Новый закон: Жилье для сирот. Порядок предоставления жилья детям сиротам – условия выделения квартиры ребенку-сироте и нормы жилплощади Подписать договор о социальном найме жилого помещения


Дети, лишённые родительского внимания - одна из самых острых социальных проблем любого общества. Именно поэтому со стороны государства предусмотрены , такие как и субсидии, помогающие юным гражданам стать полноценными членами социума. В частности, им предоставляется государственное жильё, что является важным аспектом вступления в самостоятельную жизнь.

Правовой статус таких детей описывается в . В этом законе говорится, что сиротой признаётся ребёнок, родители которого официально признаны умершими.

Статус ребёнка без родительского попечения присваивается тем несовершеннолетним, мать и отец которых не могут выполнять свои родительские обязанности по какой-либо причине. Обе эти категории граждан Российской Федерации имеют одинаковое право на льготы и социальное обеспечение. При этом Семейный кодекс не содержит такой формулировки, как «ребёнок-сирота» .

Согласно статье 121 данного кодекса , ребёнок признаётся лишённым родительского попечительства в том случае, если родители:

  • Лишены родительских прав или ограничены в них.
  • Недееспособны по решению суда.
  • Признаны умершими.
  • Переносят длительную болезнь, не позволяющую им выполнять свои родительские функции.
  • Уклоняются от родительских обязанностей (создание условий, угрожающих здоровью или жизни).

Также этот перечень дополняется ФЗ №159 . Согласно ему ребёнок может лишиться родительского попечительства, если его родители:

  • Признаны пропавшими без вести.
  • Частично дееспособны.
  • Лишены свободы в качестве законного наказания.
  • Имеют статус подследственного или находятся под стражей.

Для официального получения статуса сироты необходимы официальные документы, подтверждающие одно из вышеперечисленных обстоятельства.

Условия предоставления жилья для сирот в 2019 году

По состоянию на 2019 год ребёнок, лишённый родительского попечительства, может получить государственное жильё если он:

  • Не участвует в найме социального жилья. Также таким жильём не должны обладать его близкие родственники и члены семьи.
  • Не владеет недвижимым жилым имуществом.
  • Имеет закреплённую за собой жилплощадь, но не может проживать на ней.
  • Достиг совершеннолетия (исполнилось 18 или приобрёл дееспособность в результате вступления в брак, официального трудоустройства или начала предпринимательской деятельности).
  • Окончил образовательное учреждение или организацию соцобслуживания (детдом).

Невозможность проживания признаётся только при предоставлении неопровержимых доказательств таких обстоятельств, как:

  • Вынужденное проживание с лишёнными своих прав родителями.
  • Проживание вместе с лицами, имеющими тяжкие заболевания в хронической форме (туберкулёз, СПИД).
  • Аварийность жилья или плохие санитарные условия.
  • Площадь имеющегося жилья не соответствует учётной норме (зависит от региона).

Порядок получения жилья

Получить жильё сирота может после наступления полной дееспособности, но до исполнения 23 лет , после окончания , службы в армии, лечения.

В 2013 году в закон были внесены изменения, согласно которым, жильё предоставляется по договору срочного специализированного найма сроком на 5 лет . В этот период недвижимое имущество нельзя продавать, дарить, приватизировать, сдавать в аренду или передавать другому лицу любым возможным способом. Эта мера введена для предотвращения различных мошеннических махинаций со стороны злоумышленников. После истечения данного срока занимаемая жилплощадь переходит в бессрочное пользование по договору социального найма. Если контролирующие органы выявят сложные обстоятельства в жизни подопечного, которые могут помешать ему полноценно распоряжаться своим имуществом, то в этом случае специализированный наём продлевается ещё на 5 лет .

Государственное жильё детям, лишённым родительской опеки, предоставляется только в очередном порядке . Списки граждан, стоящих в очереди за государственным жильём, в обязательном порядке составляются местными органами исполнительной власти. Место в них определяется по дате рождения претендентов на жильё, а в случае совпадения этих параметров – по дате внесение в данный список. Ребёнку-сироте не разрешается выдавать комнату в коммунальной квартире – только отдельную обустроенную жилплощадь с ремонтом.

Подать заявление о вступлении в очередь необходимо до 23 лет . В противном случае право на получение государственного жилья утрачивается автоматически. Также ребёнку-сироте может быть выдана сумма, необходима для покупки жилья для одного человека, согласно региональным нормативам.

Ответственные за предоставление жилья сиротам инстанции определяются местным законодательством. Но в большинстве случаев этим занимаются органы попечительства и опеки вместе с районной администрацией. Также местным законодательством определяется порядок приобретения и выдачи жилплощади для сирот. Однако можно выделить общие тенденции для всех регионов:

  1. После того как ребёнку исполняется 14 лет , официальный опекун подаёт заявление в ответственную структуру.
  2. До наступления 18 или 23 лет следует подать заявление вместе с пакетом необходимых документов. Если это право не будет реализовано, то оно аннулируется.
  3. Далее формируется исполнительная комиссия, одобряющая заявления или дающая аргументированный отказ. После подписания протокола заседания заявитель уведомляется о его результатах в течение срока около 1,5 недели .
  4. Затем в течение 100 дней после получения уведомления происходит осмотр будущего жилья вместе с ребёнком сиротой или его официальным опекуном.
  5. В случае если условия удовлетворяют обе стороны, в течение 30 дней заключается договор специализированного найма.

Список необходимых документов

Для получения жилья на ребёнка-сироту необходимо собрать следующие документы:

  • Заявление в свободной форме.
  • Удостоверение личности в виде паспорта.
  • Документальное подтверждение статуса ребёнка, лишённого родительского попечительства.
  • Документ о составе семьи.
  • Документальное подтверждение отсутствия жилья.
  • Документальное подтверждение наличия работы/прохождения учёбы.
  • Документ о браке и детях (опционально).
  • Прочее (в соответствии с требованиями местного законодательства).

Заключение

Ещё раз подчеркнём основные моменты данной статьи:

  1. Сиротой является тот ребёнок, который лишён заботы биологических родителей по той или иной причине (смерть, недееспособность).
  2. Получить жильё ребёнку-сироте можно только в порядке очереди.
  3. Подать заявление на получение жилья сиротами нужно до момента совершеннолетия, а при наличии особых обстоятельств (служба в армии, отбывание наказания) даётся отсрочка, но после 23 лет право на жильё может быть полностью утеряно.
  4. В первые 5 лет жильё предоставляется по договору специализированного найма, что исключает право его продажи, дарения.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по предоставлению жилья для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Вопрос: Здравствуйте, мне 27 лет , я сирота. Уже много лет назад я покинула детский дом, но до сих пор жду своё законное жильё. Жилплощадь я должна получить там же, где находится мой детский дом. Но уже несколько лет я работаю в Санкт-Петербурге, а по прежнему месту жительства бываю лишь временно. Так как очередь в родном городе проходит очень медленно, то хотелось бы встать в очередь на жильё в Питере . Возможно ли это?

Ответ: Согласно ФЗ №159 местные власти должны предоставлять жилье детям сиротам по месту жительства. В есть формулировка о том, что местом жительства считается место преимущественного или постоянного проживания гражданина. Одновременно с этим , пункт 16, указывает на то, что место постоянного проживания указывается в прописке.

Поэтому если вы имеете регистрацию в Санкт-Петербурге, то можете встать в очередь на жильё там. По подобным решениям есть положительная судебная практика.

4 сентября 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект о расширении инструментов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Распоряжение от 4 сентября 2019 года №1979-р. Законопроектом предлагается закрепить в законодательстве понятие «система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)», установить порядок её организации хозяйствующими субъектами, определить основные требования к содержанию внутренних актов хозяйствующих субъектов, формирующих антимонопольный комплаенс.

4 сентября 2019 , Государственные и муниципальные услуги Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг в сфере строительства Распоряжение от 3 сентября 2019 года №1965-р. Законопроектом предусмотрена унификация порядка предоставления уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, предусмотренных нормативными правовыми актами и включённых в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства. Предлагается также сократить с 1 января 2020 года срок выдачи разрешения на строительство с 7 до 5 рабочих дней и срок выдачи градостроительного плана земельного участка с 20 до 14 рабочих дней. Принятие законопроекта будет способствовать более эффективному исполнению полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

28 августа 2019 , Национальная политика Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке учёта представителей коренных малочисленных народов России Распоряжение от 27 августа 2019 года №1868-р. В целях предоставления представителям коренных малочисленных народов предусмотренных законодательством социальных и экономических прав законопроектом предлагается ввести механизм учёта относящихся к таким народам граждан на основе добровольного инициативного подтверждения их принадлежности к коренным малочисленным народам. Организация такого учёта создаст условия для единообразного и адресного применения льгот.

23 августа 2019 , Налоги и неналоговые платежи. Финансовая отчётность и аудит Правительство внесло в Госдуму законопроект об освобождении от налогообложения доходов от продажи электроэнергии, произведённой на объектах микрогенерации Распоряжение от 21 августа 2019 года №1853-р. Законопроектом предлагается освободить от обложения налогом на доходы физических лиц доходы от продажи энергии, произведённой на принадлежащих потребителю объектах микрогенерации.

19 августа 2019 , Культурное наследие Правительство внесло в Госдуму законопроект о правовом регулировании вопросов размещения технических устройств на фасадах объектов культурного наследия Распоряжение от 19 августа 2019 года №1846-р. В соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» физические или юридические лица, которым объект культурного наследия принадлежит на праве собственности или предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления, не могут проводить работы, изменяющие его облик. Законопроектом предлагается установить, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России, не допускается установка внешних блоков кондиционеров, антенн, в том числе спутниковой связи, и других технических устройств или их частей на фасаде такого объекта культурного наследия в случае, если фасад относится к его предмету охраны. Эта норма не будет распространяться на технические устройства охраны и сигнализации.

17 августа 2019 , Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка использования судов под флагом иностранных государств при торговом мореплавании Распоряжение от 17 августа 2019 года №1831-р.Законопроектом предлагается уточнить полномочия Правительства России по принятию решений о возможности использования судов, плавающих под флагами иностранных государств, при некоторых видах деятельности в области торгового мореплавания, на осуществление которых суда, плавающие под российским государственным флагом, имеют преимущественное право.

16 августа 2019 , Телекоммуникации. Электросвязь Правительство внесло в Госдуму законопроект об оптимизации системы оказания универсальных услуг связи Распоряжение от 15 августа 2019 года №1815-р. Законопроектом, в частности, предусматривается исключение из перечня универсальных услуг связи услуг по передаче данных и предоставлению доступа к интернету с использованием средств коллективного доступа. Оказание таких услуг в населённых пунктах с населением от 100 до 500 человек, в которых сейчас такие услуги не оказываются, предлагается обеспечить с использованием точек доступа.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

16 августа 2019 , Управление природными ресурсами. Недропользование Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании вопросов добычи попутных полезных ископаемых Распоряжение от 14 августа 2019 года №1798-р. Предусматривается возможность пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу углеводородного сырья или по совмещённой лицензии геологическое изучение, разведку и добычу углеводородного сырья, на основании утверждённого технического проекта в границах предоставленных им горных отводов добывать полезные ископаемые, не относящиеся к углеводородному сырью, из подземных и попутных вод, извлечение которых связано с разработкой месторождений углеводородного сырья. Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации пользователями недр обязанности по обеспечению полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об уточнении порядка приёма платежей физических лиц платёжными агентами Распоряжение от 9 августа 2019 года №1772-р. В целях устранения правовой коллизии между Федеральным законом «О деятельности по приёму платежей физических лиц, осуществляемой платёжными агентами» и бюджетным законодательством законопроектом предлагается отменить обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и подведомственных им казённых учреждений использовать специальный банковский счёт при приёме платежей физических лиц.

12 августа 2019 Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в системе государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности Распоряжение от 9 августа 2019 года №1771-р. Законопроект направлен на развитие цифровых сервисов в области экспертизы и государственной регистрации объектов интеллектуальной собственности. Предусматривается, в частности, что патенты и свидетельства о государственной регистрации будут выдаваться Роспатентом в электронной форме. Предлагается также установить возможность включать в заявки на объекты интеллектуальной собственности трёхмерные модели этих объектов в электронной форме.

6 августа 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки Правительство внесло в Госдуму законопроекты об изменениях в правовом регулировании деятельности некредитных финансовых организаций, которые вправе выдавать потребительские займы Распоряжения от 3 августа 2019 года №1733-р, от 5 августа №1746-р. Цель законопроектов – оптимизация регуляторной среды финансового рынка, включающего микрофинансовые организации, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды и кредитные потребительские кооперативы, пресечение неправомерной деятельности отдельных участников финансового рынка.

6 августа 2019 , Управление федеральной собственностью Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменении порядка утверждения требований к отчётам компаний с госучастием Распоряжение от 6 августа 2019 года №1750-р. В соответствии с действующим законодательством к компетенции высшего органа управления госкорпорации и госкомпании относится утверждение долгосрочной программы её деятельности и развития, предусматривающей выполнение производственных, инвестиционных и финансовых показателей, или другого документа о долгосрочном планировании. Основной документ планирования деятельности публично-правовой компании – стратегия развития, определяющая основные направления, целевые показатели и ожидаемые результаты её деятельности на срок не менее пяти лет. В целях повышения эффективности использования госкорпорациями, госкомпаниями и публично-правовыми компаниями бюджетных средств законопроектом предлагается внести изменения в ряд федеральных законов, определяющих правовое положение госкорпораций, госкомпаний и публично-правовых компаний. Правительство России предлагается наделить полномочием утверждать требования к форме и содержанию их годовых отчётов о выполнении программ деятельности, стратегий развития.

6 августа 2019 , Внутренний водный транспорт и морская деятельность Правительство внесло в Госдуму законопроект, направленный на поддержку отечественной судостроительной отрасли Распоряжение от 3 августа 2019 года №1730-р. Законопроектом предлагается установить механизм, предоставляющий Правительству России право определять отдельные виды работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории России.

5 августа 2019 , Общие вопросы развития Дальневосточного федерального округа Правительство внесло в Госдуму законопроект об упрощённом порядке въезда иностранных граждан по электронным визам через автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска Дальневосточного федерального округа Распоряжение от 3 августа 2019 года №1731-р. Законопроектом предлагается распространить упрощённый порядок въезда иностранных граждан в Россию по электронным визам на автомобильные, речные и смешанные пункты пропуска, расположенные на территории Дальневосточного федерального округа, перечень которых будет определяться Правительством России.

5 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в порядке проведения специальной оценки условий труда Распоряжение от 3 августа 2019 года №1729-р. В целях обеспечения соблюдения гарантий и прав работников законопроектом, в частности, предлагается установить дополнительный механизм контроля за передачей отчётов организаций, которые проводят специальную оценку условий труда, в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.

5 августа 2019 , Деловая среда. Развитие конкуренции Правительство внесло в Госдуму законопроект о порядке вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации Распоряжение от 1 августа 2019 года №1698-р. Законопроектом предлагается проводить оценку возможности продолжения эксплуатации объекта электроэнергетики на рыночных условиях и установить порядок определения перечня и реализации замещающих мероприятий и источники их финансирования.

1

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2017-2018 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее.

Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых физические родители:

  • ушли из жизни;
  • лишены судебным решением права заботиться о потомках;
  • утратили дееспособность;
  • наказаны за преступление и находятся в тюрьме;
  • имеют недуг, не позволяющих выполнять обязанности в отношении деток;
  • признаны безвестно отсутствующими, то есть правоохранительные органы ведут их розыск.

Ребенку присваивается официальный статус:

Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

  1. Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Дата принятия – 21.12.1996 (последнее изменение от 31.12.2014).
  2. Жилищный кодекс (ЖК) РФ.

Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

  • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
  • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
  • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
  • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

  • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
  • передавали мошенникам под влиянием их давления.

Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей - сирот.

По действующим в 2017-2018 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного - получателя госпомощи.

В 2017-2018 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Следующий пробел, исправленный законодателем, связан с имущественным правом. На дату принятия указанного акта (1996 год) этот институт в Российской Федерации еще не был развит, потому его не учли в старой редакции закона. Теперь же брешь для мошенничества исправлена. Прежде чем выдать сироте жилье, тщательно проверяются его иные имущественные права.

Скачать для просмотра и печати:

Так, госорган, занимающийся решением данного вопроса, обязан проверить:

  • имеется ли у соискателя либо других родственников, с которыми он проживает, квартира (дом), переданная по договору найма;
  • есть ли в его собственности жилые помещения либо их доли;
  • владеют ли какими-либо квартирами или домами члены его семейства;
  • в каких условиях ныне проживает соискатель с семейством.

Важно: если у претендента уже есть какое-либо жилое помещение, то это еще не означает, что его не поставят на очередь. Квартира должна соответствовать:

  • нормативам площади, установленным в регионе;
  • санитарным условиям, указанным в ЖК.

В некоторых ситуациях сирота просто не может воспользоваться той площадью, на которую имеет право. Это тоже учтено в законодательстве. Так, было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте». Связано оно с выявлений обстоятельств, вредящих сироте, ущемляющих его права.

К таковым обстоятельствам относятся следующие:

  1. Проживание претендента на господдержку в одной квартире с лицом, пораженным тяжким недугом. Этот человек нуждается в постоянной заботе, не может самостоятельно себя обеспечивать, кроме того, неизлечим.
  2. Если сироте приходится делить квадратные метры с родителями, лишенными своих прав в его отношении.
  3. Данная жилплощадь по закону признана непригодной для целевого использования (идет под снос, к примеру).
  4. Квартира не соответствует санитарным требованиям (ЖК РФ).
  5. Доля в жилом помещении или все оно полностью имеет площадь ниже, чем норматив, принятый в данном регионе на одного человека.

Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно. Нужно при написании заявления еще и бумаги приложить.

Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

  • достижения ими 18-летия;
  • в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;
  • признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).

Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

В связи с тем, что обеспечение сирот квартирами и иным отдельным жильем входит в компетенцию регионов, они сами разрабатывают порядок работы с этой категорией граждан. В том числе, поручают работу по этому направлению разным департаментам. Как правило, ею занимается орган опеки и попечительства.

В госорган нужно подать заявление. Без инициативы со стороны льготника его проблемы никто решать не станет. В администрацию следует идти с такими бумагами (и копиями):

  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, подтверждающий статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения;
  • документальное подтверждение отсутствия жилья в собственности;
  • свидетельства (при наличии):
    • о браке;
    • о рождении детей;
  • справку с места трудоустройства или прохождения обучения (органов занятости, если человек стоит там на учете).

Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно справиться об этом у специалиста администрации.

Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

В случае, когда жизненная ситуация гражданина подпадает под один из вышеперечисленных особых критериев, нужно запастись другими документами.

  1. Если приходится жить с родителями, которых лишили прав в отношении сироты, то потребуется решение суда. Этот документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
  2. Если площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой, то справку можно взять в муниципалитете.
  3. О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
  4. То, что доля имущества слишком мала для проживания, подтверждает документ о собственности. В нем должны быть указаны все владельцы и общая жилая площадь.

Важно: если у гражданина есть несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.

Учет всех деток данной категории осуществляется госорганами опеки и попечительства. В том числе, госслужащие тщательно контролируют соблюдение жилищных прав сирот. Тех, кто нуждается в квартирах, по достижении 18-летия ставят в очередь. Она формируется на данных о дате рождения сирот, зарегистрированных соответствующим органом.

Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

Молодые люди, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант - не понимают, куда обращаться за их реализацией. А подсказать некому, близких нет.

Алгоритм действий прост.

  1. После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  2. Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.

Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав деток, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.

  1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
    • где писать заявление;
    • как его составить;
    • какие бумаги собрать;
    • иное, по ситуации.

Внимание: нужно задавать госслужащим вопросы, касающиеся нюансов ситуации. Они не всегда имеют представление, как обстоят дела на самом деле. Необходимо посвятить этих людей во все тонкости, чтобы получить квалифицированную помощь.

Если в органе опеки и попечительства отказываются отвечать на вопросы, то следует понимать: люди не желают выполнять собственные обязанности. Следовательно, на них нужно пожаловаться:

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

  1. Государство проводит необходимую работу для обеспечения детей, лишенных родительских забот и поддержки, отдельной жилой площадью. С этой целью в 2014 году внесены изменения соответствующие законодательные акты. Они позволили:
    • усовершенствовать механизм предоставления квартир;
    • защитить молодых людей - сирот от происков мошенников и собственных ошибок.
  2. Правилами предусмотрено обеспечение квадратными метрами сирот и приравненных, заявивших о своих проблемах. Кроме того, на жилплощадь за счет средств бюджета могут рассчитывать только те льготники, у которых нет собственного жилья.
  3. Все дети, нуждающиеся в поддержке, строго учитываются. Для заявления о проблемах им отведены конкретные сроки: с 18 до 23 лет. Пропустившим шанс квартиры не предоставляются.
  4. В очереди сироты стоят до тех пор, пока их право на жилье не реализуется.
  5. Механизм выдачи квартир таков, что владелец - сирота не сможет передать помещения другому лицу ни при каких обстоятельствах.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

КТО МОЖЕТ ПРЕТЕНДОВАТЬ НА ПОЛУЧЕНИЕ БЕСПЛАТНОГО ЖИЛЬЯ

Социальная поддержка в виде выдачи бесплатного государственного жилья оказывается детям-сиротам, а также детям, которые остались без попечения родителей. Прежде чем разъяснять механизм получения такого жилья, необходимо разобраться, кто и по какому принципу попадает под вышеназванные категории.

Дети-сироты - это дети до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Ребенок признается оставшимся без родительского попечения, если до совершеннолетия его родители:

  • умерли или признаны умершими решением суда;
  • признаны без вести пропавшими;
  • лишены родительских прав или ограничены в них;
  • недееспособны или признаны частично дееспособными (это должно быть подтверждено судебным решением);
  • серьезно больны и не могут выполнять родительские функции;
  • избегают выполнения своих родительских обязанностей;
  • подозреваются или обвиняются в совершении преступления;
  • отбывают наказания в исправительных учреждениях;
  • отказываются взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги;
  • просто неизвестны (как оба, так и один из родителей).

КАКОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БЕСПЛАТНОГО ЖИЛЬЯ

Существует ряд обязательных условий, без которых сироте откажут в выдаче государственного жилья.

Поэтому, если сирота или лишенный родительского попечения ребенок претендует на такое жилье, он должен:

1. Достигнуть возраста 18-ти лет, либо быть признанным дееспособным до достижения совершеннолетия (например, если вступил в брак).

2. Окончить пребывание в соцучреждении для детей-сирот (детей, оставшихся без попечения родителей), либо окончить вуз (если учится), либо пройти службу в армии (если служит) и иметь при этом подтверждающие это документы. Если же сирота отбывал наказание и освободился, он должен иметь соответствующий документ об отбывании наказания.

3. Не иметь собственного жилья или выделенного социального жилья, полученного по договору найма. Это касается и ближайших родственников или членов семьи, если они живут вместе с сиротой.

Если у родственников имеется жилье в социальном найме, сирота имеет право на получение бесплатной квартиры лишь в следующих случаях:

  • если проживает на жилплощади вместе с лишенными родительских прав родителями;
  • если вместе с сиротой проживают имеющие серьезные хронические заболевания люди;
  • если жилплощадь, где живет кандидат на получение бесплатного жилья, официально признана непригодной для проживания;
  • если жилье не соответствует санитарным и техническим нормам;
  • если жилье не соответствует положенным нормативам по своей квадратуре.

Дополнительные основания для признания невозможности проживания в жилом помещении могут быть установлены законодательством субъектов Российской Федерации. Узнать об особенностях можно, обратившись в орган исполнительной власти субъекта РФ. Как правило, это региональный департамент образования, либо муниципальные отделы опеки и попечительства.


ВАЖНО ЗНАТЬ! Если сирота имеет свое жилье, и оно соответствует всем условиям проживания, то на квартиру от государства он претендовать не может!

КАКОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВЫДЕЛЯЕМОМУ БЕСПЛАТНОМУ ЖИЛЬЮ

Выделяемое для сирот жилье имеет четко прописанные требования:

  • отдельная квартира (не коммуналка) или дом;
  • благоустроенное - с наличием всех коммуникаций (водоснабжение, теплоснабжение и электроснабжение);
  • соответствие нормам предоставления площади по договору соцнайма определяется муниципальными органами с учетом уровня обеспеченности населения жильем.

Более подробные требования к выделяемому жилью:

  • несущие и ограждающие конструкции жилого помещения должны находиться в исправном состоянии;
  • жилье должно быть обеспечено инженерными системами: электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение (в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных);
  • жилые помещения должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды, возможных бытовых утечек воды из инженерных систем;
  • доступ к квартирам выше пятого этажа должен осуществляться при помощи лифта;
  • комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение;
  • размещение жилого помещения в подвальном и цокольном этажах не допускается.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Жилплощадь не должна быть меньше учетной нормы, которая устанавливается органами местного самоуправления. Если семья сироты состоит их двух человек, то минимальная площадь выдаваемого жилья будет увеличена. Если в семье сироты более двух человек, то на каждого должно быть предоставлено еще дополнительное количество квадратных метров.

КАКОВА ПРОЦЕДУРА ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ НА ЖИЛЬЕ

1. Встаем на учет в реестр детей-сирот или детей без родительского попечения

При достижении 14-летнего возраста ребенок-сирота включается в список детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в жилье. Соответствующее заявление подается попечителем, опекуном или администрацией того учреждения, где ребенок находится.

Если по какой-то причине заявление не подавалось, то его может подать сам претендент на жилплощадь, но только после достижения совершеннолетия. Делается это в специальном уполномоченном органе, который в каждом регионе свой (более точную информацию дадут в местной администрации).

2. Собираем необходимые документы

За год до совершеннолетия ребенку собирается необходимый пакет документов, который может отличаться в разных регионах РФ. После подачи документов в соответствующий орган местные власти принимают решение включить сироту в список на получение жилья или нет.

Что касается тех сирот, которые обращаются в госорганы после достижения совершеннолетия самостоятельно, то необходимые документы человек должен собрать и иметь с собой непосредственно в момент обращения.

Список необходимых документов:

  • заявление на получение жилья (2 экземпляра);
  • паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • документ, подтверждающий статус сироты;
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, удостоверяющий отсутствие собственной недвижимости;
  • справку с места учебы или работы (об окончании обучения в вузе/службы в армии/отбывания наказания);
  • свидетельство о заключении брака (для тех, кто состоит в браке);
  • свидетельство о рождении детей (если имеются дети);
  • документ, подтверждающий место жительства.

Одно заявление на получение жилья подается в администрацию (или уполномоченный орган), второе - в органы опеки и попечительства.

Заявление пишется в свободной форме, но в нем обязательно необходимо указать просьбу о выделении жилья, фамилию, имя и отчество заявителя, паспортные данные, реквизиты удостоверения ребенка-сироты, дату составления и возможные дополнительные просьбы заявителя.

ВАЖНО ЗНАТЬ! До совершеннолетия сирота может подавать заявления только через законных представителей, но сделано это должно быть не позднее 2-х месяцев после достижения 14-летнего возраста.

После совершеннолетия - только лично. Обращение через доверенное лицо не допускается!

Если сирота обучается в вузе, проходит службу в армии или отбывает наказание в исправительном учреждении, то жилье может быть предоставлено ему только после завершения обучения/службы/отбывания наказания.

3. Подаем документы в соответствующий орган власти

Для постановки на учет для получения жилья обратитесь в местную администрацию (или иной уполномоченный орган). Если администрация не занимается этим вопросом, ее сотрудники подскажут вам, куда обратиться для подачи заявления и пакета документов для постановки в очередь на получения жилья.

4. Ожидаем подбора и выделения жилья

Обычно заявка рассматривается в течение одного месяца. Если ответ положительный, то уже в течение следующего года претендент должен получить квартиру. На практике, к сожалению, ожидание может затянуться - все зависит от нормативных правовых актов органов местного самоуправления и возможностей региональных властей строить и сдавать жилье льготным категориям граждан.

5. Заключаем договор найма жилого помещения

Когда жилье подобрано и готово к выдаче, между муниципальными властями и сиротой заключается договор найма специализированного жилого помещения. В нем четко прописано, что жилье может использоваться исключительно для личного проживания заявителя и членов его семьи.

Договор действует в течение пяти лет. По истечению срока он трансформируется в стандартный договор социального найма. Однако в исключительных случаях договор найма специализированного жилого помещения может быть продлен на новый срок. Например, если сирота не исполнял обязанности по договору должным образом ввиду сложных жизненных обстоятельств.

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

В каком возрасте лучше подавать заявление о предоставлении бесплатного жилья?

Попасть в реестр сирот, нуждающихся в бесплатном жилье, можно, начиная с 14-ти лет. Напомним, до достижения совершеннолетия встать на учет можно только через законного представителя.

Подача же заявки на получение жилья осуществляется не раньше 17-летнего возраста, а получить квартиру можно не раньше 18 лет. Если ребенок-сирота находится на учебе и получает профессиональное образование, проходит срочную службу в армии или отбывает наказание в исправительном учреждении, то получает квартиру он только после окончания вуза/службы в армии/отбывания наказания.

В какой срок после подачи заявления выдадут квартиру?

По регламенту квартиру заявитель получит не ранее, чем через год после положительного решения госоргана. Однако крайний срок законодательно не установлен. На практике процедура может занять больше времени.

Можно ли приватизировать бесплатное жилье?

Социальное жилье может быть приватизировано сиротой в частную собственность. Однако для этого прожить он там должен не менее 5 лет. Это связано с тем, что при выдаче квартиры на этот срок заключается договор найма специализированного жилья. Приватизировать квартиру ранее этого срока невозможно.

После 5 лет проживания с сиротой заключается бессрочный договор социального найма. И вот с этого момента жилище можно приватизировать.

Можно ли получить деньги вместо бесплатного жилья?

Заменить обретение жилья ребенком-сиротой на получение наличными рублями невозможно. Жилплощадь нельзя перевести в денежный эквивалент и выдать вместо него сумму денег, равную его стоимости. Кроме того, нельзя получить квартиру в виде субсидии на приобретение или строительство жилья самостоятельно.

Можно ли получить бесплатное жилье в другом городе?

Жилье для сирот предоставляется в том регионе, где проживает претендент на получение жилплощади. Для получения жилья в другом городе сироте потребуется оформить регистрацию в том населенном пункте, где он хочет получить жилплощадь.

Можно ли отказаться от получения бесплатного жилья?

Если по какой-либо причине сирота хочет отказаться от полученной квартиры, например, если квартира не соответствует прописанным в законе нормам, он вправе это сделать. В этом случае необходимо потребовать от администрации замены ненадлежащей жилплощади, грамотно аргументировав претензию. Если госорган отказывается менять квартиру на ту, которая действительно соответствует всем законодательным нормам, то необходимо обращаться с иском в суд.

ВНИМАНИЕ! В этом случае квалифицированная юридическая помощь сироте должна быть оказана бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи. Если интересы сироты представляет доверенное лицо, на него может потребоваться нотариальная доверенность.

ИТАК, ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Чтобы сироте получить бесплатное жилье от государства, нужно действовать по следующей схеме:

1. Достичь совершеннолетия или быть признанным дееспособным.

2. Окончить пребывание в соцучреждении для детей-сирот.

3. Если ребенок учится/служит/сидит в тюрьме, то получить справку в учебном заведении об окончании учебы или в военкомате об окончании службы, или же справку о наличии судимости, если заявитель отбывал наказание.

4. Подготовить необходимый пакет документов, в том числе бумаги, подтверждающие отсутствие жилья или же, в случае его наличия, подтверждающие невозможность проживания в нем.

5. Написать два заявления на получение бесплатной жилплощади и подать их в местную администрацию (или иной уполномоченный орган), а также в органы опеки по месту проживания. Сделать это надо до 23 лет.

6. Дождаться решения по заявке (обычно оно принимается в течение одного месяца).

7. В случае положительного решения дождаться получения квартиры.

8. Удостовериться, что выделяемое жилье соответствует всем необходимым требованиям.

9. При получении жилья заключить договор пользования жилым помещением.

10. Через 5 лет заключить договор социального найма с правом бессрочного пользования жильем (возможно только при отсутствии долгов за коммунальные услуги).

Сиротой считается несовершеннолетнее лицо, лишенное попечения биологических и приемных родителей. Поддержка детей-сирот является приоритетным направлением общегосударственной помощи. Главной задачей государства является обеспечение детей сирот всеми необходимыми благами до достижения совершеннолетия.

Право на льготы и пособия, а также возможность получения бесплатного жилья от государства устанавливаются следующими нормативными актами:

  • , статьи 54 и 123;
  • Федеральный закон № ;
  • , статья 292;
  • , статья 57.

Главным документом, регулирующим общие принципы, содержание, способы социальной поддержки и льготы для данной категории детей, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по общественной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Российская Федерация берет на себя заботу о детях сиротах, лишенных родительского попечения. Государство предоставляет им различные преимущества. Соответствующие преференции предоставляются из областных бюджетов России.

Согласно законодательным актам, сирота имеет право:

  • на получение пенсионных выплат. Пенсия бывает двух видов: социальная и трудовая. Если родитель лишен родительских прав, то он обязан выплачивать несовершеннолетнему лицу алименты;
  • на преференцию в сфере образования. Сироты имеют преимущество при поступлении в среднее или высшее учебное заведение. Ребенок сирота поступает в ВУЗ на основании вступительных экзаменов. На протяжении всей учебы, им выплачивается стипендия из денежных средств бюджета региона;
  • государственную поддержку в сфере обеспечения жильем. Согласно закону о получении жилья, государство обязано обеспечить детей-сирот квартирой. Данная процедура может быть исполнена 2 способами: если родители имели собственное жилье, то оно сохраняется за ребенком; если наследство отсутствует, по достижению совершеннолетия государство обязуется обеспечить его бесплатным жильем;
  • льготы по оплате услуг. Сиротам предоставляются льготы в сфере уплаты коммунальных услуг. Законным опекунам будет компенсироваться половина суммы за: свет, газ, квартплату, воду и вывоз мусора;
  • государственную поддержку в сфере медицины. Дети-сироты, лишенные родительской заботы, получают любые медицинские услуги абсолютно бесплатно. А также подросткам предоставляются путевки на льготной основе в санатории и оздоровительные лагеря;
  • другие пособия . Дети сироты имеют право бесплатно ездить на общественном транспорте, кроме такси и частных маршрутов. Местными властями выдается материальная помощь, а также выплачивается денежное пособие: 30 000 - единовременно; 10 000 - ежемесячно.

Закон об обеспечении детей сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ был принят участниками Государственной Думы 04 декабря 1996 г., а одобрен Советом Федерации 10 декабря того же года. Настоящий документ регламентирует общие правила содержания и меры общественной поддержки детей, которые остались без родителей.

ФЗ о социальной поддержке сирот состоит из 13 статей:

  • ст 1. Основные понятия;
  • ст 2. Взаимоотношения, регулируемые действительным законом;
  • ст 3. Нормативно-правовые акты РФ о дополнительных гарантиях по общественной поддержке детей-сирот, оставшихся без родителей;
  • ст 4. Способы обеспечения дополнительных гарантий;
  • ст 5. Финансовое обеспечение;
  • ст 6. Дополнительные преференции относительно образования;
  • ст 7. Дополнительные преференции относительно медицинского обслуживания;
  • ст 8. Дополнительные преференции относительно права на имущество и жилье;
  • ст 9. Общественная защита от безработицы;
  • ст 10. Судебная защита прав детей-сирот;
  • ст 11. Ответственность за несоблюдение настоящего законопроекта;
  • ст 12. Приведение нормативно-правовых актов в соответствии с действительным Федеральным законом;
  • ст 13. Вступление в законную силу Федерального закона № 159.

До достижения совершеннолетия сироты находятся в детских домах и интернатах, которые после 18-летия, они обязаны покинуть, в следствии чего и возникают проблемы с приобретением собственного жилья. Для этого в РФ разработана программа, в соответствии с которой детям-сиротам предоставляется жилье на определенных условиях. Согласно закону, право на бесплатное жилье имеют не только несовершеннолетние дети сироты, но и лица, которые до достижения 23 лет остались одни и без собственного жилья.

Когда детям сиротам предоставляется жилье?

Законодательство РФ предоставляет право сиротам получить жилье, которое осуществляется местными властями регионов. Порядок передачи соответствующим лицам квартир и домов определяет закон о выдаче детям-сиротам жилья № 159-ФЗ. Начиная с 2013 года, обеспечение жильем осуществляется вне существующей очереди и за счет специализированного счета.

Правом на получение бесплатного жилья обладают:

  • дети-сироты, которые достигли совершеннолетия, либо ставшие дееспособными раньше положенного срока (к примеру, после вступления в брак);
  • дети-сироты, вернувшиеся из армии, либо которые закончили профессионально-техническое образование;
  • дети сироты, которые отбывали срок в местах лишения свободы в колонии для несовершеннолетних за совершенное преступление.

Согласно законодательству, если сироте исполнилось 14 лет, он должен быть включен в реестр детей-сирот. Для того чтобы получить жилье, необходимо предоставить заявление от опекуна, попечителя, либо администрации организации, в которой жил ребенок. Если соответствующее заявление предоставлено не было, по достижению совершеннолетия человек вправе самостоятельно это сделать.

Условия получения жилья;

  • сирота не может быть собственником другого социального жилья, которое было получено по договору найма;
  • претендующее лицо на получение жилого помещения на текущий момент должно проживать в условиях, признанных неприемлемыми;
  • использовать данное жилое помещение можно только в целях личного проживания.

Важно! Чтобы продать или обменять полученную квартиру, данному лицу необходимо будет предоставить документацию из областной администрации, которая подтверждает разрешение на проведение данной процедуры с жильем.

Скачать текст закона

При предоставлении жилья детям сиротам, полностью исключается процедура приватизации данного жилого помещения. В настоящем законе также определены ситуации, согласно которым сирота не имеет право воспользоваться данной площадью. Законодательством было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте».

Обстоятельства, которые запрещают сироте проживать на выданной ему территории:

  • проживание совместно с лицом, пораженным тяжким недугом, нуждающимся в постоянной заботе;
  • если ребенок вынужден делить жилплощадь с родителями, лишенными родительских прав;
  • данная территория официально признана непригодной для целевого использования;
  • квартира или дом не соответствует санитарным нормам Жилищного Кодекса РФ.

Важно! Каждое обстоятельство должно быть подтверждено документально.

Скачать Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ в последней редакции .


Top