Форма заявления о преступлении. Уголовно-процессуальное право. Особенности подачи заявления о преступлении по интернету

Большинство преступлений раскрывается по "горячим следам". Чем больше времени проходит с момента преступления до подачи заявления в полицию, тем больше шансов у злоумышленника скрыться и сбыть похищенное. Да и память свидетелей не идеальна - большинство из них с трудом припоминает увиденное несколько часов назад. Поэтому обращаться в полицию нужно сразу же после происшествия.

Как и куда лучше подавать заявление о преступлении? Как должны действовать сотрудники полиции в ответ на обращение и что делать, если вам отказывают в приеме заявления?

Большинство сообщений в полицию поступает через службу "02". Почти у каждого сейчас имеется сотовый телефон. Поэтому гражданам нужно знать, что звонок в полицию с него бесплатный, а набирать нужно номер "020" или "02*". Но существуют и другие способы обращений, иногда более правильные. Например, письменное заявление о преступлении, которое подается в дежурную часть Отдела МВД России по району Филевский парк г. Москвы или любого органа внутренних дел. В каждой дежурной части в доступном для посетителей месте расположена информация о порядке приема, регистрации и разрешении заявлений и обращений граждан. Там же указывается информация о должностном лице, который отвечает за соблюдение этого порядка. Дежурная часть любого органа внутренних дел работает круглосуточно.

В чём разница между заявлением и сообщением?

Сообщение может содержать любую информацию. Например, об угрозе безопасности, о несчастном случае, ДТП, о чрезвычайном происшествии, о массовых беспорядках. Как правило, сообщения в полицию поступают по телефону. Заявление, в свою очередь, это уголовно-процессуальный документ, который должен содержать информацию о конкретном преступлении. Так же, как и в любое государственное учреждение, в полицию всегда можно направить письменное обращение по вопросу, относящемуся к её компетенции.

Какой же способ для обращения выбрать?

Если человеку нужна оперативная помощь полиции - то позвонить в службу "02" просто необходимо. Оператор примет сообщение и направит к гражданину патрульный экипаж или участкового уполномоченного полиции. Если же

происшествие произошло давно и не требует срочного реагирования, уместнее обратиться с заявлением в районный отдел внутренних дел.

Какие требования предъявляются к обращениям?

Сообщение можно подать устно, письменно, по почте, телеграфу или факсом. Оно должно быть принято не зависимо от его полноты и формы. Но в нем должны быть указаны обстоятельства события, время, место, его участники и приметы, если не известны данные нарушителей. Главное условие - заявитель обязан сообщить свои данные. Потому что анонимные сообщения и заявления, кроме сообщений о терактах, не регистрируются и не рассматриваются. Но достоверная анонимная информация часто помогает полицейским в их деятельности. Кстати, подать заявление можно не только на русском, но и на любом родном языке.

А какие сообщения принимает полиция?

Это все сообщения об административных правонарушениях и преступлениях, отнесенных к компетенции полиции в соответствии с Уголовно­процессуальным кодексом России. Но если происшествие не относится к компетенции полиции, то его всё равно обязаны принять, зарегистрировать и передать в другой правоохранительный орган.

Иногда граждане жалуются на отказы в приеме заявлений. Существуют ли к тому какие-либо причины?

Подаваемое в дежурную часть заявление должно содержать в себе информацию о конкретном административном правонарушении или преступлении. Если в заявлении эта информация указана, то причин для отказа в его приёме нет, и это должен знать каждый гражданин. А если в обращении гражданина таких обстоятельств не указывается, то его могут принять только в канцелярии.

Сотрудник полиции не может отправить заявителя в другое подразделение или учинить иные препятствия. Но если такой факт выявляется, то должностное лицо несет строгое наказание. Обжаловать отказ в приеме заявления можно в вышестоящий орган внутренних дел или районную прокуратуру в порядке статьи 124 УПК РФ. Принимать сообщения все органы полиции обязаны круглосуточно и не зависимо от их содержания. При этом место совершения правонарушения значения не имеет. Сообщение о правонарушении обязательно передается в любое подразделение МВД России, на территории которого оно совершено.

Что делать человеку, если сотрудник полиции пытается утаить преступление от регистрации?

Во-первых, утаивание преступлений в полиции - это большая редкость и, своего рода, ЧП. С 1997 года действует ряд совместных приказов Генпрокуратуры и МВД России, которыми определен порядок приема и разрешения сообщений граждан. Даже если преступление малозначительно или не имеет перспектив к раскрытию (например, неизвестны данные о преступнике, на месте происшествия не остались его следы), заявление всё равно обязаны принять, зарегистрировать и принять по нему процессуальное решение.

По результатам рассмотрения заявления либо возбуждается уголовное дело, либо выносится постановление об отказе в возбуждении по основаниям, указанным в УПК РФ, либо заявление передается по подведомственности или по территориальности, либо принимается решение в соответствии с КоАП. За нераскрытые дела полицию никто не называет, поэтому скрывать преступления полиции не имеет смысла. Себе дороже может получиться, если выяснится такое должностное преступление. А во-вторых, с любой жалобой всегда можно обратиться к руководству органа внутренних дел или в прокуратуру.

Как гражданину после обращения в полицию проконтролировать движение своего дела?

Каждое сообщение, письменное обращение или заявление регистрируются, ему присваивается номер. При непосредственном обращении в дежурную часть заявителю выдается талон-уведомление, в котором указываются сведения о сотруднике, принявшем заявление, регистрационный номер, наименование органа внутренних дел, адрес и служебный телефон, дата приема и подпись, инициалы и фамилия дежурного. По регистрационному номеру в дежурной части всегда можно узнать о результатах рассмотрения заявления. Но заявителю делать самому это вовсе не обязательно. Ведь в течении 3 суток (в исключительных случаях, когда необходимы дополнительные проверки - в течении 10 и даже 30 суток) по заявлению принимается решение. В соответствии с УПК РФ, об этом решении заявитель уведомляется письменно.

Если гражданин стал жертвой преступления, вследствие чего ему был причинен моральный, материальный или физический ущерб, он имеет полное юридическое право составить и подать в соответствующие органы заявление о преступлении, дабы не дать злоумышленнику уйти от ответственности и отстоять свои права.

Алгоритм действий в случае совершения правонарушения в отношении гражданина

Прежде чем обращаться в отдел полиции потерпевшему необходимо самостоятельно (или обратившись за юридической консультацией) оценить совершенное злодеяние и дать ему первичную квалификацию. Если же это сделать по тем или иным обстоятельствам сложно, то в тексте заявления совершенное преступление можно охарактеризовать следующими словами:

  • хищение;
  • тяжкие телесные повреждения;
  • ущерб собственности и так далее.

Далее следует установить, какой правоохранительный орган компетентен расследовать то или иное дело. Если гражданин по неопытности отправил обращение не в тот орган, то последний совершит соответствующую пересылку самостоятельно, вследствие чего несколько затянется процесс расследования.

Важный факт

Расследование преступления совершается тем подразделением исполнительных органов, на территории которого оно произошло.

Инициатор уголовного разбирательства

Инициатором расследования могут выступить как следователи полицейского участка, так и следователи прокуратуры, сотрудники отделов по борьбе с преступностью, сотрудники налогового управления и других специальных служб.

Важный факт

Если во время нахождения потерпевшего в отделе сотрудники позволяют себе грубить ему или ведут себя неподобающе, ему следует включить диктофон и видеозапись. Он имеет полное право сохранять такие записи и делать их публичными, так как это не противоречит принципам работы правоохранительных органов.

Если сотрудник полиции всячески уклоняется от своей профессиональной деятельности, апеллирует к окончанию рабочего дня или бесполезности расследования, потерпевшему следует напомнить ему о статье 144 УПК РФ, в которой говорится о круглосуточной работе органов внутренних дел и обратиться в вышестоящие инстанции.

Форма заявления в полицию о преступлении

Российское законодательство не имеет четких требований к составлению заявления в полицию от руки, которые необходимо было бы соблюдать неукоснительно. Так, статья 144 УПК позволяет подать заявление и совершении противоправного деяния и в форме устного доклада. Преимущественное количество устных докладов, по статистике, совершается, когда необходимо уведомить полицию о преступлении по так называемому «горячему следу» или совершенному считанные минуты назад.

Если гражданин обратился к сотруднику полиции в устной форме и уведомил его тем самым о нарушении закона, то должностное лицо обязано оформить соответствующий документ, занести в него информацию о преступлении и предоставить на подпись заявителю.

Как написать заявление в полицию: образец

Адресовать заявление необходимо начальнику правоохранительного органа, компетентного и территориально, и юридически расследовать данное преступление.

Потерпевшему необходимо указать собственные данные, чтобы следователь смог связаться с ним и обменяться информацией.

Заявление условно делится на несколько частей. Первая подразумевает краткое и подробное изложение событий, произошедших с потерпевшим. Здесь указывается:


Следующий фрагмент заявления имеет отношение исключительно к потерпевшему. Это расписка, сообщающая, что жертва знает о последствиях лжесвидетельствования и обязуется не давать заведомо ложных данных следователям.

Далее следует указать перечень дополнительных информационных источников – копии документов, аудиозаписи, видеофрагменты, фото, чеки и так далее. В тексте заявления могут быть указаны и свидетели совершенного преступления, их данные и контактные номера.

По окончании составления заявление необходимо подписать. Это делается либо потерпевшим, либо лицом, представляющим его интересы (родителем, опекуном).

Как подать заявление в полицию

Заявление подается сотрудникам полиции в двух экземплярах. Заявление подаётся в любой территориальный орган МВД РФ независимо от места и времени совершения преступления.

Сотрудник МВД обязан зарегистрировать заявление в специальном каталоге и выдать талон, свидетельствующий о регистрационном номере в данном журнале.

Сроки инициации уголовного разбирательства

Прокурор обязан инициировать уголовное расследование не позже, чем через сутки с момента регистрации заявительного акта в журнале. После этого начинается досудебное ведение дела.

Важный факт

Очень часто сотрудниками полиции игнорируются поданные заявления. В этом случае действия сотрудника полиции можно подвергнуть осуждению в судебном порядке в течение 120 часов после того, как пройдут положенные сутки после регистрации акта о происшествии.

К сожалению, сотрудники органов защиты прав не всегда честно относятся к исполнению вмененных им обязанностей. Нарушения могут начаться буквально до подачи заявления и продолжаться позже. Для того, чтобы довести дело защиты гражданских прав до логического конца и заставить правонарушителей понести наказание, следует точно знать собственные права, а также то, какими правами не обладают сотрудники внутренних дел.

Процедура приема заявления

Чтобы прием заявления был осуществлен правильно, необходимо знать следующее:

  • Все заявления подлежат обязательному приему во всех органах МВД России. Дежурным дежурной части территориального органа МВД осуществляется круглосуточный прием заявлений.
  • Даже если вы находитесь там, где дежурные части не предусмотрены, в таком случае, заявления принимаются уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел.
  • Заявление можно оставить на официальном сайте. В этом случае применяется программное обеспечение, которое предусматривает обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с заявлениями.

Приняв заявление, сотрудник органов внутренних дел, обязан передать в дежурную часть информацию об принятом заявлении, чтобы произвести регистрацию в КУСП (книга учета сообщений о преступлениях). При этом оперативному дежурному части необходимо предоставить информацию об:

  • дате и времени поступления заявления;
  • Ф.И.О. заявителя;
  • адресе места жительства (пребывания), контактный телефон заявителя;
  • форме фиксации заявления;

На принятом заявлении сотрудник органов внутренних дел указывает дату и время его получения, свои должность, инициалы, фамилию, заверяя сведения своей подписью.

Регистрация заявления

Важно знать, что регистрация в КУСП должна осуществляться незамедлительно и в круглосуточном режиме дежурными частями. Если заявителя уверяют, что рассмотрение заявления, которые относятся к компетенции органов внутренних дел, но произошли на территории другого органа МВД России, не принимаются, это заведомо ложные данные, поскольку все имеющиеся материалы передаются этому органу. Но только после обязательной регистрации заявления в КУСП.

  • Общие положения
  • Уголовное судопроизводство (уголовный процесс): понятие, сущность и задачи
    • Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
    • Назначение уголовного судопроизводства
    • Стадии уголовного процесса: понятие и система
    • Основные уголовно-процессуальные понятия
  • Уголовно-процессуальное право. Уголовно-процессуальное законодательство
    • Уголовно-процессуальное право: понятие и значение
    • Источники уголовно-процессуального права
    • Уголовно-процессуальный закон: понятие и значение
    • Уголовно-процессуальные нормы: понятие, виды и структура
  • Принципы уголовного судопроизводства
    • Принципы уголовного судопроизводства: понятие, признаки и система
    • Характеристика отдельных принципов уголовного судопроизводства
  • Участники уголовного судопроизводства
    • Участники уголовного судопроизводства: понятие и классификация
    • Суд как участник уголовного судопроизводства
    • Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения
    • Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты
    • Иные участники уголовного судопроизводства
    • Обстоятельства, исключающие участие в уголовном судопроизводстве
  • Уголовное преследование
    • Уголовное преследование: понятие и сущность
    • Виды уголовного преследования
      • Уголовное преследование по делам публичного обвинения
      • Уголовное преследование по делам частного обвинения
      • Уголовное преследование по делам частно-публичного обвинения
  • Доказательства и доказывание
    • Доказывание в уголовном судопроизводстве: сущность, цель
    • Обстоятельства, подлежащие доказыванию (предмет доказывания)
    • Доказательства: признаки, свойства, классификация
    • Виды (источники) доказательств
    • Процесс доказывания
    • Использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности
    • Преюдиция и ее роль в процессе доказывания
  • Меры процессуального принуждения
    • Меры процессуального принуждения: понятие, сущность и значение
    • Задержание подозреваемого
    • Меры пресечения
    • Иные меры процессуального принуждения
      • Обязательство о явке (ст. 112 УПК РФ)
      • Привод (ст. 113 УПК РФ)
      • Временное отстранение от должности (ст. 114 УПК РФ)
      • Наложение ареста на имущество (ст. 115-116 УПК РФ)
      • Денежное взыскание (ст. 117 УПК РФ)
  • Ходатайства и жалобы
  • Процессуальные сроки. Процессуальные издержки. Процессуальные документы
    • Процессуальные сроки
      • Исчисление процессуальных сроков
      • Порядок соблюдения и продления процессуальных сроков
      • Восстановление пропущенного процессуального срока
    • Процессуальные издержки
      • Порядок взыскания процессуальных издержек
    • Процессуальные документы
  • Реабилитация в уголовном судопроизводстве
    • Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие, признаки и значение
    • Основания возникновения права на реабилитацию
    • Порядок возмещения имущественного вреда
    • Порядок возмещения морального вреда
    • Порядок восстановления трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного
  • ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • Возбуждение уголовного дела
    • Стадия возбуждения уголовного дела: понятие и значение
    • Поводы и основание для возбуждения уголовного дела
      • Заявление о преступлении
      • Заявление о явке с повинной
      • Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников
      • Постановление прокурора
    • Порядок рассмотрения сообщения о преступлении
    • Процессуальный порядок возбуждения уголовного дела
    • Процессуальный порядок отказа в возбуждении уголовного дела
    • Передача сообщения о преступлении по подследственности или в суд
  • Предварительное расследование
    • Стадия предварительного расследования: понятие и значение
    • Формы предварительного расследования (предварительное следствие и дознание)
    • Дознание в сокращенной форме: основания и порядок производства
    • Система общих условий предварительного расследования
    • Досудебное соглашение о сотрудничестве
  • Следственные действия
    • Следственные действия: понятие и система
    • Общие правила производства следственных действий
    • Осмотр как следственное действие
    • Освидетельствование
    • Следственный эксперимент
    • Обыск
    • Выемка
    • Наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка
    • Контроль и запись переговоров
    • Получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
    • Допрос
    • Очная ставка
    • Предъявление для опознания
    • Проверка показаний на месте
    • Назначение и производство судебной экспертизы
  • Привлечение в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения и допрос обвиняемого
    • Привлечение в качестве обвиняемого: сущность и значение
    • Основания привлечения в качестве обвиняемого
    • Порядок привлечения в качестве обвиняемого при производстве предварительного следствия
    • Предъявление обвинения
    • Допрос обвиняемого
    • Особенности привлечения в качестве обвиняемого при производстве дознания
  • Приостановление и возобновление предварительного расследования
    • Приостановление предварительного расследования: значение и признаки
    • Основания и условия приостановления предварительного расследования
    • Процессуальный порядок приостановления предварительного расследования
    • Действия после приостановления предварительного расследования. Розыск подозреваемого, обвиняемого
    • Возобновление приостановленного предварительного расследования
  • Окончание предварительного расследования
    • Окончание предварительного расследования: сущность и виды
    • Прекращение уголовного дела и уголовного преследования
    • Процессуальный порядок прекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования
    • Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением
    • Окончание дознания с обвинительным актом
    • Окончание дознания в сокращенной форме
    • Действия и решения прокурора по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением
  • СУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
  • Производство в суде первой инстанции
  • Особый порядок судебного разбирательства
    • Особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением
    • Особый порядок принятия судебного заседания при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве
    • Особенности судебного производства по уголовному делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме
  • Особенности производства у мирового судьи
    • Правовая основа деятельности и полномочия мирового судьи по уголовным делам
    • Особенности производства у мирового судьи по уголовным делам частного обвинения
    • Производство по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, подсудным мировому судье
  • Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей
    • Этапы становления и развития в России производства в суде с участием присяжных заседателей
    • Предварительное слушание и составление предварительного списка присяжных заседателей. Подготовительная часть судебного заседания с участием присяжных заседателей
    • Особенности судебного следствия в суде с участием присяжных заседателей
    • Прения сторон и последнее слово подсудимого
    • Вынесение и провозглашение вердикта
    • Обсуждение последствий вердикта и постановление приговора
  • Производство в суде второй (апелляционной) инстанции
    • Производство в суде апелляционной инстанции: понятие, значение и основные черты
    • Порядок принесения апелляционных жалобы, представления
    • Назначение и подготовка заседания суда апелляционной инстанции
    • Порядок рассмотрения уголовного дела судом апелляционной инстанции
    • Решения, принимаемые судом апелляционной инстанции
    • Апелляционные приговор, определение и постановление
  • Исполнение приговора
    • Стадия исполнения приговора: понятие и значение
    • Порядок обращения к исполнению приговора, определения и постановления суда. Непосредственное исполнение судом приговора
    • Вопросы, связанные с исполнением приговора, и порядок их разрешения
  • Пересмотр вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений суда
    • Пересмотр приговоров и иных решений суда, вступивших в законную силу: понятие, виды и значение
    • Производство в суде кассационной инстанции
    • Производство в суде надзорной инстанции
    • Возобновление производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств
  • ОСОБЫЙ ПОРЯДОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Понятие производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности досудебного производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
    • Особенности судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
  • Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера
    • Производства о применении принудительных мер медицинского характера: общая характеристика и основания для производства о применении
    • Особенности предварительного расследования по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера
    • Особенности судебного разбирательства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера
    • Прекращение, изменение и продление применения принудительных мер медицинского характера
  • Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц
    • Категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам
    • Особенности возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц
    • Особенности предварительного расследования в отношении отдельных категорий лиц
  • МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
  • Основные формы международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
    • Правовая основа осуществления международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
    • Основные формы международного сотрудничества по уголовным делам
    • Выдача лица для уголовного преследования или исполнения приговора (экстрадиция)
    • Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является
  • Уголовный процесс зарубежных государств
    • Типы (формы) уголовного процесса зарубежных государств
    • Общая характеристика уголовного процесса состязательного типа
    • Общая характеристика уголовного процесса смешанного типа

Заявление о преступлении

Это сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, сопровождаемое просьбой о привлечении лица к уголовной ответственности. Официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ. После дополнительной проверки в этом случае используется повод, указанный в п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, т.е. сообщение о преступлении, полученное из иных источников. Заявление о преступлении может исходить от физического или должностного лица. В частности, как заявление о преступлении расценивается обращение руководителя коммерческой организации с просьбой о привлечении лица к уголовной ответственности за преступление против интересов службы в коммерческой организации.

Поводом для возбуждения уголовного дела будет заявление, сделанное как лицом, потерпевшим от преступления, так и посторонним лицом, которому стало известно о совершенном или готовящемся преступлении. При этом следует иметь в виду, что уголовные дела частного и частно-публичного обвинения возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя. В этих случаях подача заявления лицом, не являющимся потерпевшим или его законным представителем, порождает у компетентного органа государства или должностного лица обязанности, связанные с появлением повода для возбуждения уголовного дела, однако в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 24 УПК РФ отсутствие заявления потерпевшего влечет отказ в возбуждении уголовного дела.

Заявление, автор которого не известен (анонимное заявление ) либо подписанное вымышленным именем (псевдонимом), не может служить поводом для возбуждения уголовного дела. Анонимные заявления, поступившие по почте или информационным системам общего пользования, в которых содержатся признаки совершенного или готовящегося преступления, без регистрации передаются в соответствующие подразделения территориального органа МВД России для возможного использования в установленном порядке в оперативно-розыскной деятельности 1 Поступившие по почте или информационным системам общего пользования анонимные заявления, содержащие данные о признаках совершенного или готовящегося террористического акта, в соответствии с Административным регламентом МВД России регистрируются в общем порядке. .

Заявление является поводом для возбуждения уголовного дела, прежде всего, в случаях, когда оно содержит данные, указывающие на признаки какого-либо преступления. При этом заявитель может прямо указать на преступный характер сообщаемого им факта или ограничиться приведением данных об общественно опасном характере деяния, не давая ему уголовно-правовой оценки. Если заявитель сообщает о каком-либо деянии как о преступном, в действительности не содержащем признаков преступления, то его заявление также должно рассматриваться как повод для возбуждения уголовного дела.

К заявлениям о преступлениях предъявляются определенные требования, направленные на обеспечение достоверности получаемой информации.

Заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде по усмотрению заявителя.

Если человек обратился с устным заявлением о преступлении, то лицо, принявшее его, обязано составить протокол принятия устного заявления о преступлении. В нем указываются: его название, место, день и год составления, кем составлен документ (должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление), статья УПК РФ, в соответствии с которой действует должностное лицо, в каком именно помещении и от кого принято устное заявление (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя), сведения о паспорте или ином документе, предъявленном в удостоверение личности заявителем (кем документ выдан, когда, номер и серия), отметка о предупреждении за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, удостоверенная отдельной подписью заявителя. Далее излагается содержание заявления о преступлении, удостоверяемое подписью заявителя. В конце протокола делается отметка о том, прочитан ли он лично заявителем или вслух лицом, принявшим заявление, правильно ли записано со слов заявителя, содержание замечаний либо указание на их отсутствие. Протокол в целом еще раз подписывается заявителем, а также лицом, принявшим данное заявление.

Устное заявление о преступлении может быть сделано и при производстве какого-либо следственного действия, например допроса, или в ходе судебного разбирательства. В этом случае протокол принятия устного заявления о преступлении не составляется, а заявление заносится в протокол соответствующего следственного действия или протокол судебного заседания 2 Административный регламент МВД России предусматривает, что сообщение, сделанное при производстве следственного действия о ранее незарегистрированном преступлении, заносится в протокол следственного действия и одновременно оформляется рапортом сотрудника органа внутренних дел либо протоколом принятия устного заявления о преступлении в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Подобная процедура призвана обеспечивать полноту регистрации и соблюдение сроков разрешения сообщений о преступлениях. .

Если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель, следователь выносят постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их для принятия решения: следователь - руководителю следственного органа, а дознаватель - прокурору.

В каждом случае обращения с устным заявлением о преступлении заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Заявитель, не достигший 16-летнего возраста, об уголовной ответственности за заведомо ложный донос не предупреждается, ему лишь разъясняются в доступной для него форме уголовно-процессуальные последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления. Отметку об этом действии также целесообразно сделать в протоколе принятия устного заявления о преступлении, удостоверив ее подписью заявителя.

В случае когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола (сведения о преступлении передаются по телефону, телефаксу, телеграфу, радио), его заявление оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления и используется в качестве сообщения о совершенном или готовящемся преступлении, полученного из иных источников (ч. 5 ст. 141, ст. 143 УПК РФ).

К форме письменного заявления о преступлении закон требований не предъявляет, за исключением одного - оно в обязательном порядке должно быть подписано заявителем.

Если заявитель лично подает письменное заявление о преступлении, то лицо, принимающее такое заявление, должно предупредить его об уголовной ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, сделав соответствующую отметку непосредственно на заявлении. Если же заявление поступает по почте или передается нарочным, то отметка не делается, а предупреждение об ответственности производится при явке заявителя для получения объяснений, допроса или производства иных процессуальных действий с его участием.

В случаях когда письменное заявление маловразумительно, вследствие чего трудно однозначно оценить содержащиеся в нем сведения, целесообразно обратиться к лицу с рекомендацией оформить его заявление по правилам приема устного заявления и при согласии составить протокол о принятии устного заявления о преступлении.

Административный регламент предусматривает возможность подачи интернет-заявления. В этом случае заявитель должен указать необходимые сведения, определенные законодательством Российской Федерации, Административным регламентом МВД России. Поступившее в дежурную часть территориального органа МВД России интернет-заявление распечатывается на бумажном носителе и дальнейшая работа с ним ведется как с заявлением.

Если заявитель лично обращается с устным или письменным заявлением о преступлении, ему выдается документ о принятии сообщения о преступлении - талон-уведомление, в котором указываются данные о заявителе, лице, принявшем сообщение, дата приема, краткое содержание заявления о преступлении. По таким талонам-уведомлениям осуществляется контроль за полнотой регистрации сообщений о преступлениях. Талон-уведомление состоит из двух частей - талона-корешка и талона-уведомления, имеющих одинаковый регистрационный номер. Талон-уведомление вручается заявителю. Талон-корешок, на котором расписывается заявитель, остается в соответствующем правоохранительном органе.

Кошелев Сергей Владимирович
юрист, участник рабочей группы
«Красный ответ»

Любые заявления о готовящемся, совершаемом или совершённом преступлении, независимо от места и времени его совершения, полноты сообщаемых сведений или формы представления (лично, нарочным, по почте, интернету, телефону, телеграфу, факсимильной или иным видом связи), принимаются в любом органе внутренних дел круглосуточно штатными дежурными (лицами, их заменяющими), а также следователями и дознавателями, уполномоченными расследовать преступления в соответствии со ст. 151 УПК РФ , и незамедлительно должны быть зарегистрированы. Т.е. подать их можно не только по месту жительства либо месту совершения преступления, а вообще в любом месте.

Обычно заявителем является пострадавший. Но таковыми могут быть и другие лица, к примеру, очевидец общественно опасного деяния. Более того, о преступлении вправе заявить и лицо, которому о таковом стало известно с чьих-то слов.

Заявитель вправе приложить к заявлению о преступлении необходимые документы и материалы либо их копии, в том числе в электронной форме.

Если рассмотрение поступившего заявления не относится к компетенции данного органа или преступление совершено на территории другого его подразделения, то все имеющиеся материалы после регистрации в соответствии с УПК РФ передаются по подследственности.

1. Анонимное заявление о преступлении.

Анонимное заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела (ч. 7 ст. 141 УПК РФ ). Однако оно передаётся (без регистрации) в соответствующий орган для возможного использования в оперативно-розыскной деятельности. При этом есть ряд исключений. Направленное в органы внутренних дел анонимное сообщение, содержащее данные о признаках совершённого или готовящегося террористического акта, подлежит обязательной регистрации и проверке в общем порядке . Органы ФСБ регистрируют анонимные сообщения вообще о любых преступлениях . Само собой, анонимный заявитель не уведомляется о результатах рассмотрения заявления и не может знакомиться с материалами проверки, это тоже стоит учитывать.

Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о заявителе (как минимум, его фамилии и адреса ).

Заявление относится к анонимному в случаях, когда оно: 1) не подписано (т.е. не указано, как минимум, фамилии заявителя); 2) подписано неразборчиво (т.е. когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее); 3) точно известно, что оно подписано вымышленным именем; 4) подписано заявителем, однако его адрес и иные сведения, позволяющие установить место нахождения лица, отсутствуют; 5) подписано от имени неопределённого круга лиц; 6) подано от имени другого лица либо других лиц без их ведома.

2. Формы представления заявления о преступлении.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем (ч. 2 ст. 141 УПК РФ ). Уголовно-процессуальный кодекс не устанавливает какой-либо обязательной формы заявления о преступлении. В заявлении рекомендуется как можно полнее и обстоятельнее описать событие преступление: место, время, кто совершил преступление (если известно), кто являлся очевидцем и т.п. Желательно также указать полностью паспортные данные, телефон и место работы, дату составления заявления и подписать заявление на каждой странице.

Если заявление отправляется по почте, такое письмо лучше направлять заказной корреспонденцией с обратным уведомлением о получении. В таком случае дата принятия письма, указанная на уведомлении, и собственно само уведомление и будут доказательством обращения. Если в орган, компетентный возбуждать уголовные дела, письменное заявление о преступлении поступило по почте, и в нём не отражено, что заявитель знает о предусмотренной ст. 306 УК РФ уголовной ответственности, ответственность за заведомо ложный донос должна быть заявителю разъяснена при первом его посещении следователя или дознавателя. Это может быть сделано как в конце письменного заявления, так и в виде отдельного подписанного заявителем документа.

Если же о совершённом преступлении пострадавший, очевидец или любое иное лицо сообщает лично , сотрудник, к которому он обращается, обязан составить протокол устного заявления. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания (ч. 4 ст. 141 УПК РФ ). Протокол обязательно подписывается заявителем и лицом, принявшим устное заявление. Заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьёй 306 УК РФ , о чём в протокол вносится отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Не достигшему 16 лет (возраста уголовной ответственности по данной статье) заявителю разъясняется необходимость говорить правду, а также уголовно-процессуальные и уголовно-правовые последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления.

Если заявитель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол принятия устного заявления о преступлении, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания заявителем (ч. 3 ст. 167 УПК РФ ).

Если сообщение о происшествии поступило при личном обращении заявителя, то одновременно с регистрацией заявления ему должны выдать талон-уведомление, который состоит из двух частей – отрывного листка и корешка, имеющих одинаковый регистрационный номер. Талон-уведомление является доказательством того, что заявление принято. Заявитель расписывается за получение талона-уведомления, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Может случиться ситуация, когда заявитель обратился с заявлением о преступлении в один день, а документ о принятии сообщения о преступлении ему выдают на следующий день или даже через несколько дней. В этом случае заявитель, помимо обжалования в порядке, установленном ст. ст. 124 и 125 УПК РФ , данного незаконного действия (бездействия) лица, принимавшего заявление о преступлении, вправе также настаивать на отражении в талоне-уведомлении и корешке к нему истинного времени и даты принятия у него заявления о преступлении. Время и дата принятия заявления о преступлении – это время и дата, когда к компетентному на принятие сообщения о преступлении лицу обратился гражданин с заявлением о преступлении или когда таковое к нему поступило по почте, с нарочным и т.п.

Отказ в приёме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. ст. 124, 125 УПК РФ . Обжалована может быть любая форма отказа в приёме заявления о преступлении: когда ответа на заявление нет вообще или получен отрицательный ответ на требование зафиксировать факт обращения. Обжалованы могут быть и невыдача или отказ в выдаче заявителю документа, подтверждающего принятие его заявления о преступлении.

3. Особенности подачи заявления о преступлении по интернету.

Заявитель может подать заявление с использованием электронной почты и (или) электронной формы, размещенной на официальном сайте соответствующего правоохранительного органа в сети Интернет (если таковые имеются), а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Государственная услуга предоставляется заявителям бесплатно.

Интернет-сообщение распечатывается, дальнейшая работа с ним ведётся как с письменным сообщением.

Заявитель информируется о принятом решении по заявлению, а также о передаче заявления (сообщения) по подведомственности, подследственности, подсудности по указанному им электронному адресу, а по заявлению, поступившему через Единый портал, – в личный кабинет заявителя, созданного на указанном портале, за исключением случаев, когда это запрещено федеральным законом.

Основаниями для отказа в рассмотрении заявлений, направляемых в электронном виде по информационным системам общего пользования, являются :

  • указание заявителем недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;
  • поступление дубликата уже принятого электронного заявления;
  • некорректность содержания электронного заявления (если содержащийся в нём текст не поддается прочтению: нечитаемые символы и т.д.);
  • невозможность рассмотрения заявления без необходимых документов и личной подписи заявителя (в частности, когда заявление по делу частного или частно-публичного обвинения подается не самим пострадавшим, при этом необходимо подтвердить полномочия заявителя, в т.ч. для начала установить его личность).

4. Принятие решения по заявлению о преступлении.

Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении. Срок проверки сообщения о преступлении может быть продлён до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий – до 30 суток. Если по результатам проверки усматриваются признаки состава преступления частного обвинения, то заявление и материалы проверки с сопроводительным письмом направляются мировому судье (за исключением случаев, когда лицо, подлежащее привлечению к ответственности, не установлено).

Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору, руководителю следственного органа или в суд в порядке, установленном ст. 124 и ст. 125 УПК РФ . Возможность подачи жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела каким-либо сроком не ограничена.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ и постановлением Конституционного Суда от 18 февраля 2000 г. № 3-П лица, чьи права и свободы затрагиваются решением об отказе в возбуждении уголовного дела, имеют право на ознакомление с материалами проверки , проведённой по сообщению о преступлении, на основании которых вынесено решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

5. Подача заявления о преступлении на иностранном языке.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 УПК РФ заявителю, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство, должно быть разъяснено его право заявить о преступлении на родном или другом языке, которым он владеет, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном УПК РФ.

В процессе принятия у такого гражданина заявления о преступлении участвует переводчик. Перед началом данного процессуального действия следователь должен удостовериться в компетентности переводчика и разъяснить ему его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ . Факт разъяснения данных прав как заявителю, так и переводчику отражается в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

Заявление может быть дано не на русском языке (и не на государственном языке входящей в РФ республики). Протокол же принятия устного заявления о преступлении и в этом случае оформляется на языке, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство. Подписывают протокол и заявитель, и переводчик.

6. Особенности подачи заявления о преступлении по делам частного и частно-публичного обвинения.

По делам публичного обвинения не требуется, чтобы в заявлении о преступлении заявитель высказывал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. В силу принципа публичности (официальности), действующего в российском уголовном процессе, этот вопрос решается независимо от воли заявителя.

Данное правило не распространяется на дела частного и частно-публичного обвинения, которые по общему правилу могут возбуждаться только по заявлению потерпевшего или его законного представителя, а в случае смерти потерпевшего – по заявлению близкого родственника потерпевшего (ч. 1 и 2 ст. 318 УПК РФ ). Причём в заявлении потерпевших о преступлениях в таких случаях в обязательном порядке должна содержаться просьба о привлечении виновного к уголовной ответственности . Даже фразы «прошу привлечь к законной ответственности» или «к административной ответственности» в жалобе недостаточно для инициации уголовного процесса.

Без заявления потерпевшего или иных вышеуказанных лиц руководитель следственного органа, следователь, а также дознаватель с согласия прокурора вправе возбудить уголовное дело частного или частно-публичного обвинения, только если преступление, о котором им стало известно, совершено в отношении лица, которое не может защищать свои права и законные интересы (находится в зависимом, беспомощном состоянии или по иным причинам не способно самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами). К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны. К лицам, находящимся в беспомощном состоянии, Верховный Суд РФ относит, в частности, тяжелобольных и престарелых, малолетних детей, лиц, страдающих психическими расстройствами, лишающими их способности правильно воспринимать происходящее. На практике нахождение лица в беспомощном состоянии иногда признается в силу инвалидности пострадавшего.

Преступления, дела о которых именуются делами частно-публичного обвинения , перечислены в ч. 3 ст. 20 УПК РФ . Это преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 131 (изнасилование) , ч. 1 ст.132 (иные насильственные действия сексуального характера) , ч. 1 ст. 137 (незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили вред правам и законным интересам граждан) , ч. 1 ст. 138 (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан) , ч. 1 ст. 139 (незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица) , ст. 145 (необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам) , ч. 1 ст. 146 (незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб) и ч. 1 ст. 147 (незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб) , а также ст. 159-159.6 (мошенничества всех видов), ст. 160 (присвоение или растрата) , ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества путем обмана или злоупотребления доверием при отсутствии признаков хищения) , если они совершены индивидуальным предпринимателем в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности и (или) управлением принадлежащим ему имуществом, используемым в целях предпринимательской деятельности, либо если эти преступления совершены членом органа управления коммерческой организации в связи с осуществлением им полномочий по управлению организацией либо в связи с осуществлением коммерческой организацией предпринимательской или иной экономической деятельности, за исключением случаев, если преступлением причинен вред интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.

Уголовные дела частно-публичного обвинения отличаются от дел частного обвинения тем, что согласно ч. 3 ст. 20 УПК РФ они не могут быть прекращены в связи с примирением сторон (т.е. после возбуждения дела заявление «отозвать» нельзя ), за исключением оснований примирения, которые закреплены в ст. 25 УПК РФ (в отношении преступлений небольшой или средней тяжести, если виновное лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред). С возбуждением дела частно-публичного обвинения производство по нему далее идёт в общем порядке, как по делам публичного обвинения.

Уголовные дела частного обвинения рассматриваются мировым судьёй (если таковой отсутствует – судьёй районного суда) по месту совершения предполагаемого преступления. Это преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 115 (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью) , ч. 1 ст. 116 (побои) , ч. 1 ст. 128.1 УК РФ (клевета) .

В отношении конкретного лица заявление подается непосредственно мировому судье, а если же оно неизвестно - возбуждение уголовного дела осуществляется в общем порядке, затем после установления предполагаемого виновника оно направляется мировому судье.

Поступающие мировым судьям заявления по делам частного обвинения должны строго соответствовать предусмотренной ч. 5 ст. 318 УПК РФ форме. В противном случае в принятии заявления будет отказано.

Такое заявление о преступлении должно содержать:

1) наименование суда, в который оно подаётся;
2) описание события преступления, места, времени, а также обстоятельств его совершения;
3) просьбу, адресованную суду, о принятии уголовного дела к производству (т.е. о привлечении именно к уголовной ответственности);
4) данные о потерпевшем, а также о документах, удостоверяющих его личность;
5) данные о лице, привлекаемом к уголовной ответственности;
6) список свидетелей, которых необходимо вызвать в суд;
7) подпись лица, его подавшего.

В случае, если должностное лицо правоохранительного органа, рассматривающее заявление, придёт к выводу, что обвинение в данном случае осуществляется в частном порядке (и лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, установлено), заявление со всеми материалами передаётся мировому судье. При этом если оно не соответствует требованиям ст. 318 УПК РФ , судья отказывает в принятии заявления. После чего заявитель может привести его в соответствие и подать вновь.

П. 130 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД РФ (утв. приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707)

Пп. 3, 22 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан РФ в органах ФСБ (утв. приказом ФСБ от 30 августа 2013 г. N 463)

П. 32 Административного регламента МВД РФ предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах МВД РФ заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях (утв. приказом МВД РФ от 1 марта 2012 г. N 140). Поскольку данные обстоятельства объективно препятствуют рассмотрению заявления, то отказ в подобных случаях наверняка последует и в иных правоохранительных органах.

П. 28 постановления Пленума от 29.06.2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве"

Наиболее распространенный повод начала предварительного расследования — заявление о преступлении. Порядок его приема урегулирован ст. 141 УПК РФ. Будучи поводом к возбуждению уголовного дела, в самом общем виде заявление о преступлении может быть охарактеризовано как предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК источник, из которого следователю (дознавателю и др.), а по делам частного обвинения также мировому судье непосредственно от физического лица — заявителя впервые поступили сведения о готовящемся, совершаемом либо совершенном деянии (последствиях), содержащем процессуально значимые признаки объективной стороны состава преступления. Заявление о преступлении одновременно является поводом для начала уголовного процесса.

Заявляет о преступлении физическое лицо. Комментируя ст. 141 УПК РФ, А.Н. Шевчук утверждает, что заявление о преступлении может исходить не только от физического лица, но и от должностного лица <15> и даже от организации (юридического лица) <16>. Так как должностное лицо всегда одновременно является физическим лицом, то, думается, вопрос о том, может ли заявление о преступлении исходить от должностного лица, не имеет прикладного значения. Тем более что в ст. 23 УПК РФ, действительно, есть прямое указание на «заявление» должностного лица — руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием. Правда, в указанной норме речь идет просто о заявлении, а не о заявлении о преступлении. Просто о заявлении упоминается и во многих других статьях УПК РФ. В них во всех термин «заявление» используется в значении, аналогичном понятию ходатайства субъекта уголовного процесса. Так сформулированы положения ст. 166, 186, 189 и некоторых других статей УПК РФ.

———————————

<15> Что заявления о преступлении могут исходить от должностного лица, утверждает и В.Н. Григорьев. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. М.: Издательство «Экзамен XXI», 2002. С. 314.

<16> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция… С. 264, 265 и др.

Другое дело — утверждение А.Н. Шевчука о том, что «под заявлением следует понимать устное или письменное сообщение… организации… о факте совершения преступления» <17>. Если заявляет о преступлении не конкретное физическое лицо, то и непозволительно привлекать конкретного человека к ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, да и предупреждать его о таковой, как этого требует ч. 6 ст. 141 УПК РФ, бессмысленно.

———————————

<17> См.: Там же. С. 264 и др.

Трудно представить устное сообщение организации, не являющееся сообщением конкретного физического лица. Кто-то же от имени организации его озвучил. Это физическое лицо и будет являться заявителем. Именно ему будут принадлежать права, предусмотренные не только ст. 141 УПК РФ, но и ч. 4 ст. 144, ч. 2 ст. 145, ч. 4 ст. 146, ч. 4 и 7 ст. 148 УПК РФ.

Согласно ч. 1 — 3 ст. 141 УПК РФ заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. А устное заявление о преступлении заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Данные о заявителе — это не наименование и местонахождение организации и даже не сведения о должности должностного лица, это общеустановленные анкетные данные физического лица: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы и т.п.

Автор полагает, что возможность признания потерпевшим по уголовному делу юридического лица «свидетельствует» о том, «что кроме физических лиц заявителями могут выступать и другие субъекты». Между тем данное обстоятельство ничего не доказывает. Основной объем уголовных дел в российском уголовном процессе составляют дела публичного обвинения. Законодателем же по данной категории дел не ставится знак равенства между заявителем и потерпевшим. Нигде не указывается на то, что заявителем по делам публичного обвинения может быть только потерпевший, или на то, что потерпевшим может быть признан только заявитель. По делам публичного обвинения эти две процессуальные фигуры совершенно самостоятельны.

Да, действительно, по некоторой категории дел обычно заявителем является пострадавший. Но таковыми могут быть и другие лица, к примеру, очевидец общественно опасного деяния. Более того, о преступлении вправе заявить и лицо, которому о таковом стало известно с чьих-то слов.

Отдельными учеными высказывается мнение, что заявление о преступлении, содержащее сведения, полученные из «вторых рук», даже при условии, что указан источник осведомленности, поводом к возбуждению уголовного дела не является <18>.

———————————

<18> См.: Николюк В.В. Стадия возбуждения уголовного дела (в вопросах и ответах): Учеб. пособие / В.В. Николюк, В.В. Кальницкий, П.Г. Марфицин. Омск: ВШМ МВД России, 1995. С. 8.

Трудно встать на такую позицию, и вот почему. Во-первых, как правильно отмечают те же авторы, «закон не запрещает рассматривать в качестве повода к возбуждению уголовного дела заявления лиц, которым преступлением вред не причинен» <19>, а значит, такой повод нельзя признать незаконным. Во-вторых, боюсь, что приведенное мнение может породить не только крайне нежелательные теоретического плана последствия, выразившиеся в пренебрежительном отношении к закону и его толкованию, но и увеличить процент латентных, хуже того, укрытых преступлений. В-третьих, правоприменители, убежденные в правоте такой позиции, рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности. Если признать, что такое заявление не является поводом для возбуждения уголовного дела (для начала предварительного расследования), то его нельзя регистрировать, нельзя приступать к предварительной проверке и принимать по нему процессуальные решения. Практике же известны случаи лишения свободы должностных лиц за указанное бездействие.

———————————

<19> Там же. С. 8.

Таким образом, заявление о преступлении всегда поступает от физического лица, вне зависимости от того, являлось оно одновременно должностным лицом и (или) представителем какой-либо организации. Заявляя о преступлении, гражданин действует от своего имени. И именно в отношении его, а не в отношении организации будет решаться вопрос о привлечении к ответственности за заведомо ложный донос.

В конце концов А.Н. Шевчук соглашается с этим. Уже в следующем абзаце, после утверждения, что заявление о преступлении может исходить от юридического лица, он пишет следующее: «Представители организаций, учреждений не вправе от имени организации делать заявления о преступлении. Подобного рода заявления следует расценивать как сообщения частного лица» <20>.

———————————

<20> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. Новая редакция… С. 265 и др.

Именно частный характер любого заявления о преступлении позволяет утверждать о несостоятельности данного Л.Н. Масленниковой разъяснения ст. 141 УПК РФ. Она полагает, что «письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, учреждения или организации, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать)» <21>. Такое требование не содержится в законе. Заявление о преступлении будет поводом для возбуждения уголовного дела и при отсутствии на нем штампа и (или) печати, кем бы оно ни было написано. Лишь бы оно не было анонимным и были соблюдены все иные требования, закрепленные в ст. 141 УПК РФ.

———————————

<21> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Юристъ, 2002. С. 298.

Хотелось бы сделать очередное замечание. А.Н. Шевчук думает, что в заявлении о преступлении сообщается о факте преступления. С этим трудно согласиться. Исходя из содержания ч. 2 ст. 140 УПК РФ, в заявлении о преступлении сообщается не о факте преступления, а о признаках преступления, причем уголовно-процессуальное значение имеет сообщение не о любых признаках состава преступления, а лишь о признаках общественно опасного деяния и общественно опасных последствий.

Заявлением о преступлении, о котором здесь идет речь, может быть лишь сообщение, поступившее в орган, уполномоченный возбуждать уголовное дело. Поэтому нельзя признать поводом для возбуждения уголовного дела публичного или частно-публичного обвинения (для начала предварительного расследования) заявление о преступлении, адресованное суду (судье), в иное некомпетентное возбуждать уголовное дело учреждение.

Как следует из текста ч. 4 ст. 141 УПК РФ, если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Следственное действие производит следователь (дознаватель и др.). Они вправе производить предварительное расследование. Но подобного права нет у суда. Начинается ли предварительное расследование после занесения заявления о преступлении в протокол судебного заседания? В обычной ситуации, конечно же, нет.

Занесенное в протокол судебного заседания «устное сообщение о преступлении» становится поводом к началу нового (по новому «преступлению») уголовного процесса, а затем и поводом для начала предварительного расследования лишь в случае присутствия в судебном заседании должностного лица, уполномоченного возбудить уголовное дело <22>, а именно следователя (дознавателя и др.). В новом уголовном деле данный повод для возбуждения уголовного дела будет содержаться в виде рапорта об обнаружении признаков преступления с прилагаемым к таковому письменным документом — копией протокола судебного заседания или выпиской из него. Заявления о преступлении в ходе судебного заседания быть не может, потому что таковое делается органу, уполномоченному возбуждать уголовное дело. Суд же и даже участвующий в судебном заседании государственный обвинитель (прокурор) не имеют права возбуждать уголовные дела.

———————————

<22> Дела частного обвинения возбуждаются путем подачи мировому судье (при отсутствии такового — судье районного суда) заявления потерпевшим, его законным представителем, а в случае смерти потерпевшего — близким родственником потерпевшего. Соответственно, поводом для начала нового уголовного процесса по делам частного обвинения могут быть заявления о преступлении, сделанные в ходе судебного разбирательства, осуществляемого мировым судьей (при отсутствии такового — судьей районного суда).

Любое заявление о преступлении обязательно должно быть зафиксировано в материалах предварительной проверки (уголовном деле) в виде письменно составленного, подписанного заявителем документа.

Достаточно того, чтобы заявитель поставил одну подпись в конце заявления. Однако лучше, если в заявлении имеется две подписи заявителя. Не только в конце документа, но и под записью о том, что ему известно об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, предусмотренной ст. 306 УК РФ.

Устное заявление о преступлении, за исключением того, которое сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, уже после начала уголовного процесса, фиксируется в письменном документе. Данный документ именуется протоколом принятия устного заявления о преступлении.

Помимо точного своего наименования, в нем должны быть отражены: место, день, месяц и год составления протокола, должность, классный чин или звание, фамилия и инициалы лица, принявшего заявление, ссылка на ст. 141 УПК РФ, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя, номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, кем и когда удостоверяющий личность заявителя документ был выдан, удостоверенное подписью заявителя предупреждение об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, уголовно процессуально значимые признаки состава преступления.

В конце протокола последовательно друг за другом отражаются сведения о том, кем документ был прочитан, правильно ли в нем отражены сообщенные заявителем сведения, какие имеются замечания (отсутствие таковых), подпись заявителя. Завершает документ подпись лица, принявшего заявление.

Место составления протокола принятия устного заявления о преступлении отражается в двух частях протокола. Сразу под наименованием документа указывается населенный пункт составления, а затем после слов «в помещении» — наименование учреждения (адрес квартиры или дома), где было осуществлено рассматриваемое процессуальное действие, и номер конкретного кабинета. К примеру — «в кабинете N 12 Советского РУВД г. Орла».

Основными документами, удостоверяющими личность заявителя, являются:

— паспорт гражданина Российской Федерации;

— дипломатический паспорт;

— служебный паспорт;

— паспорт моряка (удостоверение личности моряка) (ст. 7 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» <23>, п. 1 Указа Президента РФ от 21 декабря 1996 г. N 1752 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» <24>, п. 1 Постановления Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298 «Об утверждении образцов и описания бланков основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации» <25>).

———————————

<23> См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 34. Ст. 4029.

<24> См.: Собр. законодательства РФ. 1996. N 52. Ст. 5914.

<25> См.: Собр. законодательства РФ. 1997. N 12. Ст. 1435.

Документом, удостоверяющим личность, признается также свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста) <26>.

———————————

<26> См.: Об утверждении номенклатуры объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в системе сертификации в гражданской авиации Российской Федерации: распоряжение Минтранса РФ от 24 июня 2002 г. N НА-217р.

Согласно ч. 2 п. 7 ст. 4 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» <27> документом, удостоверяющим личность лица, заявившего ходатайство о признании его беженцем, является свидетельство о рассмотрении по существу данного ходатайства. Документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем, признается удостоверение беженца (ч. 2 п. 7 ст. 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах»).

———————————

<27> См.: Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 12. Ст. 425.

Документом, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего (офицеров, прапорщиков, мичманов) Российской Федерации, является удостоверение личности военнослужащего Российской Федерации (п. 1 Положения об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации <28>).

———————————

<28> См.: Об удостоверении личности военнослужащего Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 2003 г. N 91 // Собр. законодательства РФ. 2003. N 7. Ст. 654.

Документом, удостоверяющим личность солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту, признается военный билет.

Для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, рассматриваемым документом следует считать справку об освобождении из мест лишения свободы <29>.

———————————

<29> См.: Об утверждении форматов электронного вида реестров талонов родовых сертификатов: Приказ ФСС России от 25 февраля 2009 г. N 33 // Социальный мир. 2009. N 17.

Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

а) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

б) разрешение на временное проживание;

в) вид на жительство;

г) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства (ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» <30>).

———————————

<30> Собр. законодательства РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

Приведенный перечень документов, удостоверяющих личность заявителя, не является исчерпывающим.

При фиксации в протоколе уголовно процессуально значимых признаков состава преступления нужно стремиться к отражению конкретных сведений, указывающих на подготовку или совершение (сейчас либо в прошлом) преступления — всех известных заявителю признаков состава преступления (когда, где и что именно произошло, какой причинен ущерб). Как минимум в заявлении должны быть отражены вероятные данные о наличии в происшествии, о котором сообщает заявитель, уголовно процессуально значимых признаков общественно опасного деяния и (или) общественно опасных последствий.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 УПК РФ заявителю, не владеющему или недостаточно владеющему языком, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство, должно быть разъяснено его право заявить о преступлении на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном УПК РФ.

В процессе принятия у такого гражданина заявления о преступлении участвует переводчик. Перед началом данного процессуального действия следователь (дознаватель и др.) должен удостовериться в компетентности переводчика и разъяснить переводчику его права и ответственность, предусмотренные ст. 59 УПК РФ.

Факт разъяснения данных прав как заявителю, так и переводчику отражается в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

Заявление может быть дано не на русском языке (и не на государственном языке входящей в Российскую Федерацию республики). Протокол же принятия устного заявления о преступлении и в этом случае оформляется на языке, на котором ведется уголовно-процессуальное досудебное производство. Подписывают протокол и заявитель, и переводчик.

По аналогии с ч. 3 ст. 167 УПК РФ если заявитель в силу физических недостатков или состояния здоровья не может подписать протокол принятия устного заявления о преступлении, то ознакомление этого лица с текстом протокола производится в присутствии законного представителя, представителя или понятых, которые подтверждают своими подписями содержание протокола и факт невозможности его подписания заявителем.

По делам публичного обвинения не требуется, чтобы в заявлении о преступлении заявитель высказывал просьбу о привлечении виновного лица к уголовной ответственности. В силу принципа публичности (официальности), действующего в российском уголовном процессе, этот вопрос решается независимо от воли заявителя.

Данное правило не распространяется на дела частного обвинения, которые по общему правилу могут возбуждаться только по заявлению потерпевшего или его законного представителя, а в случае смерти потерпевшего — по заявлению близкого родственника потерпевшего (ч. 1 и 2 ст. 318 УПК), а также на дела частно-публичного обвинения, которые, если преступление совершено в отношении лица, способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, возбуждаются лишь по заявлению потерпевшего.

Дела частно-публичного обвинения возбуждаются по заявлению потерпевшего. В УПК РФ нет прямого указания на то, что данная категория дел может быть возбуждена по заявлению законного представителя и тем более близкого родственника потерпевшего. Между тем как минимум законные представители потерпевшего должны обладать указанным правом, исходя из положений, закрепленных в ч. 3 ст. 45 УПК РФ, согласно которым законные представители потерпевшего имеют те же процессуальные права, что и представляемое ими лицо <31>, а также по аналогии с ч. 1 ст. 318 УПК РФ. Думается, последовательным было бы наделение указанным правом и близких родственников потерпевшего в случае смерти последнего <32>.

———————————

<31> О наличии у законного представителя таких же прав, как и у потерпевшего, некоторые процессуалисты часто забывают и поэтому к числу лиц, от которых может быть принято заявление о преступлении по делу частно-публичного обвинения, относят только лишь потерпевших. См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Юристъ, 2002. С. 298 — 299.

Только в связи с поступлением в компетентный орган заявления (жалобы) потерпевшего <33> может начаться уголовный процесс по таким фактам, а затем возбуждено уголовное дело и соответственно начато предварительное расследование. Причем в заявлении потерпевших о преступлениях, исчерпывающий перечень которых приведен в ст. 20 УПК РФ, в обязательном порядке должна содержаться просьба о привлечении виновного к уголовной ответственности <34>. Пострадавший может просить привлечь лицо к «законной ответственности» и даже наличия этого словосочетания в жалобе недостаточно для начала уголовного процесса, а тем более для начала предварительного расследования (возбуждения уголовного дела).

———————————

<33> В данном случае термин «потерпевший» употребляется не в значении, которое употреблено в ст. 42 УПК РФ, то есть не как лицо, в отношении которого вынесено соответствующее постановление о признании его таковым, а как лицо, которому причинен определенного рода вред. Такого субъекта уголовного процесса можно именовать пострадавшим.

<34> Аналогичного мнения придерживаются и другие авторы. См.: Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу… С. 177 — 178.

Нетрадиционный подход к разъяснению положений ст. 141 УПК РФ продемонстрирован В.Н. Григорьевым. Им круг заявлений о преступлении ограничен лишь сообщениями «о совершенном или готовящемся преступлении», которые сопровождались «просьбой о привлечении виновного к уголовной ответственности». Автор утверждает, что «официальное уведомление дознавателя, органа дознания, следователя, прокурора о преступлении, не содержащее такой просьбы (письмо), не является поводом для возбуждения уголовного дела в смысле п. 1 ч. 1 ст. 140, оно относится к иным источникам, предусмотренным в п. 3 ч. 1 ст. 140» <35> УПК.

———————————

<35> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 314.

Сразу оговоримся, что в этой характеристике заявления о преступлении не одно, а сразу три спорных положения.

Во-первых, сообщения могут быть не только о совершенном или готовящемся преступлении, но и о совершаемом преступлении. Почему-то данная значительная часть сообщений (сообщений о совершаемом преступлении) физических лиц автором не признается заявлением о преступлении.

Во-вторых, из поля зрения автора совершенно выпала такая группа не содержащих просьбы о привлечении виновного к уголовной ответственности сообщений граждан, как обращения к руководителю следственного органа (на тот момент он именовался начальником следственного отдела), руководителю (члену) следственной группы (группы дознавателей), а также к мировому судье (судье гарнизонного либо районного суда) по делам частного обвинения. Не ясно, каким поводом для возбуждения уголовного дела должны признаваться «уведомления» указанных должностных лиц гражданами о совершенном преступлении.

В-третьих, не ясно, каково теоретическое или практическое значение данной, кардинально новой идеи автора. Зачем нужно было так резко отмежевываться от того, что десятки лет оттачивалось процессуальной наукой? Статья 141 УПК РФ — это аналог ст. 110 УПК РСФСР, а п. 1 ч. 1 ст. 140 УПК РФ — аналог п. 1 ч. 1 ст. 108 УПК РСФСР. Разъяснения п. 1 ч. 1 ст. 108 и ст. 110 УПК РСФСР имелись и имеются. Данный же В.Н. Григорьевым комментарий к ст. 141 УПК РФ существенно отличается от них.

Наверное, позиция В.Н. Григорьева имеет право на существование. Но главный ее изъян заключается в том, что она приведет следователя (дознавателя и др.), которые ему поверят, к нежелательным для них последствиям — привлечению к ответственности за нарушение требований УПК РФ.

Они по делам публичного обвинения не будут оформлять протокол принятия устного заявления о преступлении (не будут фиксировать устное сообщение гражданина в протоколе следственного действия) при обращении к ним очевидцев преступления (наверное, автор согласится с тем, что не дело очевидца преступления обращаться с просьбой о привлечении виновного к ответственности), пострадавших по делам публичного обвинения, которые по той или иной причине (из-за страха перед преступником, из-за отсутствия знаний о том, кто совершил преступление, и т.п.) не желают в заявлении указывать свою просьбу о привлечении виновного к уголовной ответственности, пострадавших от общественно опасных деяний невменяемых, виновные в которых просто отсутствуют. Этот список можно продолжить.

Считая, что такие не содержащие просьбы о привлечении виновного к уголовной ответственности, исходящие от физического лица сообщения о преступлении не являются заявлениями о преступлении, следователи (дознаватели и др.) могут не отразить в поводе полные данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя, что является нарушением требований ч. 3 ст. 141 УПК РФ. Более того, в рапорте об обнаружении признаков преступления, который автор предлагает составлять в подобного рода случаях, бесспорно, будет отсутствовать удостоверенная подписью заявителя отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 УК РФ.

Указанные обстоятельства позволяют говорить как минимум о том, что подобного рода разъяснения не желательно размещать в адресованных практическим работникам постатейных комментариях к Уголовно-процессуальному кодексу РФ.

И еще об одном моменте, на который правильно обращают внимание некоторые ученые. Требование ч. 6 ст. 141 УПК РФ о необходимости предупреждения заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос касается не только тех лиц, которые обращаются в компетентный орган с устным заявлением. Оно в равной мере распространимо и на лиц, явившихся в орган дознания или предварительного следствия для подачи письменного заявления <36>. Если в орган, компетентный возбуждать уголовные дела и производить предварительное расследование, письменное заявление о преступлении поступило по почте и в нем не отражено, что заявитель знает о предусмотренной ст. 306 УК РФ уголовной ответственности, ответственность за заведомо ложный донос должна быть заявителю разъяснена при первом его посещении следователя (дознавателя и др.).

———————————

<36> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 315 и др.

Факт разъяснения ответственности, предусмотренной ст. 306 УК РФ, и в этих случаях должен быть отражен в материалах предварительной проверки (уголовного дела). Это может быть сделано как в конце письменного заявления, так и в виде отдельного подписанного заявителем документа.

Установленный законом порядок, в соответствии с которым заявления о преступлении обязательно должны быть заявителем подписаны, а последний предупрежден об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, служит одной из гарантий получения достоверных сведений, на основе которых предстоит решать вопрос о возбуждении уголовного дела.

Между тем не всегда заявитель может быть предупрежден об уголовной ответственности. Не достигший возраста, с момента наступления которого возможно привлечение к уголовной ответственности, заявитель не может быть признан субъектом такого преступления, как заведомо ложный донос. Поэтому его не только не нужно, но и нельзя предупреждать об уголовной ответственности. Не достигшему 16 лет заявителю разъясняется необходимость говорить правду, а также «уголовно-процессуальные» и уголовно-правовые «последствия, которые вытекают из подаваемого им заявления» <37>. Об этом также делается отметка в протоколе принятия устного заявления о преступлении (протоколе следственного действия, протоколе судебного заседания), которая удостоверяется подписью несовершеннолетнего заявителя.

———————————

<37> См.: Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации… М.: Экзамен XXI, 2002. С. 316.

Из заявления о преступлении должно быть ясно, кто именно (как минимум фамилия, инициалы и адрес места жительства) его написал. Анонимными признаются обращения, не содержащие сведений о заявителе (его фамилии и местонахождения (адреса)). Согласно ч. 7 ст. 141 УПК РФ анонимное же «заявление о преступлении не может служить поводом для возбуждения уголовного дела» (начала предварительного расследования).

Анонимным заявлением следует также признавать не только неподписанное или не подписанное автором заявление о преступление, заявление, подписанное неразборчиво, то есть когда из подписи нельзя установить лицо, его направившее. Анонимным в то же время признается заявление, когда точно известно, что оно подписано вымышленным именем. К анонимным также относят заявление, «поданное от имени другого лица либо других лиц без их ведома» <38>.

———————————

<38> Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 года… С. 244.

Если в анонимном заявлении о преступлении указываются конкретные факты, свидетельствующие о подготовке или совершении преступления, то вне уголовного процесса осуществляется необходимая их проверка. При подтверждении фактов, изложенных в анонимном заявлении о преступлении, уголовное дело может быть возбуждено. Поводом для начала предварительного расследования (возбуждения уголовного дела) в этом случае будет сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, а не заявление о преступлении. Само же анонимное заявление или письмо в уголовно-процессуальном смысле должно рассматриваться только лишь как сигнал о преступлении, не имеющий процессуального значения и послуживший поводом для административно-властной, а не уголовно-процессуальной деятельности. С учетом имеющихся у правоохранительных органов возможностей проведением проверочных действий по анонимным сообщениям обычно занимаются оперативные аппараты органов дознания, и чаще всего органов внутренних дел.

Согласно требованиям ч. 4 ст. 141 УПК РФ устное заявление о преступлении, сделанное при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. Несмотря на это четкое разъяснение законодателя, в некоторых комментариях можно встретить не соответствующие данной норме рекомендации. Так, А.Г. Халиулин предписывает следователям, получившим устное заявление о преступлении в ходе следственного действия, составлять рапорт об обнаружении признаков преступления по правилам ст. 143 УПК РФ. В оформлении такого рапорта нет необходимости. А вот если следователь должным образом не отразит заявление в протоколе следственного действия, он тем самым нарушит требования УПК РФ. По этой причине протокол данного следственного действия в соответствии с требованиями ст. 75 УПК РФ может быть признан недопустимым доказательством.

Когда устное заявление о преступлении было сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, в протоколе следственного действия или протоколе судебного заседания должны быть отражены все сведения, которые требуется фиксировать в протоколе принятия устного заявления о преступлении.

Соответственно, помимо общих данных, отражаемых в любом протоколе следственного действия (протоколе судебного заседания), в рассматриваемом протоколе должна быть ссылка на ч. 4 и 6 ст. 141 УПК РФ. В нем подлежат фиксации: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства, работы или учебы заявителя, номер и серия паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность, кем и когда предъявленный заявителем документ был выдан, удостоверенное подписью заявителя предупреждение об ответственности за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, уголовно процессуально значимые признаки состава преступления. В конце заявления о преступлении должна быть подпись заявителя.

Для сотрудников органов внутренних дел обязательно, а для не являющихся таковыми следователей (дознавателей и др.) возможно одновременное с оформлением протокола следственного действия составление протокола устного заявления о преступлении либо рапорта об обнаружении признаков преступления (п. 56 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по приему, регистрации и разрешению в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях).


Top