Требования охраны труда по окончании работ

Добавлен на сайт:

ИНСТРУКЦИЯ

по охране труда для тракториста

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Для выполнения обязанностей тракториста, могут быть приняты лица не моложе 18-летнего возраста, годные по состоянию здоровья и прошедшие:

Вводный инструктаж;

Вводный инструктаж по пожарной безопасности;

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

Обучение безопасным методам и приемам труда;

Проверку знаний требований охраны труда;

Обучение и проверку знаний по электробезопасности на соответствующую группу, в качестве оперативно – ремонтного персонала при выполнении работ, связанных с эксплуатацией электрооборудования;

Обучение по пожарно – техническому минимуму.

1.2. Тракторист должен проходить:

Повторный инструктаж по охране труда на рабочем месте не реже, чем через каждые 3 месяца;

Стажировку от 2 до 14 смен;

Внеплановый и целевой инструктажи: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации производственного оборудования, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);

Периодический медицинский осмотр.

1.3. Тракторист обязан:

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;

Соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;

Соблюдать требования безопасного выполнения работ при эксплуатации оборудования;

Использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной и коллективной защиты;

Незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о произошедших с ним или другими работниками несчастных случаях, травмах, неисправностях оборудования и т.д.

1.4. Тракторист должен:

Уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;

Знать местоположение средств оказания доврачебной помощи, первичных средств пожаротушения, главных и запасных выходов, путей эвакуации в случае аварии или пожара;

Применять в процессе своей работы оборудование, инструменты и средства малой механизации по назначению, в соответствии с инструкциями завода – изготовителя;

Выполнять только порученную непосредственным руководителем работу и не передавать ее другим без разрешения непосредственного руководителя;

Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать присутствие на рабочем месте лиц, не имеющих отношения к работе;

1.5. Тракторист должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать разрешается только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок (кулеров).

1.6. Тракторист обязан выполнять свою работу в соответствии с трудовым договором, должностной инструкции. В своей работе необходимо неукоснительно действовать с установленными правилами внутреннего распорядка дня. Запрещается оставаться на территории предприятия по окончании продолжительности рабочей смены.

1.7. Основными опасными производственными факторами при выполнении работ могут быть:

Физические перегрузки;

Пониженная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;

Повышенная температура воздуха в производственных помещениях и сооружениях;

Опасный уровень напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

Локальная вибрация;

Общая вибрация;

Вдыхание паров продуктов сгорания при работе двигателя;

Производственный шум.

1.8. На основании п. 4, приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 22.06.2009 N 357н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" – трактористу положены следующие СИЗ:

Костюм х/б для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюм из смешанных тканей для защиты от общих производственных загрязнений и механический воздействий – 1 шт. 1 на 1 г.;

Ботинки кожаные с жестким подноском или сапоги кожаные с жестким подноском – 1 пара на 1 г.;

Перчатки трикотажные с полимерным покрытием – 12 пара на 1 г.;

Каска защитная – 1 на 3 г.;

Подшлемник под каску – 1 шт на 1 г.;

Очки защитные – до износа;

Вкладыши противошумные – до износа;

Зимой дополнительно:

Костюм на утепляющей прокладке – 1 шт. на 2,5 г.;

Валенки с резиновым низом или ботинки кожаные утепленные с жестким подноском – 1 пара на 3 г.;

Подшлемник утепленный (с однослойным или трехслойным утеплителем) – 1 шт. на 1 г.;

Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие с шерстяными вкладышами – 1 пара на 1 г.;

Жилет сигнальный 2 класса защиты – 1 шт. на 1 г.

1.9. В случае получение травмы работником, ему в обязательном порядке оказывается первая помощь, а в последующем организовывается доставка пострадавшего работника в медицинское учреждение.

1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции о охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством РФ и с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

1.11. Контроль за выполнением мероприятий, изложенных в настоящей инструкции работником осуществляет непосредственный руководитель.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТ

2.1. Надеть спецодежду, спецобувь. Застегнуть спецодежду на все пуговицы, не допуская свисающих концов одежды, убрать волосы под головной убор. Проверить отсутствие в одежде острых, колющих и режущих предметов. Надеть специальную обувь и другие СИЗ.

2.2. Пройти предрейсовый медицинский осмотр, получить путевой лист.

2.3. Тракторист обязан тщательно осмотреть внешний вид трактора, узлы и агрегаты машины, проверить систему тормозов и рукояток управления, звуковую и световую сигнализацию, заправку водой, топливом и смазкой, наружное освещение.

2.4. После осмотра трактора и устранения неисправностей запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут, а затем проверить работоспособность систем и узлов трактора.

2.5. Перед запуском двигателя тракторист обязан убедиться:

В том, что рычаги управления коробкой перемены передач, гидросистемой, валом отбора мощности и рабочими органами находятся в нейтральном или выключенном положении;

В отсутствии людей в зоне возможного движения машины или агрегата, а также под трактором и под агрегатируемой с ним машины;

В надежности соединения пускового шнура с маховиком, а также в том, что для движения руки имеется достаточно свободного места (при отсутствии стартера с аккумулятором)

2.7. При запуске пускового двигателя запрещается:

Ставить ногу на опорный каток, гусеничный ход и находиться у заднего колеса;

Наматывать пусковой шнур на руку;

Стоять в плоскости вращения маховика пускового двигателя.

2.8. При наличии течи горючего в системе питания запрещается запускать двигатель.

2.10. Запускать двигатель трактора, находящегося в закрытом помещении, разрешается только при включенной вытяжной вентиляции. Длительная работа двигателя в закрытом помещении допускается только с выводом выхлопных газов за пределы помещения.

2.11. Перед началом движения трактора к прицепным агрегатам (машине) тракторист должен дать звуковой сигнал, убедиться в отсутствии людей между трактором и агрегатом и только после этого начать движение. Подъезжать к агрегату следует задним ходом на низшей передаче, плавно и без рывков. При этом тракторист обязан наблюдать за командами прицепщика, ноги держать на педали муфты сцепления и тормоза, чтобы в случае необходимости обеспечить экстренную остановку трактора.

2.12. В момент движения трактора к прицепному агрегату (машине) прицепщик не должен находиться на пути его движения. Соединять или расцеплять прицепное устройство разрешается только при полной остановке трактора по команде тракториста.

2.13. Во время соединения или расцепления машины тракторист обязан установить рычаг переключения коробки перемены передач в нейтральное положение, а ногу держать на тормозе.

2.14. Тормозная система прицепной машины должна быть подключена к трактору. Транспортное средство должно дополнительно соединяться с трактором страховочной цепью (канатом).

2.15. На машинах, работающих от вала отбора мощности трактора, защитный кожух карданного вала должен быть зафиксирован от вращения, а на тракторе и машине должны быть установлены защитные ограждения, перекрывающие воронки защитного кожуха на величину не менее 50 мм.

2.16. В зимнее время для заправки системы охлаждения трактора должны применяться низкозамерзающие жидкости или вода. Применять для заправки системы охлаждения дизельное топливо или другие жидкости не допускается.

2.17. В зимнее время при запуске двигателя в радиатор необходимо заливать горячую воду, а в картер - подогретое масло.

2.18. Подогревать двигатель паяльной лампой, горящим факелом и другими источниками открытого пламени запрещается.

2.19. Учитывая, что низкозамерзающие жидкости ядовиты, заливка и переливание их должно производиться механизированным способом с применением индивидуальных средств защиты.

2.20. Применение низкозамерзающих жидкостей допускается только после инструктажа тракториста по правилам безопасного обращения с ними.

2.21. Перед выездом с базы механизации или с объекта механик обязан проверить техническое состояние трактора и сделать соответствующую запись в сменном журнале учета работы. К работе допускаются трактора в технически исправном состоянии. Перечень неисправностей и предельных состояний узлов и систем, при которых запрещается работа трактора, указан в эксплуатационной документации (паспорте) завода-изготовителя.

2.22. Въезд на территорию строительной площадки трактора, принадлежащего специализированной организации, допускается с разрешения администрации стройплощадки (мастера или прораба) и после получения инструктажа трактористом по безопасной работе трактора на стройплощадке.

2.23. По прибытию на место работы тракторист обязан ознакомиться под роспись с технологической картой или схемой, поручаемой руководителем работы. При наличии источников повышенной опасности к работе можно приступать только при наличии наряда-допуска и после получения целевого инструктажа, при котором руководитель работ обязан указать характер опасного или вредного производственного фактора, границы опасной зоны и конкретные меры по безопасности выполняемой работы. Проведение целевого инструктажа регистрируется в наряде-допуске на производство работ.

2.24. Обо всех обнаруженных недостатках в работе тракторист обязан сообщить непосредственному руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. В процессе работы тракторист обязан соблюдать требования правила эксплуатации оборудования, используемого на данном виде работ, применять безопасные способы и приемы выполнения работ, выполнять только ту работу, по которой прошел обучение, инструктаж по охране труда и к которой допущен.

3.2. Не поручать свою работу необученным и посторонним лицам.

3.3. К работе на оборудовании допускаются работники, прошедшие специальное обучение и проверку знаний в установленном порядке. Передавать управление и обслуживание оборудования необученным работникам, оставлять без присмотра работающее оборудование, требующее присутствия персонала, запрещается.

3.4. Включение, запуск и контроль за работающим оборудованием должно производиться только лицом, за которым оно закреплено.

3.5. Порученную работу тракторист обязан выполнять в строгом соответствии с технологической картой, схемой или устным указанием непосредственного руководителя работ (мастера или прораба).

3.6. Во время работы на территории строительной площадки перемещение трактора должно осуществляться по схеме, указанной у въезда на стройплощадку и обозначенной дорожными знаками. Скорость движения трактора вблизи места производства работ не должна превышать 10 км/ч на прямых участках и 5 км/ч на поворотах.

3.7. Работа трактора вблизи ЛЭП и других источников повышенной опасности должна производиться в строгом соответствии с требованиями безопасности, изложенными в наряде-допуске.

3.8. Передвижение трактора через естественные, а также через неохраняемые железнодорожные переезды допускается только после обследования состояния пути движения. При необходимости путь движения должен быть спланирован и укреплен с учетом требований, указанных в паспорте машины.

3.9. Перемещение трактора по льду допускается только в том случае, если оборудована ледовая переправа согласно соответствующим требованиям безопасности.

3.10. При значительной толщине снежного покрова тракторист должен вести машину с равномерной скоростью на пониженной передаче, стараясь по возможности не делать переключения передач и резких поворотов.

3.11. В гололед трактор должен быть снабжен противоскользящими цепями или быстросъемными ледовыми шипами.

3.12. Работа трактора на откосах и косогорах, крутизна которых превышает допустимую по техническому паспорту машины, не разрешается.

3.13. Спуск со склона необходимо производить на первой передаче. При этом запрещается выключать сцепление, двигаться накатом, использовать увеличение крутящего момента, переключать передачи, производить резкое торможение, останавливать трактор на крутых склонах или ездить поперек них.

3.14. Во время перерывов в работе трактор необходимо установить на ровной площадке, затормозить, рычаги органов управления поставить в нейтральное положение, перевести двигатель на малые обороты.

3.15. Оставлять без надзора трактор с работающим двигателем запрещается.

3.16. Перемещение, установка и работа трактора вблизи выемок (котлованов, траншей, канав и т.п.) разрешается только за пределами призмы обрушения грунта на расстоянии, установленном проектом производства работ.

3.17. При отсутствии указанных расстояний в проекте производства работ допустимое расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до колес или гусеницы трактора следует принимать по таблице.

Глубина
выемки, м

песчаный

супесчаный

суглинистый

глинистый

Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки
до ближайшей опоры машины

3.18. Запрещается передвижение трактора в опасных зонах, создаваемых другими опасными производственными факторами (грузоподъемные краны, строящиеся здания, ЛЭП и др.). Эти зоны на стройплощадке ограждаются сигнальными ограждениями и обозначаются надписями и знаками.

3.19. При отсутствии ограждений и знаков, определяющих границы опасных зон, тракторист обязан уточнить их у непосредственного руководителя работ.

3.20. Нахождение в кабине трактора, а также на участке производства работ лиц, не связанных с выполнением технологического процесса, не допускается.

3.21. Количество людей, перевозимых на тракторе, определяется количеством мест в кабине.

3.22. Буксировать и вытаскивать трактором автомашины и другие агрегаты допускается с помощью жесткого буксира и под руководством мастера или прораба.

3.23. Допускается при буксировке применять стальной канат при наличии решетки на заднем стекле кабины трактора и отсутствии людей в зоне трактора и буксируемого механизма.

3.24. Крышку радиатора на перегретом двигателе во избежание ожога необходимо открывать в рукавицах плавно для постепенного стравливания пара. При этом лицо тракториста должно быть повернуто в сторону от радиатора.

3.25. В темное время суток трактор должен работать со всеми источниками света, предусмотренными конструкцией машины.

3.26. Выходить из кабины управления и входить в нее, регулировать двигатель, смазывать и крепить узлы во время движения трактора запрещается. Смазку, крепление и регулировку узлов и систем трактора следует производить при выключенном двигателе.

3.27. Запрещается выпрыгивать из кабины трактора. Спуск осуществлять строго по лестницам, трапам.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

4.1. В случае появления задымления или возгорания немедленно прекратить работу, отключить электрооборудование, вызвать пожарную охрану, сообщить непосредственному руководителю и администрации организации, принять меры к эвакуации из помещения. При ликвидации загорания необходимо использовать первичные средства пожаротушения, принять участие в эвакуации людей. При загорании электрооборудования применять только углекислотные огнетушители или порошковые.

4.2. В случае получения травмы работник обязан прекратить работу, поставить в известность непосредственного руководителя и вызвать скорую медицинскую помощь или обратиться в медицинское учреждение.

4.3. Если на металлических частях оборудования обнаружено напряжение (ощущение тока), электродвигатель оборудования гудит, в случае появления вибраций или повышенного уровня шума, при резком нагревании и плавлении электропроводов, искрении электрооборудования, обрыве заземляющего провода, то необходимо остановить работу оборудования, доложить о случившемся непосредственному руководителю. Без указаний руководителя к работе приступать запрещено.

4.4. Во всех случаях отправления предоставить пострадавшему покой и как можно скорее обратиться за медицинской помощью.

4.5. При попадании вредных веществ через дыхательные пути необходимо удалить пострадавшего из зоны заражения на свежий воздух, уложить его, желательно в теплом месте, расстегнуть одежду, пояс.

4.6. При попадании вредных веществ на кожу снять зараженную одежду, тщательно обмыть загрязненные участки кожи большим количеством воды. При попадании в глаза тщательно и обильно промыть струей проточной воды.

4.7. При попадании вредных веществ в желудочно – кишечный тракт дать выпить несколько стаканов теплой воды, или 2% раствора пищевой соды.

4.8. При поражении электрическим током необходимо освободить пострадавшего от действия тока путем немедленного отключения электроустановки рубильником или выключателем. Если отключить электроустановку достаточно быстро нельзя, необходимо пострадавшего освободить с помощью диэлектрических перчаток или сухого деревянного предмета, при этом необходимо следить и за тем, чтобы самому не оказаться под напряжением. После освобождения пострадавшего от действия тока необходимо оценить его состояние, вызвать скорую медицинскую помощь и до прибытия врача оказывать первую доврачебную помощь.

5. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТ

5.1. По окончании работы тракторист обязан:

Поставить трактор в отведенное место, выключить муфту сцепления, рычаг переключения скоростей перевести в нейтральное положение, выключить двигатель, включить стояночный тормоз и прекратить подачу топлива;

Очистить трактор от грязи, пыли, вытекающей смазки и осмотроеть состояние его механизмов;

Устранить обнаруженные неисправности и отрегулировать при необходимости механизмы управления муфты и тормоза;

Смазать механизмы трактора согласно требованиям инструкций завода – изготовителя;

В холодное время года слить воду из радиатора и трубопровода. Это достигается работой двигателя в течение нескольких минут после слива воды.

Обеспечить убрать инструменты и приспособления в отведенные места, привести в порядок рабочее место, очистить проходы, эвакуационные выходы;

Сдать рабочие места непосредственному руководителю. Сообщить ему о выполненных задачах, а также обо всех замеченных в ходе работ неисправностях;

Снять рабочую одежду, обувь, убрать их в предназначенные для хранения места;

Вымыть руки и лицо с мылом, по возможности принять душ;

Глава 1. Общие требования по охране труда

1. К управлению трактором допускаются лица, возраст которых соответствует установленному законодательству, прошедшие медицинское освидетельствование в установленном порядке и не имеющие противопоказаний к выполнению данного вида работ, прошедшие обучение по программе подготовки трактористов, аттестованные квалификационной комиссией и получившие удостоверение установленной формы.

Перед допуском к самостоятельной работе тракторист должен пройти стажировку в течение первых 2-14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) под руководством опытного тракториста, назначаемого приказом по предприятию (подразделению).

2. Периодическое медицинское освидетельствование тракторист проходит в порядке, установленном Минздравом. В отдельных случаях при наличии медицинских показаний, а также при индивидуальном подходе к допуску срок переосвидетельствования может быть сокращен, но не менее чем до одного года.

3. Повторную проверку знаний безопасных методов работ тракторист должен проходить не реже одного раза в 12 месяцев.

Внеочередную проверку знаний тракторист проходит в следующих случаях:

при перерыве в работе по специальности более одного года;

по требованию вышестоящей организации, ответственных лиц предприятия;

при переходе с одного предприятия на другое;

4. Тракторист должен пройти инструктажи по безопасности труда:

при приеме на работу – вводный и первичный на рабочем месте;

в процессе работы не реже одного раза в б месяцев – повторный;

при введении в действие новых или переработанных правил, инструкций по охране труда, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, нарушении требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме или аварии, перерывах в работе более чем 30 календарных дней – внеплановый;

перед производством работ, на которые оформляется наряд-допуск – целевой.

Книги по аттестации рабочих мест по условиям труда в , «Бамбук» (Украина)

5. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно извещать своего непосредственного руководителя или иное должностное лицо нанимателя о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных средств, средств защиты, об ухудшения своего здоровья.

6. Тракторист должен:

знать требования, изложенные в «Правилах дорожного движения», технологических картах, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда;

иметь четкое представление об опасных и вредных производственных факторах, связанных с выполнением работ, основные вредные и опасные производственные факторы: движущиеся средства, повышенная загазованность воздуха рабочей зоны, химические опасные и вредные производственные факторы, пониженная или повышенная температура воздуха рабочей зоны, повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте, недостаточная освещенность рабочей зоны, эмоциональные перегрузки, монотонность труда.

знать требования пожаро- и электробезопасности при выполнении работ и уметь пользоваться средствами пожаротушения;

пользоваться при выполнении работ средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми в соответствии с Типовыми отраслевыми нормами, бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты:

комбинезон х/б (костюм х/б) Ми – 12 мес.;

кепи – 12 мес.;

ботинки кожаные (сапоги кирзовые) Ми – 12 мес.;

рукавицы комбинированные Ми – до износа.

зимой дополнительно:

куртка х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

брюки х/б на утепляющей прокладке Тн – 36 мес.;

сапоги кирзовые утеплённые Тн20 – 24 мес.

уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

выполнять правила внутреннего трудового распорядка;

знать санитарно-гигиенические условия труда и соблюдать требования производственной санитарии.

7. Тракторист не должен подвергать себя опасности и находиться в местах производства работ, которые не относятся к непосредственно выполняемой им работе.

8. О каждом несчастном случае на производстве пострадавший или очевидец немедленно должен сообщить непосредственному руководителю работ, который обязан:

организовать первую помощь пострадавшему и его доставку в медицинский пункт;

сообщить о случившемся руководителю подразделения;

сохранить до начала работы комиссии по расследованию обстановку на рабочем месте и состояние оборудования таким, каким они были на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих работников и не приведет к аварии.

9. Обо всех замеченных неисправностях механизмов, приспособлений, приборов и инструмента тракторист должен сообщить непосредственному руководителю работ и до их устранения к работе не приступать.

10. Тракторист несет ответственность за:

выполнение требований технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда, правил пожаро- и электробезопасности;

соблюдение установленного порядка производства работ;

соблюдение правил внутреннего трудового распорядка;

соблюдение «Правил дорожного движения»;

исправность и сохранность закрепленного за ним трактора;

аварии, несчастные случаи и другие нарушения, причиной которых явились действия тракториста, нарушающего требования технологических карт, инструкции завода-изготовителя по эксплуатации трактора и инструкции по охране труда.

11. За нарушение трудовой дисциплины, несоблюдение требований нормативно-технических документов по охране труда тракторист привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

12. Тракторист, появившийся на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения, не допускается в этот день к работе.

13. Тракторист обязан выполнять работу, обусловленную трудовым договором.

Глава 2. Требования по охране труда перед началом работы

14. Организация рабочего места тракториста должна обеспечивать безопасность выполнения работ.

Рабочее место тракториста не должно загромождаться посторонними предметами. Рычаги и место управления необходимо содержать в чистоте. Запрещается складировать на полу кабины инструмент, спецодежду, обтирочные материалы и другие предметы.

15. Перед началом работы тракторист обязан:

привести в порядок и надеть спецодежду;

проверить наличие документа на право управления трактором;

ознакомиться с записями в журнале приемки и сдачи смены;

проверить техническое состояние трактора ;

проверить наличие средств пожаротушения, медицинской аптечки, термоса с питьевой водой;

убедиться в наличии набора исправного инструмента и необходимых приспособлений;

ознакомиться с условиями производства и характером работ и получить разрешение непосредственного руководителя работ на производство работ.

16. При проверке технического состояния трактора тракторист должен произвести его тщательный осмотр при неработающем двигателе, при этом особое внимание обратить на:

состояние тормозов;

надежность действия всех механизмов управления;

состояние ходовой части – крепление колес, катков и ленты гусеничного хода;

уровень масла, топлива и наличие охлаждающей жидкости в системе охлаждения (при необходимости – долить);

отсутствие течи масла и топлива из системы смазки и топливопроводов;

состояние осветительных приборов, средств сигнализации;

наличие и исправность ограждений движущихся, вращающихся частей;

изоляцию электропроводов и надежность контактов – во избежание важного пожара от искрения неисправных контактов;

отсутствие на вращающихся частях посторонних предметов;

надежность крепления всех узлов трактора;

состояние тягово-сцепных устройств;

исправность навесного оборудования (при его наличии).

17. Работа двигателя и всех механизмов трактора должна быть проверена на холостом ходу.

18. Если при осмотре и опробовании трактора не было обнаружено неисправностей или они были устранены трактористом, трактор может быть пущен в работу.

Глава 3. Требования по охране труда при выполнении работы

19. Приступая к работе, тракторист должен:

убедиться, что все рычаги управления находятся в нейтральном положении;

осмотреть место работы и убедиться в отсутствии в зоне работ открытых траншей подземных коммуникаций (газопроводы электрокабель, кабели связи и др.), наземных постоянных и временных сетей электропередач;

убедиться в отсутствии людей в непосредственной близости от трактора;

подать звуковой сигнал и, выдержав паузу не менее 30 с, пустить трактор в работу.

20. При пуске двигателя необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

в случае ручного пуска пускового двигателя завести узел пускового шнура в паз на маховике пускового двигателя и намотать шнурка канавку маховика по направлению часовой стрелки, затем резким рынком потянуть на себя конец шнура за ручку, взяв ее пальцами руки с одной стороны без обхвата. Запрещается: наматывать шнур на руку, так как при обратном вращении маховика шнуром может повредить руку; стоять в плоскости вращения маховика при работе пускового двигателя;

при запуске пускового двигателя пусковой рукояткой держать ее так, чтобы все пальцы были с одной стороны рукоятки. При удержании рукоятки в обхват можно получить травму.

21. Во время работы трактора тракторист должен:

при подъезде к прицепному оборудованию следить за тем, чтобы между ним и трактором никого не было;

подъезжать на тракторе к прицепному оборудованию (транспортным средствам) для их прицепки плавно на возможно малой скорости;

сцепку выполнять без посторонней помощи, используя инвентарную подставку;

прицепку (отцепку) прицепного оборудования к трактору производить только при заглушенном двигателе;

следить за состоянием трактора, навесного или прицепного оборудования. При возникновении перебоев в работе двигателя, шума или стука, обнаружении других неисправностей необходимо заглушить двигатель, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение и принять меры к устранению неисправностей;

не допускать нагрузок, опасных для прочности узлов и устойчивости трактора;

при работе на склонах проявлять особую осторожность. Уклоны на подъемах и спусках не должны превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации;

не производить изменение колеи трактора на спусках и подъемах, а также в глубокой колее;

ослаблять зимой во время работы натяжение гусеничных лент трактора;

при продольном движении трактора по свеженасыпанному грунту во избежание сползания под откос не приближаться к бровке ближе, чем на 1 м;

приступать к работе, не связанной непосредственно с работой экскаватора или крана, только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором должна выполняться работа.

22. При кратковременной остановке трактора следует перевести двигатель на малые обороты, рычаг переключения передач – в нейтральное положение.

23. При длительных стоянках и технических перерывах навесное оборудование необходимо опускать на землю.

24. Трактористу запрещается:

передавать управление трактором другим лицам;

оставлять без присмотра трактор с работающим двигателем; перевозить в кабине трактора посторонних лиц (если это запрещено заводом-изготовителем) и использовать навесное оборудование для перевозки людей и грузов;

выходить из кабины во время его движения; находиться во время грозы в кабине трактора, под трактором, прицепным или навесным оборудованием, а также прислоняться к ним.

25. При буксировании необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

буксировать и вытаскивать трактором застрявшие машины и механизмы с помощью жесткого буксира длиной 4 м., без рывков и под руководством руководителя работ или мастера. Если вместо жесткого буксира применяется стальной канат длиной 4-6 метров, то заднее стекло кабины трактора необходимо защитить решеткой;

буксировку тракторов производить с помощью тракторов, мощностью равной или превышающей мощность буксируемой машины;

при совместной работе двух и более тракторов расстояние между тракторами должно быть не менее 2 метров.

26. При использовании трактора на транспортных работах необходимо:

установить колеса трактора на максимальную ширину колеи;

определить количество прицепов в тракторном поезде исходя из тяговой мощности трактора и дорожных условий;

убедиться в исправности тракторного прицепа. Платформа прицепа не должна иметь поломанных брусьев и досок; состояние бортов должно исключать возможность выпадения груза при движении; боковые и задние борта должны быть на прочных петлях и иметь запоры, исключающие возможность самопроизвольного открывания;

транспортные прицепы надежно сцепить с буксирным устройством трактора и, кроме того, соединить страхующих тросом;

сблокировать педали тормозов и при необходимости отрегулировать тормоза на одновременность действия;

проверить затяжку гаек крепления дисков передних и задних колес;

убедиться в наличии и исправности стоп-сигнала, указателя поворота номерных знаков на тракторе и прицепе;

убедиться в исправности тормозов прицепа . Тракторные прицепы должны иметь тормоза, управляемые из кабины трактора и обеспечивающие: торможение прицепа на ходу; включение тормоза при отрыве прицепа от трактора; удержание прицепа во время стоянки на склонах и предупреждение толкающего действия прицепа на трактор при резком изменении скорости движения или движения под уклон;

проверить работу тормозов тракторного поезда в движении.

27.. Перед выездом тракторного поезда тракторист должен ознакомиться с особенностями маршрута, связанными с дорожными и погодными условиями.

28.Во время погрузочно-разгрузочных работ трактористу запрещается:

находиться в кабине трактора, на прицепе при погрузке груза механизированным способом;

находиться в зоне возможного падения груза.

29. Грузы, перевозимые на тракторных прицепах, должны быть надежно укреплены во избежание их смещения и возможного падения при перевозке.

Навалочный груз не должен возвышаться над бортами тракторного прицепа (стандартными или наращенными) и должен располагаться равномерно по всей площади прицепа.

30. Перевозку труб и секций тракторным поездом следует осуществлять с соблюдением следующих требований:

трубы и секции должны быть надежно укреплены на тракторном поезде;

передние и задние концы секций должны быть закреплены ограничителями против продольного смещения и закрыты пробками от засорения труб грязью или снегом;

передние подсанки должны быть соединены с трактором жесткой тягой (дышлом); передние и задние подсанки разрешается соединять между собой как жесткой, так и гибкой тягой;

трубы или секции при развозке вдоль трассы следует укладывать на расстоянии не менее 1,5 м от бровки траншеи;

люди не должны приближаться к движущемуся тракторному поезду ближе, чем на 2 м;

при движении трактора в пределах трассы с высокой травой, кустарником и другой растительностью во избежание наезда на людей необходимо подавать сигнал.

31. Скорость и порядок движения тракторных поездов на дорогах карьера устанавливаются администрацией предприятия с учётом местных условий, качества дорог и состояния транспортных средств. Работая в карьере, обязаны соблюдать установленную скорость и порядок движения, согласно разработанной и вывешенной на видном месте схеме:

при погрузке тракторов экскаваторами должны выполняться следующие условия: ожидающий погрузки трактор должен находиться за пределами радиуса действия экскаваторного ковша плюс 5м и становиться под погрузку только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

находящийся под погрузкой трактор должен быть заторможен и поставлен на ручной тормоз с включенной скоростью;

погрузка в кузов должна производиться только сбоку и сзади;

перенос экскаваторного ковша над кабиной трактора запрещается;

находящийся под погрузкой трактор должен быть в пределах видимости машиниста;

нагруженный трактор должен начинать движение только после разрешающего сигнала машиниста экскаватора;

при погрузке в подвижной состав машинистом экскаватора должны подаваться сигналы:

«стоп» — один короткий;

разрешающий подачу транспортного средства под погрузку, начало погрузки – два коротких;

об окончании погрузки и разрешение отъезда транспортного средства – один продолжительный.

Таблица должна быть вывешена на платформе,

32. При использовании трактора на транспортных работах запрещается:

перевозить людей на прицепах и полуприцепах;

езда накатом на тракторе с прицепом (выключение муфты сцепления или коробки передач), особенно при спусках;

работа с прицепами, необорудованными автономными тормозами. Если конструкцией прицепа не предусмотрены тормоза, то прицеп должен быть обеспечен тормозными башмаками. Агрегатировать такой прицеп разрешается только с гусеничным трактором;

производить расцепку-сцепку при движении трактора;

при движении трактора переходить на прицеп и обратно.

33. Передвижение трактора на производственной территории должно осуществляться согласно установленным на видных местах схемам движения.

34. При движении трактора в населенных пунктах и по автомобильным дорогам тракторист должен соблюдать “Правила дорожного движения”.

Запрещается движение на машинах на гусеничном ходу или с металлическими шипами по автомобильным дорогам общего пользования с усовершенствован покрытием.

35. Переезд трактора через железнодорожные пути должен производиться по специально построенным переездам, исключающим возможность повреждения железнодорожного полотна. После проезда неохраняемого переезда тракторист обязан остановить трактор и убедиться в исправном состоянии железнодорожного пути на переезде в отсутствии на рельсах посторонних предметов, торфа или грязи.

36. При проезде по обочинам дорог и оврагов тракторист не должен наезжать на кустарники, копны сена во избежание наезда на случайно оказавшихся там людей.

37. Канавы, бугры и другие препятствия необходимо преодолевать под углом, на малой скорости, избегая резких толчков и больших кренов трактора (особенно с навесным оборудованием).

38. Переезжать реку вброд разрешается только в местах с каменным песчаным дном и в том случае, если уровень воды в месте переезда не превышает верхнего полотна гусеницы или оси задних колес колесного трактора.

Движение необходимо производить на первой скорости без остановок и поворотов.

39. При проездах на тракторе вдоль осушительной сети и выработанных карьеров запрещается приближаться на расстояние от края гусеницы менее 1 м к картовому каналу и менее 2 м к валовому или коллекторному каналам, и выработанному карьеру.

40. Переезд трактора через каналы разрешается только по мостам, ширина и грузоподъемность которых равна или больше соответственно ширины и массы трактора и навесного оборудования.

41. Передвигаться по заснеженной дороге в зимнее время следует на 1 или 2 скорости, что увеличивает сцепление с дорогой.

42. Передвижение трактора по автомобильным дорогам под действующими линиями электропередачи допускается при условии, если расстояние по вертикали между нижними проводами и самой верхней частью трактора (прицепа с грузом) будет не менее указанных:

Напряжение воздушной линии, кВ до 20 35-110 150 220 330 500

Наименьшее расстояние, м 2,5 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5

Передвижение трактора вне дорог под действующими линиями электропередачи разрешается, если габариты трактора или тракторного поезда с грузом имеют высоту от отметки земли не более 3,5 м.

43. При переезде трактора с одного объекта (участка) на другой тракторист должен следовать по маршруту, указанному непосредственным руководителем работ.

Навесное оборудование должно быть поднято в транспортное положение и надежно зафиксировано.

44. Техническое обслуживание трактора необходимо проводить на специально отведенной ровной горизонтальной площадке, свободной от посторонних предметов.

45. При проведении технического обслуживания тракторист должен соблюдать следующие требования безопасности:

техническое обслуживание проводить при неработающем двигателе, кроме случаев, которые предусмотрены инструкцией завода-изготовителя;

не допускать нахождения посторонних лиц на тракторе и возле него;

применять исправный ручной инструмент и приспособления;

во время работы не оставлять инструмент на гусеницах;

при мойке и очистке трактора не допускать слива отработанного масла, рабочих жидкостей и других нефтепродуктов на площадку (землю);

производить смазку механизмов трактора согласно указаниям инструкции завода-изготовителя;

при замене или доливке масел и жидкостей в агрегаты сливные и заливные пробки отвертывать и завертывать только предназначенным для этой цели инструментом;

применять гаечные ключи, соответствующие размеру гаек. Запрещается отворачивать гайки с помощью зубила и молотка;

во избежание ожогов рук и лица горячей водой и паром открывать пробку радиатора на горячем двигателе осторожно, после некоторого охлаждения жидкости в радиаторе, надев рукавицы или накрыв тряпкой (ветошь), и держать лицо сбоку от направления ветра;

осмотр аккумуляторных батарей производить осторожно, так как электролит, попадая на кожу, вызывает ожоги.

46. При применении этилированного бензина необходимо соблюдать особую осторожность, так как несоблюдение правил обращения с ним приводит к острому и хроническому отравлению организма. Нельзя допускать засасывания этилированного бензина через шланг ртом. При заправке следует применять заправочные средства, исключающие протекание и проливание бензина, при этом надо пользоваться резиновыми перчатками и находиться с наветренной стороны во избежание попадания паров бензина в дыхательные органы.

47. При использовании в качестве охлаждающей жидкости антифриза необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

необходимо проверить, нет ли в системе охлаждения течи, и при наличии – устранить ее;

заправку системы охлаждения двигателя антифризом следует производить только при помощи специально предназначенной для этой цели посуды (ведра с носиком, бачки, воронки);

на таре из-под антифриза, заполненной или порожней, должна быть нанесена надпись “ЯД”;

при заправке антифризом необходимо применять меры, исключающие попадание в. него нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и т.п.), так как они во время работы приводят к вспениванию антифриза;

при заливке антифриза необходимо становиться так, чтобы пары и брызги относились в сторону;

во избежание отравления запрещается перелив антифриза через шланг путем засасывания антифриза ртом;

после каждой операции с антифризом необходимо тщательно мыть руки водой с мылом;

запрещается применять тару из-под антифриза для перевозки и хранения пищевых продуктов.

48. Трактористу запрещается:

эксплуатировать трактор при наличии течи в топливных и масляных системах. При обнаружении течи следует немедленно остановить двигатель, устранить подтекание топлива и только после этого продолжать работу;

производить смазку, подтягивать резьбовые соединения, регулировать агрегаты, узлы и механизмы, навешивание оборудования при работающем двигателе;

регулировать подъем и опускание рабочих элементов при включенном вале отбора мощности;

пользоваться открытым огнем при осмотре топливных баков, проверке уровня электролита в банках аккумуляторов;

заправлять трактор горючим при нагретом двигателе до его охлаждения;

во время заправки трактора горючим курить и пользоваться открытым огнем;

оставлять в кабине загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы (ветошь, концы и т.п.).

Глава 4. Требования по охране труда по окончании работы

49. По окончании работы тракторист обязан:

поставить трактор в отведенное для стоянки место;

выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

очистить трактор от грязи, вытекшей смазки и осмотреть все механизмы трактора;

сообщить непосредственному руководителю работ или лицу, ответственному за исправное состояние трактора, обо всех неполадках, выявленных при проведении работ;

привести в порядок рабочее место. Использованные обтирочные материалы отнести в отведенное для хранения место;

снять спецодежду в специально отведенном месте.

Глава 5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях

50. При возникновении пожара вблизи места производства работ тракторист обязан:

вывести трактор в безопасное место (при необходимости);

остановить трактор, выключить двигатель, перекрыть подачу топлива;

поставить рычаги управления в нейтральное положение;

принять меры по ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения. Воспламенившиеся горюче-смазочные материалы следует тушить огнетушителем, забрасывать песком, землей или прикрывать войлоком (брезентом и т.п.). Запрещается тушить горящее топливо водой. При воспламенении электропроводов тракторист должен принять меры к отключению их от источника тока и применить углекислотные или порошковые огнетушители;

сообщить о случившемся непосредственному руководителю работ;

если невозможно устранить пожар собственными силами, сообщить непосредственному руководителю работ и вызвать пожарную охрану.

51. При разрушении металлоконструкций, опрокидывании трактора тракторист обязан немедленно сообщить о случившемся руководителю работ и обеспечить сохранность обстановки аварии (несчастного случая), если это не представляет опасности для жизни и здоровья окружающих.

52. В случае ДТП тракторист обязан действовать в соответствии с «Правилами дорожного движения».

53. При несчастном случае (травмирование, ожог, отравление, внезапное заболевание ) тракторист обязан оказать доврачебную помощь пострадавшему.

Обращаем ваше внимание, что другие материалы по охране труда и аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях вы можете скачать в разделе «Охрана труда ».

. К управлению и обслуживанию колесных тракторов допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления трактором. Машинист-тракторист должен пройти обучение по охране труда и получить соответствующее удостоверение.

1.2 . Закрепление лиц за определенной машиной должно оформляться приказом по цеху или предприятию.

1.3 . Машинист должен знать Правила внутреннего распорядка предприятия и точно их выполнять.

1.4 . Машинист должен работать в спецодежде, спецобуви, которую ему выдает администрация предприятия.

1.5 . При движении колесных тракторов по дорогам общего пользования и лесовозным дорогам необходимо руководствоваться «Правилами дорожного движения», утвержденными МВД СССР.

2. Требования безопасности перед началом работы

2.1 . Перед началом работы машинист-тракторист обязан проверить техническую исправность:

ходовой части трактора и прицепного технологического оборудования;

рулевого управления и тормозного устройства;

приборов освещения и звукового сигнала.

2.2 . Полностью заправить трактор ГСМ, специальными и охлаждающими жидкостями.

2.3 . Перед запуском двигателя проверить рычаги управления трактором и технологическим оборудованием и убедиться в том, что они находятся в нейтральном положении, а гидросистема отключена.

2.4 . После запуска двигателя проверить работу машины и технологического оборудования на холостом ходу и убедиться в их исправности. Работа на неисправном тракторе не разрешается.

2.5 . Перед началом движения машинист должен убедиться в отсутствии людей вблизи машины и на пути движения, подать предупредительный сигнал и только после этого начинать движение.

3. Требования безопасности во время работы

3.1 . Подавая трактор задним ходом к прицепному оборудованию, необходимо двигаться на первой передаче заднего хода на малой частоте вращения коленчатого вала двигателя, держа правую ногу на педали подачи топлива, а левую - у педали слива в готовности остановить трактор в любой момент.

3.2 . Если тракторист не видит сближающиеся прицепные устройства, то его действиями должен руководить другой работник, находящийся вне пути движения трактора.

3.3 . Перед каждым входом в кабину трактора машинист должен тщательно очистить обувь от грязи во избежание падения с подножки и соскальзывания ног с педалей управления.

3.4 . Запрещается при движении трактора сходить и входить в кабину, стоять и сидеть на подножках, лестницах, крыльях, навесном технологическом оборудовании.

3.5 . При работающем двигателе запрещается выполнять ремонтные работы под трактором.

3.6 . Очищать технологическое оборудование от земли, снега, грязи, коры, щепы и т.д. следует при полной остановке трактора.

3.7 . При работе с навесным технологическим оборудованием следует выполнять следующие правила безопасности:

при развороте трактора следить за тем, чтобы технологическое оборудование вписывалось в габариты дороги;

не выполнять крутых поворотов на высших транспортных скоростях (под действием центробежных сил происходит опрокидывание);

не проводить регулировочные, очистные и другие работы под поднятым технологическим оборудованием (не исключен самопроизвольный переход гидросистемы в режим опускания);

при длительных переездах учитывать, что техническими условиями на изготовление трактора допускается усадка штоков гидроцилиндров до 30 мм за 30 минут. (Поэтому периодически контролировать и корректировать высоту подъема);

запрещается эксплуатировать прицепное технологическое оборудование с неисправными тормозами.

3.8 . Во время работы машинист обязан выполнять команду «стоп» независимо от того, кем она подана.

3.9 . Оставлять трактор без наблюдения при работающем двигателе запрещается.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях

4.1 . При показаниях приборов, оповещающих о недостаточном давлении масла в двигателе или повышенной температуре охлаждающей жидкости, необходимо немедленно остановить машину и выключить двигатель. Далее принять меры к устранению выявленных неисправностей:

после охлаждения двигателя измерить уровень масла, осмотреть систему маслопровода и устранить выявленные дефекты;

открыть крышку радиатора без резкого ее откручивания, остерегаясь сильного выхода горячих паров (руки должны быть защищены рукавицами), и залить охлаждающую жидкость.

При необходимости устранения возникшей неисправности в процессе работы и проведения технического обслуживания тракторист-машинист обязан выключить двигатель машины.

4.2 . При вынужденной остановке тягача на дороге (по причине неисправности) тракторист-машинист обязан выставить сзади трактора знак аварийной остановки и принять меры к устранению неисправности, а в необходимых случаях прибегнуть к помощи других водителей, и, если неисправность устранить не удалось, следовать в гараж с соблюдением мер предосторожности. В случаях, когда не работают тормоза, поврежден карданный вал, неисправно тягово-сцепное устройство, а также в случае съезда трактора с колейного покрытия или в кювет и невозможности самостоятельно выехать тракторист-машинист должен довести об этом до сведения механика или руководителя работ.

4.3 . Тракторист-машинист обязан выполнять принятое решение механика (руководителя работ) относительно разгрузки трактора и дальнейшей его буксировки или его буксировки в груженом состоянии на небольшое расстояние до момента выхода трактора на лесовозную дорогу.

Запрещается использовать в качестве буксира груженый лесовозный автопоезд, а также буксировать неисправный груженый трактор.

4.4 . Не разрешается производить сцепку и находиться между сцепляемыми транспортными средствами до полной их остановки,

4.5 . При дорожно-транспортном происшествии тракторист-машинист, причастный к нему, обязан:

без промедления остановиться и не трогать с места трактор, а также другие предметы, имеющие отношение к происшествию;

если невозможно движение транспортных средств, освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав положение трактора и относящихся к дорожно-транспортному происшествию предметов и следов;

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

1. К самостоятельной работе в качестве тракториста допускаются лица мужского пола не моложе 18 лет и прошедшие:

соответствующую профессиональную подготовку, в том числе по вопросам охраны труда, имеющие удостоверение на право управления трактором соответствующей категории;

медицинский осмотр и признанные годными по состоянию здоровья для управления трактором;

вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Вновь принятые на работу трактористы проходят стажировку в количестве не менее 5 смен с последующей проверкой знаний на допуск к самостоятельной работе.

2. Тракторист обязан:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

соблюдать правила дорожного движения;

ежегодно проходить проверку знаний по охране труда;

выполнять только ту работу, которая поручена непосредственным руководителем работ;

знать и совершенствовать методы безопасной работы;

соблюдать технологию производства работ, применять способы, обеспечивающие безопасность труда, установленные в инструкциях по охране труда, проектах производства работ, технологических картах, инструкциях по эксплуатации;

содержать рабочее место в соответствии с требованиями охраны труда;

использовать инструмент, приспособления, инвентарь и средства индивидуальной защиты по назначению, об их неисправностях сообщать руководителю работ;

знать местонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

пройти соответствующую теоретическую и практическую подготовку и уметь оказывать доврачебную медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях и дорожно-транспортных происшествиях;

при необходимости обеспечить доставку (сопровождение) потерпевшего в лечебное учреждение;

в соответствии с характером выполняемой работы правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия или неисправности уведомить об этом непосредственного руководителя;

соблюдать правила личной гигиены;

применять средства индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой работы согласно Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом автомобильных транспортных средств, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием автомобильных дорог (постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.12.2005 № 166):

Наименование средств индивидуальной защиты

Классификация (маркировка) средств индивидуальной защиты по защитным свойствам

Срок носки в месяцах

Костюм хлопчатобумажный

ЗМи

Головной убор из хлопчатобумажной ткани

Ботинки кожаные (сапоги кирзовые)

Ми

Рукавицы комбинированные

Ми

До износа

Зимой дополнительно:

костюм для защиты от пониженных температур из хлопчатобумажной ткани

Тн

сапоги кирзовые утепленные на резиновой подошве

СлТн30

3. На тракториста могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы, перемещаемые машинами изделия, конструкции и материалы;

опасные зоны (вблизи котлованов, траншей и других перепадов по высоте, мест, над которыми происходит перемещение грузов грузоподъемными кранами);

повышенная загазованность, запыленность и влажность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем месте;

повышенный уровень шума и вибрации;

недостаточная видимость рабочей зоны из кабины тракториста;

обрушение грунта;

острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях инструментов и оборудования;

физические и нервно-психические перегрузки.

4. Трактористу запрещается:

появляться и находиться на территории организации в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, с остаточными явлениями опьянения;

управлять трактором в болезненном состоянии, при переутомлении, алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении, с остаточными явлениями опьянения;

распивать спиртные напитки, употреблять токсические или наркотические вещества в рейсе, в местах отдыха и работы на трассе;

осуществлять пуск двигателя путем буксировки трактора;

приступать к работе при подтекании топлива в системе питания и масла в системе смазки и гидравлики;

управлять трактором в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление трактором лицу, находящемуся в таком состоянии;

использовать трактор в личных целях;

управлять не закрепленным за трактористом трактором;

отдыхать и спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на длительных стоянках;

при продувке системы питания или переливании топлива засасывать его ртом;

хранить в кабине трактора топливо и другие легковоспламеняющиеся жидкости, промасленный обтирочный материал;

покидать свое место или оставлять трактор, если не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение трактора;

мыть руки в бензине, керосине, других горюче-смазочных материалах и вытирать их загрязненной ветошью.

5. Курить разрешается только в специально отведенных для этого местах, не допускается курение в неустановленных местах и пользование открытым огнем в местах, где производится заправка транспортных средств топливом и маслом.

6. Закрепление трактора за трактористом оформляется приказом руководителя организации.

7. Трактор должен использоваться согласно технологической документации на производство работ (проекты производства работ, технологические карты), в которой указаны меры и приемы безопасности.

8. Не допускается использовать трактор без технологической документации и принятых мер защиты в экстремальных условиях: с пересекающимися рабочими зонами, вблизи выемок (котлованов, траншей, канав), на уклоне местности.

9. Работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов, нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под напряжением, проводятся при наличии письменного разрешения организаций, эксплуатирующих эти подземные коммуникации, и под наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению должен быть приложен план с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций.

10. Внесение изменений в конструкцию трактора (агрегатируемой с ним машины) должно производиться по проекту и техническим условиям, разработанным организацией - изготовителем трактора (агрегатируемой с ним машины) или специализированной организацией, имеющей лицензию на проектирование.

11. Для сифонирования и продувки системы питания нужно пользоваться специальными приспособлениями (насосами). Засасывать топливо и продувать систему питания ртом не допускается.

12. В случае проезда под мостами и тоннелями необходимо проверить соответствие допустимых размеров проезда габаритам данного типа тракторов.

13. О случаях травмирования незамедлительно сообщить руководителю работ или диспетчеру.

14. Тракторист, не выполняющий требования настоящей инструкции, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

15. Перед началом работы необходимо:

надеть спецодежду и спецобувь;

получить задание у руководителя работ, ознакомиться под роспись с проектом производства работ или технологической картой;

проверить наличие в кабине трактора огнетушителя с опломбированной запорной арматурой (порошкового ручного вместимостью не менее 5 л), аптечки первой медицинской помощи, не менее чем двух противооткатных упоров, знака аварийной остановки или мигающего красного фонаря;

тщательно осмотреть узлы и агрегаты трактора, проверить тормоза и действие рычагов управления, звуковую сигнализацию, заправку водой и топливом, наружное освещение, после чего запустить двигатель вхолостую на 3-5 минут и только после этого приступать к работе;

по прибытии на объект ознакомиться с фронтом работ, технологией рабочего процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы;

определить рабочую зону трактора, границы опасной зоны, средства связи тракториста с рабочими, обслуживающими трактор, и машинистами других машин. В зоне работы трактора должны быть установлены знаки безопасности и предупредительные надписи. Рабочая зона трактора в темное время суток должна быть освещена.

16. Перед пуском двигателя затормозить трактор стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

17. Не допускается выезд на линию при неисправности рулевого управления, тормозов, стеклоочистителя, систем освещения и сигнализации.

18. При обнаружении неисправности в ограждениях, ненадежности крепления грунта, обвалов, трещин в грунте, наличии обнажившихся на откосах валунов, глыб, камней, находящихся в неустойчивом состоянии, и других опасных явлений необходимо сообщить об этом руководителю работ.

3. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТЫ

19. Перед запуском двигателя рычаг коробки переключения передач установить в нейтральное положение. Муфта сцепления должна быть выключена.

20. Во время запуска двигателя не допускается нахождение людей под трактором и под агрегатируемой с ним машиной, сзади и впереди от них, а также между трактором и агрегатируемой с ним машиной. Перед началом движения подать сигнал и только после этого начать движение.

21. При запуске карбюраторного пускового двигателя не разрешается брать пусковую рукоятку в обхват, все пальцы руки должны быть с одной стороны рукоятки. Во избежание удара по руке рукоятка должна двигаться (под действием пружины) свободно.

22. Передвижение трактора под проводами действующих линий электропередачи допускается при условии, если расстояние по вертикали между нижними проводами и самой верхней частью трактора будет составлять не менее 2 м при напряжении проводов до 20 кВ и 4 м - при напряжении до 35 кВ.

23. В радиусе действия грузоподъемных устройств работа трактора не допускается.

24. Сцепка трактора с прицепным механизмом должна быть жесткой и иметь страховочный трос. Шкворень при жесткой сцепке, рассчитанный на срез при максимальном тяговом усилии, должен быть зашплинтован.

25. При сцепке трактора и агрегата с гидроприводом между агрегатом с гидроприводом и тягачом должен быть предохранительный канат, длина которого меньше, чем длина гибких шлангов гидросистемы.

26. Подготовку к сцепке трактора с прицепным механизмом следует производить на самых малых оборотах двигателя и самой низшей передаче. Тракторист обязан следить за сигналами рабочих, выполняющих сцепку, не допуская резких рывков трактора.

27. Тракторист может подъезжать к экскаватору или грузоподъемному крану только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела грузоподъемного крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором выполняется работа.

Во время погрузки трактористу запрещается находиться в кабине трактора и в зоне действия экскаватора или грузоподъемного крана.

28. После осуществления погрузки тракторист может подходить к трактору и начинать движение только после того, как ковш экскаватора будет опущен на землю, а стрела грузоподъемного крана повернута в противоположную сторону по отношению к участку, на котором выполняется работа.

29. При продольном движении трактора по свеженасыпанному грунту во избежание сползания в откос не разрешается приближаться к бровке ближе чем на 1 м.

30. Во время работы трактора не разрешается:

находиться в зоне действия трактора посторонним лицам;

отцеплять прицепной механизм до полной остановки трактора;

оставлять трактор с работающим двигателем без присмотра;

производить смазку, крепление и регулировочные работы при работающем двигателе;

работать неисправным инструментом;

запрещается выполнять любые виды ремонтных работ гидросистемы, находящейся под давлением.

31. При работе, транспортировании, перетаскивании двумя и более тракторами расстояние между ними должно быть не менее 2 м.

32. Подъем и спуск тракторов на местности, угол наклона которой более установленного паспортными данными завода-изготовителя, не допускаются. При кратковременной остановке трактора следует выключить муфту сцепления, а также перевести двигатель на малые обороты, рычаг коробки переключения передач - в нейтральное положение, затормозить трактор стояночным тормозом.

33. Во время движения трактора не допускается сходить с площадки управления и входить на нее, регулировать двигатель, смазывать и крепить узлы трактора. Смазку, крепление и регулировку следует производить при выключенном двигателе трактора.

34. Чистить, смазывать и ремонтировать трактор необходимо только после его полной остановки (при выключенном двигателе), при этом должна исключаться возможность его запуска.

35. Не допускается находиться под трактором (механизмами) при работающем двигателе.

36. Буксировать и вытаскивать трактором застрявшие машины и механизмы разрешается с помощью жесткого буксира, без рывков и под руководством производителя работ или мастера.

37. Если вместо жесткого буксира применяется стальной канат, то заднее стекло кабины трактора необходимо защитить решеткой.

38. В целях недопущения опрокидывания трактора переезжать через канавы или кюветы следует на первой передаче.

39. В холодное время года во время работы натяжение гусеничных лент трактора необходимо ослаблять.

40. При транспортировании трактора на трейлере под гусеницы или колеса необходимо положить тормозные башмаки, трактор прикрепить к платформе с помощью растяжек.

41. Оставлять без надзора трактор с работающим (включенным) двигателем не допускается. При перерыве в работе должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное перемещение и включение, опрокидывание трактора под действием ветра, при наличии уклона местности, вследствие деформации грунта и оползня.

42. Заправка трактора горюче-смазочными материалами осуществляется на специально оборудованных площадках.

При заправке трактора горюче-смазочными материалами необходимо принять меры против его пролива на пол (землю). Если это произошло, то загрязненный участок посыпают песком (опилками), который затем собирается и утилизируется.

Заправка трактора топливом осуществляется с помощью топливораздаточного крана с рукавом.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ

43. По окончании работы необходимо:

поставить трактор в отведенное место, выключить двигатель и перекрыть подачу топлива, затормозить трактор стояночным тормозом;

выполнить работы по ежесменному техническому обслуживанию трактора;

убрать в ящик инструмент и обтирочные материалы;

в холодное время года спустить из радиатора и трубопровода воду, дать двигателю проработать несколько минут, чтобы удалить остатки воды из системы охлаждения;

сообщить руководителю работ или ответственному за исправное состояние трактора обо всех неполадках, возникших во время работы.

44. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

5. ТРЕБОВАНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

45. Прекратить работу при возникновении ситуаций, которые могут привести к аварии или несчастным случаям.

46. При возникновении пожара или загорания тракторист обязан:

немедленно сообщить о пожаре в пожарную службу по телефону 101 и руководителю объекта;

принять меры по обеспечению безопасности;

приступить к тушению пожара с помощью имеющихся на тракторе первичных средств пожаротушения.

47. При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт запрещается.

48. Если движение трактора с техническими неисправностями не запрещено правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.

49. При невозможности движения сообщить в организацию, которой принадлежит трактор, или в ближайшую аварийно-техническую службу.

50. При появлении во время движения запаха топлива немедленно остановить трактор, выявить причину появления запаха и устранить ее.

51. При возникновении пожара на тракторе немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить массу, перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью огнетушителя.

52. В случае возникновения пожара в зоне стоянки транспортных средств или на территории организации эвакуировать трактор в соответствии с разработанным планом эвакуации.

53. При несчастном случае следует немедленно принять необходимые меры по предотвращению воздействия на потерпевшего (потерпевших) травмирующих факторов, оказанию доврачебной медицинской помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего (потерпевших) в организацию здравоохранения. О случившемся тракторист должен немедленно сообщить непосредственному руководителю.

54. Тракторист, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:

немедленно остановиться и остаться на месте дорожно-транспортного происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий установленным требованиям, а если это невозможно - любым иным доступным способом предупредить остальных участников дорожного движения о дорожно-транспортном происшествии. В темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки может быть выставлен мигающий красный фонарь;

принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему (потерпевшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно - доставить потерпевшего (потерпевших) на попутном транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение;

сообщить в Государственную автомобильную инспекцию о дорожно-транспортном происшествии;

предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, в случае необходимости освобождения проезжей части дороги;

записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в органы милиции и ожидать прибытия работников Государственной автомобильной инспекции;

принять все возможные меры к сохранению следов дорожно-транспортного происшествия, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.

Трактористу, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается:

перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;

употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения, находится ли тракторист в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ.

Охрана труда при работе на тракторе


Работать трактористом разрешается только лицам, достигшим 17-летнего возраста, прошедшим медицинский осмотр, специальное обучение и получившим удостоверение на право управления трактором.

Все трактористы-машинисты должны периодически проходить медицинские осмотры и инструктажи по технике безопасности.

Состояние тракториста во время работы оказывает серьезное влияние на ее результат и безопасность. Часто возникает необходимость в самый короткий срок принять решение для выполнения той или иной операции в сложившейся обстановке. От правильного выбора этого решения порой зависит безопасность самого тракториста и людей, оказавшихся в данный момент в непосредственной близости от трактора.

На функциональное состояние тракториста (насколько он быстро и правильно отреагирует в сложной производственной ситуации) оказывают влияние многие факторы: плохой или недостаточный по продолжительности сон, общее состояние здоровья, прием медикаментов, употребление алкоголя и др. Особенно опасно принимать перед работой или во время работы алкоголь. Алкоголь, как и всякий другой наркотик, действует на центральную нервную систему человека и в первую очередь на кору головного мозга, угнетая его деятельность. Человек под влиянием алкоголя теряет способность контролировать свои поступки и правильно оценивать окружающую обстановку.

Учитывая особую опасность управления транспортными средствами, к которым относится и трактор в состоянии опьянения, Президиум Верховного Совета РСФСР издал Указ «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». В этом Указе предусмотрено, что за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, налагается штраф в размере ста рублей или лишение права на управление транспортным средством на срок от одного года до трех лет. Если таких нарушений было два в течение одного года, то водитель (тракторист) попадает под уголовную ответственность и наказывается лишением свободы до одного года или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере трехсот рублей с лишением права управления транспортным средством на срок от трех до пяти лет.

Те же действия, совершенные лицом, ранее судимым за аналогичное преступление, влекут за собой лишение свободы до трех лет с лишением прав на управление транспортными средствами на срок до пяти лет.

Одежда тракториста и головной убор должны быть чистыми, хорошо подогнанными по размеру и росту, не иметь развевающихся и свисающих концов. Одежда не должна стеснять движений тракториста и должна обеспечивать тепловой режим тела, соответствующий температуре окружающего воздуха. Обувь должна быть с жесткой подметкой и низким каблуком.

Техническое состояние трактора и его влияние на безопасность работы. Безопасность работы на тракторе в значительной степени зависит от технического состояния его механизмов и отдельных устройств. Своевременное и тщательное проведение технического обслуживания трактора повышает условия безопасной работы на нем.

Причинами несчастного случая и аварии во время работы трактора могут быть нарушения регулировки и неисправность механизмов управления поворотом, тормозов, ходовой части, электрооборудования и др. Поэтому согласно существующим правилам к работе допускается только полностью исправный трактор.

Проведение технического обслуживания. Место, где проводится техническое обслуживание, должно быть чистым, с плотным полом и иметь хорошее освещение и вентиляцию, а в зимнее время и нормальную температуру воздуха.

Особую опасность для здоровья человека представляют соединения окиси углерода и окиси азота, содер-жашиеся в отработавших газах двигателя. Поэтому работа двигателя трактора в закрытом помещении совершенно недопустима.

Нельзя использовать для мойки деталей этилированный бензин, так как он содержит свинец, который, постепенно накапливаясь в организме человека, приводит к тяжелой болезни.

При работе с гаечными ключами следует применять только такие, которые по своему размеру подходят под размер отвертываемых гаек или винтов. Нельзя применять какие-либо подкладки или усилители к ключам.

Ручки ключей и другого инструмента должны быть гладкими, чистыми, без трещин и заусенцев.

Движение руки с ключом при затяжке гаек должно иметь направление «на себя», а не «от себя», иначе при срыве ключа с гайкой возможно травмирование руки.


Top