Виды и формы природопользования. Формы, виды природопользования и их характеристика

Природопользование может осуществляться в различных формах, различными способами, что предопределяет и дифференциацию правового регулирования отношений природопользования.

Так, основное значение имеет классификация природопользования по объектам пользования.

По этому основанию выделяются землепользование (пользование землями), недропользование (пользование недрами), водопользование (пользование водными объектами), лесопользование (пользование лесами), пользование животным миром, пользование природно-заповедными и природно-рекреационными ресурсами, пользование воздушным прстранством. Поресурсовая структура природопользования служит основанием для дифференциации правового регулирования отношений природопользования и их законодательного закрепления. В отраслях экологического права выделяются соответствующие правовые институты, нормы которых закрепляются в особых разделах, главах отраслевых кодексов и иных головных федеральных законов, дополняющих их нормативных правовых актах.

В зависимости от способа воздействия на природные ресурсы выделяются общее и специальное природопользование.

Общее природопользование - пользование природным ресурсом без применения технических средств, устройств, способами, существенно не влияющими на его состояние. Оно носит общедоступный характер и для его осуществления не требуется лицензии или решения уполномоченного на это органа о предоставлении в пользование природного ресурса. Однако общее природопользование должно осуществляться с соблюдением закрепленных в законодательстве правил охраны окружающей среды и иных ограничений. Так, общим природопользованием является пребывание граждан в лесах. В силу ст. 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих ягод, грибов, орехов и других пищевых лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и ухода за лесами. Запрещается сбор и заготовка гражданами дикорастущих растений и грибов, занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги РФ, а также наркосодержащих растений и природного наркосодержащего сырья. В интересах обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, безопасности при выполнении работ может быть ограничено пребывание граждан.

Как закреплено в ст. 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами если иное не предусмотрено законодательством. Каждый гражданин имеет доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для своих личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено законодательством.

Правила использования водных объектов для личных и бытовых нужд устанавливаются органами местного самоуправления. Береговая полоса вдоль береговой линии водного объекта общего пользования предназначена для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования (кроме каналов, рек и ручьев протяженностью не менее 10 км.) составляет 20 метров, а для каналов, рек и ручьев протяженность менее 10км.-5 метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Право природопользования может быть первичным и вторичным.

Первичное природопользование - пользование природным ресурсом, полученным у собственника или органа государственной власти, местного самоуправления. Вторичным природопользованием является пользование природным ресурсом, полученным у первичного природопользователя. Возможность передачи ресурсов во вторичное пользование предусматривается законодательством, либо оно допускается с согласия собственника, органа государственной власти, местного самоуправления, предоставившего природный ресурс в пользование. Природопользование может быть временным (срочным) и постоянным (бессрочным). Временное природопользование, в свою очередь, подразделяется на долгосрочное, как правило, свыше 5 лет и до 49 лет, и краткосрочное - до 5 лет.

Природные ресурсы могут использоваться в различных целях, что предопределяет дифференциацию регламентации пользования ими. Так, землепользование подразделяется на сельскохозяйственное пользование, пользование землями в качестве пространственной основы для размещения примышленных предприятий, транспорта, линий связи, электропередач, для нужд космонавтики и обороны страны и в других несельскохозяйственных целях.

Закон РФ «О недрах» выделяет следующие виды пользования недрами:

· региональное геологическое изучение, включающее региональные геолого-геодезические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга природной среды, контроль за режимом подземных вод, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

· геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых;

· разведку и добычу полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающих и связанных с ними перерабатывающих производств;

· строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· образование особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

· сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Водные объекты, как закреплено в ст. 37 ВК РФ, могут предоставляться для следующих целей: питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных и (или) дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных целей.

Леса могут предоставляться для заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, ведения охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение лесного хозяйства, осуществление научно-исследовательской и образовательной рекреационной деятельности и в иных целях, закрепленных в ст. 25 ЛК РФ.

Пользование животным миром осуществляется в следующих видах: охота, рыболовство; добыча животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, использование или извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира, получение продуктов их жизнедеятельности; изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды обитания.

В ст. 16 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» закреплены следующие виды рыболовства: промышленное, включая прибрежное; в научно-исследовательских и контрольных целях; в учебных и культурно-просветительных целях; в целях рыболовства, воспроизводства и акклиматизации водных биоресурсов; любительское и спортивное, в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Особо охраняемые природные территории, находящиеся в пользовании государственных заповедников, национальных парков и иных природоохранительных учреждений, могут использоваться в целях охраны и воспроизводства находящихся на этих территориях объектов природы, поддержания их разнообразия, организации и проведения научных исследований, осуществления экологического мониторинга, экологического образования; подготовки научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды; организации отдыха и регулируемого туризма.

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты используются для лечения и профилактики заболеваний, в целях отдыха, а минеральные воды - для промышленного розлива (ст.10 федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местах и курортах»).

Использование воздушного пространства Российской Федерации осуществляется для перемещения в нем различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другой деятельности (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходит эмиссия электронных и других излучений, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и др.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения (ст. 22 Воздушного кодекса РФ).

Допускается использование атмосферного воздуха для выброса вредных (загрязняющих) веществ, вредных физических воздействий в порядке и на условиях, установленных федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха».

Природопользование может осуществляться с изъятием природных ресурсов из природной среды, либо без такового.

Природные ресурсы могут предоставляться в пользование одному или нескольким лицам.

Объектом природопользования может быть один вид природного ресурса, или несколько природных ресурсов.

Природные ресурсы могут предоставляться в пользование для осуществления одного или нескольких видов природопользования (комплексное природопользование).

Понятие природопользования. Причины кризиса природопользования

На заре истории способность человеческого сообщества преобразовывать природную среду была весьма слабо развитой. Ему приходилось в буквальном смысле бороться за свою жизнь.

С течение времени, в результате научно-технического прогресса, возможности современного человека значительно расширились. Даже законы естественного отбора в человеческом обществе приобрели уже не природную, а социальную основу.

Совершенствуя орудия труда, развивая общественные отношения, человечество постепенно добивалось все более внушительных успехов в «обуздании» природных стихий.

Но удовлетворение потребностей человека, как в прошлом, так и в настоящее время возможно лишь в процессе природопользования .

Природопользование – это теория и практика использования человеческим обществом природных ресурсов в сфере общественно-производственной деятельности ради удовлетворения собственных потребностей.

Очевидна закономерность: чем выше уровень развития и организации производства, тем больший объем природного материала в него вовлекается, тем теснее связь между обществом и природой.

Наша зависимость от природы не уменьшается, а растет.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды (ОПС).

Свойства окружающей природной среды (ОПС):

1. экологические;

2. экономические;

3. культурно-экономические.

Форма природопользования осуществляется в двух видах:

1. общее природопользование;

2. специальное природопользование

Общее природопользование не требует специального разрешения, оно осуществляется гражданами на основании естественных прав.

осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения государственных органов. Оно всегда носит целевой характер и подразделяется на: землепользование, пользование недрами, водопользование, пользование животным миром и растениями, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование регулируется законодательством РФ:

1) земельный кодекс;

2) основа лесного законодательства;

3) закон о недрах;

4) водный кодекс;

5) закон об охране и использовании животного мира;

6) закон об охране атмосферного воздуха.

Причины кризиса природопользования

Причинами кризиса природопользования являются:

1. Демографические проблемы: рост числа населения планеты, темпы урбанизации, проблемы мегаполисов в развивающихся странах.

2. Перепотребление природных ресурсов меньшей частью человечества и недопотребление их большей его частью .

3. Истощение природных ресурсов: деградация почв, сведение лесов, загрязнение морей и океанов, уменьшение разнообразия биологических видов.

4. Технологическая анархия – неспособность человека предсказать и контролировать последствия использования собственных изобретений.

5. Загрязнение природной среды бытовыми, промышленными и военными отходами (в том числе токсичными и ядерными).

6. Рост вооружений, последствия военных конфликтов и учений .

ВВЕДЕНИЕ – СТР.2

Глава первая: Понятие и виды права природопользования – СТР.3

Глава вторая: Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов – СТР.5

Глава третья: Экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности – СТР.11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ – СТР.15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – СТР.16

Введение:

Человек во все периоды своего развития использовал природу и вступал с ней во взаимодействие. Формы и способы этого взаимодействия волновали его всегда и стали одной из важных проблем человечества. Но на различных этапах развития человек по-разному подходил к ее решению.

Задача человечества заключается в том, чтобы использовать природу разумно, воздействовать на нее с учетом ее законов, научно обоснованно и целенаправленно. В противном случае неизбежен конфликт общества с природой, экологический кризис или, как нередко сейчас говорят, экологический иммунодефицит (недостаток или отсутствие в природе защитных сил против отрицательного воздействия человека). Природа не признает шуток с ней, она всегда права, ошибки и заблуждения исходят от людей.

Актуальность данной темы связана с тем, что познание законов природы и воздействие на природу в соответствии с ее законами - первостепенная задача человечества. Вторая задача состоит в том, чтобы внутреннюю и внешнюю политику государства как можно больше экологизировать. Все - экономика, право, наука и техника, образование и воспитание - должно быть проникнуто экологическим духом, духом разумного использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды.

Объектом данного исследования является экологическое право. Предметом исследования становится правовые формы использования ресурсов.

Целью работы является изучить особенности права природопользования и формы природопользования. Для достижения поставленной цели потребуется выполнить ряд задач:

1. Изучить понятие и виды права природопользования.

2. Рассмотреть право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов.

3. Проанализировать экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности.

Каждой задаче соответствует определенная глава в структуре данной работы.

В ходе работы была использована научная, учебная литература, а также различные кодексы РФ и Интернет.

Глава первая : Понятие и виды права природопользования.

Для начала, на мой взгляд, следует рассмотреть понятие и виды права природопользования.

Рассматривая право природопользования в контексте экологического права, следует отметить, что его значение определяется возможностью удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания его жизни на надлежащем уровне, но одновременно является наиболее значительным фактором вредного воздействия на окружающую природную среду. Эффективное и рациональное использование человеком природных ресурсов регламентируется эколого-правовыми нормами. В частности, осуществленная в последние годы кодификация законодательства, регулирующего порядок использования различных природных ресурсов, свидетельствует о наличии более пристального внимания со стороны государства к проблеме юридического закрепления отношений природопользования.

Таким образом, можно заключить, что право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Такие нормы сосредоточены, как правило, в специальных нормативно-правовых актах, регламентирующих так называемые природоресурсовые отношения: земельном, водном, лесном, фаунистическом и т.д.

Нормы, осуществляющие регулирование отношений рационального природопользования и предусматривающие ответственность за нарушение предусмотренных в них требований, содержатся также в гражданском, административном и уголовном законодательстве РФ.

Право природопользования в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, устанавливающих основания возникновения и основания прекращения права природопользования, комплекс прав и обязанностей природопользователей, а также юридические способы защиты прав субъектов природопользования.

Право природопользования в субъективном смысле - это совокупность прав и обязанностей лиц, осуществляющих рациональное природопользование в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов.

Осуществление природопользования в РФ базируется на системе принципов, представляющих собой основополагающие правовые идеи, на основе которых регулируются отношения в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов. К основным принципам природопользования можно отнести следующие:

Право природопользования является производным от права собственности: о наличии данного принципа целесообразно вести речь, когда собственник и природопользователь - разные лица, например, государство в лице специально уполномоченных органов является собственником определенного природного объекта, т.е. осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению, в связи с чем обладает правом предоставления данного природного объекта в пользование другим лицам;

Природопользование должно быть рациональным, т.е. должно иметь место максимально эффективное извлечение полезных свойств из эксплуатируемого природного ресурса, указанное использование должно осуществляться в гармонии с остальной природной, без ущерба для ее состояния;

Целевой характер использования природных ресурсов: при оформлении документа на использование конкретного природного ресурса указывается, для какой цели он предназначен (например, лицензия на право пользования недрами, разрешение на специальное водопользование, лесорубочный билет и др.), поэтому любое отклонение от определенных законодательством и отраженных в специальных документах целей использования природных объектов рассматривается как нарушение эколого-правовых норм;

Возмездность и безвозмездность природопользования означает, что каждый субъект, осуществляющий деятельность по специальному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов обязан вносить установленную законом плату за указанные действия; принцип безвозмездности распространяется на лиц, осуществляющих общее природопользование, т.е. природопользование, не требующее специального разрешения;

Внесение платы за ухудшение качества природных ресурсов: каждый природопользователь, осуществляя эксплуатацию конкретного природного объекта способами, которые повлекли ухудшение его качественного состояния, обязан уплатить за свои действия установленную законом денежную сумму;

Стимулирование эффективного природопользования означает наличие комплекса мероприятий, предпринимаемых государством в лице специально уполномоченных органов по организации дополнительных поощрений лицам, которые осуществляют деятельность по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов с наименьшими материальными затратами и с наибольшими качественными показателями (например, предоставление льготного кредитования и налогообложения физическим и юридическим лицам);

Нормирование и лимитирование природопользования: с целью более эффективной организации использования, воспроизводства и охраны природных объектов государство в лице специально уполномоченных органов осуществляет вышеуказанные действия.

Виды права природопользования можно определить, опираясь на различные классификационные критерии:

1) по основаниям возникновения:

Право общего природопользования представляет собой гарантированную законом возможность использовать безопасную для жизни и здоровья окружающую среду с обязательным соблюдением своих обязанностей, касающихся ее охраны;

Право специального природопользования - это регламентированное государством целевое использование природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей физическими и юридическими лицами.

2) в зависимости от объектов природопользования:

Право землепользования;

Право пользования недрами;

Право водопользования;

Право лесопользования;

Право пользования растительным и животным миром;

Право пользования атмосферным воздухом.

3) в зависимости от сроков природопользования:

Бессрочное (или постоянное) природопользование: при оформлении документа на осуществление деятельности по использованию, воспроизводству и охране природных объектов не конкретизируется сроки осуществления природопользования;

Срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше), а также в качестве обособленного вида природопользования выступают арендные отношения, о которых речь пойдет в последующих разделах.

4) по формам организации:

Право коллективного природопользования: когда полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов осуществляются предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением или любым другим юридическим лицом, независимо от формы собственности;

Право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) в зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

Право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

Право вторичного природопользования: в данном случае лицо, получившее определенный природный объект в пользование и осуществляющее действия по его использованию воспроизводству и охране передает указанный ресурс третьему лицу во вторичное пользование или на условиях субаренды. Такие действия возможно осуществить только при наличии согласия со стороны собственника природного объекта.

Также виды природопользования можно классифицировать в соответствии с их целевым назначением, например, осуществление землепользования с целью ведения личного подсобного хозяйства; лесопользования - для целей заготовки древесины и т.д

Глава вторая: Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов.

Садовод Григорьев с целью сбора воды для полива садовых культур изменил русло горного ручья, протекавшего по его земельному участку. Правление коллективного сада сочло данные действия незаконными и объявило о введении для Григорьева водного сервитута(ограниченное право пользования чужой вещью). Садовод обратился в суд за защитой своих интересов.

Решите дело.

Воды как часть окружающей природной среды - незаменимый компонент биосферы Земли, который обеспечивает естественные условия жизни на планете, существование животного и растительного мира, являются основой жизнедеятельности людей, экономического, социального и экологического благополучия общества.

Предметом правового регулирования являются водные отношения, то есть отношения в области использования и охраны водных объектов.

Водным объектом признается сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

Водные объекты, правовой режим которых регулируется водным законодательством, подразделяются на несколько видов в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков.

В соответствии с Конституцией РФ, в Российской Федерации признаются государственная, муниципальная и частная формы собственности на природные ресурсы.

Все водные объекты на территории страны являются государственной собственностью.

Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Обособленный водный объект (замкнутый водоем) - это небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры этих объектов определяются земельным законодательством.

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы общей и специальной компетенции - органы исполнительной власти субъектов РФ и органы управления использованием и охраной водного фонда - Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные органы.

Право распоряжения водными объектами существенно ограничено. Продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, не допускаются. От одного лица к другому могут переходить только права пользования водными объектами в случаях и в порядке, установленных законом. В гражданском обороте могут участвовать лишь обособленные водные объекты как принадлежность земельных участков, на которых они находятся.

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие виды прав на водные объекты (ст. 41 ВК РФ):

Право долгосрочного пользования;

Право краткосрочного пользования;

Право ограниченного пользования (водный сервитут).

В краткосрочное и долгосрочное пользование предоставляются водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

Водный сервитут - это право ограниченного пользования водным объектом для определенной цели: забора воды без применения технических сооружений, водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств и др. (ст. 43, 44 ВК РФ).

Водные сервитуты могут быть публичными и частными.

Публичный сервитут означает, что любое лицо может пользоваться общедоступными водными объектами. Если же права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, ограничены в пользу иных заинтересованных лиц, то имеет место частный водный сервитут.

Публичный водный сервитут возникает непосредственно из закона (Водного кодекса РФ) и по существу является правом общего природопользования, реализуемым по отношению к водным объектам.

Право водопользования как важнейший институт водного права представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия использования водных объектов, права и обязанности водопользователей.

В субъективном смысле право водопользования - это совокупность конкретных правомочий субъекта по отношению к предоставленному ему в пользование водному объекту.

Субъектами права водопользования (водопользователями) выступают граждане и юридические лица.

Объектом права водопользования являются водные объекты или их части (ст. 7 ВК РФ).

Применительно к способам пользования водными объектами различаются общее и специальное водопользование. Общее водопользование осуществляется без применения сооружений, технических средств и устройств, влияющих на состояние вод, а специальное - с применением таких сооружений и устройств.

Типичными случаями общего водопользования являются забор воды отдельными гражданами для питьевых или бытовых нужд, использование водоемов для отдыха и купания, водопоя скота, плавания на маломерных плавательных средствах, любительское рыболовство и др. Такое водопользование не требует предварительного разрешения компетентных государственных органов и осуществляется, как правило, свободно и бесплатно.

Общее водопользование производится в первую очередь на водоемах общего пользования. Водные объекты общего пользования - это объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. К ним относятся водные объекты, которые являются государственной или муниципальной собственностью (ст. 20 ВК РФ).

Согласно ст. 92 ВК РФ водопользователи имеют право:

Осуществлять водопользование в соответствии с водным законодательством;

Получать информацию о состоянии водных объектов, необходимую для осуществления их деятельности;

Осуществлять другие права, предусмотренные водным законодательством.

Вместе с тем водопользователи обязаны:

Рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом;

Не допускать нарушения прав других водопользователей, а также нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде;

Не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам;

Информировать в установленном порядке соответствующие органы об аварийных и других чрезвычайных ситуациях, влияющих на состояние водных объектов; своевременно осуществлять мероприятия по их предупреждению и устранению;

Выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах;

Вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами;

Своевременно вносить платежи, связанные с пользованием водными объектами;

Соблюдать установленный режим использования водоохранных зон;

Выполнять другие обязанности, предусмотренные водным законодательством.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ (публичный сервитут) или договором, а в случае спора - на основании решения суда (частный водный сервитут). Для осуществления водных сервитутов не требуется получения лицензии на водопользование.

Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено в целях обеспечения защиты основ конституционного строя, обороны страны и безопасности государства, охраны здоровья населения, прав и законных интересов других лиц.

Обеспечение, приостановление или запрещение использования водных объектов устанавливается правительством РФ или органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению органа управления водным фондом, согласованному с заинтересованными ведомствами и организациями.

Защита нарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами, а также разрешение споров по любым вопросам использования и охраны водных объектов осуществляются в судебном порядке.

Защита прав пользования водными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом, а решения, принятые в таком порядке, могут быть обжалованы в суд.

Характерной особенностью правового режима вод является всестороннее регулирование их охраны от различных вредных воздействий.

Правовая охрана вод - это система закрепленных законом мер, направленных на предотвращение их загрязнения, засорения и истощения. Загрязнением или засорением водное законодательство признает ухудшение качества вод в результате сброса в водные объекты или поступления в них иным способом вредных веществ (загрязнение) либо предметов или взвешенных частиц (засорение). Истощение вод - устойчивое сокращение их объема.

Вместе с тем водное законодательство устанавливает целый ряд специальных мер, требований и запретов по охране вод.

Граждане и юридические лица при эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов, обязаны принимать меры, предотвращающие загрязнение, засорение и истощение водных объектов и вредное воздействие вод.

В случае нарушения закрепленных законом правил рационального использования вод, невыполнения установленных мер по их охране наступает юридическая ответственность - административная, уголовная, гражданско-правовая (материальная) и иная.

Нормы Водного кодекса РФ не содержат перечня водных нарушений и имеют отсылочный характер. Согласно ст. 130 лица, виновные в нарушении водного законодательства РФ, несут административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная ответственность в виде штрафа наступает по нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Штрафы налагаются должностными лицами специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда.

Привлечение к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных лиц от обязанности возмещения причиненного ущерба в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно ст. 131 ВК РФ граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно или по решению суда, либо арбитражного суда в соответствии со специальными методиками исчисления ущерба, причиненного водным объектам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Что касается решения конкретно поставленной задачи, следует сказать следующие:

Из задачи видно, правление установило частный сервитут. Статья 43 ВК РФ устанавливает право ограниченного пользования водным объектом (водный сервитут) Водный сервитут - новелла действующего водного законодательства и, прежде всего, ВК РФ 1995 г. Необходимость в нем возникла с введением многообразия форм собственности на природные ресурсы и, прежде всего, на водные объекты. Сервитут есть право одного лица пользоваться в установленном объеме недвижимым имуществом, находящимся в собственности другого лица (ст. 274-277 ГК РФ). При этом в гражданском законодательстве речь идет преимущественно о такой недвижимости, как земля, здания, сооружения. По водному законодательству, сервитут означает ограниченное право пользования водным объектом без получения лицензии. В водном законодательстве право сервитута распространяется на водные объекты, вне зависимости от того, являются ли они обособленными (замкнутыми) водоемами. Между тем, согласно ВК РФ, только обособленные водные объекты и есть недвижимое имущество. Частный сервитут возникает на основании договора с "договорным" пользователем водного объекта или на основании судебного решения. А поскольку ручей не является обособленным водоемом, соответственно не может быть введен частный сервитут. В ВК РФ различаются публичные и частные водные сервитуты. Публичный сервитут возникает непосредственно на основании федерального закона. Для его возникновения не требуется заключения договора пользования водным объектом. Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут). Так, например, каждый гражданин имеет право пользоваться водным объектом для любительского рыболовства, плавания на маломерных плавательных средствах и т.п. Статья 44 ВК РФ определяет принцип различий между частным и публичным сервитутом. Публичный сервитут устанавливается не для удовлетворения интересов отдельного водопользователя, как это бывает с частным институтом, а для обеспечения интересов государства (государственных служб), местного самоуправления или местного населения. При установлении частного водного сервитута взимается плата на основании договора, заключаемого между владельцем водного объекта и другими лицами. При публичном водном сервитуте ничего этого не требуется. Однако, если при осуществлении публичного водного сервитута будут причинены убытки основному водопользователю, они подлежат возмещению по нормам ГК РФ. В связи с этим, потерпевшая сторона вправе обратиться в суд за защитой своих имущественных прав. И, наконец, еще одно различие. Публичный водный сервитут устанавливается на основании актов федерального законодательства, о чем прямо указывается в части 2 ст. 43 ВК РФ. Частный водный сервитут может возникать на основании договоренности сторон, судебного решения, сложившегося обычая водопользования в данном регионе. Таким образом, в данной ситуации частный сервитут установлен быть не может, но и действия Григорьева по изменению русла также являются противоправными, и он на основании ВК РФ должен добровольно все восстановить, а также понести ответственность по ст. 8.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ за нарушение правил водопользования.

При этом следует указать, что Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в ст. 1 вводит в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ с 1 января 2007 года, в ст. 3 со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации признается утратившим силу Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471), на основании которого было сделано решение, при этом в новом Водном кодексе понятие водного сервитута отсутствует, также нет данного понятия и в других источниках законодательства.

Глава третья: Экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности.

Администрацией района принято решение построить птицеводческий комплекс на 300 тыс. кур в 50 м от окраины села «Зеленый бор». Узнав об этом, жители села потребовали собрать сельский сход. Но администрация, отказавшись принять участие в сходе и не дав никаких пояснений селянам, начала строительство комплекса.

Правомерно ли решение администрации? Какие экологические нормы нарушены? Какую ответственность должны понести должностные лица?

Кодексом об административных нарушениях РФ, Главой 8 установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. В данном случае виновные в нарушении экологических норм будут нести ответственность по Статье 8.1 Кодекса за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Цель данной статьи - обеспечение соблюдения технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. Сфера действия статьи затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст. 34-39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", а требования к отдельным объектам по отраслям народного хозяйства - в ст. 40-49; требования к отдельным видам воздействия и т.п. - в последующих статьях этой главы. Для ответственности за данное правонарушение наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, а также должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов (в соответствии с распределением компетенции указанных федеральных служб) (ст. 23.39 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3).

Теперь рассмотрим, какие именно нормы были нарушены администрацией при осуществлении начала строительства птицеводческого комплекса.

Так Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) Главой VII устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В данной главе Статьей 34 установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Частью 1 данной статьи установлено, что в частности … строительство… зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Частью 2 установлено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда … строительства… зданий, строений, сооружений и иных объектов. При этом часть 3 статьи определяет порядок прекращения в полном объеме… строительства… зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности определены Инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539.

Статья 37 данного закона определяет требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов. Ею устанавливается, что 1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил.

Далее данный закон в статье 42 устанавливает требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, к которым следует отнести и объект о строительстве которого говорится в задаче. Данная статья в части 3 определяет, что объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

Сельское хозяйство - это активная сфера взаимодействия общества и природы, где процессы использования природных ресурсов сочетаются с мерами по охране окружающей среды. В сельское хозяйство включаются следующие основные подотрасли: растениеводство, животноводство и обслуживание сельского хозяйства.

Сфера животноводства подразделяется на:

Мясное и молочное скотоводство;

Свиноводство;

Овцеводство и козоводство;

Птицеводство, в том числе: птицеводство яичное и мясное, птице объединения (мясо-яичные); инкубаторно-птицеводческие станции.

Земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида. Основную их часть составляют сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, используемые как средство производства. Другая разновидность этих земель - земли, которые используются как территориальный базис для размещения внутрихозяйственных дорог, коммуникаций. На этих землях могут быть расположены замкнутые водоемы, постройки и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, т.е. объекты недвижимости, непосредственно обслуживающие нужды сельского хозяйства. Сельскохозяйственные угодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономической целесообразности использования в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий: пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, и залежи. Кроме того, в составе этих сельскохозяйственных угодий выделяются также особо ценные для данного региона продуктивные земли, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений.

Для размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов сельского хозяйства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются требования в области охраны окружающей среды.

Для объектов сельского хозяйства, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон.

Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м.

Класс II - санитарно-защитная зона 500 м.

Класс III - санитарно-защитная зона 300 м.

Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м.

Класс V - санитарно-защитная зона 50 м.

Данное зонирование на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установлено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 15 марта 2003 года, с 15 июня 2003 г.

Данным постановлением определено, что для предприятий, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных воздействий (химических, физических, биологических) на среду обитания и здоровье населения, следует предусматривать санитарно-защитные зоны в соответствии с разделами 2 и 3 настоящих норм в зависимости от санитарной классификации.

При этом согласно п. 2.1. установленные этим постановлением требования распространяются на … строительство … зданий и сооружений … сельского хозяйства… и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

В части IV постановления определена санитарная классификация предприятий и производств, тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры минимальных санитарно-защитных зон для них

В разделе 4.3, которого сельскохозяйственные производства и объекты, а именно Фермы птицеводческие от 100 тыс. до 400 тыс. кур-несушек и от 1 до 3 млн. бройлеров в год отнесены ко второму классу, таким образом, санитарно-защитная зона должна составлять минимум 500 м. в поставленном в нашем случае задании данная зона уменьшена в 10 раз, что безусловно, является нарушением, и подпадает под ответственность по КоАП РФ, описанную выше.

При этом согласно статье 56 закона "Об охране окружающей среды" к данным нарушителям м. б. приняты меры воздействия за нарушение природоохранных требований. Таким образом, при нарушении предусмотренных … природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заключение:

Итак, право природопользования представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области рационального и эффективного использования человеком природных ресурсов с целью удовлетворения разнообразных потребностей.

Право природопользования принято рассматривать в двух аспектах: объективное и субъективное право природопользования.

Субъект права природопользования может рассматриваться в двух аспектах: а) как возможный по закону обладатель такого права пользования б) как обладатель субъективного права пользования природными ресурсами, носитель установленных законом прав и обязанностей, который является субъектом правоотношений пользования землей, ее недрами, водами и лесами, объектами животного мира и атмосферным воздухом.

Основанием возникновения, изменения и прекращения экологических, как и иных, правоотношений являются юридические факты, то есть обстоятельства, влекущие по действующему законодательству такие правовые последствия.

Так, согласно статье 8 ГК РФ, которая, если и не полностью, то в значительной мере, применима и к экологических правоотношениям, они возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовым актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые, хотя и не предусмотрены законом и иными правовыми актами, но в силу общих начал и смысла законодательства, порождают права и обязанности.

Среди таких оснований названы договоры и иные сделки, акты государственных органов и органов местного самоуправления, судебные решения, приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом, неосновательное обогащение и другие. Конечно, в сфере экологических правоотношений указанные основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений имеют далеко не такое же значение, как это имеет место в гражданских правоотношениях.

Так, договор, являющийся в гражданском праве одним из наиболее универсальных оснований возникновения правоотношений, в сфере экологии играет значительно меньшую роль, хотя и здесь в современных условиях он получил значительное применение, чего ранее, в условиях командно-административной системы и монополизма государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, никогда не было и не могло быть". Действующее же законодательство значительно расширило сферу применения договоров в области земельных, лесных, водных и других отношений.

Вместе с тем в силу специфики экологических отношений, значительного удельного веса природоохранных отношений и роли госорганов в этом большое место среди оснований возникновения, изменения и прекращения экологических правоотношений занимают акты исполнительных органов государственной власти.

Список использованной литературы:

1. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3 июня 2006 г.).

3. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.).

4. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. - М.: Юристъ, 2007.

5. Кузнецова Н.В. Экологическое право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2008.

6. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г.

7. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.).

Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы – экономическая (главная), экологическая, культурно-оздоровительная.

Названые формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

Общее природопользование осуществляется гражданами принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (использования воздуха, воды и т.д.).

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование связанно с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством – Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Принципы рационального природопользования делятся на две основные группы.

1.общенаучные принципы: принцип объективности; принцип научности; принцип историзма.

2.частные принципы: принцип оптимальности, т.е. обеспечение более эффективного природопользования; принцип региональности, т.е. учет природоохранных интересов региона; комплексность, предполагает рациональное использование и глубокая переработка исходного сырья; платность, предполагает возмездное использование ресурсов природы, а также их экономию и стимулирование более эффективного природопользования.

2.Полезащитные лесные полосы.

Система ПЛП проектируется на территории приводораздельного земельного фонда на сельскохозяйственных угодьях для предотвращения негативного влияния засух, суховеев, холодных и метелевых ветров, ветровой эрозии почвы, заморозков и др. с целью повышения продуктивности и урожайности сельскохозяйственных угодий и возделываемых культур.

ПЛП размещают по границам землепользования со стороны направления преобладающих вредоносных ветров (при преобладании вредоносных ветров южного направления), по границам полей севооборота. Система ПЛП состоит из основных - продольных ПЛП и вспомогательных - поперечных ПЛП. Основные (продольные) ПЛП располагают перпендикулярно к направлению преобладающих вредоносных ветров или с отклонением от него до 30°. Расстояние между основными (продольными) ПЛП определяется с учетом почвенно-климатических условий, рельефа, породного состава, высоты древостоя ПЛП и конструкции ПЛП. Расстояние между основными ПЛП при средней высоте древостоя ограничивается и принимается для конкретных лесорастительных зон и типов почвы равным

Лесорастительная зона,

типы почв

Расстояния между основными ПЛП, м

Лесная, лесостепь и степь; серые лесные, оподзоленные и выщелоченные черноземы

Лесостепь: типичные и обыкновенные черноземы

Лесостепь: южные черноземы

Степь и полупустыня: темно-каштановые и каштановые

Полупустыня: светло-каштановые с комплексом солонцов до 25 %

Песчаные почвы:

лесостепь

полупустыня

При совпадении полезащитной лесной полосы с направлением полевой дороги последнюю размещают с наветренной стороны, что способствует более быстрому ее освобождению от снега и просыханию.

Для защиты сельхозугодий и возделываемых культур на полях севооборота от ветров других направлений создаются вспомогательные (поперечные) полосы, закладываемые перпендикулярно к основным ПЛП. Расстояние между ними не должно превышать на черноземных (суглинистых) почвах 1000-1500 м, а на песчаных почвах - 800-1000 м. Площадь защищаемого ПЛП поля изменяется от 25 до 100 га. Для проезда машинно-тракторных агрегатов в местах пересечения продольных и поперечных лесных полос оставляют разрывы шириной до 20-30 м, при этом в продольных полосах ширина их должна быть меньше, чем в поперечных.

В зависимости от естественных особенностей объекта проектирования и конструкции ПЛН заметно изменяется их защитная эффективность

Защитная эффективность ПЛП - это снижение скорости ветра под влиянием ее не менее чем на 10% по сравнению со скоростью ветра на открытой местности, которая выражается кратностью высоты ПЛП.

Полезащитные полосы создают продуваемой, ажурной и ажурно-продуваемой конструкций. Продуваемые полосы проектируют в основном для районов с холодной и снежной зимой, где первостепенное значение имеет равномерное снегораспределение, а также для районов с зимними оттепелями. Ажурные полосы создают на территории степной, полупустынной и юго-восточной части лесостепной зоны и в районах, где часто наблюдаются пыльные бури, непостоянный снеговой покров, а также для мест с мягкой зимой. Ширина полос с учетом закраек (ширина закраек с каждой стороны лесной полосы равна ширине междурядья не должна превышать 15-20 м.

Таблица 3 - Конструкция и защитная эффективность ПЛП

Конструкция ПЛП

Характеристики конструкции ПЛП

Площадь просветов в продольном профиле ПЛП в облиственном состоянии, %

Ветропроницаемость полосы ПЛП, %

Дальность защитной эффективности в высотах ПЛП

между стволами

в кронах

между стволами

в кронах

Непродуваемая плотная (Нп)

Продуваемая (П)

60 и более

Ажурная (Аж)

Чаще всего полосы закладывают 3, реже 4 - 5-рядными. Почву готовят по системе одно-трехлетнего черного пара, на землях, интенсивно подверженных ветровой эрозии, по системам раннего пара и зяблевой вспашки, а на участках с бурыми и светло-каштановыми почвами в комплексе с солонцами - по системе трехлетнего черного пара с плантажной вспашкой и проведением мероприятий по снегозадержанию - снегонакоплению. Ширина междурядий зависит от почвенно-климатических условий. При создании полезащитных и других видов защитных лесных насаждений ширина междурядий должна быть:

В лесной и лесостепной зонах - на всех почвах и в северной части степной зоны на типичных и обыкновенных черноземах - 2,5 - 3 м;

В степной и полупустынной зонах - на южных черноземах, темно-каштановых и каштановых почвах - 3 - 5 м;

На песках всех зон - 3 м.

Расстояние между растениями в рядах может быть равным: при посадке сеянцев и неокорененных черенков, а также при посеве семян – 1 -1,5 м, при посадке саженцев и окорененных черенков - 1,5 - 3 м.

В ПЛП вводят, одну главную породу. При ее подборе учитывают долговечность, высоту, энергию роста, требовательность к почве и влаге, засухоустойчивость, устойчивость к болезням и вредителям, способность к возобновлению порослью, морозоустойчивость, экологическую и экономическую ценность и другие факторы.

Для ускорения защитного действия ПЛП из медленнорастущих пород в наветренный ряд допускается вводить быстрорастущую породу.

Для характеристики агротехники и технологии выращивания полос приводится описание следующих видов работ:

а) обработка почвы (способы, сроки, виды, механизация);

б) методы и способы закладки полос (посев, посадка, сроки работ, осадочный или посевной материал, механизация).

Период, в течение которого осуществляется создание выращивание системы ПЛП, слагается из периода обработки почвы и зимнего периода выращивания ПЛП.

Подготовка почвы под лесные полосы, как правило, производится по системе одно-трех-летнего черного пара, а на участках чистых от сорной растительности и в регионах достаточного увлажнения и по системе зяблевой вспашки.

После покровного боронования в два следа (ранней весной) производится посев-посадка ПЛП.

Для удовлетворения разнообразных потребностей населения и ведения хозяйственной деятельности в регионе, природопользование должно быть дифференцировано по типам природопользования, обеспечивающим:

Овладение естественными ресурсами с получением нужной энергии и первичных материалов;

Обеспечение связи мест получения энергии и первичных материалов с пунктами переработки последних в продукцию, а мест производства продукции - со всеми точками ее потребления;

Приспособление всех районов жизнедеятельности населения, с поддерживающим жизнь потреблением, к условиям окружающей среды;

Сохранение свойств среды, признаваемых необходимыми для жизнедеятельности населения.

В настоящее время в природопользовании принято выделять четыре основных вида, имеющих определенные различия в практическом использовании и присущие им особенности территориальной структуры. По используемым свойствам и характеру зависимости от природы, можно выделить две основные группы отраслей хозяйства (преимущественно ресурсопотребляющие и ресурсосберегающие), обусловленные характером его связи с природой, а в них четыре вида природопользования.

Рассмотрение природопользования как единой сферы деятельности осложняется тем, что трудовая деятельность населения узко специализирована по видам природопользования, а в рамках производственной деятельности - по отдельным отраслям хозяйства. Каждый из этих видов и отраслей по-своему связан с природой и зависит от нее, воздействуя, используя или изменяя отдельные компоненты природной среды. Характер подобной связи определяется тем, что тот или иной вид деятельности использует в природе компоненты, являющиеся естественным условием и ареной деятельности всех отраслей хозяйства. По этому критерию выделяются основные формы территориальной структуры главных видов природопользования. Следует заметить, что имеются различные подходы к выделению основных видов и типов природопользования, нет единой общепринятой методики их выделения.

Анализ различных классификаций показал, что все они выделяют четыре основных вида природопользования. Так, по классификации разработанной в МГУ К. Зворыкиным (1993), выделяются следующие виды природопользования.

I. Производственное природопользование: сельскохозяйственное, энергообеспечение, водоснабжение, горнопромышленное (наземное и подземное), горнопромышленное морское на шельфе, лесохозяйственное, наземное охотопромысловое, морское охотопромысловое, хранилищно-складское, фабрично-заводское, отходно-отвалочное, вспомогательное, включая строительное, рекультивационное и средоулучшающее мелиоративное.

П. Пространственно-увязывающее природопользование: транспортно-морское, транспортно-речное и озерное, транспортно-авиационное, энергопередаточное, железнодорожное, автодорожное, гужевое и пешеходное.

III. Коммунальное природопользование: городское и прочее селитебное, научно-учебное (в природе), культурно-мемориальное, спортивно-оздоровительное, лечебно-курортологическое, рекреационное.

IV. Средоохранное природопользование, водоохранное, природоохранное (в отношении видового генофонда растений и животных, редких естественных явлений и объектов), запасное (в отношении всех других видов природопользования).

Перечисленные выше виды природопользования - формы овладения естественными ресурсами природной среды и территориями для всех видов жизнедеятельности населения в относительно доступных экотрудовых условиях.

Иной подход представлен в классификации, разработанной в Институте географии РАН (Рунова, Волкова, Нефедова и др., 1993). Взяв за основу данную разработку, А. В. Евсеев предложил свой вариант классификации регионального природопользования. На наш взгляд, она весьма удобна при анализе состояния природной среды и картографировании природопользования в регионах России. В этой классификации приведена группировка главных видов природопользования, выделены четыре основных вида территориальной структуры: фоновое, очаговое, крупноочаговое и дисперсное природопользование (рис. 1).

I. Фоновое природопользование - основано на территориально широком использовании естественных ресурсов, угодий, тесно связанных с зональными особенностями природных ландшафтов. К данному виду относятся следующие отрасли ресурсопользования: сельское, лесное, промысловое хозяйства, которые тесно связаны с зональными особенностями ландшафтов. Эти отрасли заинтересованы в сохранении нужной им природной среды. К фоновому относится и традиционное природопользование, то есть тип сложившейся хозяйственной деятельности, основанной на использовании естественных ресурсов (земельных, пастбищных, охотничьих), как правило, максимально адаптированной к местным условиям природной среды, составляющей основу традиционной культуры и образа жизни населения. Подобный тип природопользования характерен в настоящее время для территорий проживания, например, коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

II. Крупноочаговое природопользование - характеризуется ареальным, узловым или групповым типом размещения производств, добывающих, использующих и перерабатывающих природные ресурсы, а местные ландшафты для которых - лишь место функционирования крупных технических сооружений и размещения массовых отходов производства со значительными нарушениями, загрязнением природной среды. Для данного вида природопользования характерным являются базовые отрасли хозяйства: горнодобывающая, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность, металлургия, энергетика, машиностроение (особенно транспортное, тяжелое), добыча и переработка углеводородного сырья (нефть, газ). Данные отрасли заинтересованы лишь в объемах добываемого ресурса, а также в определенных условиях его добычи, связанных с рельефом, климатом, водными ресурсами, грунтами. С этим видом природопользования связано формирование так называемых импактных районов (зон), или территорий, подверженных интенсивному антропогенному воздействию, для которых характерно сильное загрязнение, механическое нарушение, значительная деградация многих компонентов природной среды. На таких территориях наблюдается кризисная, критическая, а в отдельных случаях и катастрофическая экологическая ситуация, с глубокими и необратимыми изменениями отдельных компонентов природной среды, утратой естественных ресурсов и резким ухудшением условий проживания населения, вызванных в основном многократным превышением допустимых техногенных нагрузок на местные ландшафты. В настоящее время импактные зоны (района) сформировались во многих промышленных регионах России.


III. Очаговое природопользование - связано с системой расселения и развития отраслей хозяйства, использующих местные природные ресурсы или технологии, не вызывающие значительных изменений (в том числе загрязнений) окружающей природной среды. Экологическая ситуация на отдельных территориях может быть напряженной или конфликтной, при которой происходят незначительные в пространстве и во времени изменения в ландшафте, в том числе в средо- и ресурсовоспроизводящих свойствах, что ведет к сравнительно небольшой перестройке структуры ландшафтов и восстановлению в результате осуществления процессов саморегуляции природного комплекса или приведения несложных природоохранных мер. Этот вид природопользования обычно связан с хозяйственной деятельностью отдельных предприятий машиностроения (приборостроения, легкое машиностроение и т. д.) и пищевой промышленности, с центрами лесозаготовки и переработки древесины, с транспортными узлами. Данные отрасли хозяйства не предъявляют жестких требований к ландшафтам как к месту размещения производства, но иногда создают проблему трудно ассимилирующихся природой отходов.

IV. Дисперсное природопользование - основано на хозяйственной деятельности, для которой необходимо определенное сочетание природных свойств ландшафтов, что является основным условием ее размещения в данном месте, а также ориентированное на максимальное их сохранение. В основном в ландшафтах - районы рекреационной деятельности, заповедники, национальные парки и другие охраняемые природные территории. Все эти виды деятельности тесно связаны с местными ландшафтами. Для этого вида природопользования характерна удовлетворительная экологическая ситуация, естественная эволюция, а из-за отсутствия видимого прямого или косвенного антропогенного воздействия все свойства ландшафтов сохраняются. Дисперсное природопользование в настоящее время включает природоохранное и рекреационное природопользование.

Целостность картины природопользования в регионе придает сетево-узловые и линейные формы, характерные для транспортно-коммуникационных, водно-мелиоративных, распределительных видов деятельности, которые объединяют вышеперечисленные виды в единый каркас, придают особую конфигурацию их пространственным сочетаниям.

В природопользовании России сочетаются рассмотренные выше территориальные формы и уровни его организации. Выделяются четыре иерархических уровня территориальной организации природопользования (Рунова, 1993):

Природно-зональный, образуемый сочетанием фоновых отраслей природопользования;

Регионально-зональный, отражающий территориальную дифференциацию фоновых отраслей, в первую очередь по уровню их интенсивности;

Фоново-узловой (сетево-ареальный), формируемый под влиянием системы расселения, уровня урбанизированности, размещения азональных (очагово-дисперсных) форм природопользования, коммуникационной сети, интенсивности фоновых отраслей;

Локальный (местный), формируемый местными особенностями природных ландшафтов и ресурсных угодий, взаиморасположением природопользователей и их географическим положением, в целом отражающий преобладающий тип (вид) природопользования.

Таким образом, территориальная организация природопользования имеет черты, присущие как природным, так и социально-хозяйственным системам. Выделение четырех уровней в структуре природопользования позволяет выявить специфику возникающих на каждом из этих уровней проблем ресурсообеспечения, охраны окружающей среды и сохранения природы. При этом появляется возможность проанализировать применяемость к каждому из них выработанных в географии подходов к решению этих проблем и определить недостающие звенья, исследования которых могут послужить основой для организации географических работ в области природопользования.

Особо следует отметить и наличие в ряде регионов конфликтной ситуации между отдельными видами природопользования. Часто она наблюдается между крупноочаговым - фоновым и дисперсным, реже между фоновым и дисперсным природопользованием. Это связано с активной хозяйственной деятельностью, которая в условиях рыночной экономики приводит к жесткой конкуренции при использовании естественных и особенно земельных ресурсов и вызывает ухудшение качества отдельных компонентов природной среды. В качестве примера можно привести проблему национального парка "Югыдва" в Республике Коми, где на часть территории национального парка претендует горнодобывающая отрасль (разработка месторождений углеводородного сырья в районах ведения традиционного хозяйства коренных народов Севера России).

Фоновое природопользование (представленное в основном сельским, лесным и промысловым хозяйством) распространено повсеместно и является основой при анализе структуры природопользования в регионах, представляя собой фон для других видов: крупноочагового, очагового и дисперсного.

Региональные особенности фонового природопользования представлены в табл. 1. Т. Г. Руновой и др. (1993) на европейской территории бывшего СССР выделено шесть микротипов фонового природопользования и 17 типов, отражающих в первую очередь характер сочетания форм и уровней интенсивности природопользования. Их географическое положение показано на рис. 2.

Таблица 1

Типы фонового природопользования (Рунова и др., 1993)

Картина пространственного распределения фонового природопользования, формируемая сочетанием совокупности факторов, довольно сложная. Например, широтно-зональное распределение сельско-лесохозяйственных типов природопользования (микротипы I-IV) сочетается с азональностью распределения сельско-рекреационно-лесных типов (микротип V), который приурочен к экономически развитым урбанистическим регионам и характеризуется повышенной активностью и продуктивностью природопользования. Выявленные различия фонового природопользования очень устойчивы. В современных условиях приоритетное развитие других видов природопользования способно нарушить сложившуюся картину фонового природопользования. Определенные сложности испытывают районы узконаправленного специализированного сельского хозяйства, утратившие транспортные сферы сбыта своей продукции. Имеются проблемы фонового природопользования, связанные с загрязнением природной среды, эродированностью почв в ряде сельскохозяйственных регионов, деградацией пастбищ и лесных ресурсов.

Каждый регион имеет свои специфические проблемы природопользования, которые и будут рассмотрены ниже.


Похожая информация.



Top