Что есть трудовое законодательство? Что гарантируют работникам и работодателям трудовые права? Что включает в трудовое законодательство

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Вопрос 13. Понятие трудового права.

Трудовое право - одна из ведущих отраслей права Российской Федерации. Предметом трудового права являются трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения. При этом под трудовыми отношениями законодатель понимает отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. С точки зрения трудового права трудовые отношения - это отношения между наемным работником и работодателем, заключившими между собой трудовой договор. Действие трудового законодательства распространяется на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. При этом его целями являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей

Трудовое право -это одна из ведущих отраслей права Российской Федерации, представляющая собой систему норм права, регулирующих трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения в целях установления государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создания благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Основные права и обязанности работника и работодателя закреплены в ст. 21 и 22 ТК РФ. В частности, работник имеет право на:

Заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке, установленном Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

Рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы и т. д.

В то же время работник обязан:

Добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

Соблюдать трудовую дисциплину;

Выполнять иные требования, предусмотренные трудовым законодательством.

Работодатель имеет право:

Заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, предусмотренных трудовым законодательством;


Вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;

Поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

Требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;

Привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством.

В то же время работодатель обязан:

Соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;

Обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;

Обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

Выполнять иные требования, предусмотренные трудовым законодательством и т. д.

В любом случае необходимой предпосылкой участия в трудовом правоотношении является трудовая правосубъектность, включающая в себя трудовую правоспособность и трудовую дееспособность. Трудовая правоспособность - это способность иметь субъективные трудовые права и нести трудовые обязанности, а трудовая дееспособность - это способность своими действиями приобретать и осуществлять трудовые права, приобретать и осуществлять трудовые обязанности.

Как уже говорилось, одним из основных институтов трудового права является институт занятости и трудоустройства. Значение данного института обусловлено тем, что вопросы занятости и трудоустройства - и прежде всего проблема безработицы -являются актуальными (в большей или меньшей степени) практически для всех государств современности.

Рост безработицы ведет к недоиспользованию трудового потенциала страны, снижению доходов населения, усилению социальной напряженности. Массовая безработица может привести к серьезным социальным взрывам и политическим потрясениям.

Поэтому любое государство в целях обеспечения социальной и политической стабильности стремится поддерживать полную занятость населения и предусматривает меры поддержки граждан, временно являющихся безработными.

В нашей стране основным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере занятости и трудоустройства является Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»

Свою политику в сфере занятости и трудоустройства государство осуществляет посредством системы специальных органов - государственных органов занятости населения. В эту систему входят Федеральная служба занятости населения, соответствующие органы субъектов РФ, государственные учреждения службы занятости на местах (в городах и районах) -центры занятости населения.

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

Анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения);

Информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

Регистрация безработных граждан;

Назначение и выплата пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании;

Ряд других функций, возложенных на них законодательством.

При этом все услуги, оказываемые государственными органами занятости гражданам по трудоустройству, являются бесплатными.

Для осуществления своих функций государственные органы занятости наделены определенными правами. В частности, они вправе запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти и работодателей информацию, связанную с занятостью населения, а также другие материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию.

Под занятостью в трудовом законодательстве понимается деятельность

граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Различные виды такой деятель-

ности рассматриваются как формы занятости.

В соответствии с Законом о занятости занятыми считаются граждане:

Работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а

также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных;

Занимающиеся предпринимательской деятельностью;

Занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

Выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским договорам;

Являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);

Избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

Проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

Проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и

других, включая обучение по направлению службы занятости населения;

Временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др.);

Являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением организаций, участники которых не имеют прав в отношении их имущества -общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми.

Однако следует иметь в виду, что незанятый гражданин и безработный - это, с точки зрения закона, не одно и тоже.

Безработным в соответствии с трудовым законодательством признается гражданин, если он:

Трудоспособен (при этом трудоспособными признаются мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 16 до 55 лет, если они не признаны в установленном по-

рядке инвалидами III или II степени ограничения способности к труду);

Не имеет работы и заработка (дохода);

Зарегистрирован в органах службы занятости по месту жительства в целях поиска подходящей работы;

Ищет работу и готов приступить к ней;

Не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;

Представил в орган службы занятости все необходимые документы - паспорт, трудовую книжку или документы, их заменяющие, документы, удостоверяющие его профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих про-

фессии (специальности) - паспорт и документ об образовании.

При наличии всех перечисленных условий орган службы занятости не позднее 11 дней со дня представления гражданином необходимых документов принимает решение о его признании безработным.

При этом считается, что гражданин является безработным не со дня принятия решения о признании его безработным, а со дня представления им всех необходимых документов.

в СССР отрасль советского социалистического права, регулирующая социалистические трудовые отношения, т. е. отношения, возникающие во всех случаях, когда член социалистического общества, реализуя свое право на труд и выполняя обязанность трудиться, поступает на работу в то или иное предприятие, учреждение или хозяйство (фабрика, завод, колхоз, промысловая артель и т. п.) и обязуется выполнять там определенную трудовую функцию, содействуя осуществлению задач, стоящих перед данным производственным коллективом.

В социалистическом обществе взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Трудовое отношение складывается и проявляет себя не только в процессе производства, но и в процессе распределения общественного продукта (получение работающим доли общественного продукта в качестве оплаты за труд). Будучи урегулировано Т. п., трудовое отношение становится правоотношением. Оно выступает как волевое отношение, содержание которого дано экономическим отношением, как совокупность взаимных прав и обязанностей сторон–самого работника и предприятия, учреждения или хозяйства, где он работает (обязанность выполнять соответствующую работу, соблюдая установленную меру труда; право получать определенное вознаграждение за свой труд и т. п.).

Советское Т. п. является одним из мощных средств, содействующих применению и использованию в интересах всего общества познанных экономических закономерностей общественного развития. В соответствии с требованиями основного экономического закона социализма правовое регулирование труда в СССР идет по линии неуклонного улучшения материально-бытового и культурного благосостояния трудящихся на основе повышения производительности труда, непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники.

В первую главную фазу развития советского социалистического государства служебная роль советского Т. п. состояла в содействии строительству и оформлению социалистического базиса, воспитанию новой, социалистической дисциплины труда на предприятиях обобществленного сектора народного хэ-зяйства, подъему производительности труда, улучшению материально-бытовых условий трудящихся.

Одновременно советское Т. п. первой главной фазы развития советского социалистического государства являлось одним из важнейших орудий проведения политики ограничения и вытеснения частно- капиталистических элементов и подготовки условий для полной их ликвидации.

Во второй главной фазе развития советского социалистического государства советское Т. п. содействует дальнейшему укреплению социалистического базиса, росту производительности труда, непрерывному росту и совершенствованию социалистического производства на базе новой техники, обеспечению народного хозяйства новыми кадрами и культурно-техническому подъему трудящихся, широкому развертыванию социалистического соревнования и дальнейшему укреплению социалистической трудовой дисциплины, воспитанию в широких массах трудящихся коммунистического отношения к труду и преодолению пережитков капитализма в сознании людей, последовательному внедрению социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству, дальнейшему облегчению и оздоровлению труда, обеспечению максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей трудящихся, осуществлению исторической задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму.

И. В. Сталин в труде «Экономические проблемы социализма в СССР» указывал на три предварительных условия, осуществление которых необходимо для того, чтобы подготовить действительный переход к коммунизму. Во-первых, необходимо прочно обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимущественным ростом производства средств производства; во-вторых, необходимо путем постепенных переходов поднять колхозную собственность до уровня общенародной собственности, а товарное обращение тоже путем постепенных переходов заменить системой продуктообмена; в-третьих, необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития, чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь в силу существующего разделения труда к одной какой-либо профессии. Для достижения такого культурного роста нужно сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов, с тем, чтобы члены общества имели достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Далее, для этого необходимо ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества гмели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии. Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и особенно путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления.

Намеченная директивами XIX съезда партии программа развития нашей страны соответствует требованию основного экономического закона социализма и идет в направлении построения коммунистического общества.

Выполнение пятого пятилетнего плана будет крупным шагом вперед по пути развития от социализма к коммунизму. Советское правовое регулирование труда в наст, время направлено на максимальное содействие выполнению народнохозяйственных и культурных задач этого грандиозного плана.

Решение задач пятого пятилетнего плана требует всемерного укрепления и совершенствования социалистической организации труда, повышения его производительности на основе внедрения новейшей передовой техники, роста технической вооруженности и культурно-технического уровня трудящихся, сознательного отношения к труду и высокой трудовой дисциплины, развертывания массового социалистического соревнования, правильной расстановки и использования кадров по политическим и деловым признакам, неуклонного и последовательного применения социалистического принципа оплаты труда по его количеству и качеству.

Принципы социалистической организации труда получили свое правовое выражение и закрепление в Основном Законе Советского государства – в Конституции СССР. Основным принципом социалистической организации труда является принцип: «от каждого по его способности, каждому – по его труду». С этим основным принципом связан ряд других закрепленных в Конституции СССР принципов организация труда: всеобщая обязанность трудиться по способности согласно принципу: «кто не работает, тот не ест, право на труд, право на отдых, право на образование, право на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности.

Одним из важнейших принципов советского Т. п., как и всего советского права, является полное и последовательное равенство трудовых прав граждан, независимо от пола, национальности, расы, религиозной принадлежности, строгое запрещение какой бы то ни было дискриминации по указанным и иным признакам. Женщине в СССР предоставляются равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни. Возможность осуществления этих прав женщин обеспечивается предоставлением женщине равного с мужчиной права на труд, отдых, социальное страхование и образование, государственной охраной интересов матери и ребенка, государственной помощью многодетным матерям, предоставлением женщине отпусков по беременности с сохранением содержания, широкой сетью родильных домов, детских яслей и садов.

Проводя в жизнь единые принципы правового регулирования труда, Советское государство в то же время учитывает конкретные условия и обстановку, в которых протекает труд граждан, и, в первую очередь, – форму социалистической собственности, с которой связан труд.

В СССР существуют два основных вида социалистических трудовых отношений: 1) отношения рабочих и служащих, возникающие, как правило, в гос. предприятиях и хозяйствах; 2) отношения, возникающие в колхозно-кооперативных предприятиях и хозяйствах, связанные с членством в кооперативной организации. Т. п. СССР, регулируя оба вида трудовых отношений, охватывает своими нормами как труд рабочих и служащих, так и труд колхозников и членов промысловых артелей. Различие двух указанных основных видов социалистических трудовых отношений, обусловленное существованием двух форм социалистической собственности, вызывает и известные различия в их правовом регулировании при общности основных принципов регулирования. Эти различия касаются порядка возникновения и прекращения трудовых правоотношений, порядка нормирования условий труда, вознаграждения за труд, организации материального обеспечения по нетрудоспособности и т. п.

Единством принципов и дифференциацией правового регулирования труда в СССР определяется и система советского Т. п. В общую часть советского Т. п. входят правовые нормы, относящиеся ко всем гражданам и ко всем видам трудовых отношений (напр., нормы, закрепляющие право на труд, нормы, обязывающие блюсти дисциплину труда, и др.); в особенную часть входят нормы, распространяющиеся только на какой-либо отдельный вид трудовых отношений. В соответствии с этим в особенную часть советского Т. п. входят 2 группы правовых норм:

1) нормы, регулирующие труд рабочих и служащих;

2) нормы, регулирующие труд членов производственно-кооперативных артелей (сельскохозяйственных и промысловых). В свою очередь второй раздел особенной части советского Т. п. состоит из: а) норм, регулирующих труд колхозников; б) норм, регулирующих труд членов промыслово-кооперативных артелей.

Нормы, регулирующие труд колхозников, являются одновременно и нормами Т. п., и нормами колхозного права, поскольку колхозные трудовые отношения входят составной частью в отношения колхозного членства. Нормы, регулирующие труд членов колхоза, тесно связаны с другими нормами, определяющими правовое положение членов колхоза (совместное распоряжение колхозной продукцией, распределение доходов, управление делами колхоза и др.).

Активная роль Т. п. СССР в осуществлении принципов социалистической организации труда проявляется в различных направлениях. Т. п. в СССР содействует: разрешению проблемы кадров (организованный набор кадров, подготовка квалифицированных кадров, закрепление их на производстве и правильное использование), должному выполнению трудовых обязанностей, укреплению трудовой дисциплины, развертыванию социалистического соревнования и его высшей формы – стахановского движения, реализации права на труд, последовательному проведению принципа оплаты по труду, непрерывному повышению материального и культурного уровня жизни трудящихся.

Опыт правового регулирования труда в СССР широко используется странами народной демократии, вступившими на пупь строительства социализма (см. Трудовое право стран народной демократии). В европейских странах народной демократии создается и развивается система социалистического Т. п., построенная на основных принципах, тождественных с принципами советского Т. п. В национализированных предприятиях и хозяйствах Т. п. этих стран, закрепляя за трудящимися ряд правовых гарантий, вместе с тем содействует укреплению трудовой дисциплины, укреплению и развитию новых, социалистических трудовых отношений.

Идеологи буржуазии, особенно правые социалисты, лживо проповедуют, что правовое регулирование труда в капиталистических странах направлено якобы на заботу «надклассового» государства о трудящихся массах, о всемерной охране их интересов. В действительности правовое регулирование труда в современных буржуазных странах направлено на закрепление и усиление капиталистической эксплуатации рабочего класса.

В период империализма и особенно обострения общего кризиса капитализма содержание правового регулирования труда в капиталистических странах отражает действие основного экономического закона современного капитализма. Это выражается в террористическом антирабочем законодательстве, в системе административно-полицейского произвола, в драконовских репрессиях, обрушиваемых на трудящихся монополиями и находящимся в их подчинении капиталистическим государством, в эксплуатации трудящихся масс, угнетении народов колониальных и полуколониальных стран, в развертывании военной экономики, что обеспечивает наибольшие прибыли монополистам.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Трудовое законодательство включает в себя ряд нормативных актов и законов, регулирующих сферу трудовых отношений между работниками и работодателями. Оно действует на всей территории нашей страны и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными конституционными законами. Правовое обеспечение трудовых отношений регулируется непосредственно Трудовым кодексом Российской Федерации , а также иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Современное Трудовое законодательство строится на принципах свободы труда (включая право на труд), защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве, запрещения принудительного труда, обеспечения права каждого работника на своевременную и в полной мере выплату заработной платы, обязательности возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, обеспечения права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, и других.

Этот документ обязательны для исполнения всеми работодателями, независимо юридическое или физическое это лицо, от форм собственности организации, которую они представляют. Действие документа распространяется и на иностранных граждан, проживающих на территории Российской Федерации, лиц без гражданства, организации, созданные или учрежденные ими, либо с их участием.

Однако, государственная инспекция труда (ГИТ) с каждым годом выявляет нарушение норм трудового законодательства, и количество таких «ошибок» не уменьшается. Одной из самых распространенных является та, что допускается при заключении, изменении или прекращении трудового договора. Чаще всего работодатель заключает трудовой договор не в письменной форме, не включает в него условия оплаты труда. Бывает, что прием на работу не оформляется приказом. Или того хуже, вместо трудового договора с работником заключается договор гражданско-правового характера или срочный. ГИТ все эти нарушения фиксирует.

Нарушают наши работодатели трудовое законодательство и в области оплаты труда. Выплата заработной платы в иных организация осуществляется раз в месяц, тогда как статьей 136 ТК РФ установлена выплата работнику заработной платы не реже чем каждые полмесяца. Задерживают ее выплаты или не выплачивают всю сумму, положенную работнику при увольнении.

Касаются нарушения и области режима труда и отдыха. Некоторые работодатели, к примеру, позволяют себе отзывать работника, находящегося в отпуске, без его письменного согласия, или вовсе предоставляют ему отпуск меньшей продолжительности, чем положено по ТК РФ. Все эти нарушения, по-мнению специалистов ГИТ, происходят в результате правовой неграмотности большого числа работодателей, особенно из числа индивидуальных предпринимателей и руководителей малых предприятий. Их правового нигилизма, не желания следовать букве закона. Не снимают гитовцы вины и с самих работников. Большинство из них не умеют отстаивать свои права в спорных вопросах из-за низкого уровня правовой подготовки. Ложится вина и на работу первичных профсоюзных организаций - при нарушениях трудового законодательства они ведут себя крайне пассивно.

В нормах трудового законодательства есть свои исключения из правил. К примеру, документ не распространяется на военнослужащих, членов советов директоров, лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера.

Для большинства же работников Трудовое законодательство - основной документ, устанавливающий государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, благоприятные условия труда, защиту прав и интересов работников и работодателей, защиту от безработицы. На основе этого документа происходит правовое регулирование трудовых отношений в сфере организации труда и управления трудом, трудоустройства, профессиональной подготовки, заключения трудовых договоров и соглашений, разрешения трудовых споров, обязательного социального страхования и других областей, где осуществляются взаимоотношения между работником и работодателем.

Трудовое законодательство помогает решать вопросы, которые возникают между работником и работодателем по поводу трудовых отношений, которые имеются между ними. Есть несколько важных законов и нормативных актов, без которых нельзя обойтись в своей трудовой деятельности.

Главным документом по трудовому праву является Трудовой кодекс. Он регулирует общие основы трудовых отношений, без конкретики и специфики. Например, в одной из его статей сказано, что работодатель обязан оплачивать своему работнику ежегодный отпуск, а размеры и порядок оплаты регулируется другим законом.
Этот закон состоит из 424 статей, которые объединены в 62 главы. Каждая глава кодекса имеет важное значение при решении трудовых вопросов.
Трудовой кодекс важен и для работника, и для работодателя.

Гражданский кодекс

Если речь идёт о гражданско-правовых отношениях, то нормы ТК РФ применять нельзя. Для регулирования таких отношений необходимо ориентироваться на положения Гражданского кодекса, а в частности:

  • На главу 37 «Подряд»;
  • На главу 38 «Выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • На главу 39 «Возмездное оказание услуг»

Конституция РФ

К трудовой деятельности прямое отношение имеет Конституция нашей страны. В п. 2 ст. 7 сказано, что «труд охраняется государством», посредством установления минимального размера оплаты труда.
Также в ст. 37 сказано, что каждый гражданин нашей страны имеет право выбирать себе профессию и трудовую деятельность по своему усмотрению.
В Конституции говорится о преступности трудовой дискриминации по какому-либо признаку.

Административный кодекс

В ст. 37 Конституции сказано, что каждый гражданин имеет право на получение вознаграждения за свой труд. Если работодатель, который и должен выплачивать вознаграждение (то есть заработную плату и другие выплаты) не соблюдает своих обязанностей, то он подвергается административной ответственности по ст. 5. 27 и 5. 31 КоАП РФ за административное правонарушение.

Уголовный кодекс

В случаях регулярного нарушения трудового законодательства работодателем, то работодатель может быть подвергнут и уголовному наказанию в соответствии со ст. 145. 1 УК РФ.

Налоговый кодекс

Это федеральный закон связан с трудовым законодательством главой 23, в части исчисления и выплат подоходного налога с каждого работника, который работает по трудовому договору.
Положениями этой главы чаще пользуются бухгалтеры, чем работники. Однако последним нужно знать положения ст. 218 НК РФ о предоставлении стандартных налоговых вычетов лицам, имеющим детей.

В Законе РФ от 19. 04. 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" даётся определение занятого и безработного гражданина, подходящей и неподходящей работы.
Этот закон регулирует предоставление гарантий со стороны государства занятым и безработным гражданам нашей страны.

Закон Об охране труда

Федеральный закон от 17. 07. 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" говорит о том, что каждый работник имеет право на труд в приемлемых и безопасных условиях.
Если одна из сторон трудовых отношений нарушает условия по охране труда, то она подвергается гражданской ответственности в соответствии с положениями главы 59 ГК РФ.

Закон О профсоюзах

Профсоюзы и подобные организации начали возрождаться на предприятиях после 2008 года. Но руководствоваться в своей деятельности они по-прежнему должны Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
Это закон рассказывает о правах профсоюзных организаций, гарантиях, которые они предоставляют работникам, о защите их прав и ответственности.

Существует такой Федеральный Закон от 07.03.2018 года «О персональных данных». Всего в этом законе 25 статей, и они объединены в 6 глав.
Каждый работодатель, принимая работника на работу, получает доступ к его персональным данным – ФИО, паспортные данные, номера и серии дипломов и другие сведения. Работодатель не имеет права разглашать эти сведения. Об этом должны знать обе стороны трудовых отношений.

Закон О коммерческой тайне

Работодатель имеет право отнести некую информацию, касающуюся деятельности его предприятия к коммерческой тайне. Делать это нужно в соответствии с Федеральным Законом от 24. 07. 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Работник же в свою очередь не имеет права разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну у работодателя, если он имеет к ней доступ, в силу исполнения своих трудовых обязанностей.
Такой работник может быть подвергнут дисциплинарной ответственности со стороны работодателя. Однако и работодатель должен ознакомить каждого работника с положение о такой тайне.

О переносе выходных дней

Каждый год Правительство нашей страны разрабатывает новое Постановление о переносе выходных дней. В 2015 году действует Постановление Правительства РФ от 27. 08. 2014 года № 860 «О переносе выходных дней».
С этим Постановлением необходимо ознакомиться и работникам, и работодателю, с целью эффективного использования имеющегося рабочего времени.

О средней заработной плате

Каждый работник должен знать, что выплаты по больничному листу, за отпуск и другие выплаты, рассчитываются, исходя из средней заработной платы этого сотрудника.
Но не все знают, как эта средняя величина рассчитывается. Для этого существует Постановление Правительства РФ от 24. 12. 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».
Этим Постановлением руководствуются бухгалтеры, но и работнику нужно с ним ознакомиться.

О пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребёнком

Нет таких организаций, где бы не работали женщины. Для расчёта среднего заработка для выплаты пособий женщинам, уходящим в декретный отпуск или уже имеющим детей в возрасте до 1,5 лет, существует Положение об исчислении среднего заработка (дохода, денежного довольствия) при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком отдельным категориям граждан, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1100.
Это Положение играет важное значение, как для работника – женщины, так и для работодателя.

Законы, регулирующие отношения с определёнными категориями работников

Кроме вышеперечисленных нормативных актов и законов, существует ещё множество, которые регулируют специфические трудовые отношения. Например, Федеральный закон № 125-ФЗ от 22. 10. 2004 года «Об архивном деле в Российской Федерации» или Положение «Об особенностях направления работников в служебные командировки», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13. 10. 2008 года № 749.

Об условиях работы

К законам, которые регулируют специфические условия работы можно отнести Закон РФ от 19. 02. 1993 года № 4520 - I "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". В этом законе говорится о спецификации начисления заработной платы тем лицам, которые работают в тяжёлых климатических условиях, с учётом районных коэффициентов и северных надбавок.

О выполняемых трудовых функциях

К законам, которые регулируют выполнение отдельных трудовых функций можно отнести Закон РФ от 11. 03. 1992 года № 2487 - I"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и Закон РФ от 26. 06. 1992 года № 3131- I "О статусе судей в Российской Федерации".

Региональное законодательство

Власти регионов имеют право выпускать свои нормативные акты, которые не могут противоречить федеральному законодательству. Например, Закон г. Москвы от 22. 10. 1997 года № 41 "Об ответственности за нарушение порядка привлечения и использования в Москве иностранной рабочей силы" с последними изменениями и дополнениями.

Статья 1 ТК, посвященная целям и задачам трудового законодательства, определяет круг отношений, регулируемых этим законодательством. Центральное место среди них занимают трудовые отношения, возникающие между работниками и работодателями.

Помимо трудовых отношений трудовое законодательство регулирует и другие отношения, тесно связанные с трудовыми. Перечень таких отношений начинается с отношений по организации труда и управлению трудом, трудоустройству у данного работодателя. Далее ТК выделяет отношения, отличительная особенность которых - наличие коллективного субъекта в лице первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. К ним относятся отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений, по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях. Согласно ч. 2 ст. 1 ТК самостоятельными отношениями, регулируемыми трудовым законодательством, являются отношения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя, отношения по материальной ответственности работодателя и работника в сфере труда.

Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, традиционно признавались отношениями, функционирующими одновременно с трудовыми. ТК отступает от этих традиций и включает их в круг отношений, регулируемых трудовым законодательством.

ТК выделяет среди отношений, регулируемых трудовым законодательством, и отношения по рассмотрению трудовых споров. Эти отношения неоднородны по своему содержанию. Если рассматривается коллективный трудовой спор, то возникающие в связи с этим отношения относятся к отношениям, функционирующим наряду с трудовыми отношениями. В тех же случаях, когда предметом рассмотрения является индивидуальный трудовой спор, эти отношения в одних случаях не выходят за пределы трудовых отношений, а в других - приходят на смену трудовым. Они предусматривают альтернативный порядок рассмотрения споров, за исключением споров непосредственной компетенции судов, определяют механизм исполнения решений КТС, устанавливают некоторые процессуальные особенности при разрешении трудовых споров в судах. Отношения по рассмотрению трудовых споров способствуют защите прав и законных интересов сторон трудового договора, цивилизованному разрешению неурегулированных разногласий в сфере труда.

Перечень отношений, регулируемых трудовым законодательством, завершается отношениями по обязательному социальному страхованию. Объединяющий признак их принадлежности к предмету трудового права - связь с трудовыми отношениями. ТК подчеркивает, что отношения по обязательному социальному страхованию регулируются трудовым законодательством в случаях, предусмотренных федеральными законами, одним из которых является Федеральный закон "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году". Согласно данному Закону максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности увеличен до 15000 руб., при этом первые 2 дня болезни работнику оплачивает (как и в 2005 г.) работодатель, а остальные дни - фонд социального страхования. Что касается пособий по государственному социальному страхованию за период отпуска по беременности и родам, то они оплачиваются фондом социального страхования с 1-го дня такого отпуска.

Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова

Из книги: 500 актуальных вопросов по трудовому кодексу


Top