Уголовным административным и иным делам

  • § 2. Основные черты судебной системы рф
  • § 3. Звено судебной системы
  • § 4. Понятие и виды судебных инстанций
  • Глава 3. Правосудие и его демократические принципы
  • § 1. Понятие и признаки правосудия
  • § 2. Принципы правосудия, их понятие,
  • § 3. Содержание отдельных принципов правосудия
  • Часть 1 ст. 47 Конституции рф гласит, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
  • Глава 4. Суды общей юрисдикции
  • § 1. Мировые судьи, их компетенция
  • § 2. Районные суды, их компетенция
  • § 3. Верховные суды республик в составе рф,
  • § 4. Верховный Суд рф - высший судебный орган
  • § 5. Система военных судов в рф как часть
  • § 6. Состав суда при рассмотрении уголовных,
  • Глава 5. Арбитражные суды и иные арбитражные органы
  • § 1. Общая характеристика арбитражных судов в рф
  • § 2. Арбитражные суды субъектов рф
  • § 3. Арбитражные апелляционные суды
  • § 4. Федеральные арбитражные суды округов
  • § 5. Высший Арбитражный Суд рф
  • § 6. Состав суда при рассмотрении дел
  • § 7. Порядок образования и деятельности
  • Глава 6. Конституционный суд российской федерации и органы конституционного контроля субъектов рф
  • § 1. Конституционный контроль, его задачи
  • § 2. Компетенция Конституционного Суда рф
  • § 3. Структура Конституционного Суда рф
  • § 4. Решения Конституционного Суда рф,
  • § 5. Органы конституционного контроля
  • Глава 7. Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества
  • § 1. Понятие и общая характеристика правового статуса
  • § 2. Порядок формирования судейского корпуса
  • § 3. Гарантии независимости судей
  • § 4. Срок полномочий судей. Основания и порядок
  • § 5. Органы судейского сообщества
  • § 6. Правовой статус присяжных заседателей
  • § 7. Правовой статус арбитражных заседателей
  • Глава 8. Основные этапы развития российской
  • § 1. Российские суды до Судебно-правовой реформы 1864 г.
  • § 2. Судебная реформа 1864 г., ее основные итоги
  • § 3. Судебная система в советский период
  • § 4. Судебно-правовая реформа, начавшаяся в 1990 г.,
  • Глава 9. Организационное обеспечение деятельности судов. Органы юстиции в россии
  • § 1. Содержание функции организационного обеспечения
  • § 2. Судебный департамент при Верховном Суде рф,
  • § 3. Задачи и организация деятельности
  • § 4. Правовые основы организации деятельности
  • Глава 10. Прокурорский надзор и система органов прокуратуры в российской федерации
  • § 1. Конституционно-правовой статус и место прокуратуры
  • Часть 2 ст. 1 Закона "о прокуратуре рф" устанавливает цели ее деятельности. Ими являются:
  • § 2. Понятие прокурорского надзора и его отраслей.
  • § 3. Осуществление прокуратурой уголовного преследования
  • § 4. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
  • § 5. Система органов прокуратуры рф
  • § 6. Кадры органов и учреждений прокуратуры
  • § 7. История развития органов прокуратуры в России
  • Глава 11. Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование уголовных дел
  • § 1. Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности,
  • § 2. Предварительное расследование,
  • § 3. Система органов дознания
  • § 4. Система органов предварительного следствия
  • Часть 2 ст. 151 упк рф определяет подследственность уголовных дел следователям конкретных государственных органов.
  • § 5. Основные этапы исторического развития
  • Глава 12. Адвокатура в российской федерации
  • § 1. Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности
  • § 2. Формы адвокатских образований
  • § 3. Органы самоуправления в адвокатском сообществе
  • § 4. Порядок и условия приобретения, приостановления и
  • § 5. Права и обязанности адвоката
  • § 6. История становления и развития
  • I. Международно-правовые акты
  • II. Законодательство рф
  • III. Подзаконные акты
  • IV. Постановления и определения Конституционного Суда рф
  • V. Постановления Пленума и Президиума Верховного Суда рф
  • § 4. Верховный Суд рф - высший судебный орган

    в системе судов общей юрисдикции

    На основании ст. 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе РФ" Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Кроме того, ч. 1 ст. 104 Конституции РФ наделяет Верховный Суд РФ правом законодательной инициативы по вопросам его ведения. Также Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики.

    Независимость судебных органов и широкие обязанности отражают важность верховенства закона в германской системе правления. Основная концепция - это правовая система, основанная на законе, в которой гражданам гарантируется равенство и в которых правительственные решения могут В федеральном законе описывается структура судебной власти, но администрация большинства судов регулируется Законом о земле. Ответственность за более низкие уровни судебной системы возлагается на Высшие апелляционные суды, которые действуют на федеральном уровне. -Ландное разделение труда позволяет федерации обеспечить соблюдение законов в равной степени по всей стране, тогда как центральная роль Лендера в управлении судами гарантирует независимость судебной системы от федерального правительства.

    Верховный Суд РФ осуществляет правосудие путем рассмотрения дел в качестве суда первой и кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

    По первой инстанции Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей федеральных судов по их ходатайствам, заявленным до начала судебного разбирательства (ч. 4 ст. 31 УПК РФ).

    Принципы римского права составляют основу германской судебной системы и определяют систему правосудия, которая принципиально отличается от англосаксонской системы. В Соединенных Штатах суды полагаются на прецеденты из предыдущих дел; в Германии суды рассматривают всеобъемлющую систему правовых кодексов. Кодексы определяют несколько абстрактных правовых принципов, и судьи должны решать конкретные случаи на основе этих стандартов. Учитывая важность сложных юридических кодексов, судьи должны быть особенно хорошо подготовлены.

    Действительно, судьи не выбираются из области практикующих юристов. Скорее, они следуют за определенной карьерой. По окончании юридического образования в университете студенты-юристы должны пройти государственную экспертизу, прежде чем они смогут продолжить обучение, которое обеспечит им широкую подготовку юристов в течение нескольких лет. Затем они должны пройти второй государственный экзамен, который квалифицирует их для практики права. В этот момент человек может выбрать либо быть адвокатом, либо войти в судебную систему.

    Статья 27 ГПК РФ гласит, что Верховный Суд рассматривает в качестве суда первой инстанции следующие гражданские дела:

    1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ;

    2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

    Судебные кандидаты должны тренироваться еще несколько лет, прежде чем фактически получить звание судьи. Судебная система состоит из трех типов судов. Обычные суды, занимающиеся уголовными и большинством гражданских дел, являются самыми многочисленными на сегодняшний день. Специализированные суды рассматривают дела, связанные с административным, трудовым, социальным, налоговым и патентным правом. Конституционные суды сосредоточены на судебном пересмотре и конституционном толковании. Федеральный конституционный суд является высшим судом и сыграл жизненно важную роль посредством своих толкований по Основному закону.

    3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

    4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов РФ;

    Обычные суды организованы в четыре уровня, каждый из которых приобретает все большее значение. На самом низком уровне находятся несколько сотен местных судов, которые рассматривают дела, связанные с незначительными уголовными преступлениями или малыми гражданскими исками. Эти суды также выполняют обычные юридические функции, такие как завещание. Некоторые местные суды укомплектованы двумя или более профессиональными судьями, но большинство из них имеют только одного судьи, которому помогают судьи-судьи по уголовным делам.

    Над местными судами находятся более 100 региональных судов, которые делятся на два раздела: по крупным гражданским делам и по уголовным делам. Эти два раздела состоят из групп судей, специализирующихся на конкретных видах дел. Региональные суды выступают в качестве судов апелляций для решений местных судов и имеют подлинную юрисдикцию по большинству крупных гражданских и уголовных дел. На следующем уровне земельные апелляционные суды главным образом рассматривают пункты права, поднятые в апелляциях от судов низшей инстанции.

    5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

    6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции России.

    Апелляционные суды также имеют подлинную юрисдикцию в случаях измены и антиконституционной деятельности. Подобно региональным судам, апелляционные суды подразделяются на группы судей, организованные в соответствии с юридической специализацией. Коронование системы обычных судов является Федеральным судом в Карлсруэ. Он представляет собой последний апелляционный суд по всем делам, происходящим в региональных и апелляционных судах, и не имеет первоначальной юрисдикции.

    Специализированные суды рассматривают пять различных предметных областей: административное, трудовое, социальное, налоговое и патентное право. Как обычные суды, они организованы иерархически с системами земельного суда в федеральном апелляционном суде. Административные суды состоят из местных административных судов, высших административных судов и Федерального административного суда. В этих судах отдельные лица могут требовать от правительства компенсации за любой ущерб, вызванный неправильными административными действиями должностных лиц.

    В состав Верховного Суда РФ согласно ст. 54 Закона "О судоустройстве РСФСР" входят:

    1) Пленум;

    2) Президиум;

    3) Кассационная коллегия;

    4) Судебная коллегия по гражданским делам;

    5) Судебная коллегия по уголовным делам;

    6) Военная коллегия.

    При Верховном Суде РФ действуют следующие органы:

    1) Судебный департамент;

    Например, многие судебные процессы были возбуждены в административных судах гражданами против правительства в отношении местоположения и норм безопасности атомных электростанций. Трудовые суды также действуют на трех уровнях и рассматривают споры по коллективным договорам и условиям труда. Социальные суды, организованные на трех уровнях, рассматривают дела, связанные с системой социального страхования, которые включают компенсацию по безработице, компенсацию работникам и выплаты по социальному страхованию.

    Финансовые или фискальные суды рассматривают только случаи, связанные с налогами, и существуют на двух уровнях. Наконец, один Федеральный патентный суд в Мюнхене разрешает споры, касающиеся прав промышленной собственности. За исключением Шлезвиг-Гольштейна, каждая Земля имеет государственный конституционный суд. Эти суды являются административно независимыми и финансово независимыми от любого другого государственного органа. Например, Конституционный суд земли может писать собственный бюджет и нанимать или увольнять сотрудников, обладающих степенью независимости, уникальной в структуре правительства.

    2) Научно-консультативный совет.

    Статья 63 и ст. 64 Закона "О судоустройстве РСФСР" регулируют вопросы организации деятельности и компетенции судебных коллегий Верховного Суда РФ по гражданским и по уголовным делам, а также Военной коллегии Верховного Суда РФ. Так же как и в областном суде, эти подразделения призваны в первую очередь осуществлять правосудие и наделены с этой целью наиболее широкой компетенцией по рассмотрению гражданских и уголовных дел по первой и кассационной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако в отличие от судебных коллегий областных судов они выступают также и в качестве суда надзорной инстанции. В качестве суда первой инстанции они рассматривают все дела, отнесенные процессуальным законодательством к подсудности Верховного Суда РФ. Кроме того, Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

    Шестнадцать судей составляют Федеральный конституционный суд, самый высокий и самый важный судебный орган Германии. Они выбраны для обслуживания двенадцатилетних невозобновляемых терминов и могут быть удалены только с должности за злоупотребление своим положением, а затем только путем движения Сам Бундестаг и Бундесрат выбирают половину членов суда. Однако компромисс встроен в систему, поскольку любое решение суда требует большинства в две трети среди участвующих судей. Суд делится на два сената, каждый из которых состоит из группы из восьми судей со своим главным судьей.

    Судебные коллегии утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда. Председатель Верховного Суда РФ в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

    В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ действует Кассационная палата, состав которой утверждается председателем коллегии (п. 2 ст. 67 Закона "О судоустройстве РСФСР"). Кассационная палата создана для рассмотрения в кассационном порядке приговоров, вынесенных на основании вердикта присяжных заседателей.

    Первый сенат рассматривает дела, касающиеся основных прав, гарантированных в статьях 1-19 Основного закона и в отношении судебного пересмотра законодательства. Второй сенат отвечает за решение конституционных споров между государственными учреждениями и как регулировать политический процесс. В отличие от Верховного суда Соединенных Штатов, Федеральный конституционный суд не слышит окончательных апелляций - эта функция принадлежит Федеральному суду. Основной закон прямо ограничивает юрисдикцию Федерального конституционного суда конституционными вопросами.

    Статьи 62.1 и 62.2 Закона "О судоустройстве РСФСР" посвящены Кассационной коллегии Верховного Суда РФ. Это подразделение Верховного Суда создано в январе 1999 г. для рассмотрения в кассационном порядке дел, решения по которым вынесены самим Верховным Судом РФ по первой инстанции. Кроме того, она рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела, ранее бывшие предметом ее рассмотрения.

    Тема: Верховенство закона - Отправление правосудия - Судебный контроль - Судебная власть - Индивидуальные права. Издается под руководством Фонда Макса Планка по международному миру и верховенству закона. Главные редакторы: Райнер Гроте, Фрауке Лахенманн, Рюдигер Вольфрум.

    Сравнительный анализ 28 стран, в том числе гражданского права и нескольких стран с законодательством шариата, показал, что конституции очень редко предоставляют подробные положения об административных спорах. Административные споры в основном регулируются конституционными положениями, касающимися организации судебных органов. Только небольшое количество конституций не содержит специальных положений по этой теме. Все проанализированные страны позволяют судам рассматривать акты государственных органов.

    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя коллегии и 12 членов из числа судей Верховного Суда и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

    Конституция в подавляющем большинстве не содержит конкретных правил, касающихся форм исков, сроков, полномочий, оснований судебного контроля, интенсивности судебного контроля и т.д. Но оставлять эти вопросы подлежащими рассмотрению и регулироваться законом и прецедентным правом высших судов, которые рассматривают административные споры. Исключения существуют только в отношении тех вопросов, которые были выделены конституционными деятелями как важные, в зависимости от особенностей каждой отдельной страны.

    То, что является общим для всех стран, заключается в том, что в рамках административного спора цель заключается в обеспечении урегулирования споров между отдельными лицами и различными государственными органами посредством судебного контроля за действиями или мерами последних. Как эта система организована, зависит от конкретных потребностей каждой страны.

    Статья 61 и ст. 62 Закона "О судоустройстве РСФСР" регламентируют деятельность Президиума Верховного Суда РФ. Основная задача Президиума Верховного Суда РФ - это рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Кроме этого, Президиум:

    1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

    Анализ показал, что система административных судов более широко используется для оспаривания действий государственных органов и разрешения административных споров. Однако этот правовой институт интерпретируется по-разному в разных странах в результате конкретных обстоятельств экономического, политического и социального развития. Он также может быть подвергнут изменениям и реформам, о чем свидетельствуют примеры недавних конституционных поправок, касающихся административной юрисдикции в Конго, Мексике и Австрии.

    Список нынешних государственных судов в Германии длинный. Граждане, которые хотят защитить законное право или вообще хотят принять решение, ожидают очевидного «беспорядка» обязанностей. В некоторых областях преобладает «правоохранительная система». Сам гражданин не может представлять себя в суде без юридической помощи, инициировать разбирательство или подавать заявления. В других юрисдикциях любой гражданин может, без помощи адвоката, принять меры в первой инстанции и представить свое дело в суде.

    2) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

    3) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

    Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и судьи Верховного Суда РФ. Заседания Президиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума Верховного Суда принимается большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем Верховного Суда.

    Структура юрисдикции

    Обычная юрисдикция подразделяется на гражданскую юрисдикцию и уголовное правосудие, которые дополняются специализированными юрисдикциями. - Административная юрисдикция, финансовая юрисдикция, трудовая юрисдикция и социальная справедливость.

    Окружной суд - обычная юрисдикция - гражданские и уголовные дела

    Как гражданские, так и уголовные дела рассматриваются в окружном суде. Местный компетентный районный суд обычно представляет собой первоначальную инстанцию.

    Когда окружной суд юрисдикции, независимо от суммы спора?

    Перед районным судом проводятся «небольшие процедуры». В общем, нет необходимости просить адвоката о помощи, поэтому нет. Районный суд не является пунктом входа в специализированные суды. Типичными случаями могут быть, например, споры о угольной шахте, оплате и утере транспорта или повреждении перевозимых товаров. Он охватывает все споры, возникающие из сообщества домовладельцев, управление коллективным жильем, а также общие права и обязанности домовладельцев. Спорить с повреждением игры. Споры относительно требований, возникающих в связи с предоставлением имущества посредством личного, физического, частичного или изъятия договора.

    • Решающим фактором является то, что причина спора возникла во время поездки.
    • Споры в соответствии с § 43 № 1-4 и 6 Закона о жилищном имуществе.
    • Ответственным в этом случае будет суд, в районе которого находится имущество.
    Для точной формулировки, пожалуйста, прочитайте упомянутые пункты, а также текущие комментарии.

    Пленум Верховного Суда РФ - это подразделение Верховного Суда РФ, которое правосудия непосредственно не осуществляет, тем не менее его деятельность имеет большое значение для обеспечения единства судебной практики и правильного применения судами законодательства РФ.

    Статья 58 Закона "О судоустройстве РСФСР" определяет компетенцию Пленума Верховного Суда РФ. Пленум Верховного Суда РФ:

    1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ и дает руководящие разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ;

    2) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

    3) утверждает по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

    4) рассматривает и решает вопросы о внесении законопроектов в Государственную Думу РФ в порядке осуществления законодательной инициативы;

    5) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей коллегий Верховного Суда РФ об их деятельности;

    6) рассматривает представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ.

    Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ и министр юстиции РФ. Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители федеральных органов исполнительной власти, научных учреждений и других организаций.

    Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца и его заседание правомочно при наличии не менее двух третей его состава. Постановления Пленума Верховного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума, участвующих в голосовании.

    Статья 65 Закона "О судоустройстве РСФСР" определяет компетенцию Председателя Верховного Суда РФ.

    Председатель Верховного Суда РФ:

    1) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

    2) вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, а также организует работу по осуществлению контроля за выполнением руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и вносит материалы на рассмотрение Пленума;

    3) созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует на его заседаниях; вносит в Пленум Верховного Суда РФ представления о несоответствии руководящих разъяснений Пленума законодательству РФ;

    4) созывает Президиум Верховного Суда РФ и вносит на рассмотрение Президиума вопросы, требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума;

    5) распределяет обязанности между своими заместителями;

    6) руководит организацией работы Кассационной коллегии, Судебной коллегии по уголовным делам и Судебной коллегии по гражданским делам; может председательствовать в судебных заседаниях коллегий при рассмотрении любого дела;

    7) руководит работой аппарата Верховного Суда РФ;

    8) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

    9) осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

    В частности, к иным полномочиям можно отнести установленное ст. 389 ГПК РФ право Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей внести в Президиум Верховного Суда мотивированное представление о пересмотре судебных постановлений по гражданским делам в порядке надзора в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

    Статья 66 Закона "О судоустройстве РСФСР" устанавливает полномочия заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

    Заместители Председателя Верховного Суда РФ:

    1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Верховного Суда;

    2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Верховного Суда РФ;

    3) ведут личный прием граждан;

    В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его права и обязанности осуществляет первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, а при отсутствии и первого заместителя - заместитель Председателя Верховного Суда РФ.

    Аппарат Верховного Суда РФ состоит из следующих подразделений:

    1) ведущие отделы - отдел обобщения судебной практики, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел работы с законодательством, отдел приема граждан, международно-правовой отдел;

    2) управления - планово-финансовое управление, хозяйственное управление, управление делами;

    3) прочие отделы - секретариат Президиума Верховного Суда РФ (на правах отдела), отдел кадров, отдел контроля и исполнения решений, первый отдел, общий отдел, отдел хранения судебных документов.

    Помимо сотрудников этих подразделений организационную и техническую работу проводят и иные работники аппарата. К ним относятся: начальники канцелярий, секретари канцелярий, секретари судебных заседаний и др. Они проводят работу по традиционным для всех судов направлениям, связанным с рассмотрением конкретных дел, их оформлением, хранением документов, перепиской по конкретным делам и т.д. Право их приема на работу и увольнения принадлежит Председателю Верховного Суда РФ и его заместителям.

    При Верховном Суде РФ образован Научно-консультативный совет - совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. В его состав входят заместители Председателя Верховного Суда РФ, председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, члены Верховного Суда РФ, а также практические работники правоохранительных органов и представители научных организаций. Опираясь на изучение и обобщение судебной практики, Научно-консультативный совет способствует разрешению спорных вопросов, которые возникают в практике судов по применению действующего закона, дает по проектам постановлений Пленума Верховного Суда РФ соответствующие рекомендации. Деятельность этого органа регулируется Положением о Научно-консультативном совете при Верховном Суде РФ, утвержденным Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 1968 г. N 45 с изменениями, внесенными Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 10.

    Федеральным законом от 8 января 1998 г. был создан Судебный департамент при Верховном Суде РФ, который является федеральным государственным органом и призван осуществлять организационное обеспечение деятельности всех судов общей юрисдикции в РФ, т.е. мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

    В соответствии со ст. 126 Конституции Российской Федерации Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Согласно ст. 104 Конституции РФ Верховный Суд имеет право законодательной инициативы. Конституция, таким образом, определяет место Верховного Суда среди других государственных органов, устанавливает его место в системе судов общей юрисдикции, отграничивает его компетенцию от других высших органов судебной власти - Конституционного Суда и Высшего Арбитражного Суда и определяет его задачи и полномочия.

    В соответствии со ст. 19 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» Верховный Суд Российской Федерации:

    · является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

    · осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

    · в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции;

    · является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

    · дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом .

    Верховный Суд РФ является окончательной судебной инстанцией по всем делам, отнесенным законом к компетенции судов общей юрисдикции. Выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, Верховный Суд РФ призван обеспечить отправление правосудия на всей территории Российской Федерации в точном соответствии с Конституцией РФ. Всей своей деятельностью он обязан способствовать защите прав и свобод граждан, усилению борьбы с преступностью и иными правонарушениями.

    В соответствии со ст. 128 Конституции РФ и ст. 13 Закона о судебной системе судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении квалификационной коллегии этого суда. Закон о статусе судей в Российской Федерации не ограничивает сроком полномочия судей Верховного Суда РФ; предельный возраст пребывания в этой должности - 65 лет . По первой инстанции гражданские и уголовные дела по общему правилу рассматриваются судьей этого суда единолично, а уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, если заявлено ходатайство обвиняемым до начала судебного заседания, рассматриваются в составе Председателя Верховного Суда или его заместителя либо судьи Верховного Суда - председательствующего в судебном заседании и коллегии присяжных заседателей. Допускается и состав суда из трех профессиональных судей (ст. 30 УПК).

    В кассационном порядке дела по жалобам и протестам рассматриваются в составе трех профессиональных судей Верховного Суда в судебной коллегии по гражданским делам, в судебной коллегии по уголовным делам, в Военной коллегии, а также в Кассационной коллегии. В порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в судебных коллегиях дела рассматриваются в составе трех профессиональных судей Верховного Суда РФ, в Президиуме Верховного Суда РФ - при наличии большинства членов его полного состава.

    Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума Верховного Суда РФ; Президиума Верховного Суда РФ; Судебной коллегии по гражданским делам; Судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии; Кассационной коллегии.

    Пленум Верховного Суда РФ включает в свой состав всех судей Верховного Суда. Пленум созывается не реже одного раза в четыре месяца, его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. В заседаниях Пленума принимают участие Генеральный прокурор и министр юстиции РФ. На Пленум могут приглашаться и другие лица, например, судьи нижестоящих судов, члены научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, работники прокуратуры. Они вправе принимать участие в обсуждении вопросов, включенных в повестку заседания Пленума. Решения принимаются Пленумом открытым голосованием простым большинством голосов. Перед голосованием по всем вопросам, внесенным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ либо министром юстиции, Генеральный прокурор дает заключение. Постановления Пленума подписывает Председатель Верховного Суда РФ и секретарь Пленума - судья Верховного Суда РФ. Заметим, что секретарь Пленума, наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда, проводит организационную работу по подготовке заседаний Пленума, обеспечивает ведение протокола и принимает меры для исполнения принятых Пленумом постановлений .

    Президиум Верховного Суда РФ является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации по делам, отнесенным законом к ведению судов общей юрисдикции. Президиум в пределах своих полномочий: рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; заслушивает доклады о результатах изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики, обсуждает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда; оказывает помощь нижестоящим судам в целях правильного применения законодательства, координируя эту работу с Министерством юстиции; осуществляет некоторые другие полномочия, предоставленные ему законом. Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на рекомендации Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители (по должности), а также несколько наиболее опытных судей Верховного Суда. Утверждение Президиума Верховного Суда РФ производится при наличии заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.

    Заседания Президиума Верховного Суда РФ созываются не реже одного раза в месяц. Конкретные дела на заседаниях докладываются членами Президиума или другими судьями Верховного Суда. В заседаниях Президиума Верховного Суда РФ принимает участие Генеральный прокурор РФ или его заместитель, который либо поддерживает надзорное представление прокурора, либо дает заключение по надзорной жалобе. Постановление Президиума принимается простым большинством голосов в отсутствие сторон. Заметим, однако, что надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосует менее двух третей членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации, присутствующих на заседании. Постановление подписывает Председатель Верховного Суда РФ .

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам по выполняемым задачам и объему судебной работы являются основными подразделениями Верховного Суда РФ. На заседаниях судебных коллегий рассматриваются дела по первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в пределах их компетенции .

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ подразделяются на судебные составы по 6-8 судей Верховного Суда. Один из судей Верховного Суда, входящих в судебный состав, является председателем состава, который чаще других судей председательствует в судебных заседаниях, а также обеспечивает подготовку рассмотрения дел в кассационном порядке и в порядке надзора. В каждом судебном составе рассматриваются дела, поступающие из республик, краев, областей и других административно-территориальных образований, закрепленных за данным судебным составом. Такой порядок подготовки и рассмотрения гражданских и уголовных дел в судебных коллегиях позволяет более эффективно осуществлять надзор за судебной деятельностью нижестоящих судей Судьи Верховного Суда РФ, изучающие дела из определенных нижестоящих судов и участвующие в их рассмотрении, имеют возможность знакомиться с обстановкой в области, крае, республике, условиями работы этих судов, с наиболее распространенными в этих регионах преступлениями и иными правонарушениями, а также с деловыми качествами судей, участвовавших в рассмотрении дел, которые поступили с жалобами и протестами в Верховный Суд. Это позволяет выявлять типичные ошибки, допущенные в решениях и приговорах, устранять их и оказывать более эффективную помощь нижестоящим судам .

    Кассационная коллегия Верховного Суда РФ образована в 1998 г. для рассмотрения кассационных жалоб и кассационных представлений на решения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда, на приговоры Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда, а также для рассмотрения жалоб и представлений прокурора на определения этих коллегий и на постановления судей этих же коллегий. Кассационная коллегия Верховного Суда состоит из ее председателя и двенадцати судей Верховного Суда и действует двумя судебными составами (по гражданским делам и по уголовным делам). Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного Суда, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

    Компетенция Верховного Суда РФ (его полномочия) при обобщенной характеристике определяется прежде всего тем, что Верховный Суд, осуществляя судебный надзор в соответствии с нормами действующих УПК и ГПК, рассматривает надзорные жалобы и надзорные представления прокурора на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления нижестоящих судов, а также на решения, приговоры, определения и постановления судебных коллегий Верховного Суда РФ; рассматривает заключения Генерального прокурора РФ и его заместителей о возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам. Он рассматривает в пределах своей компетенции как суд второй инстанции кассационные и частные жалобы, кассационные представления прокурора на решения, приговоры, определения и постановления, которые не вступили в законную силу и вынесены верховными судами республик, краевыми, областными и равными им судами, а также судебными коллегиями Верховного Суда РФ. Верховный Суд РФ является судом первой инстанции по отнесенным к его подсудности гражданским и уголовным делам, а также иным делам. В число последних входят, например, дела по жалобам кандидатов в депутаты Государственной Думы на решения Центральной избирательной комиссии РФ об отказе в регистрации; по жалобам кандидатов в Президенты, которым отказано Центральной избирательной комиссией РФ в регистрации; по жалобам на действия должностных лиц и органов федеральной законодательной и исполнительной власти, нарушающие права и свободы граждан. Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики .

    Судебный надзор, о котором говорится в законе, Верховный Суд РФ осуществляет прежде всего путем рассмотрения в порядке надзора гражданских, уголовных дел и иных дел в судебных коллегиях по гражданским делам и по уголовным делам, в Военной коллегии, а также Президиумом Верховного Суда РФ.

    Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ рассматривают в порядке надзора дела по надзорным жалобам и надзорным представлениям на вступившие в законную силу соответственно решения и приговоры нижестоящих судов при условии, что они не рассматривались в этих коллегиях в кассационном порядке Судебные коллегии рассматривают также надзорные жалобы и надзорные представления на вступившие в законную силу определения нижестоящих судов, если они не рассматривались в этих коллегиях по жалобе или по представлению в кассационном порядке, и постановления судей нижестоящих судов о назначении судебного заседания по уголовным делам. Судебные коллегии рассматривают в порядке надзора и дела по надзорным жалобам и представлениям на постановления президиумов нижестоящих судов.

    Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции; дела по жалобам и представлениям на определения судебных коллегий по гражданским и уголовным делам, вынесенные в кассационном порядке или в порядке надзора.

    По новым и вновь открывшимся обстоятельствам уголовные дела рассматриваются судебными и кассационной коллегиями, а также Президиумом Верховного Суда.

    Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ решает вопрос о возобновлении дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении приговоров, определений и постановлений, вынесенных областными и равными им по компетенции судами в качестве суда первой инстанции. Кассационная коллегия рассматривает заключение прокурора о возобновлении дел ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств в отношении решений судебных коллегий Верховного Суда РФ .

    Президиум Верховного Суда РФ решает вопрос о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении приговоров и постановлений, вынесенных по первой инстанции Верховным Судом РФ.

    Что касается возобновления по вновь открывшимся обстоятельствам гражданских дел, то они пересматриваются тем же судом, который вынес решение, определение, постановление по заявлению лиц, участвующих в деле, или прокурора. Из этого следует, что институт пересмотра гражданских дел по вновь открывшимся обстоятельствам в Верховном Суде РФ может относиться к тем делам, которые рассмотрены им по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора. Пересматриваться гражданские дела по вновь открывшимся обстоятельствам могут только Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

    Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ и путем рассмотрения кассационных жалоб и представлений на приговоры и иные решения нижестоящих судов, не вступившие в законную силу Судебные коллегии Верховного Суда РФ в этих случаях выступают в качестве суда второй инстанции, рассматривая дела по кассационным жалобам и представлениям соответственно на решения и приговоры, вынесенные верховными судами республик, областными и другими судами равной им компетенции. Кроме того, Кассационная коллегия Верховного Суда являются судом второй инстанции при обжаловании решений и приговоров, вынесенных судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции .

    Дела по жалобам и представлениям на приговоры и постановления суда присяжных, не вступившие в законную силу, рассматриваются кассационной палатой Верховного Суда РФ по правилам кассационного производства, предусмотренным гл. 45 УПК «Кассационный порядок рассмотрения уголовного дела» .

    При отклонении в Верховном Суде кассационной жалобы или представления обжалованные или опротестованные решения, приговор, определение или постановление подлежат исполнению. Определение соответствующей судебной коллегии может быть обжаловано в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

    Как суд первой инстанции Верховный Суд РФ не имеет предметной подсудности по гражданским делам.

    По гражданским делам Верховный Суд РФ вправе изъять любое дело из любого нижестоящего суда и принять его к своему производству в качестве суда первой инстанции. Изучение практики показывает, что Верховный РФ разрешал по первой инстанции гражданские дела о трудовых спорах, о взыскании алиментов на содержание детей, об установлении отцовства и некоторые другие. Верховный Суд РФ как суд общей юрисдикции вправе принять к своему производству исковое заявление или иные документы по гражданским делам, представляющим особую сложность или получившим широкий общественный резонанс, непосредственно, а не только после отмены решения нижестоящего суда .

    УПК РФ относит к подсудности Верховного Суда РФ уголовные дела, указанные в ст. 452 данного Кодекса. Это дела в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Федерального суда, но только по ходатайству обвиняемого, заявленному до начала судебного разбирательства. В соответствии с ч. 4 ст. 31 УПК РФ Верховному Суду подсудны иные дела, отнесенные Федеральным конституционным законом и Федеральным законом к его подсудности. Изучение судебной практики показывает, что Верховный Суд РФ принимал к своему производству дела, когда преступления затрагивали особо важные государственные интересы, повлекли особо тяжкие последствия, привлекли широкое общественное внимание, были совершены на территории нескольких областей, краев или республик либо когда есть основания полагать, что дело ввиду его сложности не может быть правильно разрешено нижестоящим судом.

    Гражданские и уголовные дела рассматриваются Верховным Судом РФ по первой инстанции по правилам соответственно гражданского и уголовного судопроизводства. Решения и приговоры Верховного Суда могут быть обжалованы сторонами в кассационном порядке в Кассационную коллегию этого суда. На них могут быть принесены жалобы и представления в порядке надзора в Президиум Верховного Суда РФ.

    Как следует из Конституции РФ, одной из основных задач Пленума Верховного Суда РФ является дача разъяснений по вопросам судебной практики. Выполняя эту задачу, Пленум обязан строго придерживаться своей компетенции, которая вытекает из принципа разделения властей. В данном случае имеется в виду разграничение компетенции судебной и законодательной власти. Пленум Верховного Суда РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики, основываясь на ее изучении и анализе судебной статистики .

    Инициаторами таких разъяснений являются Председатель Верховного Суда РФ и его заместители. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики на заседании Пленума может выступить любой судья Верховного Суда РФ как член Пленума Верховного Суда. Основанием для обсуждения вопроса о даче таких разъяснений могут быть представления Генерального прокурора РФ и министра юстиции РФ. Пленум Верховного Суда РФ обязан их рассмотреть. Разъяснения по вопросам судебной практики в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ публикуются в «Бюллетене Верховного Суда РФ» и в «Российской газете».

    Помимо дачи разъяснений по вопросам судебной практики Пленум Верховного Суда РФ: утверждает судебные составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда, а также состав научно-консультативного совета при Верховном Суде; заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда и отчеты председателей судебных коллегий и Кассационной коллегии; рассматривает вопросы соответствия разъяснений Пленума Верховного Суда Конституции РФ и другому законодательству; решает вопросы, связанные с осуществлением законодательной инициативы, которой наделен Верховный Суд; осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

    т. 373-389 УПК РФ. М.Проспект. 2003

    
    Top