотрения иска в суде первой инстанции. И если находили ошибку, возвращали дело на новое рассмотрение в тот же суд первой инстанции. Теперь для пересмотра решений судов первой инстанции в апелляционном порядке будет недопустима и невозможна передача дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, что, безусловно, разгрузит их, но значительно увеличит нагрузку на суды субъектов РФ. Сроки прохождения инстанций стали более определенными: возможности "гонять" дело по инстанциям будут урезаны.

В законе есть и слабые места. Бытует мнение, что введение новой инстанции - это подарок для тех, кому необходимо затянуть судебный процесс. Учитывая то, что в судах общей юрисдикции предусмотренный ГПК РФ срок почти повсеместно нарушается, новая инстанция прибавит к времени нахождения дела в суде еще в лучшем случае два-три месяца. А значит, увеличатся затраты добросовестных участников процесса (как материальные, так и моральные).

Кроме того, по новому закону отодвигается и момент вступления в законную силу судебного решения - с десяти дней до месяца. В обстановке повсеместной судебной волокиты реально исполнительный лист можно получить только через 1,5-2 месяца после принятия решения. В случае же обжалования решения в апелляцию, с учетом сроков, предусмотренных ст. 327.2 и 323 ГПК РФ, получение исполнительного листа может затянуться на полгода.

В ГПК не прописан срок, в течение которого дело должно быть передано из суда первой инстанции в апелляционную. Вызывает вопросы возможность представления возражений на апелляцию не в суд первой инстанции, а сразу в апелляционный суд. С одной стороны, прямо это не запрещено. С другой - у апелляционного суда нет обязанности направлять эти возражения остальным участникам процесса. Если же возражения были представлены непосредственно в судебное заседание, то другие участники процесса (в т.ч. и лицо, подавшее апелляцию) вполне могут ходатайствовать об отложении рассмотрения дела. Далее, если останется в силе решение суда первой инстанции, материалы дела будут возвращаться туда еще в течение месяца. А без этих материалов, как показывает практика, исполнительный лист получить весьма проблематично.

И все-таки значение принятых норм по совершенствованию судебной системы огромно! До сих пор не изжито "кабинетное правосудие". Апелляция же дает еще одну возможность добиться справедливости и отстоять свою позицию.

05.10.2012, 17:51 "Российская газета" - www.rg.ru

В пятницу в Краснодаре в рамках совместного проекта Совета Европы и Европейского Союза завершился семинар "Введение апелляционного порядка пересмотра судебных решений в Российской Федерации". Со 2 по 5 октября он проходил на базе Краснодарского краевого суда, который стал одним из четырех выбранных для реализации регионов России проекта, призванного внести вклад в создание полноценной апелляционной инстанции в системе судов общей юрисдикции.
В работе семинара приняли участие заместитель начальника Государственно-правового управления президента РФ Сергей Пчелинцев, заместитель председателя Верховного суда РФ Василий Нечаев, эксперты Совета Европы, известные российские ученые-правоведы, а также представители судейского сообщества из Москвы, Астрахани и Краснодарского края.
В течение 4 дней они обсуждали европейские стандарты процедур обжалования судебных решений . Зарубежные эксперты представили сравнительный анализ законодательного регулирования и практики апелляционного судопроизводства в различных странах Европы.

Эффективность правосудия - одна из основных проблем для всех европейских стран, - сказал в беседе с корреспондентом "РГ" руководитель директората по правам человека Совета Европы Кристос Якумопулос. - Поэтому нам нужны объединенные усилия, чтобы преодолеть эти трудности. В ходе реализации проекта мы стараемся обменяться опытом, чтобы сделать судебную реформу в России более эффективной. Для вашей страны очень важно достичь правой определенности, чтобы дело постоянно не ходило на пересмотр, как это было раньше. Процесс апелляции - одна из важных способов для достижения четкой и ясной системы обжалования, помогающий добиться правовой определенности в деле.

Напомним, о создании в судах общей юрисдикции России апелляционных инстанций впервые было объявлено в ноябре 2009 года в Послании президента. В нем, в частности, говорилась о том, что при рассмотрении дел апелляционная инстанция должна будет либо подтвердить решение нижестоящего суда, либо принять новое решении (и в этом принципиальное отличие) по существу дела. Первого января 2012 года вступил в силу федеральный закон, внесший изменение в ГПК РФ. Значительному реформированию подверглась система пересмотра судебных актов .

В Краснодарском крае апелляционный порядок обжалования судебных актов по гражданским делам начал действовать с мая нынешнего года. С января 2013-го в таком же порядке будут пересматриваться судебные решения по уголовным делам. В отличие от ранее действующей кассационной инстанции, которая в случае отмены решения возвращала его в суд первой инстанции на повторное рассмотрение, теперь либо подтверждается вердикт нижестоящего суда, либо выносится новый. При этом апелляционная коллегия из трех судей в случае необходимости проводит полноценное судебное следствие с вызовом свидетелей и исследованием всех доказательств по делу.

Подобный порядок действует во многих странах Европы. По мнению экспертов, он позволяет гражданам более эффективно осуществлять защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов субъектов частного, публичного и уголовного права.


Top