Консенсус и конфликт в политике. Примерные тексты заданий по обществознанию

Вместо частных конфликтов возникает один макро конфликт - стихийный бунт, военный переворот, революция или гражданская война, которые требуют от общества очень высокой социальной платы.

Консенсус как средство решения конфликта

Консенсус (от латинского consensus - согласие, единодушие) - состояние согласия основных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода форму связи граждан между собой и с обществом в целом. Принцип консенсуса предполагает учет мнений как большинства, так и меньшинства и базируется на признании неотъемлемых прав личности. Попытки игнорировать консенсус как метод решения спорных вопросов в плюралистическом обществе неизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.

Термин "консенсус" был введен в научный оборот О. Контом, в сочинениях которого он имел две трактовки:

1. Без консенсуса нельзя мыслить элементы системы в качестве развивающихся, ибо движение предполагает согласованность. На этом основании он объявил консенсус основополагающим моментом социальной статики и динамики.

2. Консенсус - субъективное согласование, т.е. форма социальной солидарности, особым способом связывающей человечество в единый коллективный организм - "Великое существо".

Консенсус как средство решения конфликтов использовался в период буржуазной демократии. Механизм плюралистического выбора, имеющий ключевое знание, "сегодня приводит к консенсусу в той мере, в какой мнение тех, кто предлагает варианты программ, становится мнением некоего декларированного большинства, хотя в действительности, как правило, это политика, существующая благодаря терпимости индифферентных масс"

В современном либерально-демократичесом государстве «консенсус распространяется лишь на максимально гибкие процедуры решения конфликтов внутри общества. В тоталитарном государстве требуется полное, безоговорочное согласие, которое при необходимости внушается с помощью соответствующей, приспособленной для этого пропаганды»В авторитарном обществе «властьимущие не терпят внешнего проявления инакомыслия в отношении а целей, та и средств политики».

Следовательно в любом государстве должны существовать политические институты, способные справиться с конфликтом и обладающие монополией на законное принуждение. Объективно конфликт и консенсус являются неразрывно связанными в политической практике как неотъемлемые элементы социальной системы Процесс институализации конфликтов предполагает три относительно самостоятельных этапа: предупреждение возникновения конфликта, контроль за его протеканием, разрешение конфликта.

Современная политическая наука выделяет следующие пути и методы управления конфликтами.

ü стратегические, ориентированные на предупреждение конфликтов и кризисов на основе научного прогноза и упреждающего создание правовых, политических, экономических и социально-психологических институтов и условий для стабильного развития социальной системы.

ü тактические, включающие контроль и урегулирование возникающих конфликтов с использованием силовых средств по отношению к их участникам посредствам налаживания переговорного процесса.

ü оперативные, которые предполагают разовые действия по ограничению конфликта и устранению его последствий.

В условиях консенсусной демократии стратегические, тактические и оперативные пути управления конфликтами взаимодополняют друг друга.

Относительная оценка уровня консенсуса в обществе может быть «дана на основе трех различных параметров; во-первых, системы правил и регулирующих механизмов разрешения конфликтов, возникающих внутри этой системы; в третьих, метода разрешения конфликта»

Для либерально демократического государства характерна демократия, т.е. низкий уровень оппозиции к существующему внутри государства своду правил и механизмов разрешения политических конфликтов, что является свидетельством легитимности существующего государственного строя и стабильности государства; низ0ий уровень конфликтности относительно существующей власти, т.е. речь идет о характере и интенсивности политических расхождений между партиями; широкие возможности создания коалиции, наличие эффективного механизма предупреждения конфликта, заложенного в корпоративных отношениях.

Таким образом, полнота реализации принципа консенсуса и содержание консенсусной демократии обусловлены такими факторами, как формы правления, тип политического режима, направленность деятельности партий и общественных движений, исторические, этнические, религиозные, культурные особенности страны и т.д.

Путь к консенсусу предполагает сложный и длительный процесс обмена требованиями, встречными предложениями, которые обоснованы, объяснены с точки зрения пользы, справедливости, взаимной выгоды сторон, участвующих в конфликте.

«Именно таким образом политические и законодательные программы прокладывают путь к исполнительным учреждениям, законопроекты проводятся через законодательные органы, административные нормы, находят поддержку у бюрократии. Проблема поиска соглашений в этих системах обширна и сложна не только в силу многообразия интересов и идей, но и потому, что процесс формирования и реализации политики открыт для различных влияний и интересов, и правительство вынуждено реагировать на многочисленные противоречивые требования».

Наиболее благоприятные условия достижения политического консенсуса возникают при всеобщей распространенности норм приверженности легитимным процедурам, идеям всеобщего благосостояния, стремлению разрешить противоречия интересов личности, этических, экономических, религиозных, лингвистических и иных групп. Роль примирения различных интересов призваны решать политические институты, законодательные органы, суды, коалиционные политические партии, публичные школы. «Гражданское согласие на основе консенсуса усиливает легитимностный характер политической системы, делает ее более стабильной, укрепляет взаимосвязь с гражданским обществом. При этом различают два вида консенсуса: персонифицированный и общественный. Персонифицированный консенсус распространяется на тех, кто занимает ключевые позиции в государственных органах и общественных органах и принимает решение, влияющее на жизнедеятельность людей. Общественный консенсус предполагает достижение согласия между подавляющим большинством граждан по наиболее важным социальным проблемам.

Консенсусу в обществе может способствовать система контроля за конфликтной ситуацией. Она включает:

ü Взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы.

ü привлечение арбитров, беспристрастный подход которых конфликтующим сторонам гарантирован.

ü полное использование существующих или принятых новых правовых норм, административных актов и процедур, способствующих сближению позиций противоборствующих сторон.

5.___

2. Взаимосвязь каких сфер общества раскрывается в данном отрывке? Свое мнение обоснуйте, ссылаясь на текст. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 9.9. Перед вами иллюстрации, отражающие основные права и свободы человека и гражданина РФ. Определите эти права. Исходя из смысла и содержания, разделите их на несколько групп. Запишите наименования групп в первой колонке таблицы, а входящие в каждую группу правав соответствующей строке второй колонки таблицы, указывая в скобках порядкоый номер изображения, обозначающего данное право. Количество строк таблицы является примерным.

Основные группы прав и свобод

Права и свободы

Часть III . Сочинение-эссе.

Задание 9.10. Уважаемые участники!

Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. ()

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

Часть I .

Задание 10.1. По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для перечней, приведенных ниже.

1.1. Билль, шариат, закон, обычай, указ._______________________________________

_________________________________________________________________________

9. Когда производительность труда растет медленно, тогда уменьшается себестоимость продукции.

10. Курортный сбор относится к местным налогам на территории РФ.

Задание 10.4. Найдите в приведенном перечни признаки понятия «право» и впишите их буквенные обозначения:

А. является совокупностью социальных норм

Б. находится в строгом соответствии с нормами морали

В. носит общеобязательный характер

Г. носит системный характер

Д. не требует обязательного признания государством

Е. регулирует все общественные отношения

Ж. не носит персонифицированный характер

И. определяет исключительно границы возможного поведения

К. определяет исключительно границы возможного и должного поведения

Л. имеет формальную определенность

Ответ: _________________________________________

Задание 10.5. Прочитайте текст. Это отрывок из реферата, в котором представлены характерные черты двух различных социально-исторических типов общества.

1 . Формирование данного типа общества связано с распространением крупного машинного производства. 2. Происходит переходом от доминирования промышленности к доминированию сферы услуг. 3. Господства собственников сменяется господством носителей знаний и профессиональных умений. 4. Важнейшую роль играет процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни. 5. Утверждаются принципы свободной конкуренции, стремление к извлечению максимальной прибыли. 6. Классовое деление уступает место профессиональному. 7. Возникают социальные группы предпринимателей и наемных работников. 8. Происходит становление демократии, гражданского общества и правового государства. 9. По мнению ряда исследователей, теоретические науки начинают преобладать над прикладными. 10. В ряде стран противоречия становления этого типа общества привели к возникновению тоталитарных режимов. 11. Идет процесс гуманизации производства и управления, повышения роли человеческого фактора, экономической психологии в хозяйственной деятельности.

5.1. Озаглавьте колонки таблицы.

5.2. Впишите в колонки таблицы порядковые номера предложений,

отражающих характерные черты соответствующих типов.

Задание 10.6. Во многих школах края имеются общешкольные уголки символики, но и в отдельных кабинетах оформлены стенды. Для оформления используются изображения символики Российской Федерации и Хабаровского края. Ученики оформили уголок в классе. Найдите ошибку(ки) в подписи к изображениям:

А. Государственный герб Российской Федерации

Б. Государственный флаг Российской Федерации

В. Государственный флаг Хабаровского края

Г. Государственный герб Хабаровского края

Ответ:

А________________________________________________________________________________

Б________________________________________________________________________________

В________________________________________________________________________________

Г._______________________________________________________________________________

Задание 10.7. В науках об обществе есть термины и понятия, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю или литературных персонажей, олицетворявших собой то или иное общественное явление. Перед вами три таких термина. Укажите:

1) Краткое определение термина.

2) Фамилию исторического деятеля или литературного персонажа, кем он являлся, и по каким причинам термин образован от данной фамилии.

7.1. Бонапартизм

1. _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.2. Линчевание.

1. _______________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.3. Маниловщина.

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 10.8. Замените выделенный курсивом

8.1. По существующим тестам на

____

8.2. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, ребенок обнаруживает и раскрывает много возможностей для деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее.__________________________________

8.3. В мире концентрация капитала через союзы многих лиц для ведения какого-либо промышленного или торгового предприятия, члены которых участвуют в деле лишь в известной доле всего собранного для ведения дела капитала, породила тресты, в которых предприятия лишены производственной и коммерческой самостоятельности и «доверены» единому управлению.

________________________________________________________________________________

8..4. Сторонники социального происхождения системы воззрений на жизненное назначение человека, охватывающее понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни считали, что идеал единства отражает потребность любого сообщества в стабильности, порядке и взаимопомощи .__________________________________________________________

Часть II . Сочинение-эссе.

Задание 10.9 Уважаемые участники! Перед вами высказывания прославленных отечественных и зарубежных мыслителей и писателей, народные пословицы. Выберите то из них, которое станет темой вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении и обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

1. Чтобы власть стала сильнее, ее надо ограничить. (Л. Берне)

2. Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам. ()

3. Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)

4. Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев (Э. Хаббард).

5. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий. (А. Асмолов)

6. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. (Цицерон)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА УЧЕБНЫЙ ГОД

Часть I .

Задание 11.1. Что является лишним в ряду? Лишний элемент ряда подчеркните и объясните , почему вы так решили.

1. Вексель, акциз, чек, акция, облигация.__________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Коллизия, консенсус, конфронтация, соперничество_____________________________

_____________________________________________________________________________

Б. По достижении совершеннолетия Николай получил паспорт.

В. Предприниматель взял в аренду офис.

Г. В результате скоропостижной смерти гражданин Р. не смог вернуть долг.

Д. Для гражданина Т. истек срок уплаты налогов.

Е. В результате урагана в садовом товариществе повреждено 8 домов.

Ж. При приобретении автомобиля гражданин М. заключил договор о послепродажном гарантийном обслуживании.

Ответ: _______________________________________________________________________

Задание 11.4. Проанализируйте с точки зрения норм права следующие ситуации.

1. Следователь В. один производил допрос подозреваемого 15-летнего С. По окончании допроса следователь разрешил С. подписать протокол, не знакомясь с его содержанием. Какие нарушения закона допустил следователь?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Депутатская фракция Государственной Думы представила законопроект о внесении поправки в Федеральный закон «О гражданстве РФ». Для усиления борьбы с преступностью депутаты предлагали исключать из российского гражданства за совершение особо тяжких преступлений после вступления в законную силу приговора суда. Для решения вопроса документ был направлен на юридическую экспертизу.

Каково должно быть заключение экспертов с позиций международного и внутреннего законодательства? ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 11.5. Соотнесите исторический тип общества с фрагментами, его характеризующими.

Типы обществ

Текстовые фрагменты

1 . Аграрное общество

2 . Индустриальное общество

3. Информационное общество

А . «Выборы через Интернет могут стать реальностью»,- сообщает информационное агентство Росбалт

Б . По высказыванию всероссийского старосты - Морозовская стачка «…это первая стачка, которая приобрела политический оттенок, первая стачка, которая послужила зеркалом, где рабочие увидели тот способ, тот метод, ту дорогу, по которой они могут идти, чтобы улучшить свое положение».

В . WEBMONEY ДЛЯ ВАС:

Возможность совершения покупок и оплаты услуг через Интернет, не выходя из дома в любое время суток по всему Миру из любой точки планеты Земля.

Г . Эти племена, славяне и анты считают, что один только бог, творец молний, явля­ется владыкой над всеми. Они почитают реки и нимф и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

З. «Люди больше не связаны между собой кастами, корпорациями или родами и потому весьма сильно склоняются к тому, чтобы заниматься исключительно своими интересами и впасть в индивидуализм» (А. де Токвиль)

Задание 11.6. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10.Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.


Задание 11.7. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.

1. По существующим тестам на совокупность познавательных способностей человека, определяющих уровень его мышления и способность решать сложные задачи можно судить о вербальных навыках, необходимых для достижения успеха в современных индустриальных обществах с развитым традиционным образованием.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Согласно Марксу интеллектуальная свобода станет возможной только тогда, когда общество будет действовать не на основе безликих законов рынка, а благодаря прямому сотрудничеству людей и их групп, организованных для достижения конкретных целей, характеризующихся наличием общего интереса среди их членов.

Консенсус (согласие) является решением, приемлемым для конфликтующих сторон, в разработке которого сознательно участвуют все участники процесса. Следует четко понимать, что подобное соглашение может базироваться только на стабильной согласии, в которой заинтересованы все участники конфликта.

В широком концептуальном толковании консенсус означает состояние массовой, коллективной и индивидуальной сознания, когда разделены на группы люди ориентированы на стратегию социального партнерства. Содержательным антиподом понятию "консенсус" в конфликтологии выступал понятие "дисенсуализм" - система отношений людей друг к другу (к себе в том числе), состояние духовной организации общества, подчиняется стратегии поведения - социальной конфронтации. Консенсус - это принцип коллегиального решения, удаленного права вето, он предполагает положительное решение на основе согласованной позиции, компромисса, сотрудничества.

В то же время, консенсус, как метод решения конфликтов, предполагает и наличие определенных условий: предмет спора должен быть чрезвычайно сложным, а Интересы сторон должны в значительной мере разбегаться, что усложнило бы поиск решения конфликта; обе стороны готовы начать поиск в сфере непохожих ранее интересов; наличие времени для поиска альтернатив, которые смогли бы удовлетворить обе стороны; стороны должны быть заинтересованы в досрочном, но не во временном решении проблемы.

Использование технологии консенсуса при управлении конфликтами имеет целью не только минимизацию его последствий, но и максимальное увеличение пользы для всех причастных к конфликту. Кроме согласования интересов всех сторон, консенсус предполагает согласование и с интересами внешней стороны, с которыми должны согласиться участники конфликта.

Достаточно древним, хорошо проверенным временем, для разрешения противоречий является метод привлечения посредника как одного из видов консенсусных методов. Посредник становится между двумя враждующими сторонами и помогает им найти вариант решения конфликта. Он может взять на себя эту роль неформально или быть назначенным на нее. Во многих странах Запада существуют формальные структуры, которые организуют посредничество в качестве альтернативы правовым и другим традиционным методам разрешения споров.

В чем заключаются посреднические роли? Неформальное посредничество предлагает альтернативы, демонстрирует гибкий подход, не участвует в обсуждениях, привлекает внимание к мнению оппонента. По сути, это посредничество должно в дружеской форме поддерживать конфликтующих, стимулировать их к внимательного отношения друг к другу. При умелом его использовании стороны даже не замечают посреднической роли.

Какие преимущества дает технология посредничества?

Прежде всего, брокер не втягивается в проблему; посредник, в отличие от участников противоречия, является эмоционально стабильным; нейтральность посредника позволяет привлекать участников конфликта к объективным оценкам и позиции; увеличивается количество альтернатив; более продуктивно идет отбор альтернатив, которые одновременно устроили бы обоих оппонентов; гораздо быстрее идет процесс сближения позиций сторон; посредничество разрушает барьеры в общении сторон.

Среди самых распространенных технологий консенсуса современного времени можно выделить различные формы арбитража.

Обязывающий арбитраж.

Конфликтующие стороны выбирают группу лиц для рассмотрения Их споры и вынесения окончательного решения, будет обязывающую силу. Сходства с судебным процессом добавляет процедура рассмотрения вопроса, однако сам процесс не имеет четких норм, регулирующих непосредственное рассмотрение доказательств. Если процесс не допускал грубых ошибок, суды могут предоставить принудительную силу решением обязательного арбитража.

Процедура рассмотрения аналогична предыдущему варианту, однако, решение, которое выносит нейтральная лицо, носит для обеих сторон рекомендательный характер. Подобный вариант арбитража предполагает участие такой категории участника процесса, как эксперта. Участие эксперта вызвана необходимостью получения участниками противостояния квалифицированных заключений по спорному вопросу, в дальнейшем могут повлиять на их выбор, принятие или не принятие решения арбитра.

Арбитраж "конечной предложения".

Процесс, в целом, может рассматриваться как разновидность обязывающего арбитража. Каждая из сторон предлагает на рассмотрение свой вариант решения конфликтной ситуации, арбитр, рассмотрев предложенные варианты, выбирает одну из них, без права внесения каких-либо изменений.

Ограниченный арбитраж.

Особенностью подобного вида арбитража предварительное установление границ уступок конфликтующими сторонами. Если решение арбитра выходит за предварительно названы пределы, претензии учитываются согласно предварительным соглашениям или в течение нового раунда встреч.

Посреднический арбитраж.

Разновидность смешанного регулирования конфликта. Третьему лицу предлагается совместить в себе функции посредника и арбитра. Приглашенный (или группа) должна найти оптимальную форму согласия, которая не раздражала конфликтующих сторон, создавала бы благоприятные обстоятельства для его решения.

Третейский суд.

Сам третейский судебный процесс может стать предметом соглашения между сторонами или предметом законодательного регулирования. Стороны конфликта сами могут выбрать уполномоченное лицо, согласовать ее возможности и границы полномочий. Что касается решения третейского судьи, то оно является для всех сторон обязательным и окончательным.

Консенсус и компромисс - два близко связанных между собой явления и процессы. Компромисс - это процесс, объединяющий усилия конфликтующих сторон для совместного поиска выхода из состояния противостояния. В основе данного процесса лежат взаимные уступки, при этом они не обязательно должны быть взаимовыгодными. Сама технология, применяемая при этом, достаточно прост - это технология "торга". Простая форма разрешения конфликта скрывает сложность самого процесса ведения торга, и система уступок очень часто ведет не к решению конфликта, а только позволяет оттянуть на более отдаленный срок решения проблемы. Исходя из этого, можно говорить, что подобный способ просто не способен или не пригоден для решения большинства конфликтных ситуаций.

Компромисс можно рассматривать как отрицание, изменение своих первоначальных позиций, также может рассматриваться как вариант возражения. В то же время, если подобные изменения будут удовлетворять обе стороны, или уступка одной из сторон будет добровольной и при этом не будет нарушать его базовых интересов, то подобный компромисс вряд ли можно рассматривать как отрицание. Вероятнее подобное поведение будет напоминать поиск способов сближения позиций.

Поскольку негативные функции конфликта опасны для стабильного существования общества, центральной проблемой конфликтологии является поиск методов их урегулирования. Без этого может возникнуть ситуация, когда придется иметь дело не только с конфликтом, но и с его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта. Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие. Оно подразумевает:


1) предупреждение открытых форм проявления конфлик­тов, сопровождающихся насильственными действиями (война­ми, массовыми беспорядками и др.);

2) разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их;

3) формирование нового уровня отношений участников (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, пере­вод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

В отличие от противоречия конфликт всегда субъективно осмыслен и разрешается сознательно-деятельным путем. В свя­зи с этим велика роль посредника как действующего лица кон­фликта. Роль третейского судьи должно выполнять государство, так как в его руках закон, средства массовой информации, воо­руженные силы. Государство обязано вмешиваться в ход собы­тий, когда конфликты угрожают интересам многих людей; когда участники конфликта допускают акты насилия, несовместимые с законом; когда конфликт превращается в причину затяжного массового насилия. Посредником в конфликте может быть и от­дельное лицо, обладающее авторитетом в глазах обеих кон­фликтующих сторон.

Политической практикой выработаны некоторые общепри­знанные положения, которые необходимо учитывать при урегу­лировании конфликтов:

1) в Конституции должны содержаться законодательные основы механизма разрешения конфликтов;

2) необходимо стремиться к достижению как можно боль­шей сферы согласия между конфликтующими сторонами;

3) нужно локализовать конфликт, четко определить его границы и не допускать включения в него дополнительных фак­торов;

4) следует избегать упрощения проблем, послуживших ос­нованием политического конфликта ;

5) не допускать промедления в принятии конструктивных усилий, так как фактор времени в разрешении конфликта часто является одним из решающих условий успеха;

6) использовать накопленный опыт урегулирования кон­фликтов с учетом их национальной специфики.

Урегулирование конфликта способствует ограничению его интенсивности и масштаба. Современная теоретическая и при­кладная политология выявляет ряд методов урегулирования по­литических конфликтов:


Применение I

«Избегание» конфликта

Временный уход с политической аре­ны, уклонение от встреч с противником и др.

Подмена конфликта

Перемещение его в иную плоскость

Конфронтация

Жесткие, «революционные» решения

Приспособление

Действия, акции, направленные на са­мостоятельную выработку решений по урегулированию конфликта одной из сторон, но удовлетворяющих обе

Откладывание

Временная уступка сильному оппо­ненту

Примирение сторон

Сближение их позиций через посред­ника.

Третейское разбирательст­во или арбитраж

Переговоры

Наиболее распространенный и пер­спективный способ разрешения поли­тических конфликтов.

Альтернативное разреше­ние конфликтов

Конфликт регулируется самими участ­никами путем взаимного сотрудниче­ства и соглашения

Каждый из этих методов обладает рядом достоинств, не­достатков и ограничений. Обычно наиболее эффективным явля­ется комплексное применение различных методов в зависимо­сти от конкретных условий и характера конфликта. В любом случае выбор конкретных методов урегулирования должен обеспечивать предотвращение развития насильственной стадии конфликта ; разрешение противоречий, вызвавших конфликт; снижение уровня противостояния сторон и переход к поиску совместного решения проблемы. Наиболее благоприятным ре­зультатом разрешения конфликта является достижение кон­сенсуса.


Термин консенсус (от лат. - взаимопонимание, общность чувств, мыслей). Консенсус - это соглашение значи­тельного большинства людей любого сообщества относитель­но наиболее важных принципов политической организации, рас­пределения ценностей, власти и прав в обществе. Консенсус - универсальный принцип демократии , позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряжен­ность в обществе, достигать согласия по спорным вопросам. Принцип консенсуса предполагает учет мнения как большинст­ва, так и меньшинства. Достижению консенсуса способствует высокий уровень жизни, уважение прав и свобод человека, на­личие толерантности (т. е. терпимости, лояльности) в обществе, существование институциональных форм разрешения конфлик­та, этническая и религиозная однородность общества. Впервые понятие консенсуса было введено в политическую практику О. Контом. Теория консенсуса разрабатывалась А. Токвилем, кото­рый обосновал вывод о том, что общество существует только тогда, когда большая часть людей имеет общий взгляд на раз­ные проблемы, общие привычки. Господствующие в конкрет­ном обществе ценности и идеалы предопределяют модели пове­дения индивида. Общность этих ценностей заставляет индивида приспосабливаться к позициям других людей, тем самым дости­гается равновесие всей общественной системы.

В законченной форме теория консенсуса сложилась в 1950-1960-е годы в трудах Т. Парсонса, Э. Дюркгейма и др. Она строится на убежденности в способности человека предот­вратить различные конфликты и вести дебаты в умеренной ат­мосфере.

В демократических обществах обычно выделяются три объекта возможного соглашения, которые могут быть транс­формированы в соответствующие им уровни консенсуса:


Первый уровень консенсуса показывает, разделяет ли дан­ное общество одинаковые ценностные представления и цели. Он означает согласие по базовым нормам и принципам большинст­ва общества.

Второй уровень консенсуса устанавливает правила поли­тического поведения, фиксируемые в конституциях. Он означа­ет согласие большинства относительно главных «правил игры» (например, признание результатов состоявшихся выборов).

Третий уровень консенсуса выдвигает на передний план проблему «власть - оппозиция». Консенсус по поводу политики означает согласие большинства относительно основных форм организации политической власти (например, согласие с суще­ствованием данной формы правления). При этом разногласия могут существовать по поводу разного отношения к членам правительства, а не к форме управления.

Путь от конфликта к консенсусу предполагает ряд стадий:

1. Обмен конфликтующих сторон требованиями;

2. Выдвижение встречных предложений;

3. Выявление общих позиций.

Способом реализации этих стадий выступают переговоры, в ходе которых соблюдаются некоторые принципы. Для того чтобы переговоры не зашли в тупик, их проведение не должно строиться на основе торга по поводу того, на что может пойти или нет каждая из сторон. Метод принципиальных переговоров предполагает, что участники конфликта стремятся найти взаим­ную выгоду там, где только возможно, а где их интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами незави­симо от воли каждой из сторон. В основе принципиальных пере­говоров лежат следующие нормы:

а) ведение переговоров по конкретному конфликту, недо­пущение ситуации спора по прежним конфликтам;

б) равные права двух сторон в разрешении конфликтной ситуации;

в) отказ от ведения позиционного торга и сосредоточение на интересах, а не на позициях;

г) использование объективных критериев при обосновании своей позиции;

д) разграничение между участниками дискуссии и обсуж­даемыми проблемами;

е) учет цивилизационной, национально-этнической и со­циокультурной среды, в которой происходит конфликт и ее влияния на его специфику.


Существует два основополагающих принципа консенсуса:

1) поддержка решения большинством участвующих в его при­нятии; 2) отсутствие прямых возражений против принятия ре­шений со стороны хотя бы одного из участников.

Таким образом, консенсус - это не единогласие, но отсут­ствие прямых возражений при признании нейтральной позиции. Такой подход более рационален при разрешении конфликта, так как добиться полного единогласия среди участников при реше­нии спорной проблемы вряд ли возможно.

На разрешение конфликта оказывает и такой фактор, как участие или неучастие в данном процессе конфликтующих сто­рон. Если в разрешении конфликта не участвует ни одна сторо­на, то его исход может зависеть исключительно от третьей сто­роны (арбитра, судьи) или от случая. Именно третья сторона анализирует конфликт и дает готовые решения. Если в урегули­ровании противоречия принимает участие только одна кон­фликтующая сторона, то она чаще всего подвергается проверке, где она должна доказать свою правоту. Однако на практике до­биться этого очень сложно. Если обе противостоящие стороны участвуют в разрешении конфликта, тогда, как правило, меха­низм урегулирования приобретает формы борьбы между ними. Обе стороны вызывают к жизни новые виды конфронтации тем, что они в равной степени борются за недостающие им ценности.

Политические противоречия и конфликты - неизбежный спутник политики, атрибут политического процесса. Поэтому существует необходимость на основе цивилизованной полити­ческой культуры создавать справедливые нормы, позволяющие конструктивно решать конфликты, упорядочивать динамику политического процесса и общественной жизни в целом.

- 30.79 Кб

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Реферат

ТЕМА. Консенсус и конфликт в политике

Введение………………………………………………………… ……………..….3

1. Понятие консенсуса в политике ………………………………………………4

2.Источники и формы политических конфликтов………..........………………. 5

3.Структура политического конфликта…………………………........... ………..7

4.Способы и методы разрешения конфликтов……..........…………………… ...9

Заключение…………………………………………………… ………………….12

Список литературы………………………………… ……………………………14

Введение

Современная наука о конфликтах представляет собой обширную область знаний, где среди прочих проявлений самостоятельное значение приобретает политическая конфликтология. Если политика - всего лишь участие в делах государства, то и предмет политической конфликтологии замыкается в узких рамках государственной деятельности. Если же политика трактуется как всеобщее свойство, атрибут общественной системы, то предмет политической конфликтологии будет более обширным. В этом смысле политические конфликты могут быть формой проявления взаимоотношений не только между политическими партиями, государственными деятелями и профессиональными политиками, но и между рядовыми гражданами, социальными слоями и группами как в политической, так и в других сферах общества.

Конфликт становится политическим тогда, когда в его содержании обнаруживается стремление субъектов выразить и отстоять собственные интересы, реализация которых ведет к изменению системы властных отношений.

Политический конфликт - острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимным проявлением различных политических интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической и государственной власти, овладения ведущими позициями в институтах и властных структурах, борьбы за право на влияние или доступ к принятию важных решений по вопросам власти и собственности в обществе.

  1. Понятие консенсуса в политике

Консенсус - (лат. consensus - согласие) метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствия принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в её рамках. Одно из многих слов, ведённое в оборот в начале демократических реформ в целях манипуляции общественным мнением. Замена русских слов, составляющих большие однокоренные гнёзда и имевших устоявшиеся коннотации (побочные смыслы), на иностранные или изобретённые слова приняла на радио и телевидении России такой размах, что вполне можно говорить о семантическом терроре, который наблюдался в 30 е годы в Германии. Сегодня о вторжении в язык с целью программировать поведение известно так много, что вдумчивый человек может использовать это знание в личной практике. Художественное осмысление дал писатель Дж. Оруэлл со своим образом « новояза » в романе-антиутопии «1984» . Дж. Оруэлл дал фантастическое описание тоталитарного режима , главным средством подавления в котором был новояз - специально изобретённый язык, изменяющий смысл знакомых слов. Таким образом, слово «консенсус» - это самый что ни на есть типичный представитель нового демократического новояза, при помощи которого порабощается народ .

2. Источники и формы политических конфликтов

Политический конфликт - это столкновение, противоборство политических субъектов, обусловленное противоположностью их политических интересов, ценностей и взглядов.

Понятие политического конфликта обозначает борьбу одних субъектов с другими за влияние в системе политических отношений, доступ к принятию общезначимых решений, распоряжение ресурсами, монополию своих интересов и признание их общественно необходимыми, словом, за все то, что составляет власть и политическое господство.

Политическая государственная власть, обладание ею, устройство властных институтов, политический статус социальных групп, ценности и символы, являющиеся базой политической власти и в целом данного политического общества, - все это составляет объект и предмет политических конфликтов.

Противоречие между политическим обществом как целостной системой и неравенством включенных в нее индивидов и групп, выраженным в иерархии политических статусов, - источник и основа политического конфликта.

Различают три основных типа политических конфликтов.

1. Конфликт интересов. Конфликты такого рода преобладают в экономически развитых странах, устойчивых государствах, политической нормой здесь является «торг» по поводу дележа экономического «пирога»; этот тип конфликта наиболее легко поддается урегулированию, так как здесь всегда можно найти компромиссное решение.

2. Конфликты ценностей характерны для развивающихся государств с неустойчивым государственным строем; они требуют больше усилий по урегулированию, поскольку компромисс по поводу таких ценностей, как «свобода», «равенство», «терпимость» труднодостижим, если вообще возможен.

3. Конфликты идентификации: характерны для обществ, в которых происходит отождествление субъектом себя с определенной группой (этнической, религиозной, языковой), а не с обществом (государством) в целом, этот тип конфликта возникает в условиях противоположности рас, этнической или языковой противоположности.

В зависимости от уровня участников политический конфликт может быть: 1.межгосударственным (субъекты - государства и их коалиции), 2.государственным (субъекты - ветви власти, политические партии и т.д.), 3.региональным (субъекты - региональные политические силы), местным.

Наиболее яркой формой политических конфликтов выступают массовые действия: революция, мятеж, восстание, гражданская война.

Революция представляет собой преобразование общества в целом и замену господствующих классов и групп. Эти преобразования осуществляются на основе нового проекта общественного развития, в свою очередь, порождающего новые учреждения и ценности. Эти процессы, как правило, являются насильственными и предполагают открытое столкновение борющихся за господство групп. Это глубокое социально-экономическое неравенство, неспособность правящего слоя прислушаться к некоторым существенным требованиям масс, неспособность «верхов» управлять по-старому, наличие «субъективного фактора», то есть осознание массами несправедливости существующих порядков, их способность на организованные, массовые действия.

3. Структура политического конфликта

Как уже отмечалось выше, конфликт выступает как один из видов социального взаимодействия и соответственно имеет определенную структуру. Структуру конфликта можно определить, как совокупность элементов, выступающих в качестве необходимых сущностных параметров этого явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная система или процесс. Обычно выделяют пять структурных элементов социального конфликта.

Участники конфликта (индивиды, группы, общности, государства, блоки, коалиции и др.). Нет участников - нет конфликта.

Предмет конфликта (само противоречие, точка пересечения интересов конфликтующих сторон. Следует отметить, что существуют конфликты, не имеющие предмета. Их называют нереалистичные конфликты. Это противоборство, обусловленное не наличием у сторон противоположных целей, но необходимостью разрядки напряжения для одной или обеих сторон.)

Конфликтные действия (т.е. непосредственное конфликтное взаимодействие. Их можно разделить на активно-конфликтные (вызов) и пассивно-конфликтные (ответ на вызов). Некоторые авторы к конфликтным действиям относят «избегание конфликта» или «приспособление к конфликту». Правомерно эти понятия рассматривать не как конфликтные действия, а как конфликтное поведение. Конфликтные действия можно разделить на наступательные и оборонительные. Наступательные связаны со стремлением причинить вред, ущерб противной стороны. Оборонительные - с защитой своих позиций).

Условия конфликта (физическая, социальная среда. Очевидно, что среда, в которой происходит конфликт, может его стимулировать, противодействовать его развитию или быть нейтральной. Например, наличие социальной или экологической напряженности, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, низкая покупательная способность населения в регионе и др.)

Последствия конфликта (они сказываются не только на участниках, но и на состоянии социума, на перспективах будущего взаимодействия сторон, на характере новых противоречий. Следует отметить, что последствия социальных конфликтов интерпретируются в обществе неоднозначно).

4. Способы и методы разрешения конфликтов

Центральная проблема конфликтов - их разрешение (управление конфликтом, контроль над конфликтом, регулирование конфликта).

Политической практикой и теорией выработаны некоторые всеобщие формы и способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов. В их числе - компромисс и консенсус.

Компромисс определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают компромиссы вынужденные и добровольные. Первые с неизбежностью называются сложившимися обстоятельствами. Вторые заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил.

Консенсус - это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

Консенсус - универсальный принцип демократии, позволяющий разрешать и предупреждать противоречия и конфликты, снимать напряженность в обществе. Эффективность консенсуса зависит от участия в распределении вознаграждений, льгот, власти, благосостояния общества, уровня политической культуры.

Урегулирование конфликтов - довольно широкое понятие, оно подразумевает:

Предупреждение открытых форм проявления конфликтов, сопровождающихся насильственными действиями (войнами, массовыми беспорядками и т.п.)

Разрешение конфликтов, предполагающее устранение причин, вызывающих их, формирование нового уровня отношений участников, улаживание конфликтов (снижение уровня враждебности конфликтующих сторон, перевод конфликта в русло поиска совместного решения проблемы).

С учетом основных направлений в урегулировании конфликтов, можно выделить три группы методов, облегчающих поиск мирного выхода из конфликта.

Первая группа методов направлена на предотвращение развития насильственной стадии развития конфликта. Вторая - на разрешение противоречий, вызвавших конфликт. И, наконец, третья, наиболее разработанная, - на снижение уровня противостояния сторон, отказ каждого участника от односторонних действий и переход к поиску совместного решения проблемы.

Существуют четыре способа разрешения конфликтов:

1. соглашение в результате совпадения мнений всех сторон;

2. соглашение в соответствии с законодательной или моральной волей внешней силы;

3. соглашение, навязанное одной из сторон конфликта;

4. застарелый конфликт теряет свою актуальность и разрешается сам собой.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры - ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Заключение

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой враждующих сторон различного уровня и состава участников; испытание сил противоборствующих сторон.

В основе политического конфликта лежат социально-экономические, этнические и политические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые приобретают конфликтную форму движения и разрешения, детерминированную несовместимостью коренных интересов субъектов политики, установкой на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов. В трансформирующихся обществах политический конфликт может проявляться в острых и своеобразных формах.

Главная функция конфликтов заключается в коррекции, главным образом в положительную сторону, аспектов политической системы, так как только отдельные разновидности политических конфликтов носят действительно разрушительный для общества характер. В основном же выявление и урегулирование конфликтов дает возможность эффективно поддерживать целостность политической системы, сохранять приоритет центростремительных тенденций над центробежными.

В современных условиях конфликты в России - единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Список литературы

1. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2001. - 88-89 с., 369-373 с.

2. Соколов С.В. Социальная конфликтология: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 158 - 161с.

3. Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. М.: - Юристъ, 2001. - 481-498 с., 505с.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2002. 46-48 с., 78-84с., 230-245с.

5. Санистебан Л.С. Основы политической науки. М, 1992. С. 86

6. Введение в теорию международного конфликта. Учебное пособие. М. , РАГС. 1996. С.12

7. В.В.Лунев. Преступность в межнациональных конфликтах.//Социологические исследования. 1995. № 4 4.Способы и методы разрешения конфликтов
Заключение
Список литературы


Top